Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие и фирмы в рыно4ной экономике.

Поиск

предприятие является основным звеном предпринимательской деятельности. Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица с правом юриди4еского лица, имеет собственное имущество, производит и реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги, несет юриди4ескую, правовую ответственность за результаты хозяйствования.

Предприятие называются основным звеном рыно4ной экономики потому, 4то именно на предприятии конкретно решаются все основные вопросы хозяйственной деятельности, создаются необходимые обществу товары и услуги, а остальные звенья хозяйства, находятся на более высоком уровне, выполняют в основном административно-управлен4еские функции (министерства, компании, главки, управления и т.д.).

Предприятие является первичной ячейкой производитель­ных сил общества. Здесь происходит соединение рабочей силы и средств производства, совершается процесс производства то­варов и услуг. От его деятельности зависит удовлетворение платежеспособного спроса людей. На предприятии сосредото­чены большие резервы интенсификации производства и по­вышения его эффективности, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и т.п. То есть именно здесь развертываются важнейшие экономические процессы. Поэтому предприятие называют основным звеном националь­ной экономики. Все другие структурные звенья экономики — отрасль, межотраслевой или территориально-производствен­ный комплекс — представляют совокупность предприятий.

Любое предприятие опирается на определенную форму соб­ственности — индивидуальную или коллективную (группо­вую), государственную или международную. В этом смысле предприятие выступает как первичная ячейка системы соци­ально-экономических (производственных) отношений. Пред­приятие — это также определенная система коммуникаций и информационное звено в цепи многообразных информацион­но-экономических связей.

Предприятие с правовой точки зрения рассматривается как определенный имущественный комплекс, как объект права. Оно наделяется лишь некоторыми элементами правосубъективности, например иметь собственное наименование и быть зарегистрированным в торговом реестре в качестве самостоя­тельного предприятия.

Фирма имеет существенные отличия от предприятия. Если предприятие — прежде всего производственно-техническая единица, то фирма — организационно-экономическая форма предпринимательской деятельности. Это обобщенное название, используемое по отношению к различным организациям предпринимательства или бизнеса. Фирма может включать одно предприятие, и тогда их название будет единым, а производственно-техническая и организационно-экономические стороны органически соединены. Но если в состав фирмы входят несколько заводов, фабрик, то организационно-правовые рамки у них не будут совпадать, Фирма — основной субъект рыночной системы, осуществляющий предпринимательскую деятельность, преследующий коммерческие цели и пользующийся правами юридического лица. Она обладает юридической и реальной экономической самостоятельностью.

Создание фирмы и предоставление предпринимателю права управлять ресурсами позволяют сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Как организация фирма — альтернатива рынку. Внутри нее отношения регулируются не рыночными сигналами (например, спросом и предложением), а командами управленческой системы. Внутри фирмы ценовой механизм подавлен. Соотношение трансакционных рыночных издержек и трансакционных издержек административного механизма определяют границы фирмы, ее оптимальные размеры.

Например, поставки деталей, узлов, продукции внутри фирмы позволяют экономить средства по сравнению с рыночными актами купли-продажи между самостоятельными предприятиями. В этом случае фирма как организация эффективна и выгодна. Но может возникнуть ситуация, когда связи между подразделениями усложняются, становятся громоздкими и окостеневшими. Фирма начинает нести потери по этой причине. Рыночные отношения купли-продажи как альтернатива внутренним связям становятся более эффективными. Подразделения фирмы становятся самостоятельными предприятиями. Размеры фирмы меняются. Поэтому в экономике можно наблюдать противоречивые тенденции: укрупнения (концентрации) и разукрупнения (деконцентрации); централизация и децентрализации производства.

В развитой рыночной экономике предприятия разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие (численность работников 10-15 человек); средние (численность 50-500 человек); крупные (численность 500 человек, как правило, акционерные общества).

Сущность и виды издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы.Издержки производства в краткосрочном пер-де времени. Закон убывающей отлачи. Постоянные переменные и валовые издержки. Средние и предельные издержки. Издержки производства в долгосрочном пер-де времени. Положительный и отрицательный эффект масштаба.

Издержки производства — это все затраты, связанные с производством данного товара или услуги.

В структуру издержек производства входят затраты на производственные здания, машины, оборудование, потребляемое сырье, топливо, электричество, газ и др., транспортные расходы, средства связи, информатики и т.д. Важнейшим элементом издержек является заработная плата рабочих и служащих, содержание технического и административно-управленческого персонала предприятия. Таким образом, издержки производства представляют собой общее количество затрат прошлого труда, овеществленного в средствах производства, и затрат живого труда работников предприятий. В совокупности эти затраты образуют себестоимость произведенного товара или услуги. Себестоимость или издержки производства — это часть стоимости товара. Другую же часть образует прибавочная стоимость или прибыль. Прибыль и издержки в сумме цену товара.

Предприниматель, приступая к любому делу, начинает с П0дсчета предстоящих расходов, выясняет для себя, «стоит ли игра свеч», сможет ли он покрыть затраты и получить прибыль. Издержки, связанные с реализацией товара, называются издержками обращения. Они включают затраты на зарплату работникам торговли, содержание торговых помещений, на упаковку, расфасовку и хранение товаров, их транспортировку, расходы па рекламу и прочие так называемые трансакционные торговые расходы. Издержки производства и издержки обращения в совокупности показывают, во что обходятся производство и реализация товара для товаропроизводителя-продавца.

По воспроизводственному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида: * затраты на производство и реализацию продукции - это себестоимость; * затраты на расширение и обновление производства; * затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные непроизводственные нужды предприятия.

Экономическая теория и практика различают следующие издержек производства: * валовые (или общие, суммарные) издержки * постоянные издержки. Это затраты на основной или постоянный капитал (производственные здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.). Они непосредственно не зависят от объема производства и реализации продукции и в краткосрочном периоде не изменяются;

переменные издержки — это те, которые изменяются с изменением объемов производства и реализации товаров. Это затраты па оборотный капитал, т.е. на сырье, заработную плату, топливо, электроэнергию и другие текущие расходы. Они составляют переменный капитал.

При анализе издержек производства важно учитывать два периода: краткосрочный и долгосрочный. В одном случае решаются оперативные, тактические задачи, в другом -долговременные, стратегические задачи.

Деление издержек производства па постоянные и переменные имеет место лишь в краткосрочном периоде, а в долгосрочной перспективе все затраты являются переменными, так как обновляется оборудование, меняются условия аренды производственных помещений и т.д.

В краткосрочном периоде основное влияние на величину издержек оказывают не постоянные, а переменные издержки, которые с ростом объема производства и производительности труда вначале снижаются в расчете на единицу продукции, а затем (по достижении определенного предела) начинают возрастать в соответствии с действием закона снижающейся эффективности производства и капиталовложений на каждую дополнительно выпускаемую единицу продукции.

средние издержки - в расчете на единицу продукции. Различают средние валовые, средние постоянные и средние переменные издержки. Эти издержки находятся в тесной связи с рыночными ценами и объемами производства. Если средние издержки ниже рыночной цены, фирма работает рентабельно, с прибылью. Это происходит, когда объем производства растет быстрее, чем издержки. Но если средние издержки превышают рыночную цену единицы продукции, то фирма работает нерентабельно, убыточно. Это вслучае, когда издержки растут быстрее, чем объем производства. Наконец, если издержки производства и рыночная цена по своей величине совпадают, то фирма работает без убытка, но и без прибыли. Это происходит, когда объем производства и издержки растут одинаковыми темпами.

предельные издержки – в науке и хозяйственной практике. Это прирост издержек на дополнительную выпускаемую единицу продукции. Данные издержки определяют ту границу, за пределами которой дополнительные затраты на выпуск продукции приносят уже не доход, а убыток и издержки оказываются выше средних. Это звонок для фирмы, которая должна в таком случае либо сократить выпуск данной продукции, либо совершенствовать технологию, либо налаживать производство новых товаров, чтобы не нести убытки. Фирма будет расширять объемы выпуска товаров лишь до тех пор, пока предельные издержки будут меньше средних издержек и предельного дохода. В зависимости от характера затрат различают: внутренние издержки, производимые за счет внутренних ресурсов фирмы, исключая доходы от собственного капитала и нормальную прибыль предпринимателя, и внешние издержки по оплате поставляемого сырья, топлива, электроэнергии и разного рода транспортных и иных услуг со стороны, т.е. все накладные расходы.

В определении издержек необходимо учитывать два разных подхода: бухгалтерский и экономический. Эго зависит от того, с какой точки зрения рассматривается производство — как завершившийся процесс или на предмет перспектив деятельности фирмы. В связи с этим различают: издержки производства явные (или бухгалтерские), рассчитываемые бухгалтерией по факту того, что сделано, так сказать, фактические издержки, и издержки скрытые, экономические или альтернативные, связанные с выбором наилучшей хозяйственной альтернативы, планируемые на перспективу. Бухгалтерские издержки включают внешние и явные издержки, а экономические — как явные (бухгалтерские), так и неявные (или внутренние) издержки. Это по существу альтернативные издержки. Иначе их еще называют издержками упущенных возможностей, от которых фирма отказывается, выбирая свой вариант развития. Расчетом этих издержек занимаются экономисты-плановики. Их расчеты не учитываются в бухгалтерских книгах, но бизнесмены-собственники принимают их во внимание. Им важно знать, какие доходы могли бы быть получены при иных вариантах использования х собственности. невозвратные издержки - учитываются фирмой в бухгалтерских балансах. Это, например, затраты на устаревшее и неиспользуемое оборудование, которое числится на балансе, но себя не окупает, с него не идут амортизационные отчисления.

Различают также издержки плановые (нормативные) и фактические издержки. В конце хозяйственного года либо поквартально проводится их сравнение для выяснения имеющихся резервов и возможностей или фактов бесхозяйственного расточительного использования средств. К. Марксом в его выдающемся труде «Капитал» были введены в научный оборот понятия производительных и чистых издержек.

Производительные издержки связаны с продолжением процесса производства и создания стоимости в сфере обращения. Это транспортировка и доставка продукции потребителю, хранение, упаковка и расфасовка товаров и т.д. Труд, затрачиваемый на то, создает дополнительную стоимость.

Чистые издержки — это издержки обращения, затраты на рекламу, содержание торгового аппарата, продавцов, посредников. В обращении стоимость не создается, а только реализуется, распределяется. К категории издержек обращения относятся и так называемые трансакционные издержки, связанные с заключением рыночных сделок: поиск деловой информации, ведение торговых переговоров, измерение количества и качества товаров, их спецификация и сертифицирование. В число трансакционных входят также издержки по определению и защите прав собственности, лицензированию производства, получение разного рода разрешений от медицинских, пожарных, экологических служб, расходы на содержание судов, адвокатов, арбитража, органов государственного управления, оплата их услуг, разрешение и урегулирование в арбитражном и ином порядке разного рода конфликтов с непорядочными партнерами и т.п. На все это требуются деньги и все это и есть трансакционные издержки. Их ввел в научный оборот английский экономист Рональд Коуз в 1937 г. в своей работе «Фирма, рынок и право». С общетеоретических позиций издержки производства подразделяются на индивидуальные или себестоимость и общественные издержки, включающие и нормальную прибыль предпринимателя. Эти издержки представляют полную стоимость товара, являются сто ценой. Если себестоимость свидетельствует о том, во что обходится производство товара для предпринимателя, то цена товара показывает, чего стоит товар для общества, поскольку в цене покупатель оплачивает и издержки производства, и прибыль.

пути снижения издержек - это прежде всего рост производительности труда, повышение эффективности производства на базе внедрения новой техники и технологии. Это совершенствование форм организации труда, его максимальная интенсификация, расширение и увеличение масштабов производства. В крупном, технически более оснащенном производстве издержки на единицу продукции, как правило, ниже, чем в мелком производстве.

 

26 Выручка и прибыль.

Выручка предприятия зависит от цены продукции и объема продаж (объема производства), т.е. Выручка – это всегда функция от цены и объема производства.
В зависимости от количества продаваемой продукции различают совокупную, среднюю и предельную выручку.
Совокупная (валовой, суммарный, общий) Выручка () - Выручка от всего объема продаж за определенный период, равный произведению цены () на количество проданной продукции ():

.Доход фирмы во многом зависит от типа рынка (рынок совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой:
в случае совершенной конкуренции - постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма - "ценополучатель");
в случае несовершенной конкуренции - величину переменную, на которую фирма может влиять (фирма - "ценоделатель").

Отсюда, доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции В то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены.
Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы, функционирующей на рынке несовершенной конкуренции, по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться (рис. 15.2).

Выручка, получаемая от реализации единицы продукции – это средняя Выручка ()


.Очевидно, что средний доход фирмы равен цене продукции:.


Производство дополнительной единицы продукции порождает дополнительные издержки производства, однако приносит и дополнительный, предельный доход - третий показатель, характеризующий доход фирмы и широко используемый в экономическом анализе.
Предельная Выручка () - это прирост Выручки кот возникает за счет увеличения продаж на дополнительную единицу товара:

. Предельная Выручка также может быть определена как разность между совокупным доходом от продажи n и n-1 единиц продукции:

.Бугалтерская прибыль=валовая выручка-бухгалтерские издержки.

Это вся сумма денег, которая остается у владельца фирмы, после того как он расплатится за все купленные ресурсы (с рабочими и управляющими, поставщиками промежуточных благ, собственниками природных ресурсов). Вся бухгалтерская прибыль является доходом владельца,

нормальная прибыль когда валоваявыручка=экономич издержкам,если она превышает их,то фирма получ экономическую прибыль

экономическая прибыль=валовая выручка-экономические издержки

значение прибыли-она является источником развития производства. показателем уровня использования факторов производства и рационального их распределения.

Максимизация прибыли

ВАжнейшей задачей фирмы является нахождение, выбор наилучшего - оптимального объема производства, позволяющего максимизировать прибыль.
Существует два взаимосвязанных подхода (принципа) к определению оптимального объема производства:
сравнение совокупного дохода и совокупных издержек;
сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Определить оптимальный объем производства фирма может, сопоставив доход, приносимый дополнительной единицей продукции (МR), с приростом издержек производства, вызванным ее выпуском (МС). См. рис. 15.7.

Рис. 15.7. Правило максимизации прибыли

Согласно правилу максимизации прибыли фирма, производящая продукцию в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль, т.е. оптимальный объем производства - это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равны.
При этом надо помнить, что фирму интересует прибыль на всю массу выпуска, а не только на дополнительную единицу.
Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция).
Это равенство в условиях совершенной конкуренции, когда , преобразуется в равенство:

.Любые отклонения от объема, соответствующего равенству MR и , приводят к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем, чем оптимальный, объеме производства, либо в виде сокращения массы прибыли при объеме меньшем, чем оптимальный.
При , соответствующем равенству MR и , фирма получает максимальную прибыль, равную площади фигуры РЕА, представляющей собой разность между совокупным доходом (произведение цены на объем выпуска) и совокупными издержками производства - .

При общая масса прибыли будет меньше, чем при ; при фирма понесет убытки, так как ее издержки окажутся больше ее доходов.
Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирме следует расширять производство, так как увеличив объем производства на единицу, фирма увеличит свою прибыль. Но как только предельные издержки превысят предельный доход, фирме следует снизить производство, иначе ее прибыль будет сокращаться.
Равенство предельных издержек и предельного дохода - это своего рода сигнал, который информирует производителя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Фирма, достигшая в краткосрочном периоде оптимального объема производства, т.е. равенства MR и MC, находится в состоянии равновесия.
Однако достижение оптимального объема производства еще не является гарантией фактического получения максимальной прибыли. Все зависит от соотношения средних издержек производства и сложившегося на рынке уровня цены. Если:
рыночная цена выше минимума средних совокупных издержек (Р > min ATC), то фирма получает прибыль;
рыночная цена ниже минимума средних совокупных издержек, но выше минимума средних переменных издержек (min ATC > Р > min AVC), то фирма несет убытки;
рыночная цена равна минимуму средних совокупных издержек производства (Р = min ATC), то прибыль равна 0, т.е. фирма не имеет ни прибыли, ни убытков.
рыночная цена ниже минимума средних переменных издержек (Р < min AVC), то фирме следует прекратить производство, так как ее убытки больше постоянных издержек, существующих и при нулевом объеме производства.

Выводы

1. Доход фирмы зависит от рыночной цены продукции и объема продаж. Совокупный доход (выручка от реализации продукции) равен произведению цены на объем выпуска. Доход конкурентной фирмы, поскольку цена задана, всецело зависит от выбранного объема производства; доход неконкурентной фирмы зависит как от объема производства, так и от цены, устанавливаемой фирмой. Средний доход (доход от продажи единицы продукции) равен цене. Предельный доход - это доход от продажи дополнительной единицы продукции. Для конкурентной фирмы предельный доход равен цене, для неконкурентной - меньше цены.
2. Сопоставление совокупного дохода и совокупных издержек при разных объемах выпуска позволяет фирме выбрать оптимальный (наилучший) в данных конкретных условиях объем производства. Превышение совокупного дохода над совокупными издержками позволяет фирме получать прибыль, превышение совокупных издержек над совокупным доходом означает убытки, равенство совокупных издержек совокупному доходу - нулевую прибыль. Если убытки фирмы равны ее постоянным издержкам, фирме безразлично, продолжать работать или прекратить производство. Если убытки фирмы больше постоянных издержек, то ей следует приостановить производство.
3. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (оптимальный объем производства), обеспечивает получение максимальной прибыли. Если фактический объем выпуска ниже оптимального, то фирме следует расширять производство, - прибыль будет увеличиваться; если объем выпуска больше оптимального, то для увеличения прибыли фирме следует сокращать производство.

4. Достижение оптимального объема производства еще не гарантирует получение максимальной прибыли. При оптимальном объеме производства фактические результаты зависят от соотношения рыночной цены и средних издержек производства. Если цена выше минимума средних совокупных издержек производства, то фирма получает прибыль; если они равны, прибыль фирмы будет равна нулю. Если цена выше минимума средних переменных издержек, но ниже минимума средних совокупных, то фирма будет нести убытки. Если рыночная цена ниже минимума средних переменных издержек, то фирме следует приостановить производство.
5. Правило максимизации прибыли (равенство предельных издержек предельному доходу) объясняет, как формируется предложение фирмы. Кривая предложения фирмы представляет собой отрезок кривой предельных издержек, лежащий выше точки, соответствующей равенству рыночной цены средним переменным издержкам производства. Сумма предложений отдельных фирм образует рыночное предложение. Отрасль находится в равновесии, если все фирмы производят продукцию в объемах, соответствующих равенству предельных издержек предельному доходу, и получают нулевую прибыль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.014 с.)