Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концентрация и централизация производства

Поиск

Содержание и факторы доминирования на рынке. Сразу же несколько упростим анализ данной проблемы и сосредоточим внимание только на ситуации, которая складывается на «по­люсе производителя».

Возникновение доминирующего положения означает, что на отраслевом рынке обнаруживается присутствие некого хо­зяйствующего субъекта, который не имеет конкурентов или поставляет основную массу продукции определенного рода и оказывается в состоянии навязывать общие условия реализа­ции продукта.

Вывод о наличии на рынке доминирующего положения того или иного хозяйствующего субъекта основывается не только на его высокой доли в торговом обороте. Учитываются и финансо­вая мощь, наличие стабильного доступа к источникам снабжения и каналам сбыта, чего лишены прямые конкуренты. Важно учесть и способности такой фирмы оперативно переориентировать пред­ложение (возможно и рыночный спрос) на другие товары, затруд­нять другим хозяйствующим субъектам доступ на рынок или иным образом ограничивать свободу их деятельности.

Теоретический анализ тенденций развития современного рынка показывает, что доминирующее положение на рынке может быть обусловлено рядом объективных и субъективных факторов (см. рис. 9.3).

Среди них выделяются:

а) природно-климатический или естественный фактор, когда количество предприятий-производителей, уровень их прибыльности ограничены специфическими природными и кли­матическими условиями.

Пример. Может статься так, что из-за ограниченных природных усло­вий есть возможность проложить через горный перевал только одну более или менее подходящую дорогу. Рельеф местности может предопределить раз­работку только одного варианта строительства гидроэлектростанции или раз­мещения единственной атомной станции (роза ветров, состояние грунта и др.). Всегда абсолютно ограничены месторождения природных ископаемых (нефти, газа, руды и т. п.). В сельском хозяйстве частная собственность на


землю выступает препятствием для свободного приложения капитала, что накладывает отпечаток на бизнес в данной сфере.

Присутствие объективного природного фактора часто приводит к тому, что хозяйствующие субъекты, монополизи­рующие использование специфического и к тому же высоко­производительного (уникального) фактора производства, по­лучают возможность присваивать дополнительный доход в виде естественной ренты.

Под воздействием природно-климатических условий воз­никает естественная монополия;

б) технический фактор, когда определенный вид производ­
ства может существовать лишь в границах единой и строго
субординированной технической системы (например, телефон­
ная сеть, поставка электроэнергии и тепла, нефтепровод, реч­
ной и морской транспорт, городской общественный транспорт).

По характеру воздействия технический фактор (техничес­кая монополия) где-то приближается к природно-климатичес­кому. Поэтому в этом случае речь также может идти о воз­никновении под его воздействием естественной монополии;

в) организационный фактор, когда предприятия отрасли
вынуждены строго координировать свою деятельность посред­
ством специального органа управления (министерство, коми­
тет и т. п.), который чаще всего создается государством (орга­
низационная монополия);

г) концентрация производства, когда в силу действия ряда
экономических законов в отрасли возникают крупные предпри­
ятия («национальный чемпион»), которые вытесняют мелких
и средних производителей (открытая монополия).

д) централизация производства (экономическая концент­
рация) и образование разного рода монополий или монополис­
тических союзов;

е) дифференциация продукта, когда появляется возмож­
ность выделиться и закрепиться в роли особого поставщика,
производя достаточно ограниченный объем продукции, но с
особыми потребительскими свойствами (упаковка, расфасов­
ка, время продажи, авторитет фирмы, торговый знак и др.). Это


Факторы доминирования Формы проявления
Природно-климатические условия тоже Крупное предприятие. Единственное предприятие. Естественная монополия
Развитие техники и технологии тоже Техническая монополия. Крупное единственное предприятие
Централизация управления тоже Организационная (закрытая) монополия (министерство)
Концентрация производства тоже Крупное предприятие
Централизация производства тоже Открытая монополия. Монополистический союз (ФПГ, объединение)
Дифференциация продукта тоже Монополистический конкурент
Дефицит товара тоже Временная рыночная власть. Всплеск цен
Политика банков тоже Концентрация производства. Открытая монополия
Политика государства тоже Концентрация производства. Организационная монополия

Рис. 9.3. Основные факторы экономического доминирования и формы их проявления

Йриводит к возникновению на рынке продукта монополисти­ческого конкурента (см. ниже раздел 9.6);. ж) тотальный дефицит товаров и услуг, неразвитость рыноч­ной инфраструктуры, что лишает покупателя свободы выбора и ведет к созданию видимости доминирования на рынке любого хозяйствующего субъекта из общего ряда предприятий отрасли;

з) политика банков, смежников или поставщиков, которые чаще всего предпочитают иметь дело с крупными и надежными партнерами (фактор концентрации и централизации производства).

и) экономическая политика государства, направленная на поддержку «национальных чемпионов», усложнение системы лицензирования, регистрации, квотирования и т. д. (закрытая монополия);


Концентрация производства: внешние и внутренние причи­ны. Добиться на рынке доминирующего положения проще всего крупному предприятию, которое поставляет в товаропроводя­щую сеть основную массу отраслевого продукта. Появление в отрасли крупных предприятий означает, что имеет место процесс концентрации производства.

Концентрация производства есть процесс сосредоточения у определенного хозяйствующего субъекта мощностей по вы­пуску продукции и формирование в такой точке экономичес­ких преимуществ.

При анализе концентрации производства многие причины и следствия непрерывно меняются местами. Например, естествен­ный фактор в виде особо выгодных условий производства (бо­гатое месторождение нефти, постоянное пополнение природных запасов воды на крупной гидроэлектростанции, высокое содер­жание металла в добываемой руде и т.п.) не только приводит к прямому доминированию на рынке, но и обусловливает необхо­димость возведения именно крупного предприятия (см. рис. 9.4).

Концентрация производства стимулируется также техни­ческим фактором. Ранее было отмечено, что сложная техни­ческая система способна функционировать чаще всего как крупное предприятие.

Кроме того, всегда существует минимальная граница вюже/шя капитала, которая в реальном секторе экономики вслед за научно-техническим прогрес­сом имеет тенденцию к повышению Это заметно ограничивает сферу прило­жения капитала для мелких и средних предпринимателей

В условиях свободной рыночной конкуренции происходит стихийная селекция хозяйствующих субъектов. Одни произво­дители в полном соответствии с законами рынка разоряются и прекращают свое существование. Другие — успешно ведут дела, развиваются, укрепляют свою способность к самофинан­сированию. В итоге общее число предпринимателей в отрасли может сократиться, что заметно уменьшает потенциал свобод­ной конкуренции.

Единожды возникнув, крупные предприятия получают дополнительные преимущества и ускоренными темпами вне-


Рис. 9.4. Основные причинно-следственные зависимости концентрации

производства

дряют новейшие научно-технические достижения, переманива­ют высококвалифицированную рабочую силу и еще больше укрепляют свои позиции на рынке.

Благосклонное отношение банка способствует достижению доминирования на рынке. Но банки предпочитают иметь дело с надежными и далеко не в последнюю очередь с крупными хозяйствующими субъектами. Такая политика банка способ­ствует дальнейшей концентрации производства.

Выгодные государственные рамочные условия хозяйство­вания в виде системы налогообложения (льготы), регулирова­ния внешней экономической деятельности, активной и щедрой финансовой поддержки за счет бюджета, а также государствен­ная политика научных исследований и патентного права бес­спорно способствуют становлению «национальных чемпионов». Появившийся лидер незамедлительно требует благосклонного к себе отношения со стороны государства.

Выделение в первую очередь внешних (экзогенных) факторов может со­здать ложную видимость того, что в какой-то момент можно не только за­тормозить, но и вообще исключить в национальной экономике процесс кон­центрации производства Однако такое заключение далеко от истины Дело в том, что концентрация производства есть объективный процесс, складываю-


щийся под воздействием ряда важнейших экономических законов и который невозможно остановить

Концентрация производства отражает процесс эффек­тивного внутреннего роста предприятия.

Поэтому особый блок всегда составляют внутренние (эн­догенные) факторы концентрации производства, непосред­ственно связанные с развитием технико-организационных па­раметров предприятия:

а) экономия от масштаба производства;

б) эффект обучения персонала;

в) экономия от разнообразия выпуска.

Экономия от масштаба производства возникает тогда, ког­да при увеличении мощностей валовые издержки (ТС) растут медленнее, чем объем выпуска продукции (ТР). В итоге снижа­ются средние общие издержки производства, приходящиеся на единицу продукции (АТС). Появляется возможность наращивать объем прибыли, обеспечить самофинансирование производства.

При сохранении положительного эффекта масштаба про­цесс концентрации производства может продолжаться до бес­конечности. В долгосрочной перспективе это лишает мелкие и средние предприятия даже малейших шансов сохранить по­зиции на рынке продукта.

Эффект обучения персонала на крупном предприятии дос­тигается значительно быстрее, что сулит для предпринимателя немалую выгоду. Здесь происходит оптимальная подгонка ин­струментов под конкретное рабочее место. При увеличении объема выпуска есть шанс улучшить организацию труда, сни­зить средние постоянные затраты (AFC), приходящиеся на еди­ницу продукции.

Экономия от разнообразия, или преимущества диверсифи­кации производства, сводится к тому, что организованный па­раллельный выпуск, например, нескольких моделей или видов техники приводит по сравнению с узкоспециализированным производством к более низким валовым издержкам производ­ства. За счет более полного использования производственных площадей и загрузки управленческого персонала, развития без-


отходного производства, комплексного обслуживания покупа­телей в торговых организациях и др.

Таким образом, процесс концентрации производства мо­жет быть ускорен политикой, проводимой банками, или под воздействием государства, внешней конкуренции и т. д. Но исходный пункт для данного процесса концентрации все же задается объективными обстоятельствами, а не благосклонно­стью банков и правительства.

Относительная и абсолютная концентрация производства. Показатель относительной концентрации производства пока­зывает, с какими по величине фирмами приходится иметь дело. Часто измеряется коэффициентом Джини, а для ее графичес­кого изображения используется кривая Лоренца (по имени изве­стного американского статистика М.О. Лоренца; 1876-1959).

При построении кривой Лоренца необходимо располагать исходными данными, которые отражены в таблице 9.1.

В качестве предприятий обычно выделяются только юри­дически самостоятельные хозяйствующие субъекты. Кумуля-

Таблица 9.1. Доля предприятий в общей структуре отрасли и их кумулятивная доля объема рыночного оборота

 

 

Объем оборота (в талерах) Число предприятий Объем оборота
всего % кумулятив­ная доля, % всего (млрд) % кумулятив­ная доля, %
до 1 млн   46,3 46,3 4,5 6,2 6,2
от 1 до 3 млн   29,1 75,4 12,4 17,1 23,3
от 3 до 5 млн   14,6 90,0 12,8 17,7 41,0
от 5 до 10 млн   5,2 95,2 9,9 13,7 54,7
от 10 до 25 млн   2,3 97,5 10,6 14,7 69,4
от 25 до 50 млн   2,0 99,5 16,1 22,3 91,7
50 млн и более   0,5 100,0 6,0 8,3 100,0
Bgero   100,0 100,0 72,3 100,0 100,0

Рис. 9.5. Кривая концентрации (кривая Лоренца)

тивная доля объема оборота рассчитывается путем суммиро­вания долей соответствующих групп предприятий.

По горизонтальной оси (см. рис. 9. 5) откладывается доля предприятий от общей численности, по вертикальной — накоп­ленные доли предприятий в общем объеме выпуска. Соединение нанесенных таким образом точек дает кривую Лоренца. Кри­вая выходит из начала координат, где доли равны нулю, и за­канчивается в точке, где доли достигают 100%. Если бы имело место абсолютно равномерное распределение объема выпуска (например, 10% предприятий концентрируют 10% выпуска; 20% предприятий — 20%) выпуска и т. д.), то получили бы линию равномерного распределения или диагональ ОА (см. рис. 9.5). Чем дальше от диагонали удалена кривая Лоренца, тем более неравномерным является распределение выручки, тем больше степень концентрации производства (4, стр. 196).

Кривая Лоренца показывает, какая часть от общего объе­ма выпуска приходится на долю определенной части предпри­ятий, которые в зависимости от своих размеров распределя­ются по разным группам.

Коэффициент Джини (по имени итальянского статистика К.Джини; 1884-1965) есть соотношение «затушеванной площа­ди» и «затушеванной и незатушеванной площади». Данный ко-



•)ффициент показывает процентную долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм, и его значение меньше единицы:

где D — кумулятивный процент доли рынка, N — кумулятив­ный процент числа фирм на рынке.

Чем ближе его значение приближается к единице, тем сильнее концентрация. Чем ближе значение коэффициента к нулю, тем слабее относительная концентрация производства.

Абсолютная концентрация связана с количеством предпри­ятий и удельным весом в обороте рынка. Используется коэффи­циент абсолютной концентрации (Concentration ratio — CR). При расчете данного коэффициента определяется доля рынка, приходящаяся, например, на три, шесть или девять крупнейших предприятий отрасли. Такие коэффициенты соответственно обо­значаются как CR — 3, CR — 6, CR — 9. Если, например, коэф­фициент CR — 9 = 75, то это означает, что на 9 самых крупных участников рынка приходится 75% от рыночного оборота.

Примечание. Недостаток данного показателя состоит в том, что он не учитывает долей предприятий. Так, CR — 4 составит 100% там, где одна фир­ма имеет долю 70%, а три остальные по 10% (всего 100%), а также в том слу­чае, если каждая из четырех фирм будет иметь по 25% (всего 100%) Но согла­симся, что при одинаковом значении показателя CR — 4 на рынке продукта складываются весьма разные ситуации.

Более точное представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который рассчитывает­ся как сумма квадратов рыночных долей каждой из фирм. Чем меньше значение индекса, тем менее концентрированным яв­ляется отраслевое производство и соответствующий отрасле­вой рынок. В условиях абсолютной монополии данный индекс достигает максимального значения, равного 10 000.

Централизация производства: образование монополисти­ческих союзов. Процесс формирования в отрасли крупного предприятия на основе концентрации производства может про­текать весьма длительный период времени. Наоборот, возник­новение крупного хозяйствующего субъекта или союза (объе-


ч

динения) может произойти быстро и стремительно, если ряд предприятий заключат соответствующее соглашение.

В данном случае имеет место централизация производства.

Централизация производства есть процесс соподчинения действующих хозяйствующих субъектов, установление особой формы координации и возникновение новых структур на ос­нове специального соглашения.

Экономическая теория выделяет возможность и необходи­мость заключения монополистических союзов.

Объективная возможность для заключения такого рода монополистических соглашений далеко не в последнюю оче­редь обусловлена все той же концентрацией производства. Чем сильнее концентрация производства и чем меньше в отрасли остается самостоятельных хозяйствующих субъектов, тем легче с определенного момента крупным конкурентам заклю­чить соглашение о совместной координации хозяйственной деятельности («свадьба слонов»).

Необходимость заключения монополистических соглашений обусловлена тем, что вслед за обострением рыночной конкурен­ции увеличиваются связанные с ней непроизводительные затраты.

Наоборот, образование монополистического союза позволяет резко сократить такие расходы, обеспечить более рациональное использование производственного потенциала и имеющихся ресур­сов, ускорить внедрение крупных научно-технических проектов, обеспечить должную координацию экономической деятельности между предприятиями разных секторов национальной экономики.

В последнем случае вертикальная интеграция (централи­зация) позволяет снизить трансакционные издержки. Чем ме­нее конкурентным является рынок, где фирма выступает в качестве покупателя, и чем более масштабным является соб­ственное производство, тем сильнее стремление фирмы к вер­тикальной интеграции.

Монополистический союз получает возможность с боль­шим успехом противостоять конкурентам на внешнем рынке.

Образование новых структур (объединений, союзов и т. д.) свидетельствует о внешнем росте предприятия.


Напомним: концентрация производства есть внутренний рост предприятия.

Таким образом, централизация производства предполага­ет появление совместного управления хозяйственной деятель­ностью или одной из ее важнейших сторон.

Синонимом централизации производства выступает эко­номическая интеграция.

Интеграция может протекать по горизонтали (одна и та же отрасль, один и тот же рынок) и по вертикали, когда речь идет о предприятиях, действующих на смежных ступенях производ­ства, т. е. выступающих как «покупатель — поставщик». При диагональной интеграции возникает конгломерат (см. главу 5).

Каждая из данных разновидностей экономической интегра­ции оказывает разное воздействие на формирование доминиру­ющего положения в границах отраслевого рынка (рыночная доля продаж, финансовые резервы, условия сбыта и снабжения).

Монополия. Если внимательно вчитаться в текст предыду­щего подраздела, то можно заметить, что для отражения резуль­татов централизации производства там используются разные понятия. Речь заходит о крупном хозяйствующем субъекте, объе­динении, союзе или новой структуре. Однако это термины, ко­торые не в состоянии точно отразить содержание той ситуации, которая возникает на рынке продукта в процессе централизации производства. Более корректно институциональный результат экономической интеграции отражает понятие «монополия».

Монополия есть крупный хозяйствующий субъект (пред­приятие или их объединение), располагающий определенными преимуществами и доминирующий на рынке отрасли.

Само слово «монополия» происходит от сочетания двух слов: моно — один; полети — торговать.

На практике монополия как термин может использовать­ся для обозначения:

а) крупного предприятия, доминирующего на рынке (ре­
зультат концентрации производства);

б) союза или объединения ряда хозяйствующих субъектов
(результат централизации производства);

в) состояния рыночной структуры, т. е. как синоним не­
совершенной конкуренции.


Наличие такого разного содержания монополии следует учитывать при проведении теоретического анализа рыночных отношений.

Низшие и высшие формы союзов. В данном случае моно­полия рассматривается как результат централизации производ­ства и выступает как союз или объединение предприятий.

Среди монополистических союзов есть смысл выделять низшие и высшие формы.

К низшим формам, или временным союзам (соглашениям), относятся так называемые пулы, ринги, корнеры и т. д. Такая временная кооперация самостоятельных хозяйствующих субъектов может принять самые разные формы (сговор, дого­вор о сотрудничестве, джентльменское соглашение, стратеги­ческие альянсы и др.). Низшие формы затрагивают лишь от­дельные стороны хозяйственной деятельности, которые в определенный момент стали объектом обостренной конкурен­ции. Допускается обмен конфиденциальной информацией, со­ставление «черных списков». Возможна разработка совмест­ных акций, направленных против профсоюзов.

Стратегическим альянсом называют группу юридически самостоятель­ных предприятий, между которыми существуют долгосрочные связи и кото­рые на основе достигнутого соглашения вынуждены увязывать между собой определенные аспекты деятельности (договора о поставках, получение лицен­зий, научные разработки).

Стратегическую группу образуют те предприятия отрасли, которые ре­ализуют схожую стратегию на определенном рынке (закупка сырья, выбор поставщика, транспортные услуги и др.).

Стратегическую семью образуют несколько предприятий, успех каждо­го из которых в значительной степени зависит от остальных субъектов и которые придерживаются взаимно дополняющейся стратегии.

К высшим формам монополистических союзов (см. рис. 9.9) причисляются картель, синдикат, трест и концерн (финансово-промышленная группа).

Картель (союз защиты) выступает как соглашение ряда предприятий одной отрасли, которое не ограничивает хозяй­ственную деятельность и экономическую самостоятельность участников. Вместе с тем картель предусматривает установ­ление и поддержание единых цен (ценовой картель), террито-


Рис. 9.6. Внешнее развитие предприятия на основе централизации производства и капитала

риалъный раздел рынка (картель региональной защиты), жест­кое квотирование для каждого участника картеля объемов производства и реализации продукции (картель квотирования).

Картель менее всего похож на объединение хозяйствующих субъектов. Здесь не создается специальный орган по совместно­му управлению. Однако соглашение такого рода ограничивает горизонтальную конкурентную борьбу между его участниками. Поэтому на рис. 9.6 отмечено, что картель предполагает дости­жение координации рыночного поведения хозяйствующих субъек­тов одной отрасли.

Картельное соглашение включает обязательное предписание действий по обеспечению целей участников и использование штрафов при несоблюдении условий данного союза (неустойка договорная).

Синдикат есть объединение ряда предприятий одной отрас­ли национального производства, для которого характерна доб­ровольная ликвидация коммерческой самостоятельности уча­стников. Организуется совместный сбыт продукции и общее снабжение исходным технологическим сырьем. В этих целях


создается торгово-сбытовая организация, которая выполняет функции своеобразной штаб-квартиры объединения. Синдикат активно координирует совместную деятельность, связанную с проникновением и закреплением на внешние рынки.

Трест выступает как объединение предприятий, где скла­дывается общее управление производством нескольких смеж­ных отраслей, с полной ликвидацией их коммерческой и про­изводственной самостоятельности.

Концерн выступает как объединение ряда предприятий раз­личных отраслей реального сектора экономики, а также банка, страховой компании, торгово-сбытовых компаний, транспортных организаций. Такой союз имеет возможность широко маневриро­вать финансовыми ресурсами, обеспечивать самофинансирование крупных технических проектов, регулировать уровень прибыли предприятий-смежников. В современных условиях вполне допус­кается возникновение совместной корпоративной собственности (акционерное общество, холдинг-компания и др.).

Централизация капитала. В некоторых случаях (см. рис. 9.6) может иметь место объединение не только производства, но и частного капитала через:

а) слияние предприятий, когда возникает новое юридичес­
кое лицо, а ранее существовавшие самостоятельные предпри­
ятия исчезают (в рамках новой фирмы прежние предприятия
превращаются в своеобразные цеха);

б) создание совместного предприятия, когда на основе
взносов учредителей создается новый хозяйствующий субъект,
который в своих действиях учитывает экономические интере­
сы учредителей, что негативно влияет на уровень рыночной
конкуренции;

в) личные унии, когда формально самостоятельными фир­
мами руководит одно и то же лицо (крупный собственник);

г) приобретение акций и паев действующего предприятия,
что позволяет обеспечить должную степень влияния на его
экономическое поведение;

д) финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют
собой крупные объединения кредитно-финансовых учреждений


(банков, инвестиционных компаний и др.), промышленных, тор­говых и иных предприятий, научно-исследовательских институ­тов и т. д. Степень концентрации капитала может быть разной.

В рамках ФПГ складывается система участия в акционер­ном капитале, заключаются долгосрочные соглашения о постав­ках товаров и услуг. Финансово-промышленной группой могут руководить холдинги, крупные инвестиционные банки и голов­ные компании. Непременным условием возникновения и успеш­ного развития ФПГ выступает широкая распространенность ак­ционерного капитала, наличие системы участия в акционерном капитале разнородных предприятий и организаций (34; 46)

е) введение «золотой акции» должно быть предусмотрено законодательством страны. Формально такой порядок предпо­лагает обеспечение сохранности государственной доли в акци­онерном обществе. Реально означает установление открытого государственного контроля над деятельностью акционерного общества, включая и формирование органов управления.

Централизация капитала (собственности) имеет место и в процессе цен­трализации производства, особенно при формировании концернов. Но через слияние предприятий и создание новых совместных предприятий централи­зация капитала ощущается наиболее рельефно. Здесь всегда обнаруживается трансформация частной собственности. Так, имеет место переход от индиви­дуальной к групповой частной собственности, от индивидуальной частной к акционерной (корпоративной) собственности, от групповой частной к кор­поративной собственности и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.223 (0.014 с.)