Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие и фирма как хозяйствующий субъект

Поиск

Линия технико-организационных отношений. В широком смысле слова предприятие выступает как организация любого дела, направленного на достижение определенной цели и резуль­татов, получение которых предполагает конкретные действия.

Выделение предприятия может осуществляться в двух ас­пектах: со стороны производительных сил (технико-организа­ционные отношения) и со стороны экономических отношений.

Со стороны производительных сил предприятие выступа­ет как предельно широкое понятие, отражающее процесс орга­низации условий производства за счет комбинации основных и специфических факторов.

При этом предприятие обнаруживает себя как:

а) обособленный технологический комплекс, который ис­
пользует конкретные факторы производства, соответствую­
щую технологию и т. п. (технологическая организация);

б) завершенный цикл производства, звено общественного
разделения труда в виде комплекса производительных сил,
которое характеризуется конкретными затратами и результа­
тами хозяйственной деятельности;

в) географический (территориальный) пункт сосредоточе­
ния, комбинирования и использования экономических ресурсов;

г) основное производственное звено национальной эконо­
мики в виде завода, фабрики и т. д., т. е. как некая структур­
ная единица национального производства.

Предприятие выступает как форма организации производ­ства, основанная на разделении труда внутри единого процес­са производства и особом типе кооперации труда. Все это пред­полагает формирование производственной структуры — совокупности цехов, участков, служб, которые определяют раз­меры предприятия. Здесь выделяются основные, вспомогатель­ные и обслуживающие звенья.

Основное звено связано с изготовлением профильной продук­ции. Вспомогательные единицы и обслуживающие звенья (про-


изводственная и социальная инфраструктура) сориентированы на производственные потребности основного производства.

Первичной единицей организации производства выступает рабочее место, где осуществляется непосредственное воздействие на вещество природы, вы­полняются вспомогательные операции и операции по обслуживанию. Сово­купность однотипных рабочих мест и участков, связанных между собой и обособленных в административном отношении, представляет собой цех.

Цех есть основная структурная единица предприятия. При этом другие структурные единицы могут носить название лаборатории, конструкторско­го бюро, специального участка и т. п.

Для каждого предприятия особое значение имеет форми­рование рациональной производственной структуры. Речь идет об определении видов цехов, их количества, их мощности, обеспечивающих необходимый выпуск продукции.

Принято выделять три основных типа структуры про­мышленного предприятия: предметную, технологическую и сме­шанную (36, стр. 782). Предметная структура предполагает наличие в рамках основного звена (цеха) законченного цикла производства, где совмещается основной и технологический процесс, что облегчает контроль качества, уменьшает длитель­ность производственного цикла. Технологическая структура предполагает выделение цехов по принципу технологической однородности (литье для всего предприятия, раскрой металла и т. п.). При смешанном варианте заготовительные цеха и учас­тки выделяются по технологическому принципу, а обрабаты­вающие и выпускающие — по предметному.

Выделяются также три типа организации производства: массовое, серий­ное и единичное, которые складываются под влиянием многих факторов — специализации, масштабности производства, его сложности и др.

Таким образом, с позиций технико-организационных отно­шений предприятие выступает как пространственно-времен­ная структура используемых факторов производства (рабо­чей силы, средств труда и предметов труда), предполагающая достижение высоких качественных и количественных резуль­татов при минимальных затратах.

При углубленном анализе предприятия со стороны произ­водительных сил выделяются и исследуются процессы концен­трации, централизации и специализации производства, обес-


печения технологической эффективности, воздействия на ок­ружающую среду.

Линия экономических отношений. При характеристике пред­приятия со стороны экономических отношений выделяются:

— экономическое обособление, различные виды ответ­
ственности за конечные результаты хозяйствования;

имущественный комплекс, который находится в хозяй­
ственном ведении или оперативном управлении, использует
собственные и заемные средства, отвечает по своим обязатель­
ствам этим имуществом;

объект собственности, не только в виде имуществен­
ного комплекса, готовой продукции, но и самого процесса про­
изводства;

— экономическая комбинация факторов производства, об­
мен товаров и движение экономических ресурсов на условиях
эквивалентности;

— возникающая общность людей, объединенных едиными
мотивами; формирование совокупного работника, наличие
обособленного экономического интереса',

— самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществля­
ющий производственную и коммерческую деятельность с це­
лью получения дохода (прибыли) за счет результатов хозяй­
ственного оборота (коммерческий расчет).

Каждое предприятие ориентируется на рациональное ис­пользование мобилизуемых ресурсов, на сопоставление соот­ветствующего экономического эффекта.

Если предприятие оказывается экономически неэффектив­ным, то его придется закрывать, возмещая понесенные затра­ты за счет имущества или средств учредителей. В условиях рыночной экономики предприятие приобретает экономические ресурсы и организует сбыт продукции по собственным про­граммам, вынуждено ориентироваться на удовлетворение пла­тежеспособного спроса.

Изучение экономического положения предприятия показы­вает, что последнее выступает как хозяйствующий субъект, для которого присущи не только конкретная экономическая и


технологическая комбинация производства, но и наличие со­циальных, экономических и политических интересов.

Предприятие выступает как единство двух сторон: технико-организаци­онной и социально-экономической. Благодаря внутренней кооперации пред­приятие обеспечивает больший эффект от применения экономических ресур­сов. Не секрет, что внутри предприятия обмен деятельностью регулируется не рыночными сигналами, а властными полномочиями. Поэтому предприя­тие во многом представляет собой форму обмена деятельностью, альтерна­тивную рынку. Расширение предприятия означает вытеснение рыночных от­ношений.

В условиях рыночной экономики предприятие есть техни­ческая, социальная и экономическая единица, которая сориен­тирована на сохранение окружающей среды и выполняет за­дачу удовлетворения спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск (4, стр. 17-18).

Таким образом, предприятие есть хозяйствующий субъект, или первичное хозяйственное звено, которое организует соедине­ние и использование факторов производства с учетом обществен­ного разделения труда и экономического обособления, необходи­мости рационального использования ресурсов и достижения соответствующего уровня экономической эффективности.

Фирма и рынок. В современных условиях синонимом пред­приятия зачастую выступает фирма (от итальянского firma — подпись).

Фирма есть сложная организационно-экономическая сис­тема, с помощью которой осуществляется процесс производ­ства и доведения до потребителя экономических благ.

Следует подчеркнуть, что предприятие и фирма не явля­ются абсолютно совпадающими понятиями (см. рис. 5.1). Хотя бы потому, что фирма может состоять из нескольких предпри­ятий. Если предприятие чаще всего однопрофильно (организо­вано производство одного вида продукции), то фирма всегда многопрофильна. Для фирмы характерны диверсификация про­изводства и капитала по направлениям хозяйственной деятель­ности и, как следствие, выпуск разнородной продукции. Внут­ри фирмы предприятия могут быть выстроены по-разному (горизонтальная и вертикальная интеграция).


ФИРМА ПРЕДПРИЯТИЕ
Юридическое лицо Не всегда
Хозяйствующий субъект Не всегда
Многопрофильное производство Однопрофильное производство
Наличие признаков объединения Отсутствуют
Самостоятельность Не всегда

Рис. 5.1. Соотношение фирмы и предприятия в современных условиях

Кроме того, фирма обычно имеет мощные сбытовые и снабженческие организации, которые активно ведут маркетин­говые исследования и за свои услуги получают торговую при­быль. Не столь уж и редко, когда крупная фирма обзаводится собственным научно-исследовательским центром, банком, средствами массовой информации.

Внутри фирмы обычно складывается весьма значительный внутрипроизводственный оборот экономическими ресурсами, про­ходящими переработку и комплектацию. Продукция одного пред­приятия может полностью потребляться, без выхода на рынок, другими предприятиями фирмы, что, по сути дела, означает еще большее исключение рыночных отношений. Последние заменяют­ся внутренней системой жестких команд и распоряжений. Внутри фирмы устанавливается четкий внутренний порядок взаимоотно­шений между структурными подразделениями и службами.

Фирма нуждается в конкурентном давлении со стороны рынка, а сам рынок нуждается в фирме как хозяйствующем субъекте. Но следует признавать и другое — «строительство фирм» есть вытеснение рыночных отношений.

Во-первых, из-за развития внутрифирменных отношений между зависимыми структурными подразделениями, где ши­роко используются «плановые цены», нормативы, отсутству­ет механизм экономических санкций, не работает контрактное право и др. Внутреннее экономическое поле фирмы есть пря­мой вычет из рыночного пространства.

Не случайно во внутрифирменных отношениях особое значение всегда имеют подсистема управления, уровень квалификации и профессиональной подготовки менеджеров.


Во-вторых, крупные фирмы оказывают деформирующее воздействие на состояние рыночных отношений, отделяют от идеала свободной конкуренции, отражают процесс монополи­зации производства и концентрации капитала.

Вместе с тем анализ современной практики хозяйствования позволяет об­наружить и другие поучительные закономерности. Так, очень часто экономи­чески несостоятельными и просто банкротами оказываются именно те фирмы, которые взамен жесткой системы управления сделали ставку на развитие внут­реннего хозрасчета, превращая входящие в состав предприятия и другие струк­турные подразделения в «центры экономической ответственности».

В отличие от предприятия фирма всегда ориентируется на обеспечение самоокупаемости понесенных затрат и получение максимально возможного дохода.

Таким образом, если предприятие представляет собой форму организации производства, сложную систему кооперации и разде­ления труда, то фирма выступает как экономическая и предпри­нимательская форма современного производства. Генезис предпри­ятия связан с возникновением выгод от кооперации труда, а фирмы — от объединения экономических ресурсов. Фирма — это форма реализации установленного «пучка прав собственности». В основе формирования размера фирмы лежит принцип обеспече­ния экономии трансакционных издержек (22, стр. 544).

В наше время принято, чтобы фирма, тем более лидер, использовала спе­циальный товарный знак. Такой знак имеет не только моральную, но и высо­кую денежную стоимость (капитализация названия), исчисляемую не столь уж и редко многими миллионами долларов.

В развитых странах название крупной фирмы часто выступает симво­лом всей национальной экономики (например, «Дженерал Моторс» в США, «Люфтганза» в ФРГ, «Полония» в Польше). В Беларуси — это «Минский трак­торный завод», «Беларуськалий», МАЗ, БелАЗ, «Пинскдрев» и т. д.

Интересно, что некоторые товары получили свое имя от названия соот­ветствующей фирмы-производителя (например, ксерокс, карандаш, кока-кола, аспирин).

Современная фирма выступает как совокупность взаимовыгод­ных контрактов. Проявляется как механизм реализации хозяйствен­ных сделок и осуществления рыночных трансакций (20, стр. 240).

Юридическое лицо. В отличие от предприятия фирма, бу­дучи самостоятельной организацией, всегда выступает юри­дическим лицом.


Для того чтобы считаться юридическим лицом, необходимо:

1) иметь соответствующие документы (устав, договор) и
быть зарегистрированным в органах власти в порядке, уста­
новленным законодательством;

2) быть собственником или владельцем определенного
имущества, денежных средств (уставный капитал, собствен­
ный капитал и т. д.);

3) иметь собственные реквизиты в виде названия (полно­
го и сокращенного), а также печать, штампы, индивидуальный
номер налогоплательщика, счет в банке, фирменный бланк,
специальные платежные документы, юридический адрес;

4) в хозяйственных сделках выступать от собственного
имени; иметь право приобретать от своего имени имущество;

5) обладать внутренним организационным единством, иметь
собственное руководство (директор, главный бухгалтер) или лиц,
имеющих право подписи соответствующих документов;

6) нести имущественную, экономическую и моральную
ответственность за принятые решения и действия, иметь само­
стоятельный баланс и смету;

7) защищать собственные экономические и другие интересы
в суде, обращаться за поддержкой в правоохранительные органы.

Юридическое лицо существует независимо от его учреди­телей, располагает комплексом прав и обязанностей, который обозначается в учредительных документах (устав и др.). Вклю­чается в Единый государственный реестр юридических лиц.

С этих позиций предприятие выступает как самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, осуществля­ющий производственную и коммерческую деятельность и отвечающий по сво­им обязательствам этим имуществом.

Современные теории фирмы. Современная фирма пред­ставляет собой сложное экономическое явление.

С позиций неоклассической теории деятельность фирмы описывается с помощью производственной функции, а в каче­стве цели признается максимизация прибыли. Обеспечение ми­нимальных издержек производства за счет определения опти­мального размера масштаба выступает в качестве главной


темы исследований. В стороне остаются проблемы внутрифир­менного управления, оптимизации организационной структуры.

Институциональная теория фирмы в качестве главной за­дачи исследования признает механизм управления ресурсами в целях экономии трансакционных издержек. Фирма выступает как совокупность экономических отношений, возникающих между собственниками вовлеченных факторов производства. Поэтому активно исследуется проблема прав собственности на использу­емые экономические ресурсы, определения пофакторных доходов.

Фирма выступает как организация со сложной структу­рой, которой приходится непрерывно приспосабливаться к из­меняющимся рыночным условиям. Объектом исследования выступает многообразие видов фирм и форм развития, соот­ношение экономии на трансакционных издержках и издержках внутреннего контроля. Такое соотношение признается решаю­щим критерием при принятии решения о размере фирмы.

Эволюционная теория современной фирмы обращает вни­мание на то, что такая организация не только приспосаблива­ется к рыночной среде, но и сама ее изменяет. На первое место выдвигается проблема принятия решений, взаимодействия соб­ственника и наемных служащих, внутрифирменное управление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.012 с.)