Тема 5. Организация производства: сущность, формы, показатели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Организация производства: сущность, формы, показатели.



Понятие концентрации и ее особенности. Виды предприятий в зависимости от типа концентрации. Способы достижения концентрации. Формы концентрации. Направления увеличения масштабов производства. Диверсификация и ее положительные стороны. Абсолютные и относительные показатели концентрации. Преимущества и недостатки концентрированных предприятий. Влияние отраслевых особенностей организации на концентрацию. Целесообразность развития малого предпринимательства. Монополизация. Расчет показателей монополизации.

Сущность комбинирования. Признаки комбинирования. Формы комбинирования. Показатели комбинирования. Преимущества комбинированного производства. Эффект от комбинирования и оценка его экономической целесообразности.

Сущность специализации. Преимущества специализированных предприятий. Формы специализации. Оценка уровня специализации. Понятия однородной и профильной продукции. Унификация. Стандартизация. Принципы стандартизации. Показатели специализации. Оценка эффективности специализации.

Кооперирование. Формы кооперирования. Виды кооперирования. Показатели кооперирования. Эффективность кооперирования производства.

Концентрация производства.

Разделение и обобществление труда находят отражение в организации производственных процессов в виде дифференциации и концентрации.

Концентрация – это:

à процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказание услуг на предприятии;

à сосредоточение производства на крупных предприятиях в рамках каждой отрасли и в более широких границах, включающих производственные предприятия других отраслей.

Высокий уровень концентрации является одной из предпосылок применения новейшей высокопроизводительной техники и осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

Концентрация производства имеет следующие особенности:

à выражается в создании и развитии крупных производств и предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции каждой отрасли на отдельных специализированных предприятиях;

à создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительной техники и роста производительности общественного труда;

à контролируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс;

à в каждой отрасли имеется свое экономически целесообразное сочетание крупных, средних и мелких предприятий.

Виды предприятий в зависимости от типа концентрации:

1. Специализированные – увеличение выпуска однородной продукции.

2. Универсальные - увеличение выпуска разнородной продукции.

3. Предприятия-комбинаты – развитие концентрации на основе комбинирования производств.

4. Диверсифицированные предприятия – развитие концентрации на основе диверсификации производства.

Концентрация производства может достигаться за счет:

à увеличения количества единиц машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

à применения более совершенного оборудования, с более высокой производительностью труда;

à одновременное повышения оборудования в количественном и качественном соотношении;

à развития комбинирования взаимосвязанных производств.

Формы концентрации:

Ø концентрация специализированных производств – сосредоточение (концентрация) однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным, что позволяет применять высокопроизводительное специализированное оборудование;

Ø увеличение размеров универсальных предприятий - укрупнение – сосредоточение производства на крупных предприятиях, определяющееся увеличением объемов выпускаемой продукции. Концентрируются производства, не связанные между собой ни однородностью, ни последовательностью технологических процессов, ни комплексной переработкой сырья. При этом сочетаются сравнительно крупные производства в одних цехах (основных) и мелкие в других (вспомогательных), что не позволяет достигнуть высокой эффективности производства;

Ø концентрация на основе кооперирования – прямые производственные связи между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции;

Ø концентрация комбинированных производств – соединение разных производств, представляющих собой последовательное выполнение технологических процессов: ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства на одном предприятии.

Ø развитие на основе диверсификации - развитие за счет более широкой деятельности предприятия.

В зависимости от уровня укрупнения производства существуют следующие формы концентрации:

à агрегатная – увеличение единичной мощности оборудования, то есть рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большей мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции;

à технологическая – укрупнение цехов в составе предприятий, достигаемое за счет качественного совершенствования техники (агрегатной концентрации) и путем увеличения количества однотипного оборудования, пропорционально ей растет доля крупных производств в общем объеме данного вида продукции или работ;

à заводская – увеличение размеров предприятии за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства;

à организационно-хозяйственная – создание производственных объединений и административное объединение мелких предприятий, т.е. централизация управления, которая создает предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

à горизонтальная – слияние двух или более предприятий, занятых в одной сфере производства;

à вертикальная – комбинация разноотраслевых предприятий, производство в которых связано единой технологической цепью;

à комбинация разноотраслевых предприятий, технологически не связанных между собой.

Одной из форм развития концентрации является диверсификация - это одновременное развитие не исключающих друг друга видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одного предприятия.

Диверсифицированным считается предприятие, если больше 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью.

Положительные стороны диверсификации:

v повышается степень выживаемости организации в кризисных условиях;

v существенно снижается степень риска деятельности за счет перераспределения капитала;

v более полное использование ресурсов организации, а следовательно, увеличение массы прибыли и т.д.

Показатели концентрации включают две группы:

1. Абсолютные - характеризуют размеры производства отдельных предприятий: объем годового выпуска продукции, среднесписочная численность, среднегодовая стоимость основных фондов, потребление материалов, электроэнергии и т.д.

2. Относительные - характеризуются распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера: удельный вес предприятия в выполнении продукции по отраслям, удельный вес численности промышленно-производственного персонала или основных фондов, доля на рынке продаж и т.д.

Относительные показатели концентрации формируются под воздействием абсолютных, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютных показателей.

Преимущества крупных (концентрированных) предприятий:

v имеют возможность проведения серьезных научно-исследовательских разработок;

v существует возможность внедрения прогрессивной техники и реального увеличения производительности труда;

v с повышением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что приводит к общему снижению издержек производства – эффект масштаба;

v больше возможностей для разделения, специализации и кооперации труда и т.д.

Недостатки крупных (концентрированных) предприятий:

v увеличение транспортных расходов, связанных с доставкой сырья и готовой продукции из-за расширения радиуса поставок;

v усложнение процесса управления;

v необходимость больших инвестиций и потребность в большей сумме наличной массы;

v возможность монополизации и меньшая приспособляемость к внешней среде и т.д.

В каждой отрасли размер предприятия должен определяться оптимальными размерами производства. Основным критерием эффективности концентрации в промышленности является максимальное использование факторов производства. Отраслевые особенности не позволяют установить единые для всех отраслей оптимальные размеры производств и предприятий:

1. В добывающей промышленности большое влияние оказывают природные условия и объемы потребления полезных ископаемых. Исходя из объема месторождения, сроков службы сооружений, объемов потребления определяются объемы добычи сырья, а также размер организации.

2. В обрабатываемой с непрерывным процессом производства (металлургия, производство некоторых видов строительных материалов) – объем выпуска определяется единичными мощностями отдельных агрегатов.

3. В обрабатываемой с дискретным производством (машиностроение, деревообработка) - определяется, исходя из рационального набора различных станков и оборудования.

Чаще всего критерием выступает минимизация общих затрат в зависимости от объема производства, а для определения оптимального размера предприятия чаще всего используют графический метод, рис.5.1.

 

 
 

 


Целесообразность же развития малого предпринимательства в России обусловлена следующими факторами:

v не требуются крупные инвестиции, что особенно важно в условиях непреходящего кризиса;

v просты в управлении, не требуют высококвалифицированных кадров;

v решают проблему безработицы;

v с развитием малого бизнеса появляется средний класс и т.д.

Для развития малого предпринимательства разрешен переход на упрощенную систему бухгалтерского учета и установлены соответствующие дополнительные льготы.

Концентрация очень тесно связана с монополизацией. Для определения степени монополизации определяется индекс Герфиндаля – Гиршмана:

n

HHI = S Xi2 (5.1)

i=1

где: Xi – доля i хозяйствующего субъекта в процентах в объеме реализуемой продукции на рынке (в отрасли);

n – число хозяйствующих субъектов на рынке (в отрасли)

Если значение HHI находится в интервале 0-1000 – это означает нормальную концентрацию, 1000-2000 – среднюю степень концентрации, 2000-10000 – высокую.

 

Регулирование концентрации осуществляется путем контроля над величиной производственных мощностей. Эффективность концентрации зависит от экономически обоснованного размера предприятия. Основные предпосылки включают: географическое размещение организации в зависимости от рынков сбыта и рынков материальных ресурсов, наличия энергетических и трудовых ресурсов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.021 с.)