Понятие экономики. Предмет и задачи экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие экономики. Предмет и задачи экономической теории.



Понятие экономики. Предмет и задачи экономической теории.

Экономика (от греч. Eikos - закон, - правила ведения хозяйства) - хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление товаров). Экономика с точки зрения философии: 1. В философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. 2. В марксистской философии она понимается как отрасль деятельности человека, связанная с производством материальных благ и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека: в питании, в жилье. 3. Экономика - область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ, эффективное использование ресурсов. Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на научные и прикладные. Научную экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Предметом экономики являются отношения по поводу организации производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. При изучении предмета экономической теории целесообразно выделять: сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - экономические явления; субъект исследования - человек, группа людей, государство; предмет исследования - жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде. Основная задача экономической теории - дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе экономику. Остальные задачи экономической вытекают из ее функций. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории.

Экономические ресурсы и факторы производства.

Чтобы произвести экономические блага нужны ресурсы и факторы производства. Под ресурсами понимаются запасы, источники, возможности, средства, необходимые для производства.

Фактор в переводе с латинского означает делающий, производящий. Это движущая сила какого-либо процесса. Следовательно, это понятия близкие, но не тождественные. Экономические ресурсы — это природные и социальные силы, которые должны быть вовлечены в производство. В масштабах общества при долгосрочном анализе обычно выделяются материальные ресурсы, в состав которых входят естественные ресурсы (пахотные и другие земли, лес, вода, минеральное сырье, воздушный бассейн и т.д.), а также инвестиционные ресурсы или капитал (оборудование, машины, транспортные средства и т.д.). Другую группу составляют человеческие ресурсы, в том числе, трудовые и предпринимательские ресурсы.

Факторы — это ресурсы, вовлеченные в процесс производства или производящие ресурсы. Некоторые страны богаты ресурсами, но их экономика недостаточно развита, поскольку они или не вовлечены широко в производство, или используются неэффективно.

Современное производство — результат взаимодействия многих факторов. Земля и человеческий труд — это извечные факторы производства. Капитал есть продукт их взаимодействия. Значение труда и человеческого фактора особенно резко возрастает в условиях становления информационного общества и глобализации хозяйственной жизни. Необходимо учитывать все большую роль информационного, энергетического, технологического, экологического, организационного, психологического и других факторов. Таким образом, выделяют пять факторов общественного производства: труд; капитал; земля; предпринимательская способность; информация.

Наличные ресурсы, как правило, редки или ограничены. С точки зрения экономической науки, редкими являются те ресурсы, которые не могут быть свободно добыты или произведены в любых необходимых количествах. Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между растущими потребностями людей и ограниченностью находящихся в их распоряжении ресурсов.

Макроэкономика: понятие, цели, инструменты анализа.

Макроэкономика — раздел общей экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом. Термин «макроэкономика» введен в оборот относительно недавно, но сам макроэкономический анализ возник почти одновременно с экономической наукой. По существу уже в "Экономической таблице" Ф. Кенэ представлена макроэкономическая модель хозяйственной жизни. Элементы макроэкономического анализа встречаются также у представителей английской классической политической экономии.

Очень широко использовал макроэкономический подход в своей теории К. Маркс. И только неоклассики со своим методологическим индивидуализмом сделали крен в сторону микроэкономического анализа.

В XX в. в развитии макроэкономического направления исследования выдающуюся роль сыграл Дж. Кейнс. Фактически макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. книги Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег".

В ней автор разработал целую систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал их как инструменты функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической теории. Не случайно даже М. Фридмен, один из активных оппонентов кейнсианской теории, глава современного монетаризма, утверждал, что все экономисты сегодняшнего дня являются кейнсианцами. Впрочем, даже те, кто себя таковыми не считают, признают, что благодаря работам Дж. Кейнса они стали грамотными экономистами.

Между макро- и микроэкономикой нет непреодолимой пропасти. И в этом также заслуга Дж. Кейнса. Весь его макроэкономический анализ покоится на микроэкономическом основании — на законах спроса и предложения и на теории экономического равновесия. Но различия в задачах, целях и инструментах анализа существенны, и их надо видеть и понимать.

Перед макроэкономикой стоят следующие задачи. Она исследует общеэкономические процессы в целом, т. е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом становится государство. Хозяйственные явления рассматриваются макроэкономикой в их совокупности. Но в результате совместных действий участников экономических отношений появляются результаты, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для системы в целом и для ее отдельных агентов. В этом случае вмешательство государства в экономические отношения призвано определенным образом их корректировать. Действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений, называются экономической политикой.

Типы и формы собственности.

Формы собственности — частная и общественная.

Частная собственность — это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него. Частная собственность предполагает, что средства труда и внешние условия труда принадлежат частным лицам. 1.Частная собственность отдельного работника — основные правомочия собственника сосредоточены у отдельного физического лица. 2. Индивидуальная капиталистическая частная собственность — основные правомочия сосредоточены в руках владельца средств производства (капитала), т. е. капиталиста, а работники лишь коллективно используют эти средства в процессе своей трудовой деятельности.

В обществе наблюдался процесс все большего обобществления производства, основанного на развитии общественного разделения труда, его специализации и кооперирования. В этих условиях преобладающими становятся: 3. Ассоциированные формы частной собственности и прежде всего — Акционерная собственность. Именно в развитом капиталистическом хозяйстве наблюдаются явления, когда непосредственные работники становятся владельцами акций, участвуют (через профсоюзы) в управлении производством, решении социальных проблем, осуществляют контроль за условиями труда, занятости. Общей тенденцией эволюции частной собственности становится переход от отношений частного присвоения к отношениям коллективного, общественного присвоения. Общественная собственность — это отношения собственности, при которых различные субъекты Совместно осуществляют функции распоряжения и присвоения, а также наделены определенными правомочиями собственника.

А. Коллективная собственность — это общая (совместная) долевая собственность, предполагающая коллективно-групповой характер присвоения, а также совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. При этом единственный собственник — сам коллектив, а его члены имеют право на определенную часть дохода, на участие в управлении, на изъятие своей доли (но в денежном выражении) при выходе из коллектива

Б. Государственная собственность — здесь основные правомочия собственника сосредоточены у государственных органов власти, которые наделяют назначенных ими руководителей (менеджеров) предприятий соответствующим набором правомочий. Государственная собственность образуется в тех сферах хозяйства, где частный сектор не хочет или не может принимать участие в силу разных причин: низкая прибыльность, значительные размеры капвложений и сроки их окупаемости, большой риск и неопределенность и т. п.

Государственная собственность может быть:

— Общенародной — (например, собственность Российской Федераций);

— Региональной — (например, собственность субъектов РФ);

— Муниципальной — (район, город, поселок и т. п.).

Товар и его свойства.

Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.) ПС составляет вещественное содержание богатства.

Потребительская стоимость товара:

1.должна быть создана трудом;

2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

3.должна обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой. Т1 = Т2; Т1 = 2Т3

Один товар имеет множество меновых стоимостей.

Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда.

Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода. ВС зависит от производительности труда. Производительность труда - эффективность, результативность труда, измеряется:

1.затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;

2.количеством продукции за единицу рабочего времени.

ПТ зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП. 2 - квалификация, 3 - организация производства.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.

Конкуренция, ее виды.

Конкуренция – это сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Существует 3 осн. направления конкурентной борьбы: конкуренция среди продавцов, конкуренция среди покупателей, конкуренция между продавцами и покупателями.

Роль конкуренции:

сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными (с ОНЗТ)(з-н стоим., спроса и предложения)

побуждает к учету потребностей рынка

порождает механизм саморегулирования рынка

выполняет ф-цию рын. размещения ресурсов.

порождает среди товаропроизводителей либо приспособленческое поведение, либо обеспечивающее поведение, либо новаторское поведение.

выполняет контролирующую функцию

своеобразный двигатель экономического прогресса (разоряет одних, обогащает других) важны социальные последствия конкур. борьбы (экономич. свобода каждого агента, развитие его предприимчивости, но и разорение неудачливых)

Виды: 2 критерия: сфера конкур. борьбы; характер конкур. борьбы. С точки зрения сферы различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. С точки зрения характера - совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция- это такое состояние рын. системы, когда:

множество покупателей и продавцов, никто не влияет на положение рын. конъюнктуры

одинаковые, однородные товары и услуги

все продавцы и покупатели имеют одинаковую, полную информацию о рынке

свободен вход и выход с рынка

Несовершенная конкуренция- это такое состояние рын. системы, когда нарушается хотя бы один из признаков сов. конкуренции.(кол- во фирм мало, товар разнородный или уникальный, у фирм нет равного доступа к инфо., вход и выход затруднен или не возможен)

Достоинства совершенной конкуренции:

1. макс. стимулирует эфф-ть пр-ва т.е. снижение изд-к и макс- ю прибыли. Отсюда следует, что все то, что мешает конкур-ии тормозит развитие рынка.

2. способствует такому переливу кап-ла, кот. выгоден пок-лю, обществу в целом.

3.отвергает производство ради производства

4. создает саморегулирующуюся систему рынка.

Недостатки:

равновесие создается путем бесконечного нарушения этого равновесия

система хоз-ва не стабильна

порождает монополизм в ходе соперничества

ей чужды общественные блага и ценности

порождает отриц. внеш. эффекты(загр. окр.среды)

ей чужды заботы о том, что не окупает себя в данный момент (фунд. научн. исслед.)

не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях

не гарантирует равные рез-ты деятельности человека в этой системе.

К-я бывает - внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая

Виды конкуренции:

внутриотраслевая - соперничество между предпринимателями, занятыми производством одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы склонить покупателя к приобретению продукты именно данной фирмы (ценовая конкуренция - снижение цен, достигаемое уменьшением издержек и т.п. и неценовая - качество, доверие к марке фирмы и т.д.).

межотраслевая - соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности, при этом одним из главных критериев оценки является норма прибыли, позволяющая сопоставить результаты с затратами. Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой, что способствует переливу капитала, а вместе с ним и рабочей силы из одной отрасли в другую, и, в конечном итоге, корректировке отраслевой структуры хозяйства.

Несовершенная конкуренция бывает следующих видов:

Естественная монополия - абсолютная монополия (Газпром);

Абсолютная монополия - на рынке только один продавец;

Дуополия - олигополия, при которой на рынке действуют 2 продавца;

Олигополия - на рынке действуют несколько крупных корпораций, продукция которых может быть как однородной (алюминий, сталь), так и разнородной (автомобили). Особенность: взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено;

Монопсония - на рынке только один покупатель;

Дифференциация качества товара - монополистическая конкуренция. На рынке действует относительно большое число небольших производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.

Влияние несовершенной конкуренции на рыночную структуру противоречиво. Положительное: продукция при монополистической конкуренции отличается высоким кач- вом, дифференциация продукта и услуг направлена на то, чтобы лучше удовлетворять запросы потребителей. Крупные фирмы имеют целый ряд преимуществ перед мелкими. Отрицательное: Одним из последствий ее влияния являются потери, которые несет общество и покупатель (нет позитивного влияния конкуренции, регулирующего рыночные отношения). Отсюда возникает необходимость антимонопольного законодательства, направленного в т.ч. и на ограничение недобросовестной конкуренции.

Рыночная структура- это условия, в которых протекает рын. конкуренция.

Стр- ра рынка включает:

кол- во и размеры предприятий

характер продукции, тип товара

условия входа и выхода фирмы на рынок

доступность инфо. о рын. параметрах

реакция цен на несовершенство конкуренции

Существуют 4 осн. рын. структуры: соверш. конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Совокупный спрос

Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляетсобой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С; спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I; спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G; спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn. Поэтому формула совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn.

Величина совокупного спроса представляетсобойто количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов:

Не ценовые факторы совокупного спроса (4 группы):

1) Изменение в потребительских расходах: а) связанное с уровнем совокупных доходов; б) ожидания потребителя; в) налоги; г) задолженность потребителя.

2) Изменения в инвестиционных расходах: а) величина процентной ставки; б) ожидаемая прибыль от инвестиций; в) налоги и дотации; г) уровень развития технологии; д) наличие свободных производственных мощностей.

3) Изменение в государственных расходах: а) состояние экономики, циклические колебания рыночной коньюктуры; б) действия внешних факторов (стихийные бедствия); в) доля государственного сектора в экономике.

Изменение расходов на объем чистого экспорта: а) коньюктура мирового рынка; б) от конкурентно способности национальной экономики; в) изменение курса валют; г) величина национального дохода в зарубежных странах.

Олигополия и монополия

Монополия - исключительное право на что-либо. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям. Виды монополий: - Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства. Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно. Государственная монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, монополиста, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Чистая монополия - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Конгломерат- несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов Олигополия - тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищённые от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

 

Теории инфляции

Кейнсианская теория инфляции, вызванной избыточным спросом. Представители этой теории (Дж. М. Кейнс и Б. Хансен) исходят из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса. Они считают, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения, поскольку он (спрос) носит непроизводительный характер, ведет к инфляции. В связи с этим они рекомендуют стимулировать частные и государственные инвестиции, но ограничивать заработную плату трудящихся. В данной концепции активную роль играет, по словам Кейнса, «эффективный», или денежный, спрос, который, якобы, и создает денежную массу. Причем Кейнс рассматривает два вида инфляции: полуинфляция (умеренная, или ползучая), т.е. такой рост денежной массы в условиях безработицы, который не представляет опасности, поскольку не столько приводит к росту цен, сколько способствует втягиванию безработных в процесс производства; подлинная инфляция (галопирующая) - она возможна при достижении полной занятости, когда рост денежной массы целиком проявляется в росте цен на товары и услуги.

В связи с этим в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнс рекомендовал проводить снижение не номинальной, или «денежной», заработной платы, которая, по его словам, является «неподатливой» в силу упорного сопротивления трудящихся, а осуществлять «гибкую, инфляционную денежную политику», ведущую в конечном счете к снижению реальной заработной платы.

На основе кейнсианской теории инфляции возникла так называемая «кривая Филлипса», отражавшая обратную зависимость в развитии цен и занятости в Великобритании. Новозеландский ученый А. Филлипс на основе анализа тенденций в экономике Великобритании с 1861 по 1957 гг. пришел к выводу, что при помощи инфляции почти в течение 100 лет удавалось преодолевать спад производства и увеличивать занятость, а стабилизация цен сопровождалась снижением уровня занятости и экономической активности.

В соответствии с «кривой Филлипса» были разработаны рекомендации по обузданию инфляции, удержанию ее на умеренном уровне: или довести безработицу до высокого уровня, или профсоюзам вести более сдержанную политику при переговорах о повышении заработной платы.

Однако экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. выявили новый феномен - стагфляцию, который опровергает «кривую Филлипса», так как в эти периоды - периоды стагнации или кризиса - темпы инфляции не уменьшались, а возрастали.

Монетарнстская концепция инфляции. Представители данного направления (М. Фридмен и др.) рассматривают инфляцию как денежный феномен, т.е. результат избыточного количества денег в обращении. С этой целью они сопоставляют индексы денежной массы и физического объема ВНП. Здесь деньги играют активную роль, т.е. денежная масса «создает» спрос.

Монетаристы выступают против неокейнсианских мер антициклического регулирования, рассматривая развитие промышленного цикла как смену инфляции (подъем) и дефляции (кризис). Отсюда они делают вывод; поскольку инфляция вызывает подъем промышленного производства, ее следует поддерживать в умеренных размерах.

Теория инфляции, вызванной чрезмерными издержками производства (Дж. М. Кейнс, У. Торн, Р. Куэн). Эта теория объясняет рост цен увеличением издержек производства. Она тесно связана с концепцией Кейнса, который считал, что если первая стадия инфляции (полуинфляция) представляет собой инфляцию спроса, то вторая стадия (подлинная инфляция) - результат инфляции издержек производства. Причем, по мнению представителей данной теории, инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с заработной платой, на чем основана теория инфляционной спирали «заработная плата – цены», которой придерживается большинство западных экономистов, в том числе П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт и др. Рассматриваемая теория является основой антиинфляционных мер по «замораживанию» заработной платы, политики ограничения доходов населения. Вместе с тем следует заметить, что современный период НТР характеризуется ростом заработной платы. Поэтому западные экономисты выдвигают правильный тезис о том, что ее увеличение не должно превышать роста производительности труда, иначе произойдет раскручивание «инфляционной спирали».

Чем выше темпы инфляции, тем более пагубное воздействие оказывает она на социально-экономическую ситуацию в стране. Перераспределительные процессы, характерные для инфляции, резко интенсифицируются при существенном возрастании ее темпов. Быстро увеличивается дифференциация доходов. Жизненный уровень значительной части населения, прежде всего лиц с относительно фиксированными номинальными доходами (работники бюджетной сферы, пенсионеры, студенты и т. п.), сильно снижается, что ухудшает социально-политическую обстановку в стране и препятствует нормальному ходу рыночных реформ.

Высокая инфляция делает бессмысленными денежные сбережения. С одной стороны, это еще более усиливает инфляционные процессы, поскольку увеличивается доля потребляемого, а следовательно, и совокупный спрос. С другой стороны, при сокращении сбережений оскудевает основной источник будущих инвестиций. А это препятствует преодолению экономического кризиса.

Различают административные и экономические методы борьбы с инфляцией. К административным методам относят установленные государством ограничения на повышение цен и заработной платы. С помощью этих методов можно достаточно эффективно сдерживать рост общего уровня цен.

Экономические методы регулирования позволяют воздействовать как на инфляцию спроса, так и на инфляцию издержек. Экономические методы сдерживания инфляции можно подразделить на две группы. Первая - это совокупность мер антимонопольной политики. Известно, что чем выше степень конкурентности рынка, тем выше, при прочих равных условиях, объем предложения и ниже уровень цен. Вторая группа — это совокупность мер, способствующих сокращению удельных издержек производства. Сюда входят: сокращение налогов на бизнес, понижение импортных пошлин на ввозимые средства производства, а также весь комплекс мероприятий по стимулированию технического прогресса.

Виды экономических наук.

Экономическая теория фундаментом комплекса наук: отраслевых, функциональных, межотраслевых. Эк.т. учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологии, истории, без учета которых выводы могут оказаться ошибочными. Инструментальный подход к классификации эк. науки применен при формировании специальностей Университетский подход практической применяемости и разработанности экономических дисциплин. разделение на дисциплины, эк.т: Микроэкономика, макроэкономика, финансовый анализ и т.д.; бизнес дисциплины, включающие маркетинг, менеджмент, логистику, бухучет. общественной принадлежности-классификации разделов эк. науки по вовлеченности потребляемых товаров и услуг в частного предпринимательства, общественного распределения. выделяют: рыночную экономику, экономику общественного сектора и государственно-регулируемую экономику. дифференциацией экономической науки по объектам исследования. выделяют макроэкономику, анализирующую поведение отраслей и комплексов на национальном рынке, и микроэкономику, изучающую поведение рыночных агентов на отдельном товаром рынке.

Понятие экономики. Предмет и задачи экономической теории.

Экономика (от греч. Eikos - закон, - правила ведения хозяйства) - хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление товаров). Экономика с точки зрения философии: 1. В философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. 2. В марксистской философии она понимается как отрасль деятельности человека, связанная с производством материальных благ и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека: в питании, в жилье. 3. Экономика - область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ, эффективное использование ресурсов. Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на научные и прикладные. Научную экономику также называют экономической теорией - наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Предметом экономики являются отношения по поводу организации производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. При изучении предмета экономической теории целесообразно выделять: сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - экономические явления; субъект исследования - человек, группа людей, государство; предмет исследования - жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде. Основная задача экономической теории - дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе экономику. Остальные задачи экономической вытекают из ее функций. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.062 с.)