Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концентрация и централизация производстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание и факторы доминирования на рынке. Сразу же несколько упростим анализ данной проблемы и сосредоточим внимание только на ситуации, которая складывается на «полюсе производителя». Возникновение доминирующего положения означает, что на отраслевом рынке обнаруживается присутствие некого хозяйствующего субъекта, который не имеет конкурентов или поставляет основную массу продукции определенного рода и оказывается в состоянии навязывать общие условия реализации продукта. Вывод о наличии на рынке доминирующего положения того или иного хозяйствующего субъекта основывается не только на его высокой доли в торговом обороте. Учитываются и финансовая мощь, наличие стабильного доступа к источникам снабжения и каналам сбыта, чего лишены прямые конкуренты. Важно учесть и способности такой фирмы оперативно переориентировать предложение (возможно и рыночный спрос) на другие товары, затруднять другим хозяйствующим субъектам доступ на рынок или иным образом ограничивать свободу их деятельности. Теоретический анализ тенденций развития современного рынка показывает, что доминирующее положение на рынке может быть обусловлено рядом объективных и субъективных факторов (см. рис. 9.3). Среди них выделяются: а) природно-климатический или естественный фактор, когда количество предприятий-производителей, уровень их прибыльности ограничены специфическими природными и климатическими условиями. Пример. Может статься так, что из-за ограниченных природных условий есть возможность проложить через горный перевал только одну более или менее подходящую дорогу. Рельеф местности может предопределить разработку только одного варианта строительства гидроэлектростанции или размещения единственной атомной станции (роза ветров, состояние грунта и др.). Всегда абсолютно ограничены месторождения природных ископаемых (нефти, газа, руды и т. п.). В сельском хозяйстве частная собственность на землю выступает препятствием для свободного приложения капитала, что накладывает отпечаток на бизнес в данной сфере. Присутствие объективного природного фактора часто приводит к тому, что хозяйствующие субъекты, монополизирующие использование специфического и к тому же высокопроизводительного (уникального) фактора производства, получают возможность присваивать дополнительный доход в виде естественной ренты. Под воздействием природно-климатических условий возникает естественная монополия; б) технический фактор, когда определенный вид производ По характеру воздействия технический фактор (техническая монополия) где-то приближается к природно-климатическому. Поэтому в этом случае речь также может идти о возникновении под его воздействием естественной монополии; в) организационный фактор, когда предприятия отрасли г) концентрация производства, когда в силу действия ряда д) централизация производства (экономическая концент е) дифференциация продукта, когда появляется возмож
Рис. 9.3. Основные факторы экономического доминирования и формы их проявления Йриводит к возникновению на рынке продукта монополистического конкурента (см. ниже раздел 9.6);. ж) тотальный дефицит товаров и услуг, неразвитость рыночной инфраструктуры, что лишает покупателя свободы выбора и ведет к созданию видимости доминирования на рынке любого хозяйствующего субъекта из общего ряда предприятий отрасли; з) политика банков, смежников или поставщиков, которые чаще всего предпочитают иметь дело с крупными и надежными партнерами (фактор концентрации и централизации производства). и) экономическая политика государства, направленная на поддержку «национальных чемпионов», усложнение системы лицензирования, регистрации, квотирования и т. д. (закрытая монополия); Концентрация производства: внешние и внутренние причины. Добиться на рынке доминирующего положения проще всего крупному предприятию, которое поставляет в товаропроводящую сеть основную массу отраслевого продукта. Появление в отрасли крупных предприятий означает, что имеет место процесс концентрации производства. Концентрация производства есть процесс сосредоточения у определенного хозяйствующего субъекта мощностей по выпуску продукции и формирование в такой точке экономических преимуществ. При анализе концентрации производства многие причины и следствия непрерывно меняются местами. Например, естественный фактор в виде особо выгодных условий производства (богатое месторождение нефти, постоянное пополнение природных запасов воды на крупной гидроэлектростанции, высокое содержание металла в добываемой руде и т.п.) не только приводит к прямому доминированию на рынке, но и обусловливает необходимость возведения именно крупного предприятия (см. рис. 9.4). Концентрация производства стимулируется также техническим фактором. Ранее было отмечено, что сложная техническая система способна функционировать чаще всего как крупное предприятие. Кроме того, всегда существует минимальная граница вюже/шя капитала, которая в реальном секторе экономики вслед за научно-техническим прогрессом имеет тенденцию к повышению Это заметно ограничивает сферу приложения капитала для мелких и средних предпринимателей В условиях свободной рыночной конкуренции происходит стихийная селекция хозяйствующих субъектов. Одни производители в полном соответствии с законами рынка разоряются и прекращают свое существование. Другие — успешно ведут дела, развиваются, укрепляют свою способность к самофинансированию. В итоге общее число предпринимателей в отрасли может сократиться, что заметно уменьшает потенциал свободной конкуренции. Единожды возникнув, крупные предприятия получают дополнительные преимущества и ускоренными темпами вне- Рис. 9.4. Основные причинно-следственные зависимости концентрации производства дряют новейшие научно-технические достижения, переманивают высококвалифицированную рабочую силу и еще больше укрепляют свои позиции на рынке. Благосклонное отношение банка способствует достижению доминирования на рынке. Но банки предпочитают иметь дело с надежными и далеко не в последнюю очередь с крупными хозяйствующими субъектами. Такая политика банка способствует дальнейшей концентрации производства. Выгодные государственные рамочные условия хозяйствования в виде системы налогообложения (льготы), регулирования внешней экономической деятельности, активной и щедрой финансовой поддержки за счет бюджета, а также государственная политика научных исследований и патентного права бесспорно способствуют становлению «национальных чемпионов». Появившийся лидер незамедлительно требует благосклонного к себе отношения со стороны государства. Выделение в первую очередь внешних (экзогенных) факторов может создать ложную видимость того, что в какой-то момент можно не только затормозить, но и вообще исключить в национальной экономике процесс концентрации производства Однако такое заключение далеко от истины Дело в том, что концентрация производства есть объективный процесс, складываю- щийся под воздействием ряда важнейших экономических законов и который невозможно остановить Концентрация производства отражает процесс эффективного внутреннего роста предприятия. Поэтому особый блок всегда составляют внутренние (эндогенные) факторы концентрации производства, непосредственно связанные с развитием технико-организационных параметров предприятия: а) экономия от масштаба производства; б) эффект обучения персонала; в) экономия от разнообразия выпуска. Экономия от масштаба производства возникает тогда, когда при увеличении мощностей валовые издержки (ТС) растут медленнее, чем объем выпуска продукции (ТР). В итоге снижаются средние общие издержки производства, приходящиеся на единицу продукции (АТС). Появляется возможность наращивать объем прибыли, обеспечить самофинансирование производства. При сохранении положительного эффекта масштаба процесс концентрации производства может продолжаться до бесконечности. В долгосрочной перспективе это лишает мелкие и средние предприятия даже малейших шансов сохранить позиции на рынке продукта. Эффект обучения персонала на крупном предприятии достигается значительно быстрее, что сулит для предпринимателя немалую выгоду. Здесь происходит оптимальная подгонка инструментов под конкретное рабочее место. При увеличении объема выпуска есть шанс улучшить организацию труда, снизить средние постоянные затраты (AFC), приходящиеся на единицу продукции. Экономия от разнообразия, или преимущества диверсификации производства, сводится к тому, что организованный параллельный выпуск, например, нескольких моделей или видов техники приводит по сравнению с узкоспециализированным производством к более низким валовым издержкам производства. За счет более полного использования производственных площадей и загрузки управленческого персонала, развития без- отходного производства, комплексного обслуживания покупателей в торговых организациях и др. Таким образом, процесс концентрации производства может быть ускорен политикой, проводимой банками, или под воздействием государства, внешней конкуренции и т. д. Но исходный пункт для данного процесса концентрации все же задается объективными обстоятельствами, а не благосклонностью банков и правительства. Относительная и абсолютная концентрация производства. Показатель относительной концентрации производства показывает, с какими по величине фирмами приходится иметь дело. Часто измеряется коэффициентом Джини, а для ее графического изображения используется кривая Лоренца (по имени известного американского статистика М.О. Лоренца; 1876-1959). При построении кривой Лоренца необходимо располагать исходными данными, которые отражены в таблице 9.1. В качестве предприятий обычно выделяются только юридически самостоятельные хозяйствующие субъекты. Кумуля- Таблица 9.1. Доля предприятий в общей структуре отрасли и их кумулятивная доля объема рыночного оборота
Рис. 9.5. Кривая концентрации (кривая Лоренца) тивная доля объема оборота рассчитывается путем суммирования долей соответствующих групп предприятий. По горизонтальной оси (см. рис. 9. 5) откладывается доля предприятий от общей численности, по вертикальной — накопленные доли предприятий в общем объеме выпуска. Соединение нанесенных таким образом точек дает кривую Лоренца. Кривая выходит из начала координат, где доли равны нулю, и заканчивается в точке, где доли достигают 100%. Если бы имело место абсолютно равномерное распределение объема выпуска (например, 10% предприятий концентрируют 10% выпуска; 20% предприятий — 20%) выпуска и т. д.), то получили бы линию равномерного распределения или диагональ ОА (см. рис. 9.5). Чем дальше от диагонали удалена кривая Лоренца, тем более неравномерным является распределение выручки, тем больше степень концентрации производства (4, стр. 196). Кривая Лоренца показывает, какая часть от общего объема выпуска приходится на долю определенной части предприятий, которые в зависимости от своих размеров распределяются по разным группам. Коэффициент Джини (по имени итальянского статистика К.Джини; 1884-1965) есть соотношение «затушеванной площади» и «затушеванной и незатушеванной площади». Данный ко-
где D — кумулятивный процент доли рынка, N — кумулятивный процент числа фирм на рынке. Чем ближе его значение приближается к единице, тем сильнее концентрация. Чем ближе значение коэффициента к нулю, тем слабее относительная концентрация производства. Абсолютная концентрация связана с количеством предприятий и удельным весом в обороте рынка. Используется коэффициент абсолютной концентрации (Concentration ratio — CR). При расчете данного коэффициента определяется доля рынка, приходящаяся, например, на три, шесть или девять крупнейших предприятий отрасли. Такие коэффициенты соответственно обозначаются как CR — 3, CR — 6, CR — 9. Если, например, коэффициент CR — 9 = 75, то это означает, что на 9 самых крупных участников рынка приходится 75% от рыночного оборота. Примечание. Недостаток данного показателя состоит в том, что он не учитывает долей предприятий. Так, CR — 4 составит 100% там, где одна фирма имеет долю 70%, а три остальные по 10% (всего 100%), а также в том случае, если каждая из четырех фирм будет иметь по 25% (всего 100%) Но согласимся, что при одинаковом значении показателя CR — 4 на рынке продукта складываются весьма разные ситуации. Более точное представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей каждой из фирм. Чем меньше значение индекса, тем менее концентрированным является отраслевое производство и соответствующий отраслевой рынок. В условиях абсолютной монополии данный индекс достигает максимального значения, равного 10 000. Централизация производства: образование монополистических союзов. Процесс формирования в отрасли крупного предприятия на основе концентрации производства может протекать весьма длительный период времени. Наоборот, возникновение крупного хозяйствующего субъекта или союза (объе- ч динения) может произойти быстро и стремительно, если ряд предприятий заключат соответствующее соглашение. В данном случае имеет место централизация производства. Централизация производства есть процесс соподчинения действующих хозяйствующих субъектов, установление особой формы координации и возникновение новых структур на основе специального соглашения. Экономическая теория выделяет возможность и необходимость заключения монополистических союзов. Объективная возможность для заключения такого рода монополистических соглашений далеко не в последнюю очередь обусловлена все той же концентрацией производства. Чем сильнее концентрация производства и чем меньше в отрасли остается самостоятельных хозяйствующих субъектов, тем легче с определенного момента крупным конкурентам заключить соглашение о совместной координации хозяйственной деятельности («свадьба слонов»). Необходимость заключения монополистических соглашений обусловлена тем, что вслед за обострением рыночной конкуренции увеличиваются связанные с ней непроизводительные затраты. Наоборот, образование монополистического союза позволяет резко сократить такие расходы, обеспечить более рациональное использование производственного потенциала и имеющихся ресурсов, ускорить внедрение крупных научно-технических проектов, обеспечить должную координацию экономической деятельности между предприятиями разных секторов национальной экономики. В последнем случае вертикальная интеграция (централизация) позволяет снизить трансакционные издержки. Чем менее конкурентным является рынок, где фирма выступает в качестве покупателя, и чем более масштабным является собственное производство, тем сильнее стремление фирмы к вертикальной интеграции. Монополистический союз получает возможность с большим успехом противостоять конкурентам на внешнем рынке. Образование новых структур (объединений, союзов и т. д.) свидетельствует о внешнем росте предприятия. Напомним: концентрация производства есть внутренний рост предприятия. Таким образом, централизация производства предполагает появление совместного управления хозяйственной деятельностью или одной из ее важнейших сторон. Синонимом централизации производства выступает экономическая интеграция. Интеграция может протекать по горизонтали (одна и та же отрасль, один и тот же рынок) и по вертикали, когда речь идет о предприятиях, действующих на смежных ступенях производства, т. е. выступающих как «покупатель — поставщик». При диагональной интеграции возникает конгломерат (см. главу 5). Каждая из данных разновидностей экономической интеграции оказывает разное воздействие на формирование доминирующего положения в границах отраслевого рынка (рыночная доля продаж, финансовые резервы, условия сбыта и снабжения). Монополия. Если внимательно вчитаться в текст предыдущего подраздела, то можно заметить, что для отражения результатов централизации производства там используются разные понятия. Речь заходит о крупном хозяйствующем субъекте, объединении, союзе или новой структуре. Однако это термины, которые не в состоянии точно отразить содержание той ситуации, которая возникает на рынке продукта в процессе централизации производства. Более корректно институциональный результат экономической интеграции отражает понятие «монополия». Монополия есть крупный хозяйствующий субъект (предприятие или их объединение), располагающий определенными преимуществами и доминирующий на рынке отрасли. Само слово «монополия» происходит от сочетания двух слов: моно — один; полети — торговать. На практике монополия как термин может использоваться для обозначения: а) крупного предприятия, доминирующего на рынке (ре б) союза или объединения ряда хозяйствующих субъектов в) состояния рыночной структуры, т. е. как синоним не Наличие такого разного содержания монополии следует учитывать при проведении теоретического анализа рыночных отношений. Низшие и высшие формы союзов. В данном случае монополия рассматривается как результат централизации производства и выступает как союз или объединение предприятий. Среди монополистических союзов есть смысл выделять низшие и высшие формы. К низшим формам, или временным союзам (соглашениям), относятся так называемые пулы, ринги, корнеры и т. д. Такая временная кооперация самостоятельных хозяйствующих субъектов может принять самые разные формы (сговор, договор о сотрудничестве, джентльменское соглашение, стратегические альянсы и др.). Низшие формы затрагивают лишь отдельные стороны хозяйственной деятельности, которые в определенный момент стали объектом обостренной конкуренции. Допускается обмен конфиденциальной информацией, составление «черных списков». Возможна разработка совместных акций, направленных против профсоюзов. Стратегическим альянсом называют группу юридически самостоятельных предприятий, между которыми существуют долгосрочные связи и которые на основе достигнутого соглашения вынуждены увязывать между собой определенные аспекты деятельности (договора о поставках, получение лицензий, научные разработки). Стратегическую группу образуют те предприятия отрасли, которые реализуют схожую стратегию на определенном рынке (закупка сырья, выбор поставщика, транспортные услуги и др.). Стратегическую семью образуют несколько предприятий, успех каждого из которых в значительной степени зависит от остальных субъектов и которые придерживаются взаимно дополняющейся стратегии. К высшим формам монополистических союзов (см. рис. 9.9) причисляются картель, синдикат, трест и концерн (финансово-промышленная группа). Картель (союз защиты) выступает как соглашение ряда предприятий одной отрасли, которое не ограничивает хозяйственную деятельность и экономическую самостоятельность участников. Вместе с тем картель предусматривает установление и поддержание единых цен (ценовой картель), террито- Рис. 9.6. Внешнее развитие предприятия на основе централизации производства и капитала риалъный раздел рынка (картель региональной защиты), жесткое квотирование для каждого участника картеля объемов производства и реализации продукции (картель квотирования). Картель менее всего похож на объединение хозяйствующих субъектов. Здесь не создается специальный орган по совместному управлению. Однако соглашение такого рода ограничивает горизонтальную конкурентную борьбу между его участниками. Поэтому на рис. 9.6 отмечено, что картель предполагает достижение координации рыночного поведения хозяйствующих субъектов одной отрасли. Картельное соглашение включает обязательное предписание действий по обеспечению целей участников и использование штрафов при несоблюдении условий данного союза (неустойка договорная). Синдикат есть объединение ряда предприятий одной отрасли национального производства, для которого характерна добровольная ликвидация коммерческой самостоятельности участников. Организуется совместный сбыт продукции и общее снабжение исходным технологическим сырьем. В этих целях создается торгово-сбытовая организация, которая выполняет функции своеобразной штаб-квартиры объединения. Синдикат активно координирует совместную деятельность, связанную с проникновением и закреплением на внешние рынки. Трест выступает как объединение предприятий, где складывается общее управление производством нескольких смежных отраслей, с полной ликвидацией их коммерческой и производственной самостоятельности. Концерн выступает как объединение ряда предприятий различных отраслей реального сектора экономики, а также банка, страховой компании, торгово-сбытовых компаний, транспортных организаций. Такой союз имеет возможность широко маневрировать финансовыми ресурсами, обеспечивать самофинансирование крупных технических проектов, регулировать уровень прибыли предприятий-смежников. В современных условиях вполне допускается возникновение совместной корпоративной собственности (акционерное общество, холдинг-компания и др.). Централизация капитала. В некоторых случаях (см. рис. 9.6) может иметь место объединение не только производства, но и частного капитала через: а) слияние предприятий, когда возникает новое юридичес б) создание совместного предприятия, когда на основе в) личные унии, когда формально самостоятельными фир г) приобретение акций и паев действующего предприятия, д) финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют (банков, инвестиционных компаний и др.), промышленных, торговых и иных предприятий, научно-исследовательских институтов и т. д. Степень концентрации капитала может быть разной. В рамках ФПГ складывается система участия в акционерном капитале, заключаются долгосрочные соглашения о поставках товаров и услуг. Финансово-промышленной группой могут руководить холдинги, крупные инвестиционные банки и головные компании. Непременным условием возникновения и успешного развития ФПГ выступает широкая распространенность акционерного капитала, наличие системы участия в акционерном капитале разнородных предприятий и организаций (34; 46) е) введение «золотой акции» должно быть предусмотрено законодательством страны. Формально такой порядок предполагает обеспечение сохранности государственной доли в акционерном обществе. Реально означает установление открытого государственного контроля над деятельностью акционерного общества, включая и формирование органов управления. Централизация капитала (собственности) имеет место и в процессе централизации производства, особенно при формировании концернов. Но через слияние предприятий и создание новых совместных предприятий централизация капитала ощущается наиболее рельефно. Здесь всегда обнаруживается трансформация частной собственности. Так, имеет место переход от индивидуальной к групповой частной собственности, от индивидуальной частной к акционерной (корпоративной) собственности, от групповой частной к корпоративной собственности и т. д.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.016 с.) |