ТОП 10:

Основные показатели платных услуг РФ



Вид услуг Объем услуг Объем услуг на одного жителя, % Количество малых предприятий, тыс. Среднесписочная численность работников, тыс.чел.
млн. р. %
1 Бытовые 10,7 1063,8 10,3 85,8
2 Транспортные 22,9 2309,9 21,8 253,7
3 Связи 16,7 1666,4 4,7 40,8
4Жилищно-коммунальные 21,8 2169,0 4,0 41,5
5 Гостиниц 2,9 288,8 - -
6 Культуры 2,3 234,4 8,4 81,9
7Физическая культура, спорт, туризм 1,7 169,8 - -
8 Медицинские и санат.-оздоровления 6,66 654,1 19,9* 114,9[†]
9 Ветеринарные 0,3 25,3 - -
10 Правовые 3,2 315,4 - -
11 Образовательные 6,7 665,2 3,1 14,8
12 Прочие 4,2 418,6 23,7 265,6
Итого   9980,8    
Всего в экономике       890,9

 

В таблице 1 приведена наиболее распространенная классификация, которая оказывается населению и предприятиям и используется статистическими органами страны.

В научной и учебной литературе часто используется классификация услуг в зависимости от их организационно-технологических признаков. Выделяются следующие группы услуг:

- технический сервис: ремонт бытовой, радиоэлектронной техники и ЭВМ, автомобилей, жилья и др.;

- технологический сервис: пошив и ремонт одежды, обуви, трикотажных изделий, изготовление и ремонт мебели, услуг по обеспечению населения электроэнергией, теплом, водой, газом;

- коммуникационный сервис: услуги почтовой и электронной связи, общественного и личного транспорта, компьютерные и средства массовой информации, Интернета, печати и др.;

- информационный сервис: услуги научно-технические, коммерческие, правовые, консалтинговые, аудиторские, рекламные по страхованию и др.;

- социально-культурный сервис: услуги гостиниц, туризма, музеев, выставок, театров, санаторно-курортные и др.;

- человеческий сервис: услуги парикмахерские, фото и видеоуслуги, образовательные, медицинские, банно-прачечные, ритуальные и др.

Все указанные группы услуг являются платными, их потребление определяется спросом на них, ценами (тарифами) и доходами населения.

Структура услуг по первой классификации указана в таблице 1, укрупненная структура платных услуг по второй классификации характеризуется такими показателями (в % к общему объему):

1) технический сервис – 20-35;

2) технологический сервис – 18-22;

3) коммуникационный – 5-8;

4) информационный – 3-9;

5) социально-культурный – 3-4;

6) человеческий сервис – 17-22.

Услуги могут оказываться как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.

Анализируя состав и структуру сферы обслуживания можно сделать вывод, что сфера обслуживания представляет собой деятельность предприятий и учреждений по:

- оказанию ремонтных и профилактических работ;

- изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам;

- оказанию услуг, связанных с личной гигиеной, оздоровлением, образованием и формированием индивидуального образа человека;

- оказанию услуг по удовлетворению иных потребностей, возникающих в сфере обитания человека (финансовые, правовые, консультативные, аудиторские, транспортные и др.).[‡]

Изучая второй вопрос темы необходимо обратить внимание на то, что сфера обслуживания создает не только комфортные условия для человека, но и способствует выполнению социальных и экономических функций, которые сводятся к следующим:

- воспитание молодого поколения и подготовка его к общественно-полезному труду;

- поддержание работоспособности населения и снижение потерь рабочего времени;

- способствование нравственному и эстетическому воспитанию населения;

- способствует сокращению затрат времени на домашний труд;

- увеличению свободного времени для духовного и физического развития человека;

- формирование баланса трудовых ресурсов и решение проблемы занятости;

- участие в формировании совокупного продукта страны, региона, города, района;

- формирование баланса денежных доходов и расходов населения;

- влияние на изменение территориальных различий в уровне жизни и производственного потенциала территории.

По третьему вопросу надо уяснить, что с переходом страны на рыночную экономику сфера обслуживания также остается важнейшей ее составной частью в качестве потребительского рынка товаров и услуг [14], [15].

В связи с особенностями услуг они могут быть выделены в самостоятельный рынок (рисунок 2).

 

 


Из рисунка 2 можно заметить, что рынок услуг может включать в себя более мелкие по масштабам объема продаж рынки.

Какие же особенности рынка сферы обслуживания?

Рынок услуг имеет свои отличительные черты, среди них можно выделить:

- территориальную сегментацию и локальный характер;

- высокую скорость оборота капитала вследствие негкативного производственного цикла;

- относительно слабую монополизацию и концентрацию;

- преобладание малых и средних предприятий;

- высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре;

- относительную неразвитость посреднических структур;

- индивидуальность и не стандартность оказываемых услуг и технологий;

- неопределенность результата при оказании услуг;

- рынок услуг больше всего отвечает требованиям свободного рынка и отличается большей конкурентностью и непредсказуемостью.

Рынок услуг, как и другие рынки, постоянно развивается, появляются новые услуги, формируются элементы новых рынков под воздействием факторов, которые обуславливаются приоритетными целями развития сферы обслуживания.

Приоритетными задачами развития сферы обслуживания на ближайшее время должны стать:

- удовлетворение потребностей населения в качественных услугах;

- оказание услуг на льготной или безвозмездной основе малоимущим гражданам;

- оказание финансовой помощи предприятиям за счет бюджетов разных уровней;

- укрепление материально-технической базы предприятий сферы;

- льготное налогообложение предприятий сферы обслуживания;

- создание интегрированных объединений и ассоциаций по видам услуг для обеспечения единой социально-экономической политики.

Каждая отрасль характеризуется своими показателями, которые используются в целях анализа, планирования и прогнозирования развития отрасли. Для этого могут быть применены следующие показатели:

1) доля отдельной подотрасли (группы предприятий) в общем объеме продаж товаров и услуг;

2) доля отдельных подотраслей (группы предприятий) численности работников, основных производственных фондов, по формам собственности и организационно-правовым формам, рентабельности и др.;

3) коэффициент развития (опережения, замедления) развития подотрасли;

4) доля потребляемых в отрасли сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;

5) бюджетная эффективность отрасли;

6) объем услуг на одного жителя за расчетный период;

7) доступность оказания услуг;

8) количество рабочих мест на 1000 чел. жителей региона.

Литература: [4], [5], [12], [15], [16].

 

Проверьте свои знания

1 Сущность и содержание отрасли сферы обслуживания.

2 Состав и структура отрасли.

3 Возможные подходы классификации отрасли.

4 Какие социально-экономические функции выполняет сфера услуг.

5 Состав рынка сферы услуг.

6 Особенности рынка услуг.

7 Приоритетные цели развития сферы обслуживания.

8 Основные показатели, характеризующие отрасль сферы услуг.

9 Определение основных социально-экономических показателей сферы обслуживания.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.008 с.)