Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики предприятий

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Уральский государственный экономический университет

 

Кафедра экономики предприятий

 

 

Управление качеством

 

Учебно-методический комплекс

по организации самостоятельной работы студентов специальности 060700 – «Национальная экономика» специализация «Экономика фирмы», 060800 -«Экономика и управление на предприятии машиностроения и
металлообработки (Организация производства) для всех форм обучения

 

 

“Утверждаю”

____________________________

____________________________

 

Екатеринбург

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета

 

Составитель: Ли В.А.

Рецензент: Гаврилова С.Н., ст. научный сотрудник ИЭ Ур О РАН

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Коренное повышение качества продукции для нашей страны на современном этапе социально-экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей.

В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

В этой связи большое значение приобретает повышение уровня подготовки специалистов в области управления экономическими процессами, и прежде всего специалистов, призванных глубоко анализировать сложившиеся процессы управления качеством продукции и услуг, выявлять «узкие места», предлагать мероприятия, направленные на повышение качества технологических процессов, рост объемов выпускаемой продукции высокого качества при снижении затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Дисциплина «Управление качеством» базируется на теоретических принципах, излагаемых в учебных курсах «Экономика предприятия (фирмы)», «Организация и планирование производства», «Стратегическое планирование и маркетинг», «Технико-экономический анализ» и др. Она систематизирует и объединяет знания, полученные студентами при изучении вышеперечисленных курсов, и позволяет использовать их в процессе изучения основ менеджмента качества, а также при определении оценки уровня качества на предприятии. Дисциплина рассматривает управление качеством как особый вид деятельности, влияющий на развитие предприятия (фирмы), находящегося в условиях неопределенности, с целью предоставления потребителям качественной продукции (услуги), удовлетворяющей их потребности.

Объектом изучения является управление качеством на предприятии (фирме) и его составляющие: организация, планирование, контроль.

Предметом изучения курса являются стадии, методы, формы в области управления качеством на предприятии (фирме), определяемые под влиянием внутренней и внешней среды.

Цель дисциплины – дать студентам теоретические знания и практические навыки работы в области управления качеством, а также помочь разобраться в сущности форм, методов и способах оценки уровня качества.

Основные задачи дисциплины:

ознакомление с современными тенденциями и проблемами в области управления качеством предприятий (фирм);

изучение теоретических основ менеджмента качества (динамики базовых понятий, концепций и моделей управления качеством);

выработка практических навыков расчета основных финансово-экономических показателей, характеризующих систему управления качеством;

применение методов оценки уровня качества.

Концепция построения дисциплины включает рассмотрение современного состояния, проблемы и направления совершенствования организации управления качеством, стандартизации, технического регулирования, метрологии, сертификации и оценки уровня качества на предприятии (фирме). Дисциплина рассматривает теоретические и методологические основы управления качеством, стандартизации, метрологии и сертификации, а также организации этих процессов, методы и методики проведения оценки уровня качества с целью выработки управленческих решений и эффективного функционирования предприятия (фирмы).

Основу курса составляют лекционные занятия с элементами дискуссии, экспресс-анализа и мозгового штурма.

Практические занятия нацелены на освоение эффективных приемов и методов планирования и управления качеством, а также на развитие творческого, системного и стратегического мышления.

Самостоятельная работа студентов включает изучение материалов и деловых ситуаций из зарубежной и российской практики, выполнение тематических письменных работ (реферат по материалам зарубежной печати, эссе на основе изучения деловых ситуаций из российской практики, анализ бизнес-ситуаций).

Формы контроля знаний студентов по данной дисциплине: промежуточный контроль в виде зачета по результатам выполненных студентом письменных работ вне аудитории и практических занятий в аудитории и экзамен. Оценка знаний и полученных навыков складывается из обобщения результатов выполненных студентом тематических письменных работ, практических заданий и ответа на экзаменационные вопросы, а также из оценки идей, выводов и предложений, высказанных на занятиях.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия в области управления качеством, стандартизации, технического регулирования, метрологии и сертификации;

отечественный и зарубежный опыт управления качеством на предприятии;

владеть:

принципами организации и управления качеством на предприятии;

статистическими методами анализа и регулирования производственных процессов предприятия (фирмы), расчета финансово-экономических показателей, характеризующих систему управления качеством на предприятии;

навыками моделирования системы управления качеством на предприятии;

навыками обоснования и выбора управленческих решений с целью повышения качества продукции (услуги);

уметь:

организовывать процессы управления качеством на предприятии;

разрабатывать системы управления качеством и производством;

рассчитывать показатели технического уровня продукции и показатели качества продукции, характеризующие ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность и экономические параметры;

анализировать затраты на обеспечение качества продукции (услуги) на предприятии (фирме);

использовать методы и правила стандартизации, технического регулирования, метрологии и сертификации;

оценивать уровень качества продукции (услуги) предприятия (фирмы);

самостоятельно работать со специальной литературой, посвященной изучению проблем в области управления качеством на предприятии (фирме).

В учебно-методическое пособие включены учебно-тематический план, программа дисциплины, планы семинарских занятий, задания для практических занятий, задания для контрольных работ, темы для самостоятельного исследования, примерный перечень экзаменационных вопросов, глоссарий по курсу, список литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

С целью формирования нового экономического мышления у студентов при изучении дисциплины «Управление качеством» большое значение имеет самостоятельная работа студентов, объем которой определен учебным планом.

Все другие формы учебной работы, используемые в образовательном процессе (лекции, практические и семинарские занятия, консультации и др.), имеют цель оказания помощи в самостоятельной работе студентов. Поэтому каждый студент должен четко представлять, что посещение лекций и других аудиторных занятий и консультаций ни в коей мере не заменит самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала.

Для успешной самостоятельной работы необходимо четко спланировать время занятий. Рекомендуется составить для себя расписание самостоятельных занятий на полугодие, равномерно распределить учебный материал (по темам) и отвести определенное время для выполнения домашней контрольной работы.

Для успешных занятий необходимо приобрести соответствующую литературу по изучаемому предмету.

Часть литературы студенты получают через библиотеку УрГЭУ. Наиболее оснащен дополнительной литературой и инструктивными материалами читальный зал университета, где студенты могут регулярно заниматься, особенно используя для этих целей консультационные дни.

Рекомендуется также обращаться в местные и центральные публичные библиотеки. Часть литературы следует приобрести в книжных магазинах, где в последнее время специальная литература бывает в достаточных количествах.

Приступая к изучению конкретного предмета, необходимо прежде всего ознакомиться с программой и методическими указаниями. Знакомство с программой дает студенту представление о содержании предмета и его объеме.

Затем студент приступает к изучению рекомендуемой литературы, начиная изучение материала по основному учебному пособию. Изучение материала по учебнику должно проводиться в определенной последовательности. Рекомендуется сначала прочесть весь намеченный раздел, чтобы получить общее представление о его содержании, а затем снова перечитать его по частям, стараясь понять каждое слово, каждую фразу. Чтение не должно быть механическим, так же как запоминание прочитанного. Нужно уметь отделить главное от второстепенного, найти ответы на вопросы программы. Если что-либо окажется непонятным, следует прочитать соответствующее место еще раз, а при необходимости выписать его для выяснения на консультациях или обзорных занятиях.

Изучив отдельную тему или раздел, рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, поставленные в конце каждой темы.

Для лучшего понимания и запоминания прочитанного рекомендуется вести записи в рабочей тетради. Хорошие записи позволяют с наименьшей затратой времени восстановить в памяти ранее изученный материал и будут полезны студентам при подготовке к экзамену. В рабочей тетради можно поделить страницу на две части. В левой части делать записи во время самостоятельной работы, а в правой части делать записи во время консультаций и обзорных лекций.

Таким образом, все записи по теме будут сосредоточены в одном месте. Причем записи следует вести строго по определенной системе. Выбор системы зависит от индивидуальных особенностей студента.

Опыт показывает, что те студенты, которые ведут записи, лучше усваивают и запоминают материал, более успешно сдают экзамены.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

 

Тема дисциплины Количество часов
всего лекции практ. занятия самост. работа
Тема 1. Методические основы управления качеством
1. Сущность качества продукции     -  
2.Сущность, принципы и функции менеджмента качества        
3. Политика предприятия (фирмы) в области обеспечения качества     - -
4. Сущность и принципы планирования качества продукции     -  
5. Система контроля качества и его инструменты        
6. Совершенствование деятельности по управлению качеством   -    
7. Управление качеством на основе международных стандартов ИСО 9000     -  
8. Зарубежный опыт управления качеством        
9. Российский опыт управления качеством     -  
Итого по теме 1        
Тема 2. Показатели качества и методы их оценки
1. Показатели качества и их виды        
2. Измерение и оценка показателей качества     -  
3. Cтатистические методы контроля       -
4. Документальное оформление требований к качеству     -  
Итого по теме 2        
Тема 3. Организационно-методические принципы обеспечения и управления качеством
1. Модель «Петля качества»     -  
2. Модель «Круг Деминга»     -  
3. Модель «Спираль качества»     -  
4. Модель «Ноль дефектов»     -  
5. Концепция TQM (Тотальное управление качеством)        
Итого по теме 3        
Тема 4. Управление затратами на обеспечение качества
1. Затраты на качество продукции     -  
2. Применение функционально-стоимостного анализа (ФСА) при совершенствовании качества продукции        
Итого по теме 4        
Тема 5. Основные элементы обеспечения качества
1.Стандартизация: цели, задачи, принципы, функции и методы        
2. Организационно-правовые основы стандартизации     -  
3. Международная стандартизация. Стандарты серии ИСО 9000 и TQM.        
4. Международная организация по стандартизации (ИСО)     -  
5. Понятие и принципы технического регулирования     -  
6. Сущность и содержание метрологии. Государственная метрологическая служба в РФ        
7. Основы теории измерений        
8. Сертификация: сущность и содержание     -  
9. Порядок проведения сертификации        
10. Декларирование соответствия        
11. Государственный контроль, надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукции     -  
Итого по теме 5        
Всего по дисциплине 103      

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант № 1

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Теоретические основы качества продукции».

Качество продукции и услуг – важный фактор успешной деятельности предприятия (фирмы). Состояние и цели развития в области качества отечественных производителей. Основные теоретические определения. Определение качества в соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000. Понятие «качество объекта»: процесс, продукция, система, производство. Схема «создания качества» и характеристика этапов. Пирамида качества и характеристика ее уровней. Требования к качеству.

 

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. Организационно-правовые основы сертификации в РФ отражены в ФЗ:

а) «О стандартизации продукции и услуг»;

б) «О защите прав потребителей»;

в) «О сертификации продукции и услуг»;

г) «О техническом регулировании».

 

2.2. Российская премия качества ориентирована на:

а) оценку стандартизации и стабильности процессов;

б) совершенствование внутрифирменной деятельности;

в) достижение запланированного уровня качества.

 

2.3. К обязательным требованиям национального стандарта относятся требования:

а) обеспечивающие безопасность продукции для жизни и здоровья населения;

б) характеризующие потребительские свойства продукции;

в) характеризующие экологические свойства продукции.

 

2.4. Принцип максимального учета заинтересованных лиц при разработке стандартов означает, что:

а) инициатива стандартизации продукции исходит от заявителя;

б) учитывается международный опыт;

в) разработка стандарта основана на взаимном согласии всех лиц.

 

Задание 3. В табл.1 вписать различия стандартов ИСО 9000 и концепции TQM.

 

Таблица 1

Положения стандартов ИСО 9000 Положения концепции TQM
   
   
   
   
   
   

 

Рекомендуемая литература: 4, 5, 25, 26, 28, 31, 33, 36, 37, 50, 51, 53, 56, 64.

 

Вариант № 2

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Сущность, принципы и функции менеджмента качества».

Определение управления качеством в соответствии с ИСО 9000-2001. Эволюция менеджмента качества. Цель, задачи и функции управления качеством. Содержание элементов системы управления качеством: политика в области качества, планирование, контроль, обеспечение, улучшение качества. Роль и состав подразделений системы качества. Место управления качеством в системе общего менеджмента. «Гуру» качества.

 

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. Организацию работ по стандартизации и техническому регулированию в Российской Федерации осуществляет:

а) Федеральное агентство по сертификации;

б) Федеральное агентство по стандартизации;

в) Федеральная служба по защите прав потребителей;

г) Госстандарт РФ.

 

2.2. Квалиметрия изучает:

а) проектирование продукции;

б) проблемы оценки качества продукции;

в) жизненный цикл продукции;

г) качество методов измерения.

 

2.3. Какие показатели характеризуют только одно из свойств продукции?

а) эргономические;

б) единичные;

в) экономические.

 

2.4. Показатели назначения характеризуют:

а) полезный эффект от использования продукции;

б) степень применения стандартизированных блоков, сборочных единиц;

в) способность выполнять требуемые функции в заданных режимах.

Задание 3. В табл. 2 укажите достоинства и недостатки всех схем сертификации продукции (услуг) третьей стороной, используемых в системе ГОСТ Р.

 

Таблица 2

№ схемы Содержание процесса сертификации. Основные положения Достоинства Недостатки
Схема 0      
Схема 01      
Схема 1      
Схема 2      
Схема 3      
Схема 4      
Схема 5      
Схема 6      
Схема 7      
Схема 8      

 

Рекомендуемая литература: 4, 5, 25, 26, 28, 31, 33, 36, 37, 50, 51, 53, 56, 64.

 

 

Вариант № 3

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Сущность и принципы планирования качества продукции».

Определение планирования качества продукции. Сущность, принципы и задачи планирования качества. Внутрифирменное планирование повышения качества продукции. Планирование системы управления качеством продукции на предприятии. Планирование качества продукции на малых предприятиях. Планирование качества продукции в договорах и контрактах. Система планируемых показателей качества продукции. Планирование освоения производства новых видов продукции. Планирование и улучшение качества продукции на стадии маркетинга, в проектировании, в производстве, в материально-техническом обеспечении, в финансово-экономической сфере.

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. Требования технических регламентов, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан – это:

а) добровольно выполняемые требования;

б) обязательные требования;

в) специальные требования.

 

2.2. В каком виде стандарта должна учитываться допустимая погрешность метода?

а) стандарт на продукцию и услуги;

б) стандарт на работы и процессы;

в) стандарт на методы контроля;

г) основополагающие стандарты.

 

2.3. Знак обращения – это:

а) знак, который информирует приобретателей о соответствии продукции требованиям национального стандарта;

б) знак, которым маркируется продукция, соответствующая требованиям технического регламента;

в) знак, который информирует приобретателей о соответствии продукции требованиям системы добровольной сертификации.

 

2.4. Технический регламент применяется в целях:

а) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц;

б) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

г) все ответы верны.

 

Задание 3. В табл. 3 укажите названия и отличительные особенности стандартов ИСО 9000:2000.

 

Таблица 3

№ стандарта Название стандарта Отличительные особенности
ИСО 9001    
ИСО 9002    
ИСО 9003    
ИСО 9004    

 

Рекомендуемая литература: 4, 5, 25, 26, 28, 31, 33, 36, 37, 50, 51, 53, 56, 64.

 

Вариант № 4

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Система контроля качества и его инструменты».

Объекты и субъекты контроля. Содержание системы контроля качества продукции и характеристика элементов: планирование, инспекционный контроль, стимулирование и ответственность субъектов контроля качества. Разновидность контроля качества продукции. Функциональный состав служб контроля качества на предприятиях. Основные недостатки в работе и совершенствование деятельности служб контроля качества. Учет затрат на оценку и контроль качества. Классификация и состав расходов на контроль качества. Факторы оптимизации затрат на оценку и контроль качества. Система профилактики брака на предприятиях. Совершенствование контроля качества поставок.

 

 

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. Где возникло понятие «культура качества»?

а) в США;

б) в Японии;

в) в Европе.

 

2.2. Сертификация продукции – это деятельность:

а) по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;

б) осуществляемая на основании специального разрешения государственных органов;

в) осуществляемая предприятием по повышению уровня качества продукции.

 

2.3. Какая функция в «цикле Деминга» осуществляет меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара?

а) функция планирования;

б) функция выполнения;

в) функция контроля;

г) функция действия (воздействия).

 

2.4. Стандарт – это документ, устанавливающий для производства продукции:

а) правила и характеристики;

б) обязательные требования;

в) специальные требования.

Задание 3. Рассмотрев эволюцию систем качества на отечественных предприятиях, заполните табл. 4.

 

Таблица 4

Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения
БИП – бездефектное изготовление продукции            
СБТ – система бездефектного труда          
КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий          
НОРМ – научная организация работ по повышению моторесурса двигателей          
КСУКП – комплексная система управления качеством продукции          

 

Рекомендуемая литература: 4, 5, 25, 26, 28, 31, 33, 36, 37, 50, 51, 53, 56, 64.

Вариант № 5

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Совершенствование деятельности по управлению качеством».

Сущность и содержание системы мотивации сотрудников: материальная компенсация, комиссионные вознаграждения, сдельная оплата труда, покупка акций рабочими и служащими, продвижение по службе, общественное признание личности, общественное признание деятельности группы. Программы дополнительных выплат деньгами и разделение прибыли: программа Скенлона, программа Ракера, программа повышения производительности труда путем разделения прибыли. Премии качества: премия Деминга (Япония, 1951 г.), премия Болдриджа (США, 1987 г.), Европейская премия (1992 г.).

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. Цель стандартизации – это:

а) содействие соблюдению требований технических регламентов;

б) рациональное использование ресурсов;

в) повышение конкурентоспособности продукции;

г) техническая и информационная совместимость стандартов;

д) все ответы верны.

 

2.2. Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений:

а) в области установления обязательных требований к продукции;

б) в области применения и исполнения обязательных требований к продукции;

в) в области оценки соответствия предъявляемым требованиям;

г) все ответы верны.

 

2.3. Продукция, прошедшая сертификацию, обозначается:

а) знаком качества;

б) знаком соответствия;
в) знаком предприятия.

 

2.4. Каким государственным органом оформляется сертификация продукции, работ и услуг?

а) Госстандартом РФ;

б) испытательными лабораториями;

в) органами по сертификации;

г) Федеральным агентством по стандартизации.

 

Задание 3. Составить цепочку (пирамиду) внутрифирменной иерархии качества и охарактеризовать каждый уровень в соответствии с табл. 5.

 

Таблица 5

Уровень иерархии Объект управления Компоненты объекта управления Базовый механизм управления качеством Форма общественного признания
         
         

 

Рекомендуемая литература: 4, 5, 25, 26, 28, 31, 33, 36, 37, 50, 51, 53, 56, 64.

 

Вариант № 6

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Показатели качества иметоды их оценки».

Определение показателей качества. Классификация показателей качества. Характеристика показателей назначения, надежности, технологичности, стандартизации, унификации, эргономических показателей, эстетических, патентно-правовых, экономических показателей. Понятия «оценка качества», «градация качества», «уровень качества», «мера качества», «относительное качество». Квалиметрия: цели, задачи, принципы. Методы квалиметрии: инструментальный, статистический, органолептический, экспертный, социологический, комбинированный, дифференциальный, комплексный.

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. Экономичность, эстетичность, безопасность, удобство – это требования потребителя:

а) при проектировании продукции;

б) к качеству продукции;

в) при производстве продукции;

г) при реализации продукции.

 

2.2. Система контроля качества продукции – это:

а) оценка уровня качества на соответствие требованиям потребителей;

б) сбор информации о неисправностях и ошибках при производстве продукции;

в) действия по обнаружению дефектной продукции и изъятию ее из производства.

 

2.3. Политика в области управления качеством является:

а) составным элементом общей политики предприятия;

б) обособленной внутрифирменной деятельностью;

в) элементом вмешательства государства в деятельность предприятия.

 

2.4. Первый этап жизненного цикла продукции – это:

а) этап проектирования продукции;

б) этап разработки продукции;

в) этап маркетинга продукции;

г) этап производства продукции.

 

Задание 3. В табличной форме охарактеризуйте этапы проведения сертификации.

 

 

Таблица 6

№ п/п Наименование этапа Содержание этапа
  Подача заявки  
  Решение по заявке  
  Отбор образцов и их испытание  
  Аттестация производства  
  Решение о выдаче сертификата  
  Оформление, регистрация, выдача сертификата и лицензии  
  Маркировка продукции  
  Инспекционный контроль  

 

Рекомендуемая литература: 25, 28, 29, 36, 37, 40, 41, 57.

 

Вариант № 7

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Cтатистические методы контроля управления качеством».

Современные статистические методы анализа и регулирования производственных процессов. Назначение и область применения графиков, диаграммы причинно-следственных связей, диаграммы Парето, диаграммы рассеивания, гистограмм, контрольных листков, контрольных карт для определения причин отклонений от технологического процесса.

 

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1.Действия при создании, эксплуатации и потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества – это:

а) управление качеством;

б) система качества;

в) политика предприятия в области качества;

г) обеспечение качества.

 

2.2. Организация, применяющая концепцию TQM, ориентируется на:

а) потребности отдельных потребителей;

б) рынок в целом;

в) отдельные сегменты рынка;

г) все вместе.

2.3. Осуществление требований к качеству в образце продукции реализуется на этапе:

а) маркетинговых исследований;

б) производства продукции;

в) проектирования продукции;

г) обращения и эксплуатации продукции.

 

2.4. Кружок качества – это:

а) добровольное объединение работников;

б) группа контроля;

в) структурное подразделение японского предприятия;

г) рабочие бригады.

 

Задание 3. В табличной форме охарактеризуйте категории стандартов.

 

Таблица 7

Категория стандарта Объект стандартизации Сфера действия стандарта Орган, утверждающий стандарт Обозначения
Госстандарт        
Стандарты организаций        
Правила и рекомендации        
Технические условия        

 

Рекомендуемая литература: 25, 28, 29, 36, 37, 40, 41, 57.

 

Вариант № 8

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Организационно-экономические принципы обеспечения и управления качеством».

Модель «Петля качества». Характеристика 11 этапов жизни продукта. Модель «Круг Деминга». Характеристика элементов модели. Э. Деминг и его вклад в теорию управления качеством. Модель Д. Джурана «Спираль качества». Концепция модели и характеристика ее элементов. Основные принципы управления. Трилогия качества по Джурану. 10 принципов совершенствования качества. Модель «Ноль дефектов». 14 принципов совершенствования качеством. Ф. Кросби и его вклад в теорию управления качеством.

 

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. При оценке качества разнородной продукции применяют:

а) комплексные обобщенные показатели;

б) комплексные интегральные показатели;

в) комплексные индексные показатели;

г) обобщающие показатели.

 

2.2. Сущность экономической оценки уровня качества продукции заключается:

а) в установлении технического уровня качества продукции;

б) в определении экономического эффекта (результаты минус затраты);

в) в определении интегрального показателя оценки качества продукции.

 

2.3. Статистический метод, позволяющий определить частоту наступления события:

а) мозговая атака;

б) контрольная карта;

в) контрольный листок;

г) схема процесса.

 

2.4. При исследовании и выявлении всех возможных причин и проблем качества продукции применяют:

а) гистограммы;

б) диаграммы Исикавы;

в) диаграммы Парето.

 

Задание 3. В табл.8 вписать различия стандартов ИСО 9000 и концепции TQM.

Таблица 8

Положения стандартов ИСО 9000 Положения концепции TQM
   
   

Рекомендуемая литература: 4, 5, 25, 26, 28, 31, 33, 36, 37, 50, 51, 53, 56, 64.

 

Вариант № 9

Задание 1. Подготовка реферата на тему «Стандартизация».

Сущность стандартизации. Краткая история развития стандартизации. Цели, задачи, принципы, функции и методы стандартизации. Общая характеристика стандартов разных категорий, видов. Национальные стандарты, стандарты организаций, технические условия как нормативный документ. Организационно-правовые основы стандартизации. Понятие нормативных документов по стандартизации. Государственная система стандартизации РФ (ГСС РФ). Общая характеристика системы и направления ее реформирования. Органы и службы стандартизации РФ.

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. Основная цель деятельности кружков качества:

а) проведение причинно-следственного анализа;

б) укрепление связей между сотрудниками;

в) самообучение членов кружков;

г) проведение мероприятий по сокращению затрат;

д) все ответы верны.

 

2.2. Цель Европейского фонда управления качеством:

а) удовлетворение потребностей клиентов;

б) удовлетворение интересов персонала;

в) удовлетворение интересов поставщиков;

г) все ответы верны.

 

2.3. Чей подход в области обеспечения качества предусматривал вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество?

а) Э. Деминга;

б) Ф. Кросби;

в) Д. Джурана;

г) А. Файгенбаума.

 

2.4. Целью какой отечественной системы УК было увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей?

а) КАНАРСПИ;

б) НОРМ;

в) БИП;

г) КСУКП.

Задание 3. Составить цепочку (пирамиду) внутрифирменной иерархии качества и охарактеризовать каждый уровень в соответствии с табл. 9.

 

Таблица 9

Уровень иерархии Объект управления Компоненты объекта управления Базовый механизм управления качеством Форма общественного признания
         
         

 

Рекомендуемая ли



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.017 с.)