Бюджетные ограничения. Определение оптимального выбора покупателя 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные ограничения. Определение оптимального выбора покупателя



Реальная платежеспособность. Формируя свой потреби­тельский набор, человек руководствуется субъективными на­строениями, своими вкусами и (желаниями.


Однако в реальной деятельности покупатель вынужден далеко не в последнюю очередь согласовать свои желания и предпочтения с экономическими возможностями.

Данные экономические возможности определяются:

а) уровнем денежного дохода или теми денежными сред­ствами, которыми в определенный момент времени распола­гает домашнее хозяйство;

б) уровнем цен на те товары, которые с учетом сформи­ровавшихся предпочтений входят в состав потребительской корзины.

Таким образом, реальную покупательную силу домашне­го хозяйства определяют денежные доходы и цены.

Бюджетная линия. Возможности домашнего хозяйства запо­лучить определенный физический объем товаров, израсходовав имеющиеся денежные средства, иллюстрирует бюджетная линия.

Предположим, что денежный доход и рыночные цены по­стоянны, а весь свой денежный доход (I) домашнее хозяйство расходует на приобретение товаров X и Y по цене соответ­ственно рх и Р. Тогда бюджет домашнего хозяйства опреде­лится следующим образом:


Если предположить, что X = 0, то в таком случае


Данная формула бюджета домашнего хозяйства показы­вает: чем больше денег будет израсходовано на покупку то­вара X, тем меньше денег останется на приобретение товара Y. Если предположить, что Y = 0, то в таком случае

Наличие сведений о координатах двух опорных точек вполне достаточно для построения соответствующей бюджет­ной линии (см. ниже рис. 4.11).


Рис. 4.11. Бюджетная линия домашнего хозяйства при постоянных ценах

на товары X и Y

Поскольку денежный доход домашнего хозяйства (I), a также цены (Рх; Р) есть постоянные величины, постольку бюджетная линия представляет собой уравнение прямой линии:

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Увеличение объема за­купки одного товара возможно лишь за счет сокращения объема закупки дру­гого товара. Наклон бюджетной линии равен соотношению цен на товары X и Y, взятому с противоположным знаком.

Отметим, что точки К и Р (см. рис. 4.11) отражают доступ­ные для потребителя наборы товаров с учетом уровня рыночных цен и денежного дохода. Но данные наборы, находящиеся ниже бюджетной линии, не являются для домашнего хозяйства объек­том интереса, так как не расходуется весь денежный доход.

Точки типа D сами по себе более привлекательны для домаш­него хозяйства, но они недоступны из-за ограниченного денеж­ного дохода. Чтобы заполучить наборы товаров типа D, поку­пателю придется изыскивать дополнительные денежные средства.

Изменение дохода и цен. Выделим несколько основных вариантов развития событий:

а) изменяется только денежный доход домашнего хозяйства;

б) изменяются цены и доход;


в) изменяются только цены;

г) изменяется только одна цена, а цены на остальные то­
вары остаются неизменными.

Вариант А. Из уравнения бюджетной линии видно, что при увеличении денежного дохода (I) автоматически возрастут значения X и Y, т. е. изменятся точки пересечения бюджетной линии с осями координат, но не изменится угол наклона самой линии. Вслед за ростом бюджета у домашнего хозяйства по­является возможность закупать больше товаров.

Таким образом, увеличение денежного дохода при неизмен­ных рыночных ценах приводит к параллельному сдвигу бюд­жетной линии вверх, а при снижении дохода — к параллельно­му сдвигу бюджетной линии вниз (см. рис. 4.12).

Луч OR, перпендикулярный бюджетной линии и проходя­щий через начало координат, выступает как ось изменения дохода домашнего хозяйства.

Рис. 4.12. Сдвиг бюджетной линии домашнего хозяйства

Вариант Б. При одновременном увеличении цен (Рх; Р) и денежного дохода (I) на величину N, расположение бюджетной линии и угол ее наклона не меняются.


В данных расчетах доход и уровень рыночных цен увели­чились одновременно в N раз. Однако значения X и Y остались неизменными.

Собственно говоря, сама практика подтверждает, что если номинальные денежные доходы населения будут увеличены, например, на 20-30% (пенсии, стипендии, минимальная зарплата, ставка первого разряда), но такими же тем­пами одновременно возрастут и цены на потребительском рынке, то покупа­тельная сила населения не увеличится. Инфляционный рост цен выступает в данном случае как особая разновидность скрытого налога на денежные дохо­ды, регулирует покупательную способность населения и уровень жизни.

Вариант В. Снижение рыночных ценх; Р) равнозначно увеличению покупательной способности домашнего хозяйства. Наоборот, рост рыночных цен вызывает снижение такой по­купательной способности. В таких случаях будет иметь мес­то лишь сдвиг бюджетной линии, без изменения угла наклона.

Таким образом, при анализе денежных потоков необходимо выделять номинальный и реальный денежный доход домашнего хозяйства.

Номинальный доход — сумма денег, которую домашнее хозяйство полу­чает в обмен на выполненные услуги, проданные факторы производства, а также рентные поступления (пенсии, пособия и т. п.).

Реальный доход — это объем материальных благ и услуг, который до­машнее хозяйство может приобрести, располагая определенными денежны­ми средствами с учетом сложившихся рыночных цен.

Вариант Г. Теперь рассмотрим ситуацию, когда изменяет­ся только одна цена, например, на товар X, а все остальные параметры (I; Р) остаются постоянными (см. рис. 4.13).


При уменьшении цены Рх на товар X масса товара Y не изменится. В то же время покупатель сможет приобрести боль­ший объем товара X (Х2 > Xj). Бюджетная линия АВ начнет вращаться вокруг точки А против часовой стрелки и займет положение АС. При увеличении цены Рх домашнее хозяйство сможет купить меньше товара X. Бюджетная линия АВ нач­нет вращаться вокруг точки А по часовой стрелке и займет положение АК (см. рис. 4.13).

Поиск оптимального варианта потребительского выбора. Рациональный потребитель всегда стремится достичь макси­мально возможный объем полезности. Поэтому на карте кри­вых безразличия (см. рис. 4.10) домашнее хозяйство будет стре­миться достичь такой кривой, которая максимально удалена от начала координат. Что касается самого передвижения вдоль кривой безразличия, то особого значения оно не имеет, так как каждая точка, находящаяся на данной линии, обеспечивает получение равной общей полезности.

На практике выбор той или иной кривой безразличия (уро­вень удовлетворения потребностей) ограничен бюджетными возможностями. Поэтому, выбирая точку на кривой безразли­чия (U), необходимо выбирать и ту единственную точку, ко­торая одновременно принадлежала бы и бюджетной линии.

Потребительский набор, относящийся к области бюд­жетной совокупности и обеспечивающий максимальную полез­ность конкретному потребителю, называется оптимальным.

Таким образом, когда при заданном бюджете потребитель стремится в максимальной степени удовлетворить свои потреб­ности, намерен расходовать все принадлежащие ему денежные средства, тогда точка оптимального выбора должна находить­ся одновременно на кривой безразличия и бюджетной линии.

Предположим, есть карта безразличия с тремя соответ­ствующими кривыми TUp TU2 и TU3 (см. ниже рис. 4.14).

Безусловно, точка С, максимально удаленная от начала координат, и соответствующий набор благ выглядят весьма заманчиво. Но данный вариант находится выше бюджетной линии АВ и поэтому недостижим для домашнего хозяйства.


Рис. 4.14. Определение оптимального потребительского выбора

Точка F, находящаяся на кривой безразличия TU,, не яв­ляется оптимальной.

Во-первых, на той же кривой безразличия TUj для нее в качестве конкурента выступает точка К. При перемещении по кривой безразличия из точки F в точку К будет образовывать­ся экономия денежных средств, т. е. часть денежного дохода не будет расходоваться (на отрезке, где кривая безразличия находится ниже бюджетной линии АВ).

Во-вторых, из точки F, двигаясь по бюджетной линии, можно переместиться в точку Е. Потребитель при этом оста­ется на бюджетной линии. Экономия денежных средств не об­разуется, но сам потребитель выходит на более высокую кри­вую безразличия TU2 и обеспечивает для себя заметно более высокий уровень потребления.

Таким образом, если кривая безразличия пересекает бюд­жетную линию в двух точках, то все точки кривой безразли­чия между ними будут для потребителя более предпочтитель­ными, так как образуется экономия. Однако в таком случае нарушается одно из исходных условий поиска оптимального выбора — полный расход денежных средств за определенный период времени.


Если кривая безразличия имеет с бюджетной линией толь­ко одну общую точку, то эта точка и соответствует наи­более предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных вариантов.

Такая точка называется точкой потребительского оптимума, так как при достигнутом уровне доходов здесь обеспечивается наиболее высокая степень удовлетворения потребностей домашнего хозяйства.

В точке Е (потребительского оптимума) наклон бюд­жетной линии равен наклону кривой безразличия. Следова­тельно:

Норма замещения (RS) в точке Е (см. рис. 4.14) отражает соотношение, в котором потребитель готов обменять опреде­ленный объем товара Y на одну дополнительную единицу товара X.

Одновременно соотношение цен Ру и Рх характеризует пропорцию, в которой потребитель реально станет обменивать товар Y на товар X (рыночная норма замещения). В точке оптимума Е индивидуальная норма замещения равна рыноч­ной норме замещения. Предельная выгода (полезность) равна предельным (маржинальным) издержкам.

Таким образом, определяя для себя оптимальный выбор, покупатель вынужден считаться с существующими экономи­ческими условиями, включая уровень денежных доходов и рыночных цен.

Угловое решение. Если кривая безразличия отражает внутренний мир потребительских предпочтений человека, то наклон бюджетной линии отражает соотношение рыночных цен, которые не зависят от прихотей отдельного покупателя и поэтому должны восприниматься им как внешнее объектив­ное экономическое обстоятельство.

В реальной действительности это приводит к появлению особых вариантов поиска точки оптимального потребитель­ского выбора.


Рис. 4.15. Возникновение углового решения

На рисунке 4.15 кривая безразличия TUj максимально при­ближается к осям координат (или к иным условным прямым такого рода), но их не достигает. Это означает, что не один из товаров, как бы первоначально он решительно не заменял­ся, не может быть полностью заменен другим благом, т. е. такой товар всегда присутствует в потребительской корзине.

Если мы имеем дело с кривой безразличия TU2, которая касается одной или обеих осей координат, то это означает, что потребитель готов полностью отказаться от какого-то това­ра в обмен на другой. Тогда норма замещения RS может быть больше или меньше соотношения Рх и Р. Следовательно, точ­ка потребительского оптимума будет находиться на одной из осей координат. В точке Е (Y = 0) денежный доход расходу­ется на приобретение только товара X. Товар Y оказался слишком дорогим для потребителя. Точка Е отражает угловое решение задачи, предполагающей определение оптимального потребительского выбора в отличие от внутреннего решения.

В рамках двухсекторной модели угловое решение выглядит как особая или почти пикантная ситуация. Но на практике, при анализе большого числа товаров, обнаруживается, что вариант углового решения предстает, скорее всего, как правило, нежели исключение.

Теория выявленных предпочтений. Для того чтобы опре­делить точку оптимального выбора, нужно знать бюджетные


возможности и потребительские предпочтения домашнего хо­зяйства.

О финансовых возможностях домашнего хозяйства и ры­ночных ценах красноречиво рассказывает бюджетная линия. Потребительские предпочтения домашнего хозяйства раскрыва­ет кривая безразличия и норма замещения потребительских благ.

Однако и сама эволюция бюджетной линии может подска­зать о возможных направлениях изменения потребительских предпочтений.

Так, в соответствии с теорией выявленных предпочтений домашнее хозяйство, стремящееся обеспечить максимум полез­ности при формировании собственной потребительской корзи­ны, должно придерживаться правила: если при покупке оптималь­ного набора А был доступен и набор В, то к рассмотрению набора В домашнее хозяйство вернется лишь тогда, когда на­бор А окажется недоступным.

Предположим, бюджетная линия CD при заданном уровне цен и денежного дохода содержит оптимальный набор А (см. рис. 4.16). При увеличении цены на товар Y и уменьшении цены на товар X, но при сохранении прежнего денежного до­хода, бюджетная линия займет новое положение КМ. Теперь потребитель может выбрать набор В или набор Е.


Можно предположить, что домашнее хозяйство не остано­вится на наборе В, так как данный набор был и ранее досту­пен, а в изменившихся условиях такой вариант не способству­ет повышению общей полезности. Домашнее хозяйство, сделавшее такой выбор, называется немаксимизирующим. На­оборот, выбор варианта Е будет означать, что потребитель, приобретая меньше подорожавших и больше подешевевших то­варов, стремится к максимизации общей полезности своей потребительской корзины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.005 с.)