ТОП 10:

Эффективность работы предприятий отрасли сферы услуг.



 

Рассматривая проблемы эффективности отрасли необходимо, прежде всего, изучить результативность функционирования ее на рынке. Является ли фирма лидером, середнячком или плетется в «хвосте».

Показателями, характеризующими структуру рынка товаров и услуг, являются:

- численность продавцов, действующих на данном рынке;

- доли, занимаемые продавцами на данном рынке;

- показатели рыночной концентрации.

Доля продавца на рынке (Lk) отражает результаты конкуренции, она рассчитывается как отношение объема продаж i – ой фирмы (Vi) к совокупному объему продаж фирм рынка ( ), т.е. .

Уровень рыночной концентрации определяется многими показателями. Наибольшее распространение в практике нашли два показателя:

1) коэффициент рыночной концентрации;

2) коэффициент Горфиндаля-Гиршмана.

Первый коэффициент определяется как процентное отношение объема продаж товаров определенным числом крупных продавцов, т.е. как:

 

, (7)

 

где Lki – процент объема продаж данной фирмы в объеме продаж рынка;

i – число крупных фирм, в зависимости от числе субъектов рынка Lpk рассчитывается для трех, четырех, шести, восьми, десяти крупных продавцов.

Коэффициент Горфиндаля-Гиршмана Lгг определяется по формуле:

 

, (8)

 

где - доля продаж i –ой фирмы в 2 %.

В соответствии с различными значениями Lpk и Lгг выделяются три типа рынка:

1) Lpk < 45 %, Lгг < 1000 – нормальная концентрация, рынок, рынок низко концентрированный;

2) 45 % < Lpk < 70 %, 1000 < Lгг < 2000 – средняя степень концентрации, рынок умеренно концентрированный;

3) 70 % < Lpk < 100 %, 2000 < Lгг < 10000 – высокая степень концентрации, рынок высококонцентрированный (близок к монополии).

Показателями, характеризующими барьеры входа на рынок, являются:

- коэффициент входа на рынок по средним издержкам производства - :

 

, (9)

 

где Ид – средние издержки фирм, действующих на рынке;

Ин – средние издержки потенциальных фирм рынка.

- коэффициент (индекс барьера):

 

, (10)

 

где Vф – объем продаж фирмы;

Nф – численность работников фирмы.

- норма входа фирм на отраслевой рынок:

 

, (11)

 

где - число вошедших за год на рынок фирм;

- число действующих фирм на конец года.

 

- коэффициент проникновения новых фирм на рынок:

 

, (12)

 

где - объем продаж товаров и услуг вошедших фирм;

- совокупный объем продаж действующих фирм.

- коэффициент выхода:

 

, (13)

 

где - количество ушедших фирм за расчетный период.

Важное также иметь представление о рыночной власти фирм. Показателями рыночной власти фирм являются [2]:

- коэффициент Бейна;

- коэффициент Лернера;

- коэффициент Тобина;

- коэффициент Папандреу.

Расчет и анализ рыночных показателей фирмы позволит ей наметить тактику и стратегию развития и тем самым повысить эффективность своей деятельности.

Эффективность деятельности предприятий сферы услуг определяется многими технико-экономическими показателями. В общем случае под эффективностью работы фирм отрасли подразумевается отношение результатов его деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение (затратно-ресурсный подход). Оптимизация затрат требует целеориентированного подхода. Он позволяет сопоставлять, насколько выполнены предприятием цели, поставленные первоначально. Эти цели обычно сводятся к следующему:

- выживание в конкурентной борьбе;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- недопущение финансовых неудач и банкротства;

- приобретение устойчивого положения и позитивного имиджа;

- рост экономического потенциала;

- рост объемов производства и продаж;

- максимизация прибыли и минимизация производственных затрат;

- снижение сроков окупаемости инвестиций;

- повышение бюджетной эффективности отрасли.

Однако следует отметить, что представления о целях развития отраслей экономики постоянно трансформируются. Меняются и представления о критериях эффективности. Так в последнее время в практике управления значительный акцент уделяется оценке результативности, нацеленные на учет разных факторов, связанных с человеческим капиталом, учетом внешней среды и др.

Литература: [2], [9], [11], [21], [22].

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

1 Расчет структуры производства товаров и услуг, изменения структуры под воздействием различных факторов.

2 Расчет показателей рыночной власти.

3 Определение оптимального варианта размещения предприятия.

4 Расчет показателей концентрации производства.

5 Расчет показателей специализации и кооперирования производства.

6 Определение цен на товары и услуги при ценовой и неценовой конкуренции.

7 Определение цен с помощью параметрических методов ценообразования.

8 Экономическое обоснование выбора оптимальных вариантов развития отрасли.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.004 с.)