Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация полезности в условиях бюджетного ограничения.

Поиск

Взаимозаменяемость факторов производства и проблема их оптимального сочетания. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.

Факторы производства могут быть переменными. Предположим, что процесс производства осуществляется путем использования двух факторов: капитала и труда. Соответственно существует двухфакторная производственная функция, характеризующая зависимость между затратами труда и капитала и максимальным объемом выпускаемой продукции.

Q = f(K,L),

где К – капитал, L – труд.

При заданной технологии один и тот же выпуск продукции может быть обеспечен с большим применением капитала или с большим привлечением труда. Производственной сетка- табличная форма выражения производственной функции

Отсюда один и тот же объем выпуска может быть произведен при разных комбинациях факторов производства. Напр. Q=85 единиц может быть произведен при комбинации факторов 200K и 30L и при комбинации 100K и 60L.

Соединив все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции, получим изокванты.

Изокванта (isquanta) - кривая, отражающая различные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства одинакового объема продукции (рис. 6.1)

Они обладают свойствами:

1. имеют отрицательный наклон,

2. выпуклы относительно начала координат

3. не пересекаются друг с другом.

4. изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции.

5. показывают реальные уровни производства: 10 тыс., 20 тыс., 30 тыс. и т.д.

Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант.

Предельная норма технологического замещения – характеризует количество одного ресурса, которое может быть сокращено «в обмен» на единицу другого ресурса при сохранении неизменного общего объема выпуска продукции. Двигаемся по изокванте сверху вниз, замещая капитал трудом.

Если ∆К — сокращение затрат капитала, a ∆L — прирост затрат труда, то количество фактора К, которое может быть замещено одной единицей фактора L, записывается как . Это и есть предельная норма технологического замещения

Вогнутая форма изокванты показывает, что MRTSLK уменьшается по мере движения по изокванте сверху вниз. Это означает, что труд и капитал не являются абсолютно взаимозаменяемыми, в связи с чем возникают определенные трудности при замене капитала трудом, т.е. существуют определенные границы взаимозаменяемости факторов. Они определяются эффективностью использования факторов. По мере замещения в процессе производства капитала все большим количеством труда производительность труда снижается и, наоборот, при замещении труда все большим количеством капитала эффективность использования капитала уменьшается

 

 

Рис. 5.1. Последствия монополизации рынка

 

В условиях совершенной конкуренции потребитель покупает, а производитель продает продукцию в объеме Qе по цене ре. Выручка продавца от реализации продукции составляет площадь прямоугольника 0 ре е Qе. Поскольку кривая предложения совпадает с кривой издержек производства, то затраты на производство продукции в объеме Qе составляет площадь фигуры 0 С е Qе , в прибыль (разность между выручкой от реализации и издержками производства), соответственно, площадь треугольника ре С е. Эффект (излишек) потребителя равен площади треугольника рее D. Отсюда суммарный эффект потребителя и производителя равен сумме прибыли, полученной производителем, и излишка потребителя, т.е. площади треугольника С е D.

В условиях монополизации рынка цена повышается до уровня рm , а объем продукции сокращается до Qm . В результате потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (рe рm Me) он вынужден покупать продукции меньше (Q ) и по более высокой цене ). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (рe рm ML), другая же часть потребительского эффекта (LMe) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистые потери общества. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу этого нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

• поощрение создания товаров – заменителей;

• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

• финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

• государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеются законы:

• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).

 

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

§ Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;

§ чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

§ чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.

На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.

Рис. 5.13 Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

§ скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);

§ кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);

§ ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

§ авиабилеты туристского и первого классов;

§ спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;

§ скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;

§ плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);

§ гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

 

 

Функции финансов.

· Распределительная- первичное и вторичное распределение чистого дохода.

· Контрольная- осуществление контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов посредством информации через различные финансовые показатели на основе их сравнения с нормативными нормами(прибыль, рентабельность, выручка, амортизация).

· Стимулирующая- расширение и совершенствование пр-ва,полной занятости, развитию и внедрению инноваций.

Основные звенья финансовой системы:

· Бюджеты-республиканский и местный

· Фонды социального, имущественного и личного страхования

· Валютные резервы гос-ва

· Финансы субъектов хозяйствования и населения

Финансовая система включает законы, декреты, указы и другие нормативно-правовые акты,регулирующие денежные и финансовые отношения.

Финансовая система включает централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные:бюджеты всех уровней,внебюджетные фонды,кредиты.

Децентрализованные:

· финансы фирм, предприятий, содержащих фонды накопления, потребления, резервный, амортизационных отчислений;

· Финансы организаций и учреждений;

· финансы домашних хозяйств.

Основные принципы ФС:

· демократический центролизм(в рках высших органов гос власти права на мобилизацию и направление преобладающей части финансовых средств на осуществление гос программ)

· фискальный федерализм(распределение полномочий между республиканскими(федеральными) и региональными властями)

Виды налогов.

· По объекту обложения:прямые(налоги на доходы юрид и физ лиц, объекты имущества), косвенные(включаются в цену товара или услуги и увеличивают её)

· От цели использования: общие(в гос бюджет на гос нужды), специальные(целевое назначение)

· Государственные и местные

Налогооблажение- процесс установления и взимания налогов в стране, определения величины налогов и их ставок, порядка уплаты налогов и круга юрид и физ лиц,облагаемых налогами.

Принципы налогооблажения:всеобщность, обязательность, равнонапряженность(по единым ставкам), однократность, стабильность, простота и доступность восприятия,гибкость(налоговая система должна стимулировать развитие отраслей экономики), справедливость.

Назначение фискальной функции-выбрать оптимальный уровень налога,который устанавливается с помощью кривой Лаффера.

На рисунке интерпретированная идея Лаффера. Поступление налогов в государственный бюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат -предельная налоговая ставка (t).

 

 

Предположим ставка подоходного налога увеличилась. По мере роста ставки налога от нуля до 100% доходы(Y) будут вначале расти от нуля до максимального значения (точка Н сооответствует 50% ставки налога), а затем снижаться опять до нуля. Из графика видно,что стопроцентная ставка не дает никаких поступлений в бюджет,как и нелевая ставка. Налог более 50% приобретает значимость конфискационной меры. Лаффер считал,что если экономика нах-ся в точке Н,то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к точке Н0,то есть к максимальному уровню доходов государственного бюджета. Более низкие налоговые ставки могут привести к расширению налоговой базы,уменьшение выплат государством пособий. Манипулирование налоговыми ставкамицелесообразно в пределах от 25 до 50%.

 

 

Максимизация полезности в условиях бюджетного ограничения.

Потребительский выбор (consumer choice) — это выбор максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в услови­ях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затрачен­ный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­дельную полезность.

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потре­бительские наборы можно приобрести за данную сумму денег

I - доход потребителя,
Рх — цена блага X,
Рy — цена блага Y,
а, Х и Y составляют соответственно купленные количества благ


Максимальная полезность, достижимая при данном бюджете, обеспечивается в точке С, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия. В этой точке наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия:

• MRSх1х2 = - Рх1 / Рх2.(4)

• Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении.

• Общее условие равновесия потребителя указывает, что потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, чтобы уравнять предельную полезность, приходящуюся на 1 денежную единицу, затрачиваемую на каждый из товаров:

• MRSх1х2 =I Рх1/Рх2 I (4)

MUx1/MUx2 = IPx1/Px2I (5)

• Потребитель, максимизирующий полезность, покупает два товара таким образом, что их предельные полезности в расчете на 1 денежную единицу равны.

14. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды предприятий.

Под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения дохода (прибыли). Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность в сфере производства, торговли, финансов, услуг, определяет партнеров по бизнесу, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Р. Коуз в своем определении фирмы отмечал ≪Фирма...есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя

Фирма - образования, ведущих коммерческую деятельность.

Индивидуальное владение - представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя).

Партнерство - принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц

Корпорация-в отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов.

Типы фирм:

Предпринимательская фирма представляет собой образование, которое принадлежит одному владельцу. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.

Капиталистическая фирма — это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Целевые устремления таких фирм обычно трудно выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность целей. Для фирм капиталистического типа характерны стремление к закреплению и расширению своей доли рынка и поиск оптимального соотношения между уровнем капитализации прибыли и дохода на капитал.

Самоуправляющаяся фирма представляет собой образование, принадлежащее коллективу работников.

Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Более точно ее можно характеризовать как фирму, в которой определяющие решения в отношении ее деятельности принимаются государством или его органами. Обычно государственные фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых за счет общества и действующих вне конкурентного поля общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных выгод.

Директорская фирма представляет собой тип фирмы,, ключевые решения в которой принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются размытостью пpaв собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами. И хотя хозяйственное поведение таких фирм нацелено на увеличение объема продаж, они характеризуются низкой эффективностью из-за значительной доли административных издержек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.210 (0.009 с.)