Эффективность работы предприятий отрасли сферы услуг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность работы предприятий отрасли сферы услуг.



 

Рассматривая проблемы эффективности отрасли необходимо, прежде всего, изучить результативность функционирования ее на рынке. Является ли фирма лидером, середнячком или плетется в «хвосте».

Показателями, характеризующими структуру рынка товаров и услуг, являются:

- численность продавцов, действующих на данном рынке;

- доли, занимаемые продавцами на данном рынке;

- показатели рыночной концентрации.

Доля продавца на рынке (Lk) отражает результаты конкуренции, она рассчитывается как отношение объема продаж i – ой фирмы (Vi) к совокупному объему продаж фирм рынка ( ), т.е. .

Уровень рыночной концентрации определяется многими показателями. Наибольшее распространение в практике нашли два показателя:

1) коэффициент рыночной концентрации;

2) коэффициент Горфиндаля-Гиршмана.

Первый коэффициент определяется как процентное отношение объема продаж товаров определенным числом крупных продавцов, т.е. как:

 

, (7)

 

где Lki – процент объема продаж данной фирмы в объеме продаж рынка;

i – число крупных фирм, в зависимости от числе субъектов рынка Lpk рассчитывается для трех, четырех, шести, восьми, десяти крупных продавцов.

Коэффициент Горфиндаля-Гиршмана Lгг определяется по формуле:

 

, (8)

 

где - доля продаж i –ой фирмы в 2 %.

В соответствии с различными значениями Lpk и Lгг выделяются три типа рынка:

1) Lpk < 45 %, Lгг < 1000 – нормальная концентрация, рынок, рынок низко концентрированный;

2) 45 % < Lpk < 70 %, 1000 < Lгг < 2000 – средняя степень концентрации, рынок умеренно концентрированный;

3) 70 % < Lpk < 100 %, 2000 < Lгг < 10000 – высокая степень концентрации, рынок высококонцентрированный (близок к монополии).

Показателями, характеризующими барьеры входа на рынок, являются:

- коэффициент входа на рынок по средним издержкам производства - :

 

, (9)

 

где Ид – средние издержки фирм, действующих на рынке;

Ин – средние издержки потенциальных фирм рынка.

- коэффициент (индекс барьера):

 

, (10)

 

где Vф – объем продаж фирмы;

Nф – численность работников фирмы.

- норма входа фирм на отраслевой рынок:

 

, (11)

 

где - число вошедших за год на рынок фирм;

- число действующих фирм на конец года.

 

- коэффициент проникновения новых фирм на рынок:

 

, (12)

 

где - объем продаж товаров и услуг вошедших фирм;

- совокупный объем продаж действующих фирм.

- коэффициент выхода:

 

, (13)

 

где - количество ушедших фирм за расчетный период.

Важное также иметь представление о рыночной власти фирм. Показателями рыночной власти фирм являются [2]:

- коэффициент Бейна;

- коэффициент Лернера;

- коэффициент Тобина;

- коэффициент Папандреу.

Расчет и анализ рыночных показателей фирмы позволит ей наметить тактику и стратегию развития и тем самым повысить эффективность своей деятельности.

Эффективность деятельности предприятий сферы услуг определяется многими технико-экономическими показателями. В общем случае под эффективностью работы фирм отрасли подразумевается отношение результатов его деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение (затратно-ресурсный подход). Оптимизация затрат требует целеориентированного подхода. Он позволяет сопоставлять, насколько выполнены предприятием цели, поставленные первоначально. Эти цели обычно сводятся к следующему:

- выживание в конкурентной борьбе;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- недопущение финансовых неудач и банкротства;

- приобретение устойчивого положения и позитивного имиджа;

- рост экономического потенциала;

- рост объемов производства и продаж;

- максимизация прибыли и минимизация производственных затрат;

- снижение сроков окупаемости инвестиций;

- повышение бюджетной эффективности отрасли.

Однако следует отметить, что представления о целях развития отраслей экономики постоянно трансформируются. Меняются и представления о критериях эффективности. Так в последнее время в практике управления значительный акцент уделяется оценке результативности, нацеленные на учет разных факторов, связанных с человеческим капиталом, учетом внешней среды и др.

Литература: [2], [9], [11], [21], [22].

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

1 Расчет структуры производства товаров и услуг, изменения структуры под воздействием различных факторов.

2 Расчет показателей рыночной власти.

3 Определение оптимального варианта размещения предприятия.

4 Расчет показателей концентрации производства.

5 Расчет показателей специализации и кооперирования производства.

6 Определение цен на товары и услуги при ценовой и неценовой конкуренции.

7 Определение цен с помощью параметрических методов ценообразования.

8 Экономическое обоснование выбора оптимальных вариантов развития отрасли.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.01 с.)