Предмет и объекты исследования современной микроэкономики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объекты исследования современной микроэкономики



Предмет микроэкономики как науки.То, что изучает на­ука — есть ее предмет. Напомним, что во «Вводном курсе» в качестве предмета экономической теории было выделено эко­номическое поведение людей в производстве и потреблении материальных благ в целях удовлетворения все возрастающих потребностей, при признании абсолютной и относительной ог-


раниченности ресурсов, необходимости их рационального ис­пользования, что порождает проблему принятия оптимально­го решения (см. ч. 1, стр. 21-22).

Такое достаточно широкое определение предмета эконо­мической теории полностью пригодно и для микроэкономики. Но обратим внимание на то, что в реальном секторе экономи­ки люди достаточно организованы. В качестве действующих лиц здесь выступают хозяйствующие субъекты, которые при­нимают решения, преследуя конкретные цели.

Поэтому в качестве предмета современной микроэконо­мики следует признать экономическое поведение хозяйствую­щих субъектов в условиях рыночной экономики.

Объекты исследования микроэкономики.Для того чтобы организовать производство, необходимо располагать соответ­ствующими экономическими ресурсами.

Объем вовлекаемых в производство экономических ресур­сов всегда ограничен. Приходится считаться с действием за­кона редкости ресурсов. Трансформируя экономические ресур­сы в факторы производства, необходимо обеспечивать их рациональное использование. Поэтому современная микроэко­номика активно исследует пути и методы повышения эконо­мической эффективности индивидуального производства.

На практике эффективность обнаруживается как соотно­шение между результатами и затратами, а экономическая эф­фективность как соотношение между доходом (прибылью) и теми капитальными (или текущими) затратами, которые свя­заны с производством продукции.

Известно, что понятие экономической эффективности име­ет много различных трактовок. В соответствии с «Парето-эффективностью» (по имени известного итальянского экономи­ста В. Парето) предел эффективности достигается лишь тогда, когда невозможно что-то улучшить или более полно удовлет­ворить потребности одного рода, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого рода. Наоборот, если суще­ствует способ улучшить положение, не нанося никому ущер-


ба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно/ так как предел эффективности еще не достигнут.

Пример.Предположим, фирма «Плюсминус», специализирующаяся на производстве видеокассет, имеет неустановленное оборудование. Для' реали­зации проекта по расширению производства, предусматривающего монтаж и сдачу в эксплуатацию имеющегося в запасе оборудования, упомянутая фир­ма обратилась в банк с просьбой предоставить ей инвестиционный кредит. Денежную ссуду намечено использовать для финансирования строительства нового производственного корпуса.

Другая фирма, «Инвест-комплекс», после проведенной реструктуризации и закрытия убыточного цеха, наоборот, имеет свободные производственные площади. Есть проект: установить там новое оборудование и организовать выгодное производство. Данная фирма обратилась в тот же банк с просьбой рассмотреть заявку на выдачу ссуды, необходимой для закупки оборудования.

Примем к сведению то, что у любого банка кредитные ре­сурсы всегда ограничены. Поэтому в данном случае оказалось, что банк сможет включиться в реализацию только одного из двух предложенных проектов. Следовательно, среди данных фирм возникает конкуренция за доступ к финансовым ресурсам.

Где же оптимальное решение? В соответствии с «Парето-эффективностью» оптимальное решение будет состоять в объединении в единый комплекс сво­бодных ресурсов фирм «Плюсминус» (неустановленное оборудование) и «Ин-весткомплекс» (пустующий цех) без привлечения ссудного капитала банка.

Известно, что в условиях ограниченных ресурсов налажи­вание производства одного продукта означает сокращение объема выпуска другого блага.

Напомним, что такую зависимость отражает кривая производственных воз­можностей (см. ч. 1, стр. 163). Количество одного вида продукта, от которого следует отказаться, чтобы получить прирост производства другого продукта, есть вмененные издержки производства этого продукта. Вмененные издержки производства выступают как альтернативная стоимость, есть первый вариант цены (стоимости) продукта, выраженной не через привычные деньги, а через количество утраченного или недополученного продукта другого вида.

Таким образом, в реальной действительности проблема эффективного использования ограниченных экономических ресурсов трансформируется в проблему выбора. При одном и том же объеме экономических ресурсов необходимо не просто получить больше материальных благ, а больше пользы (полез­ности). Поэтому проблема выбора между различными конку­рирующими целями в условиях ограниченных ресурсов, при


стремлении получить максимум пользы, выступает централь­ной проблемой современной микроэкономики.

Данная наука исходит из гипотезы о рациональном пове­дении хозяйствующего субъекта, который стремится достичь максимальных результатов при имеющихся ограничениях.

1.Домашнее хозяйство, или потребитель, при приобрете­
нии благ за счет имеющегося денежного дохода стремится
получить максимум пользы или полезности от денег и эконо­
мических благ.

2. Государство, обменивая «правительственный продукт»
на налоги и сборы, стремится создать условия для процвета­
ния всей страны.

3. Предприятие желает получить максимум дохода и при­
были.

Хозяйствующий субъект вступает в отношения с другими субъектами. В условиях рыночной экономики такие отношения оформляются как отношения покупателя и продавца. Поэтому со стороны микроэкономики объектами постоянного внимания ста­новятся спрос и предложение, формирование поведения хозяй­ствующего субъекта под воздействием рыночной конъюнктуры.

Известно, что рыночные отношения — это отношения эко­номической ответственности, обеспечивающие компенсацию понесенных затрат. Поэтому микроэкономика не может обойти стороной проблему формирования цен на рынках потребительс­ких товаров и факторов производства. Не случайно современную микроэкономику часто трактуют очень просто — как теорию цен. Поскольку главная цель микроэкономического анализа — объяснить, как определяются рыночные цены и как они влияют на экономические решения хозяйствующих субъектов.

Каждому действию хозяйствующего субъекта всегда пред­шествует процесс подготовки и принятия управленческого ре­шения. Поэтому микроэкономика активно изучает управленче­скую практику, разрабатывает теорию управления персоналом предприятия, материальными и финансовыми потоками.

Современная микроэкономика как наука призвана объяс­нить, каким способом, почему и какие решения принимает


хозяйствующий субъект, какие экономические интересы при этом преследуются.

Известно, что взаимодействие хозяйствующих субъектов осу­ществляется на рынках всех типов и родов. Поэтому микроэко­номика исследует структуру национального рынка, формулиру­ет закономерности его развития. Проникая в сущность эволюции рыночных отношений, микроэкономика выделяет типы конкурен­ции, исследует фазы состояния рынка продукта. В качестве гло­бальной темы выдвигаются проблемы стабилизации рыночных отношений, развития «культурной сети» в сфере обмена.

«Малая экономическая единица», или хозяйствующий субъект, вынуждена функционировать в условиях, которые определяются существующей национальной экономической системой.

Следует напомнить, что национальная экономическая система предстает как совокупность норм поведения, организаций и институтов, своеобразных правил хозяйствования. Рамочные условия экономической деятельности субъектов закрепляются хозяйственным законодательством

Поэтому микроэкономика предусмотрительно исследует ближайший пласт макроэкономической среды обитания хозяй­ствующего субъекта, определяет степень ее соответствия по­требностям развития экономических клеточек общества. С этих позиций микроэкономика теоретически обосновывает воз­можные направления дальнейшего совершенствования нацио­нальной экономической системы.

Уточнение предмета современной микроэкономики.Приве­денные выше объекты исследования микроэкономики (в тек­сте выделены курсивом) позволяют нам уточнить ранее при­веденное общее определение ее предмета (см. рис. 1.1).

Первое. В условиях действия закона редкости ресурсов микроэкономика формулирует основные принципы рациональ­ного поведения всех типов хозяйствующих субъектов, вклю­чая предприятия, фирмы, домашние хозяйства и т. д., изучает механизм принятия оптимальных управленческих решений.

Второе. Микроэкономика раскрывает содержание эконо­мической и социальной эффективности, разрабатывает крите-


Рис. 1.1.Предмет и объекты исследования современной микроэкономики

рии и соответствующие показатели, которые используются при оценке конечных результатов хозяйствования.

Третье. Современная микроэкономика может быть пред­ставлена как совокупность теорий, включая теории производ-ства*теории фирмы, теории ценообразования, теории развития рыночных отношений и антимонопольного регулирования, наконец, теории издержек производства, дохода и прибыли.

Данные теории и другие концепции, приведенные в стро­гую систему, выступают в качестве важнейших компонентов современного микроэкономического анализа.

Четвертое. Микроэкономика изучает экономические отно­
шения
возникающие в процессе производства, обмена, распре­
деления и потребления материальных благ на уровне хозяйству­
ющих субъектов. Раскрывая содержание данных отношении,
современна, микроэкономика исследует отношения присвоения
и собственности, формирование и развитие экономических
интересов
хозяйствующих субъектов. ^

Микроэкономика как совокупность отношении.Возьмем, к примеру, предприятие. Исследуя экономическое поведение данного хозяйствующего субъекта, современная микроэконо-


мика выделяет три основных уровня отношений, через кото­рые реализуется его сущность:

1) внутреннюю среду предприятия или внутрипроизвод­
ственные отношения;

2) отношения непосредственно микроэкономики, или фак­
торы прямого воздействия;

3) отношения из сферы макроэкономики, или факторы
внешнего воздействия (см. рис. 1.1).

Первый уровень — внутренняя среда обитания — высту­пает как совокупность технико-организационных и экономи­ческих отношений.

Выделяя технико-организационные отношения, микроэко­номика обращает внимание на организационную структуру предприятия (цех, участок и т. д.), выявляет степень ее влия­ния на обеспечение эффективности производства, содержание труда, роль и значение технократии.

В рамках экономических отношений особо выделяется подсистема управления как функции собственности, определя­ется соответствие интересов собственника предприятия и на­емного персонала, исследуются отношения присвоения, меха­низм формирования пофакторных доходов. Первоочередное внимание уделяется технологии выработки и принятия опти­мальных решений, направленных на рациональное использова­ние вовлекаемых в производство экономических ресурсов.

В современных условиях микроэкономика выделяет проблемы обеспе­чения прав собственника, эффективности схем корпоративного управления, полной экономической ответственности, распределения и использования при­были. Сквозь призму обеспечения единства экономической и социальной эф­фективности, необходимости мобилизации социальных факторов экономи­ческого роста исследуется процесс формирования на предприятии оптимального социально-психологического микроклимата.

В реальной действительности технико-организационные и экономические отношения обнаруживаются как механизм хо­зяйствования предприятия. Данный механизм представляет собой совокупность форм, методов и инструментов управле­ния экономическими процессами, при помощи которых оказы-


вается воздействие на хозяйственную деятельность, обеспечи­вается достижение текущих и стратегических целей развития. Второй уровень — непосредственная микроэкономика. На рис. 1.2 данный уровень обозначен как средний прямоугольник, отражает совокупность отношений предприятия с поставщика­ми, кредиторами и потребителями продукции, акционерами и конкурентами. Это так называемые факторы прямого действия, которые определяют микросреду обитания хозяйствующего субъекта. Предприятие интересуют величина налоговой нагруз­ки, платежная дисциплина, барьеры на пути к рынку продукта, уровень развития инфраструктуры на конкретном сегменте

1 Рис. 1.2.Основные уровни экономических отношений предприятия как хозяйствующего субъекта


национального рынка, а также степень дисциплинированности рабочей силы, надежность обслуживающего банка.

Третий уровень — макроэкономическая среда — образу­ют факторы и обстоятельства исключительно внешнего воз­действия. Здесь обнаруживается влияние таких структурных частей национальной экономической системы, как экономичес­кий строй, законодательная база, хозяйственный механизм, институциональная структура, представленная в виде общей рыночной инфраструктуры (см. ч.1, гл. 7.). На процесс фор­мирования общих условий хозяйствования влияют уровень безработицы и правопорядок, масштабы коррупции в коридо­рах власти, качество налоговой системы и степень развития национальной банковской системы, компетентность органов государственного управления, а также степень открытости на­циональной экономики по отношению к внешнему миру.

Предприятие всегда интересуют основные макроэкономи­ческие показатели (экономический рост, состояние бюджета, торговый и платежный баланс, динамика платежеспособного спроса и денежных доходов, инфляция, обменный курс нацио­нальной денежной единицы), а также потенциал национальной банковской системы, политическая стабильность, предсказуе­мость социально-экономического развития.

Таким образом, содержание механизма хозяйствования предприятия во многом зависит от принятой национальной модели организации экономической жизни. Поэтому предпри­ятие всегда формулирует свои достаточно четкие требования к микро- и макроэкономической среде.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.013 с.)