Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена и ее функции. Механизм формирования цен.

Поиск

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда. Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.

Цена значительно влияет на экономическую систему; она регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Функции:

· измерительная (сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар, она дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи);

· соизмерительная (сопоставление ценностей разных товаров, сравнивая цены можно различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые);

· учетная (переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении (измеренные в физических единицах), в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета). Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов: в рыночной экономике цены - основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, в нерыночной - такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике (в результате цены малоэффективное средство балансирования доходов и расходов, регулирования экономики).

· распределительная (дает возможность за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара);

· социальная (с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; социальная реакция людей на уровень цени его изменение чувствительна и высока);

· наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

· стимулирующая (влияет на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи).

Цена имеет очень много функций, а реализовать их все успешно нельзя (разные цели и задачи осуществления отдельных функций).

Механизм формирования цен. Все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Факторы воздействующих на цену:

· экономические;

· технические;

· технологические;

· политические;

· психологические.

Факторы ценообразования:

государственное регулирование ценообразования (имеет существен­ное значение; государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу);

· потребители (ценовые решения основываются на анализе потре­бительского поведения, который предполагает изучение ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей. Ценовая эластичность спроса отражает реакцию покупателей на изменение цен, проявляющуюся в изменении объема продаж, она определяется коэффициентом эластичности по формуле:

Ед =

Q — объем продукции

ΔQ — изменение объема продукции

P — цена,

ΔР — изменение цены.

Спрос называют эластичным, когда небольшое изменение цены влечет за собой большое изменение объема спроса (Ед > 1). Спрос неэластичен, если изменение цены не оказывает существенного влияния на спрос (Ед < 1). Существует также единичная эластичность, при которои некоторое относительное изменение цены вызывает такое же относительное изменение спроса (Ед = 1).

Спрос зависит от доступности товаров-заменителей или аналогов и степени необходимости товара для потребителя.

· конкуренция. Виды:

o контролируемая правительством (правительственные органы определяют цену после получения информации от компаний, организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также от заинтересованных сторон (например, потребительских групп), это ком­мунальные услуги, услуги общественного транспорта и др.);

o контролируемая рынком (ценовая война - высокая степень конкуренции, сходство товаров и услуг, ценовая конкуренция.);

o контролируемая предприятием (ограниченная конкуренция, различие товаров и услуг);

o контролируемая группой предприятий (наличие нескольких крупных предприятий (товаропроизводителей), определяющих объем предложения и цены на рынке).

· участники каналов товародвижения (каждый участник стремится приобрести лидирующую роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего имиджа, обеспечения повторных покупок и т.д. Цена предприятия-производителя находится в большой зависимости от цен на товары, работы, услуги предприятий-поставщиков. Для обеспечения гармоничного взаимодействия и согласия учас­тников каналов товародвижения с решениями в определении цен про­изводитель должен учитывать четыре фактора: доля прибыли участников каналов - для покрытия их расходов и получения прибыли; ценовые гарантии - для участников каналов обеспечиваются самые низкие цены на данный товар; особые соглашения - производителем предлагаются скидки на ог­раниченный период времени и/или бесплатные товары для стиму­лирования закупок оптовой и розничной торговлей; повышение цен и его воздействие на участников каналов - по­вышение переносится на конечного потребителя или участники каналов компенсируют его за свой счет).

Равновесная цена (не надо, но может спросить)

Равновесная цена устраивает одновременно и покупателя и продавца, количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок, т.е объем спроса равен объему предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.009 с.)