Максимизация полезности благ для потребителя. Кривая безразличия и линия бюджетного ограничения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация полезности благ для потребителя. Кривая безразличия и линия бюджетного ограничения.



Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Чем большими благами мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этих благ.

Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых выявили закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.

Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

Правило максимизации полезности - правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.

Согласно правилу максимизации полезности предельная полезность каждого товара, деленная на его цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

Вклад в решение проблемы измерения и максимизации полезности внес А.Маршалл. Его теория предполагая постоянную предельную полезность денег, позволила измерить полезность благ с точностью до общего множителя, что воплощено в известном правиле максимизации полезности. В «Математическом приложении П» к своим «Принципам экономической науки» Маршалл характеризует условия равновесия при потреблении товара х как МUx = Рx * МUn. В применении ко всем товарам это дает закон равенства отношений предельных полезностей к ценам:

МUn –предельная полезность денег, деньги -общий множитель, делающий предельные полезности сравнимыми.

Принцип максимизации, использовался для анализа поведения потребителя при распределении определенного дохода во время покупок, применялся и в других экономических концепциях, т.к. имеются общий принцип и методы анализа. Общий принцип – это упорядоченный перебор ряда допустимых состояний, обозначается соответствующими значениями максимизируемого показателя. Этот показатель может быть полезностью, прибылью или продуктом в натуральном выражении.

Основной метод анализа – это метод уравнивания предельных значений: если определенное количество чего-либо распределяется между несколькими конкурирующими способами применения, то среди возможных распределений существует некоторое «эффективное», когда единица делимого поделена так, что выгода перемещения ее к одному из способов будет в точности равна потерям из-за отвлечения ее от другого способа. Одним из условий достижения максимизации при решении проблемы распределения является действие закона убывающей отдачи (в том числе и полезности) единиц делимой величины при передаче их одному-единственному способу потребления.

В теории поведения потребителя оптимальное состояние достигается, когда потребитель распределил свой доход при покупке, чтобы уравнялись предельные полезности каждого доллара; закон убывающей предельной полезности обеспечивает существование такого оптимума. На уровне фирмы оптимальный результат достигается, когда уравнены предельные физические продукты на каждый доллар стоимостной оценки фактора производства.

Эффект дохода и эффект замещения

Необходимо учитывать два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен:

1. При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления. Эта эффект замещения.

2.При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться увеличением реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги. Это эффект дохода.

Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.

Эффект замещения — эффект в микроэкономике, когда в наборе из двух потребляемых экономическим субъектом товаров один из товаров становится дешевле и это сопровождается сверхпропорциональным ростом спроса на этот товар.

Из-за ограниченности бюджета экономического субъекта это означает, что удешевлённым продуктом замещается определённый объём потребления неизменившегося в цене продукта.

 

Графически зависимость между спросом на данный товар и на другие товары можно выразить так .

Если падение в цене одного из продуктов влечёт за собой увеличение потребления обоих продуктов, речь идёт об эффекте дохода.

Эффект дохода

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.

 

Для нормальных товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении.

В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:

1. нормальные товары

2. товары низкого качества

3. товары Гиффена

Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода.

Для описания предпочтений потребителя по всем наборам товаров используется совокупность кривых безразличия, кото­рая называется картой безразличия (рис. 14). Она показывает порядковое ранжирование всех наборов благ, которые может выбрать потребитель. Следовательно, кривая безразличия, ле­жащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Это означает, что каждая кривая безразличия характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлет­ворения потребностей.

Кривая безразличия Карта кривых безразличия.

 

Положение о кривых безразличия основывается на следую­щих аксиомах:

1) непрерывности — из нее следует, что все товары можно разбивать на все более мелкие единицы, размеры которых не сдерживают потребителей;

2) рациональности потребителя — хотя поведение человека на рынке субъективно, средним потребителем является разум­ный человек, стремящийся наилучшим образом распорядиться своим доходом;

3) возможности выбора — предполагает способность челове­ка определить, какой из предложенных потребительских набо­ров (А, Б, В) является для него предпочтительным;

4) транзитивности — исходит из того, что если для потреби­теля «потребительская корзина» А столь же значима, что и «корзина» Б, а «корзина» Б — что и «корзина» В, то «корзины» А и В являются одинаковыми по своим полезностям для данно­го потребителя. Из этого следует, что если А = Б = В, то А = В;

5) ненасыщенности — для потребителя всегда существует
какой-то набор, который предпочтительнее другого. Он всегда
предпочитает иметь набор, в котором товаров больше. Это зна-
чит, что у него нет порога насыщения.

Преимущество кривых безразличия перед концепцией пре­дельной полезности в том, что можно не измерять количествен­но саму полезность.

Кривые безразличия помогают выявлять предпочтения по­требителей, что приносит практическую пользу предпринима­телям.

Карта кривых безразличия позволяет выявить потребитель­ские предпочтения, но она не отвечает на вопрос, сколько и какие именно наборы приобретет потребитель. Ответить на этот вопрос позволяет анализ покупательной способности по­требителя, которая определяется доходом потребителя и цена­ми товаров. Это ограничение потребителя называется бюджет­ным. Представим, что все многообразие товаров на рынке све­дено к двум продуктам: мясу и рыбе. Обозначим их X и Y. Семья может расходовать на них 4 тыс. руб. Цена товара X = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. Исходя из бюджетного ограничения, семья может составить несколько вариантов наборов, которые могут быть представлены в виде графика бюджетной линии. Если всю сумму затратить на мясо, то будет приобретено 40 единиц (кг), а на рыбу — 20. Соединив эти две точки, мы полу­чим линию бюджетного ограничения (рис. 15).

Рис. 15. Линия бюджетного ограничения

Любой набор, соответствующий точке, лежащей на бюджетной линии, доступен потребителю. Точка Н, находя­щаяся внутри бюджетной линии, доступна потребителю, одна­ко его доход не будет использован полностью. Точка М, лежа­щая выше и правее бюджетной линии, недоступна потребителю при данном доходе и цене.

При изменении дохода бюджетная линия будет перемещать­ся параллельно вправо или влево в зависимости от того, растет доход или нет (рис. 16).

Если цена товара Y растет, а цена товара X не изменилась и остался прежним доход, то бюджетная линия изменит угол своего наклона (рис. 17). При прежнем доходе покупатель сможет купить меньше товара Y, который подорожал. Бюд­жетная линия пересечет вертикальную ось на более низком уровне.

 

Рис. 16. Сдвиг бюджетной линии Рис. 17. Бюджетная линия при
при росте дохода повышении цены товара.

 

Другая ситуация возникает при понижении цены одного из товаров. Точка пересечения бюджетной линии с осью коорди­нат будет отодвигаться все дальше от начала координат. Воз­можности выбора потребителя увеличатся.

Проблема потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя максимально сов­падали с его возможностями. В условиях рыночной экономи­ки выбор потребителя связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и сравнением цен альтернативных ва­риантов выбора. Изменение цены вызывает изменение реаль­ного дохода потребителя и альтернативной стоимости блага, что влияет на потребительский выбор. Свобода потребитель­ского выбора есть необходимое условие суверенитета потре­бителя, в соответствии с которым решения, что и в каком количестве приобрести, как расходовать полученный доход, принимаются самими потребителями.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.007 с.)