Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятость населения. Безработица, ее причины и виды. Закон оукена.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена. Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, как бы “со скрипом”, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. Подобную безработицу называют фрикционной. Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональноераспределение ресурсов для труда. Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителелями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армиябезработных, а подобного рода безработицу именуют конъюнктурной или циклической. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы встране определяет естественный уровень безработицы. Занятость в этом случае определяется как полная. Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К экономическим причинам возникновения безработицы относятся: а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз. Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях. б)Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель). В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных. в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы. В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегдатеряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных. Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п. Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования. Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Закон Оукена. Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает част ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе этого закона. (Y − Y *) / Y * = − Buc · Y — фактический ВНП · Y* — потенциальный ВНП · uc — уровень циклической безработицы · B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5 %)
57. Система соц.защиты населения.Социальная политика гос-ва. Кризисные ситуации, банкротства предприятий, конъюнктурные колебания рынка, инфляция, безработица, неравенство в доходах вызывают повышение социального риска людей, опасения за устойчивость своего социально-экономического положения. В связи с этим возникает объективная необходимость социальной защиты населения, т.е. комплексная система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Это такая система социально-экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества государственные минимальные социальные стандарты жизни. Ее было бы неправильно отождествлять с благотворительной деятельностью, которая исходит из моральных принципов. В социальной защите они важны, но не являются главными, решающими. · Меры социальной защиты реализуются с помощью социального законодательства, организационных механизмов (органов управления социальной сферой) и финансовых средств (государственного бюджета и фондов социального страхования). Основными инструментами социальной защиты, как показывает мировая практика, являются страхование, социальное обеспечение и социальная помощь. Страховые взносы в отличие от налогов имеют возмездный характер. · В нашей стране все три компонента социальной защиты не имеют четких границ с точки зрения организации, механизмов, технологии и источников финансирования. Страховые взносы преобразованы в социальный налог, поэтому возмездность исчезает. · Социальное страхование призвано обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности из-за несчастного случая, при безработице. Оно распространяется на работающих членов общества. В основу социального страхования заложены принципы личной ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи. В нем участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. В отличие от государственного вспомоществования в социальном страховании работодатели и работники несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков. · Социальное страхование выполняет «государственно-публичные» функции социальной защиты и воспитания самостоятельного и ответственного человека, способного эффективно действовать в рыночных условиях. Оно позволяет приблизить институт социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, обеспечить рыночный характер регулирования. Активное участие персонала и работодателей в управлении социальным страхованием выступает важным фактором стабилизации общества. · За счет социального страхования содержится основная масса пенсионеров — более 40 млн. человек (на 1 августа 2003 г.). В соответствии с пенсионной реформой расчет пенсий производится по новой системе с учетом страховой и накопительной частей пенсий. Каждый работник определяет, кому он доверяет свои пенсионные накопления — Пенсионному фонду или негосударственной управляющей компании. Забота о старших поколениях — показатель цивилизованности общества, его нравственного здоровья. · Важной формой социальной защиты является обязательное медицинское страхование. Его цель — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Обязательное медицинское страхование юридически распространяется на всех граждан страны. Оно охватывает 96,7% населения России. Кроме того, часть людей решают проблемы своего здоровья через систему добровольного медицинского страхования. · В качестве объектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями для работающих граждан являются предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели; страхователями неработающего населения — региональные органы власти. Медицинское страхование реализуется через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). · Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет единого социального налога и единого налога, уплачиваемого страхователями в связи с применением специальных налоговых режимов. Однако ФОМС предоставляет основной, но не весь объем медицинской помощи. Многие виды медицинских услуг являются платными. Расходы на здравоохранение составляют около 3% ВВП, в то время как минимум, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения, является 5%. Развитие самой жизненно важной сферы — здравоохранения предполагает решение не только финансовых, но и кадровых проблем. · В социальной защите нуждаются все трудящиеся. Они должны быть застрахованы от риска потерять работу и иметь возможность для существования в период вынужденного бездействия. Пособия по безработице позволяют сохранить физическое и психическое здоровье временно незанятой рабочей силы. При расширении производства она может включиться в трудовой процесс. В 2002 г. пособие по безработице в России получали 1169 тыс. безработных. Пособие получает каждый шестой-седьмой безработный. Минимальный размер пособия установлен не ниже 20 %, а максимальный — не выше прожиточного минимума. · Размер пособия по безработице может снижать или повышать стимулы к быстрому трудоустройству. Следовательно, пособие по безработице, с одной стороны, выполняет функцию социальной защиты, а с другой — функцию стимулирования занятости. Элементом социальной защиты является доступность образования и системы профессиональной переподготовки. Это позволяет безработному найти новое место работы, адаптироваться к требованиям рынка. Новая профессия, более высокая квалификация означают для трудящихся и более высокую оплату труда. · Социальная помощь направлена на поддержку малообеспеченных и бездомных. Как правило, она осуществляется адресно. Это стационарное и нестационарное социальное обслуживание беспомощных людей, инвалидов, многодетных семей, беспризорных и других категорий. Сюда же относится и предоставление льгот при оплате коммунальных услуг, электроэнергии, телефона, некоторых лекарств и т.д. В организации социальной помощи в регионах большое распространение получила натуральная форма ее предоставления — выдача продуктов питания, одежды, обуви, предоставление бесплатных обедов, оказание бесплатных или льготных услуг. · Степень социальной защиты населения определяется уровнем минимальных государственных социальных стандартов и гарантий. Социальная стандартизация предполагает нормативный порядок расчета бюджетной потребности по всем видам бесплатных услуг, предоставляемых государством населению, а также показателей уровня жизни. Социальные гарантии представляют собой обязательства государства и общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей. В России к социальным гарантиям относятся: прожиточный минимум — стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность; минимальная заработная плата — минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд; пенсии — денежные выплаты, предоставляемые гражданам, достигшим определенного возраста; стипендии студентам; пособия на детей и др. · В условиях преобразования общественной системы формируется новая социальная политика — система мер, направленных на развитие социальной сферы, обеспечение социальной стабильности общества. В ней выражаются конечные цели и результаты экономического развития. Основными задачами социальной политики являются повышение народного благосостояния, улучшение условий труда и совершенствование его оплаты, осуществление принципа социальной справедливости. Система приоритетов социальной политики, эффективное использование ресурсов, выделяемых на социальные цели, характеризуют степень социальной ориентации экономики. Сочетание современного эффективного рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и социальной защиты населения позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне развития социального государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.013 с.) |