Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безразличия и предельная норма замещенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аксиомы потребительского выбора. Жизнь свидетельствует о том, что каждого из нас интересует не само благо, а его определенное количество. Причем не любое количество, а именно то, которое обеспечивает получение конкретного позитивного эффекта, проще говоря — удовлетворение сложившихся потребностей. Во всех предыдущих рассуждениях мы исходили из того, что дело имеем лишь с одним видом блага. До определенного момента такое абстрагирование от остального товарного мира было вполне оправданным. Однако в реальной действительности формирование общей (TU) и предельной полезности (MU) конкретного блага не происходит изолированно от процесса потребления других благ. Между многообразными потребностями человека всегда имеет место конкуренция при распределении, например, свободного времени или семейного бюджета. Кроме того, одна и та же потребность домашнего хозяйства (например, в обуви, лекарствах и т. д.) может быть удовлетворена разными способами. Приходится считаться и с тем, что в реальной действительности выбор покупателя — это всегда формирование набора благ. Экономический человек всегда стремится обеспечить для себя оптимальный потребительский выбор. При анализе данных процессов теория потребления руководствуется следующими аксиомами: 1. Покупатель имеет возможность сравнить все имеющиеся наборы (варианты) потребительских благ и выбрать луч- ший из них. При наличии наборов типа А и Б возможен достаточно конкретный выбор, так как: А > Б (А лучше Б); А < Б, (А хуже Б) или А ~ Б (равнозначность данных вариантов). Это означает, что на рынке существует полная упорядоченность потребительских предпочтений. В любой момент времени покупатель способен сравнить и классифицировать все имеющиеся наборы потребительских благ. 2. В обществе существует ненасыщенностъ потребностей, х + (у + 1) > х + у; или (х +1) > х. Таким образом, ситуация типа «больше некуда» не допускается. Если потребитель отказывается хотя бы от одной единицы из набора, то его общая полезность уменьшается. Если «большее всегда лучше», то «меньшее всегда хуже». Набор благ, в котором количество хотя бы одного товара больше на единицу, чем в другом наборе, всегда рассматривается как более предпочтительный. 3. Имеет место транзитивность предпочтений, т. е. поведе 4. Имеет место рефлективность предпочтений. Это озна Потребительский набор. Кривая безразличия. Предположим, что потребителю, распределяя ограниченный экономический ресурс (время, деньги и т. д.), приходится делать выбор между двумя благами — X и Y, которые входят в состав потребительской корзины. Под X и Y можно понимать не только товар или благо конкретного рода, т. е. единичное благо, но и большую товарную группу (продовольствие, одежда, обувь и т. д.). Потребительской корзине (X — одежда;¥ — продовольствие) соответствует своя общая полезность: Постепенное увеличение в наборе одного блага (например, X) приводит к тому, что общая полезность потребительской корзины возрастает, но темпы ее роста будут снижаться. В то же время определенный (фиксированный) уровень общей полезности набора может обеспечиваться за счет разного количества товара X и Y, входящих в потребительскую корзину (см. таблицу 4.5). Таблица 4.5. Изменение общей полезности (TU) потребительского набора ХиУ
Обратим внимание на то, что определенный уровень полезного эффекта, или полезности (например, TU = 34 или TU = 41), может быть обеспечен разными потребительскими наборами, т. е. сочетанием X (горизонталь) и Y (вертикаль). На основе данных таблицы 4.5, соответствующих значению TU = 34, построим график (см. рис. 4.7 а). Соединяя точки с одинаковыми значениями общей полезности, получаем кривую безразличия. Каждая точка на кривой безразличия — это конкретная потребительская корзина с определенным набором товара ХиУ. Совокупность потребительских корзин, или альтернативных наборов, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей и имеющих одинаковую для него полезность, называется кривой безразличия. Сама кривая безразличия — линия, каждая точка которой представляет такую комбинацию двух товаров ХиУ, что потребителю безразлично, какую из них выбирать. Кривая безразличия, или линия равной полезности, графически отражает систему предпочтений покупателя, складывающуюся на определенный момент. Рис. 4.7. Кривая безразличия и ее свойства Пространство между осями X и Y называется пространством товаров. Каждая точка данного пространства товаров характеризует какой-либо товарный набор с определенной полезностью. Свойства кривой безразличия. Графически в двухмерном пространстве каждому потребительскому набору соответствует определенная точка. Предположим, набору А соответствует точка А, в которой X = 3, Y = 3 (см. рис. 4.7 а). Определим, есть ли среди других альтернативных наборов такие, которые имеют уровень общей полезности, присущий набору А. В этих целях через точку А проведем две прямые линии, перпендикулярные соответственно оси Y и оси X. В итоге образовались четыре квадранта. В соответствии с третьей аксиомой («меньшее — значит хуже») все точки из квадранта III относительно набора А будут менее предпочтительны. Теперь обратим внимание на квадрант I. Все альтернативные наборы из данного квадранта больше. Следовательно, они предпочтительнее набора А. Равноценные наборы относительно точки А могут находиться лишь в квадрантах II и IV. При этом, вне всяких сомнений, такие равнозначные наборы соответствуют, например, точкам С и F, которые находятся на кривой безразличия. На рис. 4.7а видно, что кривая безразличия проходит через точки А, С и F. Следовательно: А ~ С ~ F. В этих точках кривой безразличия потребитель чувствует себя не лучше и не хуже. Теперь выделим основные свойства кривой безразличия. 1.Кривая безразличия идет сверху вниз и слева направо. 2. Кривые безразличия с разным уровнем полезности не 3. Кривая безразличия не может иметь участка, на котором Обратим внимание на то (см. рис. 4.76), что точка В отражает такой набор товаров, где больше одежды (X) и продовольствия (Y) по сравнению с точкой С. В таком случае В > С. Однако из свойств кривых А ~ С, А ~ В тогда должно следовать: В ~ С. Две кривые безразличия не могут иметь общую точку, так как один и тот же набор товаров не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности. Предельная норма замещения. Настало время совершить еще одно небольшое путешествие по кривой безразличия, т. е. по линии равной полезности. Кривая безразличия отражает своеобразный компромисс при выборе покупателем двух товаров. При переходе из точки А в точку В (см. рис. 4.8) потребитель сохраняет общую полезность товарного набора. При этом объем потребления товара X увеличивается, a Y уменьшается. Очевидно, что постоянно реализуется некая норма замены (RS — Rate of Substitution). Норма замены (RS) товара Y товаром X есть то количество товара Y, которое потребитель согласен уступить взамен на увеличение количества товара X на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения оставался неизменным. Таблица 4.6. Расчет предельной нормы замещения (RS)
На основе данных, представленных в таблице 4.6, построим кривую безразличия, или линию равной полезности (см. рис. 4.8). Обозначим те значения, которые необходимо использовать при расчете нормы замещения (RS). Видно, что кривая безразличия имеет классическую конфигурацию. Данные, представленные в таблице 4.6, показывают, что норма замещения (RS) товара Y на товар X заметно уменьшается с 5,0 до 0,1. Чем меньше у экономического человека остается продовольствия, тем меньшим его объемом он готов жертвовать в обмен на получение дополнительной единицы одежды. Можно сказать и по-другому: чем большим количеством одежды (X) обладает потребитель, тем меньшим количеством продовольствия (Y) он готов жертвовать ради очередного прироста одежды (X) на одну дополнительную единицу. Товар Y становится все более дефицитным Готовность жертвовать товаром Y ради товара X уменьшается (в таблице 4.6 см графу RS; на рис. 4.8 см. соответствующие значения X и Y). В итоге кривая безразличия имеет вогнутый вид, так как норма замещения (RS) постоянно имеет отрицательное значение. Данная норма показывает, сколько товара Y рациональный покупатель готов отдать за увеличение на 1 единицу товара X при переходе от одного альтернативного набора к другому, т. е. при переходе из одной точки кривой безразличия в другую. Еще раз обратим внимание на то, что изменение X и Y прямо противоположное. По существу через изменение значения Y получает отражение предельная полезность товара X. Варианты систем потребительского выбора. В реальной действительности потребительские предпочтения могут приобретать разную форму. Так, если между двумя видами товара (два сорта аспирина, сока и т. д.) существует полная взаимозаменяемость, то кривая безразличия принимает вид прямой линии (см. рис. 4.9 а), имеющей тангенс угла наклона, равный 1. При этом кривая безразличия TUj касается оси абсцисс и оси ординат. Функция полезности для набора товаров, являющихся совершенными заменителями, приобретает вид: TU = TU(x) + TU(y). При перемещении потребителя с более низкого на более высокий уровень полезности образуется новая линия равной полезности TU2. Она параллельна TU,, но находится выше и правее ее (см. рис. 4.9 а). Рис. 4.9. Варианты конфигурации кривой безразличия Достаточно часто между товарами складывается жесткая взаимная дополняемость (часы и браслет; левый и правый ботинок). Эту ситуацию отражает кривая безразличия на рис. 4.9 б. Здесь определенному уровню потребления соответствует лишь одна наиболее оптимальная комбинация двух товаров в потребительской корзине. Увеличение одного товара (левый ботинок, браслет, зубная паста) без увеличения другого товара (соответственно — правый ботинок, часы, зубная щетка) не изменяет общей полезности данного набора. Если же приходится иметь дело с любителем сока (бесконечная заменяемость), который за любую прибавку его готов жертвовать значительным количеством другого блага (например, минеральной воды), то кривая безразличия будет иметь пологий вид (см. рис. 4.9 в). На каком-то участке кривая безразличия, из-за уменьшения нормы замещения (RS), окажется параллельной оси абсцисс. Карта безразличия. С изменением уровня жизни экономического человека расположение кривой безразличия изменяется. Может происходить сдвиг кривой безразличия в ту или иную сторону. Каждая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат и занимающая более высокое положение, предполагает большую величину общей полезности.
Рис. 4.10. Карта кривых безразличия, или семейство линий равной полезности Карта безразличия показывает, что линии равной полезности могут быть проведены через каждую точку в двухмерном пространстве товаров. Карта безразличия — множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Карта безразличия выступает как графическое изображение шкалы предпочтений потребителя, которая складывается вслед за изменением уровня жизни в ту или иную сторону. Линии равной полезности на карте безразличия отражают ранжирование наборов потребительских товаров, но количественно их не определяют.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.007 с.) |