Формирование производственной программы предприятия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование производственной программы предприятия.



Производственная программа формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у предприятия производственных возможностей, которые могут оказаться как больше, так и меньше запланированного объема продаж. Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность:

v если производственная мощность больше объема производства и продаж, то имеет место ее недозагрузка (неполное использование), что приводит к завышенным издержкам на производство продукции;

v если производственная мощность меньше плановых объема производства и объема продаж, то это приводит к образованию упущенной прибыли.

Производственная программа рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам (неделям, дням и т.д.).

Разработка производственной программы - это сложный процесс, так как приходится согласовывать огромное число различных факторов, включающий следующие этапы:

1. Анализ выполнения плана производства – проводится в следующих направлениях:

а) проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям. Исследуется динамика товарной и валовой продукции, рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста;

б) анализ выполнения плана по номенклатуре – базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменению структуры производственной программы и оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д. Анализ проводится тремя способами:

v по способу наименьшего процента – позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана;

v по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которой выполнен план производства;

v с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная ассортиментной программой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается.

в) анализ ритмичности производства – характеризующей равномерность выпуска продукции, установленной планом производства. Оценивается с помощью коэффициента ритмичности:

Кр = 1 (4.5)

где: Кр – коэффициент ритмичности;

Qплi – плановый выпуск продукции за i период;

Qфi –фактический выпуск продукции за i период;

n – длительность расчетного периода (сутки, неделя, декада, месяц и т.д.).

 

Для оценки ритмичности может рассчитываться коэффициент аритмичности - показатель, обратный коэффициенту ритмичности и рассчитываемый как сумма модулей отклонений в выпуске продукции от плана за каждый период времени.

г) анализ качества продукции через единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции.

2. Анализ портфеля заказов. Изучается спрос потребителей, их индивидуальные заказы, заявки и т д. На основе заявок портфеля заказов формируется его ассортимент и номенклатура, устанавливается общий объем планируемых поставок продукции в натуральном и стоимостном выражении.

3. Расчет производственной мощности – подробнее в теме 3.

4. Планирование выпуска в натуральном выражении – обоснование производственной программы производственной мощностью:

v планирование ассортимента продукции и выбор представителей, занимающих наибольший удельный вес в портфеле заказов. При этом характерно противоречие: с одной стороны, планирование сбыта ориентировано на изготовление по возможности более широкого ассортимента, так как это улучшает возможности сбыта. С другой стороны широкий ассортимент не в интересах планирования выполнения производственной программы, так как он требует специализированного оборудования и ведет к росту затрат. Компромиссом является упрощение ассортимента с помощью агрегатирования: при внешней степени многообразия продукта унифицируются многочисленные внутренние составляющие различных типов продукции. Планирование дизайна так же следует осуществлять в мельчайших деталях с учетом требований потребителей. Это необходимо, чтобы своевременно выяснить, может ли собственное производственное оборудование обеспечить требуемый дизайн с необходимым качеством. Если это невозможно, то следует либо приобрести недостающее оборудование, либо изменить свойства изделия на аналогичные, но разрешимые для имеющегося оборудования;

v перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый в качестве представителя. Коэффициент пересчета определяется путем деления трудоемкости каждого типоразмера продукции на трудоемкость выбранного представителя;

v анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде с помощью коэффициента использования мощности;

v определяется увеличение коэффициента производственной мощности в планируемом периоде за счет использования внутрипроизводственных резервов;

v рассчитывается возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей и величина необходимого ее прироста, достигается баланс между производственной мощностью и производственной программой (подробнее – тема 3). При планировании объемов производства, особенно, если выпускается несколько видов продукции, следует планировать больше таких видов, которые приносят большую прибыль на одно изделие, загружают меньшее количество оборудования и требуют меньше времени на обработку и сбыт одного изделия. Обязательно следует налаживать промежуточные выпуски продуктов в периоды сезонного спада, позволяющие компенсировать потери в основном производстве.

5. Планирование выпуска в стоимостном выражении и доведение производственной программы до структурных подразделений предприятия.

6. Структурные подразделения разрабатывают планы производства цехов, участков и других подразделений и оценивают свою готовность к выполнению производственной программы через расчет загрузки оборудования по каждому рабочему месту.

Эффективность производственной программы характеризуют показатели рентабельности (тема 16).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.007 с.)