Полезность как основа выбора потребителя?Закон убывающей предельной полезности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезность как основа выбора потребителя?Закон убывающей предельной полезности?



Предельная полезность— это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

Где U — функция полезности, а Q— количество потребляемого блага. В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара. Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. Кривая предельной полезности (рисунок 21.2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить даннуюпотребность.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополни-тельных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена. Суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль, с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага любого блага можно определить путем суммирования показателей предельной полезности.Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены.Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связна не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров. Математически закон убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной:(TU)’<0.

 

 

№43. Предельная норма субституции и разновидности кривых безразличия.

Пред.норма субституции – это соотношение, в котором один товар может быть заменен другим при сохранении неизменной степени удовлетворения, получаемой при потреблении наборов этих товаров.Обычно кривые безразличия иллюстрируют снижение предельной нормы субституции.

Кривая безразличия – это кривая, все точки которой показывают комбинации или сочетания кол-ва 2-х товаров, приносящих потребителю одинаковую степень удовлетворения (полезность). Наклон кривой безразличия иллюстрирует предельная норма замены (предельная норма субституции).Снижение предельной нормы субституции имеет место в том случае, если кривая безразличия имеет классич. форму, т.е. форму монотонно убывающей кривой.Вместе с тем могут иметь место так наз. частные случаи кривой безразличия: 1)для 2-х абсолютных субститутов; 2)для 2-х жестких комплиментов.

 

№44 Бюджетные ограничения. Св-ва бюджетных линий.

Графически линией ограничения потребителя по размерам бюджета является бюджетная линия. бюджетная линия- прямая с отрицательным наклоном, все точки которой показывают сочетание количеств(?) двух товаров, требующих одинаковых затрат потребителя. бюджетная линия обладает двумя свойствами - 1наклон бюджетной линии изменяется при изменении цен на товары, 2 бюджетная линия параллельно сдвигается при изменении дохода (влево-при уменьш-и,вправо-при увел).

 

№45.Равновесие потребителя.

Равновесие потребителя -состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность.(рис)Для потр-ля наиболее предпочтительны наборы товаров Х и У, расположены на кривой U3,но приобрести эти наборы он не сможет в силу своего не соответствующего дохода. Дохода потр-ля хватит в том случае, если он приобретет наборы товаров А и В.(точки пересеч-я бюдж. линии и кр-ой безразличия,но в этом случае полезность, получ-ая при потреблении,будет ниже, чем если бы он воспользовался набором на U2.Ситуация равновесия потр-ля соотв етствует лишь 1набор-в тN.Точка Nназ. точкой равновесия потр-ля. В т N потр-ль тратит весь свой доход на приобретении2х товаров ХиУ. Выпсяравво М= Вторым условием равновесия потр-ля является максимизация полез-ти.В тN угол наклона кривой безр-я = углу наклона бюдж линии

Потр-ль максимизирует полез-ть при условии, что отношение пред полезтей2х товаров=отношению их цен:(правило максимизации полез-ти).

 

№46. Две концепции издержек пр-ва. 1 К. Маркс в«Капитале»трактует издержки пр-ва,исходя из принципа трудовой теории стоимости. В соответствии с данным подходом издержки предст-ют собой затраты, связанные с выпуском товаров и услуг.К ним относят затраты на приобретение сырья, материалов, оплату труда работников, затраты на оплату топлива, транспортных услуг и т.д.Кроме того Маркс выделял так наз. издержки обращения, понимая под ними расходы, связанные с доведением товаров до непосредственного потр-ля. Поэтому издержки обращения включают затраты на содержание складских и торг помещений, оплату труда работников оптовой и розничной торговли и т.д. стоимость товара по марксу определяется издержками производства + той частью издержек обращения, которая связана с продолжением процесса пр-ва в сфере обращ-я(затраты на фасовку, упаковку товара..). 2)Соврем эк. теория трактует издержки пр-ва,исходя из концепции полезности и принципа ограниченности всех эк. ресурсов. Поскольку все эк ресурсы ограничены или редки,использование какоголибо ресурса в конкретном пр-ве одновременно означает отвлечение этого ресурса из альтернат сферы. Поэтому все издержки явл-ся альтернативными и определся полезностью наилучшего из вариантов использования этих ресурсов. Концепция альтернативных издержек была разработана маржиналистом Фон Визером(теорияВизера).

 

№47. Издержки пр-ва фирмы и их виды. Эк. и бух. прибыль. Эк издержки фирмы –те выплаты,кот должна произвести фирма владельцам эк ресурсов,чтобы приобрести эти ресурсы и удержать их в своем пользовании.Эк. издержки делятся на:1явные(внеш) 2неявные(внутр).Явные издержки принимают форму выплат владельцам эк ресурсов, независимым по отношению к данной фирме.Поэтому к явным издержкам относят как правило затраты на приобретение сырья, материалов,оплаты труда наемных работников..Фирма несет неявные затраты,если в прводств.процессе она использует ресурсы,являющиеся ее собственностью.Они определяются той выгодой,которая могла бы получить фирма при наилучшем из вариантов использования собств. ресурсов. Т.о.неявные издержки фирмы явл-ся альтерн. затратами использования собств. ресурсов.Деление издержек на явные и неявные лежит в основе классификации затрат на эк и бух.Если бух издержки вкл. в себя явные затраты фирмы,то эк издержки–сумму явн и неявн затрат Соответственно различают бух и эк прибыль. Прибыль=общ.выручка–издки.Бухприбыль=общ выручка-бухиздки.Экприбыль=общ выручка-экиздержки.Т.о. экприбыль всегда будет меньше бух-ой на величину неявных издержек.

 

№48. Деятельность фирмы в краткоср. периоде.Закон убыв отдачи. Краткоср. период-период,в рамках которого увеличение объема выпуска продукции возможно засчет присоед-я переменных факторов пр-ва(напр,труда)к фиксированным мощностям(напр,капиталу).(Др словами краткоср период-период,в котором производительные мощности фирмы явл-ся неизменными). Исходя из специфики краткоср периода очевидно,что первоначально эластичность предложения будет увеличиваться,что графич будет проиллюстрировано отклонением кривой S от положения абсолютной неэластичности.Вместе с тем,поскольку производственные мощности явл неизменными будет иметься некоторый предел(Q1)в наращивании объемов выпуска,при приближении к которой кривая S будет стремиться к вертикальному положению(рис)Форма кривой TVC определяется действием закона убывающего пред продукта.Согласно данному закону последовательное присоединение все большего кол-ва переменных факторов пр-ва(труда) к фикс. мощностям(капитал),начиная с опред. момента приводит к уменьш-ю добавочного(предельного)продукта,полученного на каждую дополнительную единицу переменного ресурса(на каждого доп. работника)(рис)В соответствии с вышеукзаконным, первоначально, когда пред продукты находятся в стадии возрастания,темпы роста Q будут обгонять темпы роста TVC, что графич будет проиллюстрированно относительно пологого участка кр. TVC,затем, когда пред продукт вступит в стадию убывания,темпы роста Q начнут отставать от темпа роста TVC;графически иллюстрация будет относит крутым участком кр. TVC.

 

№49. Общ издержки пр-ва в краткоср периоде. Общие пост издержки-затраты фирмы,независимые от объема выпуска продукции. Фирма будет нести пост затраты даже при нулевом объеме выпуска. Их наличие связано прежде всего с наличием у фирмы неизменных производственных мощностей.Поэтому пост затраты включают прежде всего затраты на аренду, страховку, охрану.. Кроме того к постзатратам относят затраты фирмы на оплату труда административно-управляющему персонала и оплату труда тех работников, в сохранении которых фирма заинтересована. Общие переменные издержки –затраты фирмы, зависящие от объемов выпуска продукции. Они включают затраты на оплату сырья, материалов, оплату труда производственных работников, оплату транспортных услуг, топлива.. общ издержки=общие постиздержки+общие перемен.изд. (TC=TFC+TVC).

№50. Средние издержки производства фирмы в краткосрочном периоде.

Средние издержки фирмы – это затраты на единицу выпускаемой продукции.

В краткосрочном периоде различают:

1)средние пост.издержки AFC=TFC/Q;

2)средние перем. издержки AVC=TVC/Q.

Форма кривой AVCопр-сядействием закона убывающего предельного продукта. Первоначально, когда пред.продукт находится в стадии возрастания, темпы роста Q будут обгонять темпы роста TVC, что приведет к снижению AVC по мере роста Q (убывающая ветвь кривой AVC). Когда пред.продукт достигнет макс. величин-AVC будут миним. Затем, когда пред.продукт вступит в стадию убывания, темпы роста TVC начнут обгонять темпы роста Q,в следствие чего AVC будут расти (возраст.ветвь кривойAVC). Таким образом кривая AVC будет иметь V-образную форму.

3) средние общие издержки ATC=TC/Q=AFC+AVC

Кривая ATC может быть получена путем горизонтального сложения кривых AFC и AVC. Это означает, что кривая АТС будет также иметь V-образную форму, точка ее минимума будет расположена выше и правее точки минимума AVC, а восходящие ветви кривых ATCиAVC будут стремиться к сближению.

№51.Концепция предельных издержек производства. Условие максимизации прибыли.

Предельные затраты- дополнительные затраты, связанные с выпуском доп.ед.продукции. Предельные затраты рассчитываются как частное деление прироста общих затрат на прирост объема выпуска продукции. Пред.затраты – MC=DТС/DQ. Кривая МС имеет V-образную форму, а ее восходящие ветви проходят через миним. значения кривых AVCи ATC.

Условие максимизации прибыли.

Пока MR>MC-производителю надо наращивать объем выпуска

Производитель максим.прибыль при таком объеме выпуска продукции, при кот. пред. затраты равны пред. выручке. Это наз. условием пред.макс. прибыли.

 

 

№52. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба.

Долговременный период в деят-ти фирмы-это период, в кот.происходит адаптация всех факторов пр-ва, вкл. производственные мощности. Кривая долгосрочного периода АТС проходит по касательной к множеству кривых краткоср. АТС и имеет V-образную форму.Форма кривой LATC объясняется действием так наз. эффекта масштаба. Различ: 1) положит.эффект масштаба; 2) отриц.; 3) неизменный или постоянная отдача от ростов масштаба пр-ва.1)По мере роста объемов выпуска продукции в силу вступает ряд факторов, действующих в направлении снижения средних затрат: 1) специализация и разделение труда производств.работников; 2) специализация и разд. труда управленч. работников; 3) крупная фирма имеет больше возможностей для приобретения и использ. современного оборудования; 4) крупная фирма имеет возможности для организации побочного пр-ва. Действие вышеук. фактов приводит к тому, что увеличение используемых в пр-ве ресурсов(например на 10%)приводит к более чем пропорц. росту объема выпуска продукции(например на 20%), в результате чего LATC будут снижаться. Графич. положит.эффект масштаба иллюстр-ся убывающей ветвью кривой LATC, соотв. объему выпуска до q1.

2) Осн. причина возникн. отриц. эффекта масштаба-трудности управления предприятием, объемы выпуска на кот.превысили некот. пред. величину. В результате увеличения исп. ресурсов(на 10%) приводит к менее чем пропорциональному росту объемов выпуска продукции(на 5%). На рис. отриц. эффект масштаба иллюстр. ветвью LATC, соотв. объему выпуска более q2.

3) В отд. случаях деят-ти фирмы может возникнуть ситуация, при кот.положит. эффект масштаба уже исчерпался, а отриц. эффект масштаба еще не вступил в силу. В результате увеличения исп. в пр-ве ресурсов(на 10%) приводит к прямо пропорц. росту объему выпусков продукции(также на 10%). В рез. АТС будет постоянной величиной. На рис. положит.эффект масштаба иллюстр. горизонт. участком кривой LATC, соотв. объему выпуска между q1 иq2.

 

Проблема измерения ВНП

ВНП является одним из основных макроэкономических показателей, широко используемым при расчете темпов экономического роста и в международных сопоставлениях, но не «идеальным», поскольку данный показатель имеет ряд недостатков: 1)ВНП не включает стоимость продукции и услуг произведённых домашними хозяйствами. 2)ВНП не отражает стоимость продукции созданной в личном подсобном хозяйстве. 3)ВНП не учитывает стоимость продукции созданной в теневом секторе экономики. 4)ВНП не учитывает в каких условиях производится национальный продукт. 5)В ряде секторов экономики стоимость созданной продукции подменяется стоимостью ресурсов. 6)ВНП не отражает последствия выпуска продукции в производствах с отрицательными внешними эффектами экстремали.

Различия индексов потребительских цен и дефлятора. Индекс Ласпейреса, Пааше, Фишера. Существует три различия:1)Если дефлятор отражает изменение цен по всем товарам приобретёнными как домохозяйствами так и фирмами, то индекс потребительских цен показывает их изменение только по товарам потребительского назначения приобретёнными домохозяйствами. 2)Дефлятор иллюстрирует изменение цен по товарам, произведённым отечественными производителями, в то время как индекс потребительских цен отражает их изменение как по товарам произведённым внутри страны, так и зарубежом. 3)Основное различие заключается в степени агрегации: если индекс потребительских цен рассчитывается по постоянным весам, то дефлятор по переменным весам.Индекс цен рассчитываемый по пост-весам, т.е. по неизменной потребительской корзине называется индексом Ласпейреса: Индекс цен рассчитываемый по переменным весам, т.е. по объёмам выпуска текущего года, называется индексом Пааше: Оба индекса имеют недостатки: если индекс Ласпейреса завышает реальное изменение цен, не учитывая возможности замены подорожавшего товара другим, то дефлятор занижает изменение цен, переоценивая факт такой замены. Для нивелирования этих недостатков используют «идеальный» индекс Фишера:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.041 с.)