Безразличия и предельная норма замещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безразличия и предельная норма замещения



Аксиомы потребительского выбора. Жизнь свидетельству­ет о том, что каждого из нас интересует не само благо, а его определенное количество. Причем не любое количество, а именно то, которое обеспечивает получение конкретного по­зитивного эффекта, проще говоря — удовлетворение сложив­шихся потребностей.

Во всех предыдущих рассуждениях мы исходили из того, что дело имеем лишь с одним видом блага. До определенного момента такое абстрагирование от остального товарного мира было вполне оправданным.

Однако в реальной действительности формирование общей (TU) и предельной полезности (MU) конкретного блага не про­исходит изолированно от процесса потребления других благ. Между многообразными потребностями человека всегда име­ет место конкуренция при распределении, например, свобод­ного времени или семейного бюджета.

Кроме того, одна и та же потребность домашнего хозяйства (например, в обуви, лекарствах и т. д.) может быть удовлетворена разными способами.

Приходится считаться и с тем, что в реальной действи­тельности выбор покупателя — это всегда формирование на­бора благ. Экономический человек всегда стремится обеспе­чить для себя оптимальный потребительский выбор.

При анализе данных процессов теория потребления руко­водствуется следующими аксиомами:

1. Покупатель имеет возможность сравнить все имеющи­еся наборы (варианты) потребительских благ и выбрать луч-


ший из них. При наличии наборов типа А и Б возможен доста­точно конкретный выбор, так как: А > Б (А лучше Б); А < Б, (А хуже Б) или А ~ Б (равнозначность данных вариантов).

Это означает, что на рынке существует полная упорядо­ченность потребительских предпочтений. В любой момент вре­мени покупатель способен сравнить и классифицировать все имеющиеся наборы потребительских благ.

2. В обществе существует ненасыщенностъ потребностей,
т. е. у хорошего выбора всегда есть сильный конкурент — это от­
личный выбор. При этом больший набор всегда лучше меньшего:

х + (у + 1) > х + у; или (х +1) > х.

Таким образом, ситуация типа «больше некуда» не допуска­ется. Если потребитель отказывается хотя бы от одной единицы из набора, то его общая полезность уменьшается. Если «большее всегда лучше», то «меньшее всегда хуже». Набор благ, в котором количество хотя бы одного товара больше на единицу, чем в дру­гом наборе, всегда рассматривается как более предпочтительный.

3. Имеет место транзитивность предпочтений, т. е. поведе­
ние потребителя всегда логично, последовательно и предсказуемо.
Так, если А > Б, Б > В, то А > В. Если А ~ Б; Б ~ В, то А ~ В.

4. Имеет место рефлективность предпочтений. Это озна­
чает, что каждый набор должен быть не хуже и не лучше са­
мого себя. Предпочтения любого потребителя в рамках сло­
жившихся условий должны быть зафиксированы и отношение
к ним в процесс выбора не меняются.

Потребительский набор. Кривая безразличия. Предполо­жим, что потребителю, распределяя ограниченный экономичес­кий ресурс (время, деньги и т. д.), приходится делать выбор между двумя благами — X и Y, которые входят в состав по­требительской корзины.

Под X и Y можно понимать не только товар или благо конкретного рода, т. е. единичное благо, но и большую товар­ную группу (продовольствие, одежда, обувь и т. д.).

Потребительской корзине (X — одежда;¥ — продоволь­ствие) соответствует своя общая полезность:


Постепенное увеличение в наборе одного блага (например, X) приводит к тому, что общая полезность потребительской корзины возрастает, но темпы ее роста будут снижаться.

В то же время определенный (фиксированный) уровень общей полезности набора может обеспечиваться за счет раз­ного количества товара X и Y, входящих в потребительскую корзину (см. таблицу 4.5).

Таблица 4.5. Изменение общей полезности (TU) потребительского набора

ХиУ

 

^~\ Y X ^\          
           
           
           
           
           

Обратим внимание на то, что определенный уровень полез­ного эффекта, или полезности (например, TU = 34 или TU = 41), может быть обеспечен разными потребительскими наборами, т. е. сочетанием X (горизонталь) и Y (вертикаль).

На основе данных таблицы 4.5, соответствующих значе­нию TU = 34, построим график (см. рис. 4.7 а). Соединяя точ­ки с одинаковыми значениями общей полезности, получаем кривую безразличия.

Каждая точка на кривой безразличия — это конкретная по­требительская корзина с определенным набором товара ХиУ.

Совокупность потребительских корзин, или альтернатив­ных наборов, обеспечивающих потребителю одинаковый уро­вень удовлетворения его потребностей и имеющих одинако­вую для него полезность, называется кривой безразличия.

Сама кривая безразличия — линия, каждая точка которой представляет такую комбинацию двух товаров ХиУ, что потребителю безразлично, какую из них выбирать.

Кривая безразличия, или линия равной полезности, графи­чески отражает систему предпочтений покупателя, складыва­ющуюся на определенный момент.


Рис. 4.7. Кривая безразличия и ее свойства

Пространство между осями X и Y называется пространством товаров. Каждая точка данного пространства товаров характеризует какой-либо то­варный набор с определенной полезностью.

Свойства кривой безразличия. Графически в двухмерном пространстве каждому потребительскому набору соответ­ствует определенная точка.

Предположим, набору А соответствует точка А, в которой X = 3, Y = 3 (см. рис. 4.7 а). Определим, есть ли среди других альтернативных наборов такие, которые имеют уровень общей полезности, присущий набору А. В этих целях через точку А проведем две прямые линии, перпендикулярные соответствен­но оси Y и оси X. В итоге образовались четыре квадранта.

В соответствии с третьей аксиомой («меньшее — значит хуже») все точки из квадранта III относительно набора А бу­дут менее предпочтительны.

Теперь обратим внимание на квадрант I. Все альтернатив­ные наборы из данного квадранта больше. Следовательно, они предпочтительнее набора А.

Равноценные наборы относительно точки А могут нахо­диться лишь в квадрантах II и IV. При этом, вне всяких со­мнений, такие равнозначные наборы соответствуют, например, точкам С и F, которые находятся на кривой безразличия.


На рис. 4.7а видно, что кривая безразличия проходит че­рез точки А, С и F. Следовательно: А ~ С ~ F. В этих точках кривой безразличия потребитель чувствует себя не лучше и не хуже.

Теперь выделим основные свойства кривой безразличия.

1.Кривая безразличия идет сверху вниз и слева направо.
Это означает, что один товар в наборе уменьшается, а дру­
гой увеличивается. Поэтому кривая безразличия имеет отри­
цательный наклон. Любой набор, лежащий выше кривой РАС,
предпочтительнее, ниже — менее привлекательнее.

2. Кривые безразличия с разным уровнем полезности не
могут пересекаться. Предположим, что это правило не выпол­
няется (см. рис. 4.76). Тогда точка А будет той точкой, кото­
рая одновременно находится на двух кривых безразличия и
выражает разные полезности. Это противоречит исходным
условиям (аксиомам).

3. Кривая безразличия не может иметь участка, на котором
одновременно увеличиваются значения X и Y. Дело в том, что
увеличение X и Y должно приводить к увеличению общей полез­
ности набора, а это невозможно для данной кривой безразличия.

Обратим внимание на то (см. рис. 4.76), что точка В отража­ет такой набор товаров, где больше одежды (X) и продовольствия (Y) по сравнению с точкой С. В таком случае В > С. Однако из свойств кривых А ~ С, А ~ В тогда должно следовать: В ~ С.

Две кривые безразличия не могут иметь общую точку, так как один и тот же набор товаров не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.

Предельная норма замещения. Настало время совершить еще одно небольшое путешествие по кривой безразличия, т. е. по линии равной полезности.

Кривая безразличия отражает своеобразный компромисс при выборе покупателем двух товаров. При переходе из точки А в точку В (см. рис. 4.8) потребитель сохраняет общую полез­ность товарного набора. При этом объем потребления товара X увеличивается, a Y уменьшается. Очевидно, что постоянно реализуется некая норма замены (RS — Rate of Substitution).


Норма замены (RS) товара Y товаром X есть то количе­ство товара Y, которое потребитель согласен уступить вза­мен на увеличение количества товара X на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения оставался неизменным.

Таблица 4.6. Расчет предельной нормы замещения (RS)

 

Y X AY АХ RS
   
         
        2,5
  И     1,6
        1,25
5       0,33
        од

На основе данных, представленных в таблице 4.6, пост­роим кривую безразличия, или линию равной полезности (см. рис. 4.8). Обозначим те значения, которые необходимо исполь­зовать при расчете нормы замещения (RS).


Видно, что кривая безразличия имеет классическую кон­фигурацию. Данные, представленные в таблице 4.6, показы­вают, что норма замещения (RS) товара Y на товар X замет­но уменьшается с 5,0 до 0,1. Чем меньше у экономического человека остается продовольствия, тем меньшим его объемом он готов жертвовать в обмен на получение дополнительной единицы одежды.

Можно сказать и по-другому: чем большим количеством одежды (X) обладает потребитель, тем меньшим количеством продовольствия (Y) он го­тов жертвовать ради очередного прироста одежды (X) на одну дополнитель­ную единицу. Товар Y становится все более дефицитным Готовность жерт­вовать товаром Y ради товара X уменьшается (в таблице 4.6 см графу RS; на рис. 4.8 см. соответствующие значения X и Y).

В итоге кривая безразличия имеет вогнутый вид, так как норма замещения (RS) постоянно имеет отрицательное значе­ние. Данная норма показывает, сколько товара Y рациональ­ный покупатель готов отдать за увеличение на 1 единицу то­вара X при переходе от одного альтернативного набора к другому, т. е. при переходе из одной точки кривой безразли­чия в другую.

Еще раз обратим внимание на то, что изменение X и Y прямо противоположное. По существу через изменение значе­ния Y получает отражение предельная полезность товара X.

Варианты систем потребительского выбора. В реальной действительности потребительские предпочтения могут приоб­ретать разную форму.

Так, если между двумя видами товара (два сорта аспири­на, сока и т. д.) существует полная взаимозаменяемость, то кривая безразличия принимает вид прямой линии (см. рис. 4.9 а), имеющей тангенс угла наклона, равный 1. При этом кривая безразличия TUj касается оси абсцисс и оси ординат. Функция полезности для набора товаров, являющихся совершенными за­менителями, приобретает вид: TU = TU(x) + TU(y).

При перемещении потребителя с более низкого на более высокий уровень полезности образуется новая линия равной полезности TU2. Она параллельна TU,, но находится выше и правее ее (см. рис. 4.9 а).


Рис. 4.9. Варианты конфигурации кривой безразличия

Достаточно часто между товарами складывается жест­кая взаимная дополняемость (часы и браслет; левый и правый ботинок). Эту ситуацию отражает кривая безразличия на рис. 4.9 б. Здесь определенному уровню потребления соответству­ет лишь одна наиболее оптимальная комбинация двух товаров в потребительской корзине. Увеличение одного товара (левый ботинок, браслет, зубная паста) без увеличения другого товара (соответственно — правый ботинок, часы, зубная щетка) не изменяет общей полезности данного набора.

Если же приходится иметь дело с любителем сока (беско­нечная заменяемость), который за любую прибавку его готов жертвовать значительным количеством другого блага (напри­мер, минеральной воды), то кривая безразличия будет иметь пологий вид (см. рис. 4.9 в). На каком-то участке кривая без­различия, из-за уменьшения нормы замещения (RS), окажется параллельной оси абсцисс.

Карта безразличия. С изменением уровня жизни экономи­ческого человека расположение кривой безразличия изменяет­ся. Может происходить сдвиг кривой безразличия в ту или иную сторону.

Каждая кривая безразличия, проходящая дальше от нача­ла координат и занимающая более высокое положение, пред­полагает большую величину общей полезности.



В итоге образуется семейство кривых безразличия или карта безразличия (см. рис. 4.10).

Рис. 4.10. Карта кривых безразличия, или семейство линий равной

полезности

Карта безразличия показывает, что линии равной полез­ности могут быть проведены через каждую точку в двухмер­ном пространстве товаров.

Карта безразличиямножество кривых безразличия, со­ответствующих всем возможным уровням полезности для дан­ного потребителя. Карта безразличия выступает как графи­ческое изображение шкалы предпочтений потребителя, которая складывается вслед за изменением уровня жизни в ту или иную сторону. Линии равной полезности на карте безразличия отра­жают ранжирование наборов потребительских товаров, но ко­личественно их не определяют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.029 с.)