Комбинирование производства: формы, показатели и эффективность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комбинирование производства: формы, показатели и эффективность.



 

Дадим определение основных форм организации производства.

Концентрация производства – сосредоточение производства и услуг на крупных предприятиях в отдельной отрасли, а также включающих производственные процессы разных отраслей.

Специализация производства – концентрация производства одноименной продукции и услуг на отдельных предприятиях.

Кооперирование производства – прямые производственные связи между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении определенного вида продукции, работ, услуг.

Комбинирование – соединение разных производств, представляющих последовательные технологические процессы комплексной обработки сырья или использования отходов производства в одном предприятии (комбинате).

Интеграция – объединение (слияние) в рамках одного предприятия последовательных, производственных или стадий производства продукции и услуг предприятий одной отрасли, имеющих одинаковые стадии производственного процесса.

Диверсификация – одновременное развитие не связанных друг с другом видов производства продукции и услуг в рамках одного предприятия.

К рыночным формам организации производства некоторые специалисты также относят аренду, лизинг, франчайзинг [17].

Теперь перейдем к краткому изложению содержания вопросов темы.

Концентрация на предприятиях отрасли может развиваться по следующим направлениям:

1) увеличение выпуска однородной продукции или услуг (специализированные производства);

2) увеличение выпуска разнородной продукции или услуг;

3) увеличение выпуска продукции на основе комбинирования производства;

4) расширение объема производства продукции на основе его интеграции и диверсификации.

Надо заметить, что каждая отрасль экономики имеет свои особенности, определяющие увеличение размеров предприятий. Например, в машиностроении, легкой и некоторых других отраслях технология производства исключает возможность использования машин и агрегатов большой мощности, поэтому в этих отраслях концентрация производства определяется количеством единиц машин, оборудования, рациональной организацией производства и управления.

В сфере услуг уровень концентрации и размер предприятия будут зависеть от норм потребления услуг на одного жителя, численности населения, его доходов и др. факторов.

В зависимости от того, на каком уровне управления и как происходит укрупнение производства, различают четыре формы концентрации [3], [8], [17]:

- агрегатная;

- технологическая;

- заводская (фабричная);

- организационно-хозяйственная (интеграционная форма).

Уровень концентрации в отраслях экономики определяется абсолютными и относительными показателями:

- годовым выпуском продукции и объемом оказания услуг;

- среднегодовой численностью работающих;

- среднегодовой стоимостью основных фондов;

- годовым потреблением материальных и энергетических ресурсов;

- средним размером предприятия в отрасли;

- удельными весами объема выпуска продукции и услуг, численности промышленно-производственного персонала, основных фондов, потребления электроэнергии крупными предприятиями отрасли.

Высокий уровень концентрации не всегда отражает высокую экономическую эффективность производства. Между показателями концентрации производства и его экономическими показателями порой трудно выявить прямую связь. В условиях рыночной экономики, как известно, развиваются малые и средние предприятия, прежде всего в сфере услуг. Они лучше приспособлены к перестройке производства на новые виды услуг, организации дополнительных рабочих мест.

Однако при оптимальных размерах предприятий концентрация производства создает возможности для более эффективного использования технического потенциала, росту производительности труда, снижения себестоимости продукции, работ, услуг и в конечном итоге повышению прибыльности выручки от продаж продукции.

Говоря о росте уровня концентрации в рыночной экономике, следует отметить, что он не всегда приводит к позитивным последствиям. В экономике концентрация производства тесно взаимосвязана с монополией. Очевидно, что чем выше уровень концентрации производства, тем больше оно обладает монопольной рыночной властью [8].

В странах рыночной экономики сложилась действенная система антимонопольного законодательства. У нас в стране государство регулирует процесс концентрации с целью недопущения предприятий монополистов с 1992 г., когда был принят Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в новой редакции 1995 г.). Согласно этому закону монополистом считается предприятие, контролирующее 65 % и выше товарного рынка определенного товара. Нижней планкой доли на рынке товаров и услуг принята 35 %. То есть если субъект (предприятие) имеет долю на рынке менее 35 %, то его положение не может быть признано доминирующим, и он не может быть отнесен к категории монополиста.

На современном этапе рыночных отношений в экономике нашей страны постоянно происходит структурная перестройка производства. Ее цель - создание конкурентоспособных предприятий. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют (интегрируют) свои усилия для достижения совместных целей.

Интеграция предприятий на основе интеграции бывает двух видов: вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная интеграция – объединение в рамках одного предприятия предыдущих организационно-производственных процессов, например, добыча полезных ископаемых металлургическими комбинатами и последующих стадий производства, например, предприятия по сбыту готовой продукции.

Вертикальная интеграция – весьма распространенное явление. Она наиболее типична для отраслей сырьевого комплекса и машиностроения и позволяет снизить издержки производства и реализации продукции.

Горизонтальная интеграция – объединение (слияние) предприятий одной отрасли, имеющие одинаковые стадии производственного процесса. Примерами могут быть объединения сети ресторанов, химчистки, парикмахерских, автозаправочных станций, магазинов и др. При горизонтальной интеграции за счет централизации функций достигается увеличение масштабов производства, снижение затрат на управление, снабжение, сбыт, маркетинг.

Особым видом интеграции можно рассматривать и возникновение диверсификации производства – стратегия уменьшения риска посредством распределения инвестиций между несколькими рискованными активами.

В более широком смысле диверсификация производства – одновременное развитие в рамках одного предприятия (компании) нескольких видов производств, технологически не связанных между собой, расширение ассортимента и номенклатуры производимых изделий и услуг, проникновение фирмы в смежные отрасли.

Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30 % общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия, его профилем.

Какие же выгоды дает диверсификация предприятию? Диверсификации производства способствует:

- большей выживаемости хозяйственного субъекта в условиях рынка;

- более полному использованию ресурсов предприятия;

- насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;

- проведению антимонопольной политики.

В рыночной экономике, кроме диверсификации производства, находит применение т.н. диверсификация цен [14], [11].

Далее рассмотрим следующий вопрос: «Специализация, ее формы и показатели». Базой специализации является концентрация, от ее уровня зависит возможность создания специализированных предприятий.

Надо отметить, что в отрасли услуг специализация производства наиболее развита, практически во всех группах услуг. В тоже время формы специализации в данной отрасли идентичны другим отраслям экономики, т.е. специализация в сфере сервиса также предусматривает выделение в обособление группы услуг или отдельных видов услуг в самостоятельные производства. В связи с этим различают специализация:

- отраслевую, например, бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги, образовательные, финансовые и др.;

- производственную, например, в составе бытовых услуг выделяются услуги по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, ремонт и пошив одежды и др.;

- и внутрипроизводственную, которая предусматривает специализацию отдельных цехов, участков, ателье и других подразделений внутри предприятия на оказание отдельных видов услуг.

В производственной специализации выделяют предметную, детальную и технологическую ().

Для анализа и соизмерения развития специализации используется определенная система показателей:

- удельный вес специализированной отрасли в общем выпуске данного вида продукции;

- удельный вес основной (профильной) продукции и услуг в общем выпуске отрасли или предприятия;

- удельный вес специализированных предприятий в изготовлении определенных изделий отрасли;

- удельный вес специализированного оборудования в общем его парке отрасли (предприятия);

- удельный вес унифицированных деталей, узлов и других полуфабрикатов.

Для выявления экономической эффективности специализации используются три основных показателя: снижение себестоимости услуг с учетом изменения транспортных расходов; сумма необходимых капитальных вложений для осуществления специализации; коэффициент эффективности (срок окупаемости) дополнительных капитальных вложений. Экономия от снижения себестоимости с учетом изменения транспортных расходов можно определить по формуле:

 

 

, (2)

 

 

где - себестоимость единицы услуг до и после специализации;

- транспортные расходы до и после специализации;

Vn – объем услуг за расчетный период после проведения специализации.

Экономическая эффективность специализации производства немыслима без организации производства однотипных изделий или полуфабрикатов, которое непосредственно связано со стандартизацией и унификацией.

Сегодня в стране по государственным, отраслевым стандартам и техническим условиям производится около 80 % всех изделий. Многие мероприятия в области стандартизации проводятся в рамках международных стандартов.

Следует отметить, что основная цель унификации – устранение неоправданного многообразия изделий одинакового назначения и разнотипности их частей, а также приведение к возможному единообразию способов их изготовления.

При унификации и стандартизации соблюдается принцип конструктивной преемственности, обеспечивается использование одинаковых полуфабрикатов, деталей и узлов для производства новых изделий разного назначения. К примеру производство новых типов стиральных машин, холодильников, телевизоров. Без стандартов услуг немыслима производственная деятельность энергетических, газо-, тепло- и водоснабжающих организаций.

Специализация производства, концентрация и создание однородных производств приводит к необходимости изменения экономических связей между предприятиями, к увеличению объема между ними изделиями, полуфабрикатами, деталями, т.е. к расширению кооперированных связей.

По отраслевому принципу кооперирование делится на внутриотраслевое и межотраслевое, по территориальному – на внутрирайонное и межрайонное. В зависимости от степени участия кооперирующихся предприятий в совместном изготовлении (ремонте) изделий различают такие формы кооперирования:

- предметная;

- подетальная;

- технологическая.

Показателями уровня кооперирования являются: удельный вес деталей и полуфабрикатов, поступающих в порядке кооперирования, в себестоимости готовых изделий; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Развитие кооперированных взаимоотношений между предприятиями позволяет:

- увеличить номенклатуру оказываемых услуг при высоком качестве и соблюдении сроков исполнения;

- целенаправленно использовать капитальные вложения на развитие технической базы предприятия;

- снизить сроки окупаемости новых предприятий;

- увеличить коэффициент использования существующих мощностей;

- повысить производительность труда при производстве товаров и услуг, обеспечить повышении рентабельности отрасли.

Для обоснования выбора оптимального варианта кооперирования обычно сравниваются затраты:

 

, (3)

 

где Ссн и Снn – себестоимость производства продукции и услуг специализированного и неспециализированного предприятия;

Тр – транспортные затраты.

Последняя форма – комбинирование производства – в отрасли услуг (сервиса) встречается редко. Она может иметь место на предприятиях по пошиву обуви, одежды, в трикотажном производстве, пищевой промышленности, связанных с использованием отходов производства и комплексному использованию сырья и материалов при производстве профильного вида продукции. Желающие изучить эту форму более подробно можно использовать [3], [6], [17].

 

Проверьте свои знания

1 Какие формы общественной организации производства имеют место в рыночной экономике?

2 Какие формы концентрации производства нашли наибольшее распространение в экономике отрасли?

3 Какими показателями измеряется уровень концентрации производства?

4 Особенности концентрации производства в сфере сервиса и факторы ее определяющие.

5 Взаимосвязь концентрации и монополий на рынке товаров и услуг.

6 Условия отнесения предприятий к монополистам.

7 Сущность интеграции производства и ее виды.

8 Эффективность интеграционных процессов.

9 Сущность и эффективность диверсификации производства.

10 Специализация, ее формы и показатели уровня ее развития.

11 Показатели эффективности специализации производства.

12 Роль стандартизации и унификации в развитии специализации производства.

13 Кооперирование, ее формы и показатели уровня кооперированных связей.

14 Эффективность кооперирования в отрасли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.033 с.)