Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетные ограничения. Определение оптимального выбора покупателяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реальная платежеспособность. Формируя свой потребительский набор, человек руководствуется субъективными настроениями, своими вкусами и (желаниями. Однако в реальной деятельности покупатель вынужден далеко не в последнюю очередь согласовать свои желания и предпочтения с экономическими возможностями. Данные экономические возможности определяются: а) уровнем денежного дохода или теми денежными средствами, которыми в определенный момент времени располагает домашнее хозяйство; б) уровнем цен на те товары, которые с учетом сформировавшихся предпочтений входят в состав потребительской корзины. Таким образом, реальную покупательную силу домашнего хозяйства определяют денежные доходы и цены. Бюджетная линия. Возможности домашнего хозяйства заполучить определенный физический объем товаров, израсходовав имеющиеся денежные средства, иллюстрирует бюджетная линия. Предположим, что денежный доход и рыночные цены постоянны, а весь свой денежный доход (I) домашнее хозяйство расходует на приобретение товаров X и Y по цене соответственно рх и Р. Тогда бюджет домашнего хозяйства определится следующим образом:
Данная формула бюджета домашнего хозяйства показывает: чем больше денег будет израсходовано на покупку товара X, тем меньше денег останется на приобретение товара Y. Если предположить, что Y = 0, то в таком случае Наличие сведений о координатах двух опорных точек вполне достаточно для построения соответствующей бюджетной линии (см. ниже рис. 4.11). Рис. 4.11. Бюджетная линия домашнего хозяйства при постоянных ценах на товары X и Y Поскольку денежный доход домашнего хозяйства (I), a также цены (Рх; Р) есть постоянные величины, постольку бюджетная линия представляет собой уравнение прямой линии: Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Увеличение объема закупки одного товара возможно лишь за счет сокращения объема закупки другого товара. Наклон бюджетной линии равен соотношению цен на товары X и Y, взятому с противоположным знаком. Отметим, что точки К и Р (см. рис. 4.11) отражают доступные для потребителя наборы товаров с учетом уровня рыночных цен и денежного дохода. Но данные наборы, находящиеся ниже бюджетной линии, не являются для домашнего хозяйства объектом интереса, так как не расходуется весь денежный доход. Точки типа D сами по себе более привлекательны для домашнего хозяйства, но они недоступны из-за ограниченного денежного дохода. Чтобы заполучить наборы товаров типа D, покупателю придется изыскивать дополнительные денежные средства. Изменение дохода и цен. Выделим несколько основных вариантов развития событий: а) изменяется только денежный доход домашнего хозяйства; б) изменяются цены и доход; в) изменяются только цены; г) изменяется только одна цена, а цены на остальные то Вариант А. Из уравнения бюджетной линии видно, что при увеличении денежного дохода (I) автоматически возрастут значения X и Y, т. е. изменятся точки пересечения бюджетной линии с осями координат, но не изменится угол наклона самой линии. Вслед за ростом бюджета у домашнего хозяйства появляется возможность закупать больше товаров. Таким образом, увеличение денежного дохода при неизменных рыночных ценах приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии вверх, а при снижении дохода — к параллельному сдвигу бюджетной линии вниз (см. рис. 4.12). Луч OR, перпендикулярный бюджетной линии и проходящий через начало координат, выступает как ось изменения дохода домашнего хозяйства. Рис. 4.12. Сдвиг бюджетной линии домашнего хозяйства Вариант Б. При одновременном увеличении цен (Рх; Р) и денежного дохода (I) на величину N, расположение бюджетной линии и угол ее наклона не меняются. В данных расчетах доход и уровень рыночных цен увеличились одновременно в N раз. Однако значения X и Y остались неизменными. Собственно говоря, сама практика подтверждает, что если номинальные денежные доходы населения будут увеличены, например, на 20-30% (пенсии, стипендии, минимальная зарплата, ставка первого разряда), но такими же темпами одновременно возрастут и цены на потребительском рынке, то покупательная сила населения не увеличится. Инфляционный рост цен выступает в данном случае как особая разновидность скрытого налога на денежные доходы, регулирует покупательную способность населения и уровень жизни. Вариант В. Снижение рыночных цен (Рх; Р) равнозначно увеличению покупательной способности домашнего хозяйства. Наоборот, рост рыночных цен вызывает снижение такой покупательной способности. В таких случаях будет иметь место лишь сдвиг бюджетной линии, без изменения угла наклона. Таким образом, при анализе денежных потоков необходимо выделять номинальный и реальный денежный доход домашнего хозяйства. Номинальный доход — сумма денег, которую домашнее хозяйство получает в обмен на выполненные услуги, проданные факторы производства, а также рентные поступления (пенсии, пособия и т. п.). Реальный доход — это объем материальных благ и услуг, который домашнее хозяйство может приобрести, располагая определенными денежными средствами с учетом сложившихся рыночных цен. Вариант Г. Теперь рассмотрим ситуацию, когда изменяется только одна цена, например, на товар X, а все остальные параметры (I; Р) остаются постоянными (см. рис. 4.13). При уменьшении цены Рх на товар X масса товара Y не изменится. В то же время покупатель сможет приобрести больший объем товара X (Х2 > Xj). Бюджетная линия АВ начнет вращаться вокруг точки А против часовой стрелки и займет положение АС. При увеличении цены Рх домашнее хозяйство сможет купить меньше товара X. Бюджетная линия АВ начнет вращаться вокруг точки А по часовой стрелке и займет положение АК (см. рис. 4.13). Поиск оптимального варианта потребительского выбора. Рациональный потребитель всегда стремится достичь максимально возможный объем полезности. Поэтому на карте кривых безразличия (см. рис. 4.10) домашнее хозяйство будет стремиться достичь такой кривой, которая максимально удалена от начала координат. Что касается самого передвижения вдоль кривой безразличия, то особого значения оно не имеет, так как каждая точка, находящаяся на данной линии, обеспечивает получение равной общей полезности. На практике выбор той или иной кривой безразличия (уровень удовлетворения потребностей) ограничен бюджетными возможностями. Поэтому, выбирая точку на кривой безразличия (U), необходимо выбирать и ту единственную точку, которая одновременно принадлежала бы и бюджетной линии. Потребительский набор, относящийся к области бюджетной совокупности и обеспечивающий максимальную полезность конкретному потребителю, называется оптимальным. Таким образом, когда при заданном бюджете потребитель стремится в максимальной степени удовлетворить свои потребности, намерен расходовать все принадлежащие ему денежные средства, тогда точка оптимального выбора должна находиться одновременно на кривой безразличия и бюджетной линии. Предположим, есть карта безразличия с тремя соответствующими кривыми TUp TU2 и TU3 (см. ниже рис. 4.14). Безусловно, точка С, максимально удаленная от начала координат, и соответствующий набор благ выглядят весьма заманчиво. Но данный вариант находится выше бюджетной линии АВ и поэтому недостижим для домашнего хозяйства. Рис. 4.14. Определение оптимального потребительского выбора Точка F, находящаяся на кривой безразличия TU,, не является оптимальной. Во-первых, на той же кривой безразличия TUj для нее в качестве конкурента выступает точка К. При перемещении по кривой безразличия из точки F в точку К будет образовываться экономия денежных средств, т. е. часть денежного дохода не будет расходоваться (на отрезке, где кривая безразличия находится ниже бюджетной линии АВ). Во-вторых, из точки F, двигаясь по бюджетной линии, можно переместиться в точку Е. Потребитель при этом остается на бюджетной линии. Экономия денежных средств не образуется, но сам потребитель выходит на более высокую кривую безразличия TU2 и обеспечивает для себя заметно более высокий уровень потребления. Таким образом, если кривая безразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки кривой безразличия между ними будут для потребителя более предпочтительными, так как образуется экономия. Однако в таком случае нарушается одно из исходных условий поиска оптимального выбора — полный расход денежных средств за определенный период времени. Если кривая безразличия имеет с бюджетной линией только одну общую точку, то эта точка и соответствует наиболее предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных вариантов. Такая точка называется точкой потребительского оптимума, так как при достигнутом уровне доходов здесь обеспечивается наиболее высокая степень удовлетворения потребностей домашнего хозяйства. В точке Е (потребительского оптимума) наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Следовательно: Норма замещения (RS) в точке Е (см. рис. 4.14) отражает соотношение, в котором потребитель готов обменять определенный объем товара Y на одну дополнительную единицу товара X. Одновременно соотношение цен Ру и Рх характеризует пропорцию, в которой потребитель реально станет обменивать товар Y на товар X (рыночная норма замещения). В точке оптимума Е индивидуальная норма замещения равна рыночной норме замещения. Предельная выгода (полезность) равна предельным (маржинальным) издержкам. Таким образом, определяя для себя оптимальный выбор, покупатель вынужден считаться с существующими экономическими условиями, включая уровень денежных доходов и рыночных цен. Угловое решение. Если кривая безразличия отражает внутренний мир потребительских предпочтений человека, то наклон бюджетной линии отражает соотношение рыночных цен, которые не зависят от прихотей отдельного покупателя и поэтому должны восприниматься им как внешнее объективное экономическое обстоятельство. В реальной действительности это приводит к появлению особых вариантов поиска точки оптимального потребительского выбора. Рис. 4.15. Возникновение углового решения На рисунке 4.15 кривая безразличия TUj максимально приближается к осям координат (или к иным условным прямым такого рода), но их не достигает. Это означает, что не один из товаров, как бы первоначально он решительно не заменялся, не может быть полностью заменен другим благом, т. е. такой товар всегда присутствует в потребительской корзине. Если мы имеем дело с кривой безразличия TU2, которая касается одной или обеих осей координат, то это означает, что потребитель готов полностью отказаться от какого-то товара в обмен на другой. Тогда норма замещения RS может быть больше или меньше соотношения Рх и Р. Следовательно, точка потребительского оптимума будет находиться на одной из осей координат. В точке Е (Y = 0) денежный доход расходуется на приобретение только товара X. Товар Y оказался слишком дорогим для потребителя. Точка Е отражает угловое решение задачи, предполагающей определение оптимального потребительского выбора в отличие от внутреннего решения. В рамках двухсекторной модели угловое решение выглядит как особая или почти пикантная ситуация. Но на практике, при анализе большого числа товаров, обнаруживается, что вариант углового решения предстает, скорее всего, как правило, нежели исключение. Теория выявленных предпочтений. Для того чтобы определить точку оптимального выбора, нужно знать бюджетные возможности и потребительские предпочтения домашнего хозяйства. О финансовых возможностях домашнего хозяйства и рыночных ценах красноречиво рассказывает бюджетная линия. Потребительские предпочтения домашнего хозяйства раскрывает кривая безразличия и норма замещения потребительских благ. Однако и сама эволюция бюджетной линии может подсказать о возможных направлениях изменения потребительских предпочтений. Так, в соответствии с теорией выявленных предпочтений домашнее хозяйство, стремящееся обеспечить максимум полезности при формировании собственной потребительской корзины, должно придерживаться правила: если при покупке оптимального набора А был доступен и набор В, то к рассмотрению набора В домашнее хозяйство вернется лишь тогда, когда набор А окажется недоступным. Предположим, бюджетная линия CD при заданном уровне цен и денежного дохода содержит оптимальный набор А (см. рис. 4.16). При увеличении цены на товар Y и уменьшении цены на товар X, но при сохранении прежнего денежного дохода, бюджетная линия займет новое положение КМ. Теперь потребитель может выбрать набор В или набор Е. Можно предположить, что домашнее хозяйство не остановится на наборе В, так как данный набор был и ранее доступен, а в изменившихся условиях такой вариант не способствует повышению общей полезности. Домашнее хозяйство, сделавшее такой выбор, называется немаксимизирующим. Наоборот, выбор варианта Е будет означать, что потребитель, приобретая меньше подорожавших и больше подешевевших товаров, стремится к максимизации общей полезности своей потребительской корзины.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.244 (0.015 с.) |