Раздел 1. Предмет и история экономической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет и история экономической науки



Раздел 1. Предмет и история экономической науки

Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории

1. Сформулируйте определение.

Экономическая теория — это наука

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вспомните, какие проблемы исследует экономическая теория.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Сформулируйте понятия.

Микроэкономика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мезоэкономика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Макроэкономика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Выберите правильный ответ.

Предметом изучения микроэкономики являются:

а) действия на рынке отдельных потребителей и фирм;

б) конкурентная борьба как основа бизнеса;

в) формирование совокупного спроса и предложения;

г) развитие экономической системы.

Предметом изучения макроэкономики не являются:

а) вопросы индексации заработной платы работников бюд­жетной сферы;

б) курс евро на межбанковской валютной бирже;

в) снижение цен на обувь, произведенную фабрикой «Бу­ревестник»;

г) динамика роста ВВП.

5. Прокомментируйте цитату из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:

...И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

О каком уровне экономики идет речь?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подумайте, почему в экономической теории метод на­учной абстракции является одним из основных методов науч­ного познания.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сформулируйте определение.

Экономический закон _____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Докажите на примерах, используя знания дисциплины «история», что экономическая теория в своих исследованиях широко применяет исторические и логические подходы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подумайте, почему экономическая теория служит эко­номической основой для других экономических наук.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какую роль вы отводите методу эксперимента в совре­менной экономической науке и почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1.2. История развития экономической теории

1. Кому могли бы принадлежать эти слова?

Умственный труд — монополия высших слоев

общества. Ксенофонт

Равенство должно проявляться в пользова­нии всеми

богатствами, накопленными чле­нами этого общества. Апостол Павел

Рассматривая богатство, он делит его на два

вида: натуральное и денежное. Конфуций

Продукт, созданный рабами, оценивается не

затратами труда, а его полезностью. Аристотель

Самый простой хозяйственный труд необхо­дим

и является святым делом. Сюнь-Цзы

 

2.Охарактеризуйте:

Ранний меркантилизм Поздний меркантилизм
   

 

3. Какие существуют различия между ранним и поздним меркантилизмом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Физиократия. Назовите:

Положительные стороны Отрицательные стороны
   

 

5. Что видел Ф. Кенэ как источник богатства?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каково ваше мнение по этому вопросу?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Впишите фамилию (Рикардо или Смит).

Рыночные цены товаров, по _______________________, образуются под влиянием спроса и предложения.

Наличие свободы и конкуренции ______________________ называл «естественным порядком» и видел свою главную задачу в том, чтобы раскрыть присущие этому обществу объективные законы, в соответствии с которыми растет общественное богатство.

______________________________ считал, что естественным источником стоимости и богатства общества является труд.

Прибыль, по ___________________, всегда имеет тенденцию к по­нижению.

_______________________ раскрыл механизмы дифференциальной ренты.

7. Обоснуйте свое согласие или несогласие с К. Марксом по поводу его высказывания об обществе, которое состоит из двух антагонистических классов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Впишите фамилию.

После анализа капиталистической экономики_________________

пришел к выводу, что капитализм свободной конкуренции исчер­пал себя.

Раздел 2. Общие проблемы экономической теории

Тема 2.1. Производство и экономика

1. Сформулируйте определение.

Потребность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первичные потребности__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторичные

потребности________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу.

Производственное потребление Личное потребление
   

3. Из всех потребностей выделяются коллективные. По­чему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите причины действия закона «возвышения по­требностей».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что относится к экономическим благам?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Сформулируйте определения.

Экономические ресурсы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Земля______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Капитал____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Труд_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предпринимательские способности__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В чем отличие в понятиях «факторы производства» и «экономические ресурсы»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что включают в себя факторы производства ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каковы общие и отличительные черты понятий «производство» и «услуга»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Сформулируйте определение.

Процесс производства______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Сформулируйте определения.

Процесс воспроизводства_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зауженное воспроизводство_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Простое воспроизводство________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расширенное воспроизводство________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Раскройте роль субстанций «распределение» и «обмен» в процессе кругооборота общественного производства

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.2. Экономические системы, их основные типы

1. Сформулируйте понятие.

Хозяйственная деятельность

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сформулируйте понятие.

Экономическая среда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу.

Доиндустриальный период Индустриальный период
РАЗЛИЧИЯ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
СХОДСТВО
 

4. В чем вы видите особенности постиндустриальной экономики

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сформулируйте определение.

Экономическая система

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выберите правильный ответ.

Экономическая система — это:

а) связи между производителями и потребителями матери­альных и нематериальных благ и услуг;

б) совокупность конечных результатов хозяйственной дея­тельности;

в) сложившая совокупность производителей по созданию товаров и услуг;

г) основное звено хозяйственного комплекса.

7. Подумайте, что первично: производство или потребно­сти. Докажите, что вы правы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какая из перечисленных систем не существует:

а) командная;

б) смешанная;

в) чисто капиталистическая;

г) традиционная.

9. Выберите неверное утверждение.

Признаки смешанной экономики:

а) государство осуществляет антимонопольную, социаль­ную, финансовую и прочую экономическую политику, что способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня;

б) государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развития образования, науки;

в) вся экономика подчинена центру через государственное планирование;

г) предприниматели и рабочие свободно перемещаются из отрасли в отрасль.

10. Выберите правильный ответ.

Система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительстваэто:

а) командная экономика;

б) рыночная экономика;

в) смешанная экономика;

г) традиционная экономика.

11. Какие из перечисленных признаков не являются признаками командной экономики:

а) доминирует общественная собственность на средства производства;

б) коллективное принятие экономических решений;

в) централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования;

г) предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли и отрасль по собственному желанию.

 

12. Подумайте, каково значение промышленного перево­рота для развития экономики мира.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какая роль отводится постиндустриальному периоду развития экономики в современности? Свой ответ обоснуйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какие стратегические задачи стоят перед Россией в пе­реходный период к капитализму?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.4. Собственность как основа производственных отношений

1. Сформулируйте определения.

Труд_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая сила

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что относится к предметам труда?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что относится к средствам труда?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сформулируйте определения.

Средства производства

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Производительные силы

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Производственные отношения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способ производства (нарисуйте таблицу)

 

 

5. Сформулируйте понятие собственности

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В чем вы видите отличительные черты партнерской и корпоративной форм собственности?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подумайте, какая форма собственности способна обес­печить наибольшую эффективность производства и почему.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Перечислите типы предприятий государственной собст­венности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подумайте, какая форма собственности является наи­более распространенной в современной России:

а) индивидуальное (частное) владение;

б) акционерная;

в) совместное предприятие;

г) кооператив;

д) государственная.

 

Раздел 3. Микроэкономика

Раздел 4. Макроэкономика

Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования

Тема 5.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне

1. Докажите, что вмешательство государства в экономи­ку — необходимость существования общества с капиталисти­ческими рыночными отношениями.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Современная рыночная экономика:

— совершенна;

— не совершенна.

Обоснуйте правильность своего ответа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему одной из своих задач в регулировании частнокапиталистического рынка государство видит постоянный экономический рост?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Докажите, что все участники рынка должны обладать экономической свободой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему рыночной экономике противоречит уравнитель­ное распределение доходов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие методы использует государство в регулировании и управлении экономикой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Раскройте содержание.

Проникновение государства в экономику
Прямое Косвенное
     

 

8. Какие цели стоят перед планированием экономики в ус­ловиях современного капитализма?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Сформулируйте определение.

Инфраструктура ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какое вы видите практическое значение в ситуации «Внешние эффекты рынка»? Приведите примеры из жизни.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. «Безбилетный пассажир». Раскройте эту ситуацию на конкретных примерах. Ваше отношение к «зайцам»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Сформулируйте понятия.

Государственная собственность

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственный сектор

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Литературы

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М.: Юрайт-М, 2007
  2. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику – М., 2001
  3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс/ Пер. с англ. – М., 1992

4. Курс экономической теории. Учебник для вузов. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. МГИМО. Киров, «АСА», 2005

  1. Основы экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева – М., 2004
  2. Экономика и бизнес. Теория и практика предпринимательства / Под ред. В.Д. Камаева – М., 2008

7. Экономика. Учебник. Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова, Юристъ, М., 2002

8. Экономическая теория. Учебник для вузов. Под ред. д.э.н. проф. В.Д. Камаева. «Владос», М., 2005

 

 

Раздел 1. Предмет и история экономической науки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.074 с.)