ТОП 10:

Критерии обоснования выбора помещения малого бизнеса.



 

Проблема размещения предприятий обычно решается при разработке комплексной программы социально-экономического развития конкретного региона и его муниципальных образований.

Сущность размещения предприятий представляет собой одну из форм общественного разделения труда, которая выражается в распределении предприятий и производств на определенной территории.

Значение рационального размещения предприятий сводится к повышению эффективности производства и решает следующие задачи:

- эффективное использование сырьевых, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

- экономию затрат за счет сокращения нерациональных перевозок грузов;

- более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

- преодоление различий в экономическом уровне развития субъектов страны;

- укрепление экономической и оборонной безопасности страны.

Базисные принципы и факторы размещения предприятий основываются на опыте и практики проектирования хозяйствующих субъектов. Размещение предприятий регулируется экономической политикой государства и основывается на следующих принципах:

- приближение производств к источникам сырья, материалов, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления готовой продукции;

- равномерное размещение производительных сил по территории страны и субъектов;

- создание промышленных комплексов, промышленно-финансовых групп и других объединений;

- международное разделение труда

Реализация указанных принципов зависит и от многих факторов. Основные из них:

а) сырьевой фактор;

б) географическая среда;

в) трудовой фактор;

г) транспортный фактор;

д) научно-технический фактор;

е) технико-экономические особенности отдельных отраслей.

Отвечая на третий вопрос, прежде всего надо выяснить, что понимается под оптимальным вариантом размещения предприятия и какими критериями он может характеризоваться.

Задача рационального размещения предприятия является многовариантной. Оно должно обеспечить необходимый объем производства в соответствии со спросом потребителей и минимальные совокупные затраты. Последние являются функцией многих переменных и объединяются в два совокупных показателя:

- капитальные вложения в i вариант (Ki) и годовые затраты Сi на производство продукции и услуг (Vi);

- капитальные вложения Ki учитывают инвестиции на создание основных фондов, на образование оборотных средств, инфраструктуры предприятия, на развитие внешних коммуникаций, возмещение ущерба, вызываемого строительством и др.

Годовые затраты включают постоянные, переменные и транспортные расходы.

При выборе оптимального варианта из числа рассматриваемых используется метод срока окупаемости, метод коэффициента эффективности и метод приведенных затрат (более подробно см. Л. [6]).

При размещении предприятий сферы сервиса, наряду с ранее изложенными принципами и факторами, необходимо учитывать и специфические принципы:

- обеспечение каждого населенного пункта (муниципального образования) комплексом социально-необходимых услуг жизнеобеспечения;

- принцип доступности оказания услуг;

- принцип максимальной концентрации обслуживания населения;

- принцип прибыльности (рентабельности).

С размещением предприятий тесно связана проблема обоснования оптимального размера предприятия (производственной мощности). Для каждой отрасли он определяется специфическими особенностями (потребностью в данном виде продукции и услуг, техническими и экономическими условиями, состояние развития транспортного и дорожного хозяйства, эффективностью капитальных вложений и др.). Оптимальный размер предприятия – это объем производства, который обеспечивает минимум затрат или максимум прибыли, рассчитанных по формуле:

 

 

(1)

 

где П – прибыль предприятия.

Выбрав регион, район, населенный пункт предпринимателю надо решить и другую важную задачу – выбрать местоположение своего предприятия или конкретно помещение в случае приобретения или аренды уже существующего. Здесь также следует руководствоваться критериями, которые получили широкое распространение в отечественной и зарубежной практике:

- состояние рынка товаров и услуг;

- тенденции изменения численности населения;

- условия конкуренции;

- прогноз социально-экономического развития района рынка;

- окружение помещения;

- условия парковки автотранспорта;

- интенсивность и вид уличного движения;

- местоположение на улице (интенсивность движения пешеходов в разные часы суток, структура пешеходов (пол, возраст, род занятий).

Важную роль в улучшении размещения предприятий малого бизнеса играют формы рыночной экономики, как аренда, лизинг, франчайзинг.

Литература: [2], [3], [5], [6], [20].

 

Проверьте свои знания

1 Сущность и значение рационального размещения предприятий.

2 Базисные принципы и факторы размещения предприятий.

3 Специфические принципы размещения предприятий сферы услуг.

4 Необходимость при обосновании размещения предприятий многовариантных расчетов.

5 Содержание совокупных капитальных вложений и текущих затрат.

6 Методы выбора оптимального варианта размещения предприятий.

7 Экономико-математическая модель минимизации затрат на строительство объекта.

8 Критерии определения оптимального размера предприятия.

9 Сущность положительного эффекта масштаба производства и его определение.

10 Критерии выбора местоположения и помещения малого бизнеса.

11 Сущность и эффективность аренды, лизинга, франчайзинаг и их роль в улучшении размещения малого бизнеса.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.28 (0.005 с.)