Натуральное и товарное хозяйство, их характерные черты и условия развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натуральное и товарное хозяйство, их характерные черты и условия развития.



Исторически известны три типа ведения хоз-ва: натуральное, товарное и плановое. Сейчас особый новый вид смешанный, сочетающий в себе всё. Исторически первое – натуральное, и в первобытно-общинном строе в чистом виде господствовало, и при рабовладение, и при азиатской общине, основанной на использовании естественных производительных сил (теплый климат, плодородные почвы, оптимальное распределение осадков, позволявшее собирать по два урожая в год); при античной общине, в которой ведущую роль играли рабы; при германской общине (марка), которая делится на малые семьи, владеющие отчужденным участком – аллодом (наследственная индивидуально-семейная земельная собственность, находившаяся в полном распоряжении ее владельца). Германская община являлась первоначальной основой феодализма, и при феодализме, как основной экономический уклад.

В России натуральное хозяйство являлось важнейшей основой существования барщинно-крепостнической системы.

Характерные черты натурального хоз-ва:

· Производство продукции для собственного потребеления

· Низкий уровень производительных сил (плохая подготовка работников- племя Тумбу-Юмбо и работники завода Зил),примитивная техника ручного труда

· Замкнутый характер производства, слабое разделение и недостаточная специализация труда, его универсальность(работы выполняются с помощью простейших орудий труда и кустарного инструмента. Труд в этих условиях является малопроизводительным.)

· Отношения между людьми- прямые и непосредственные

· Труд носит принудительный характер (труд раба и крепостного), господствует внеэкономическое принуждение к труду.

Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и непосредственно поступает в потребление. С развитием производительных сил и общественного разделения труда появляется специализация производства, на основе чего возникает товарное производство.По сравнению с натуральным товарное хозяйство является более развитым и сложным. Оно зародилось в период первого крупного разделения труда, когда произошло отделение животноводства от земледелия.

Это тип организации общественного хозяйства, при котором продукты создаются для продажи, для обмена. Основные условия возникновения и развития:

· Общественное разделение труда, рост специализации труда

· Достижение более высокого уровня производительности труда

· Экономическое обособление и свобода личности товаро-производителя (он не раб и не крепостной)

Отличительные черты товарного производства

· Продукция производится в качестве товара для продажи, обмена на другие товары и услуги

· Хозяйство носит открытый характер, ориентировано на рынок

· Отношения товаропроизводителей осуществляется косвенно, через рынок

· Труд товаропроизводителя – свободный, более специализированный, создаются материальные стимулы к труду(премии, социальные пакеты)

· Внеэкономическое принуждение сменяется личной заинтересованностью и экономическим принуждением (страх голода)

Товарные отношения сейчас называют рыночными, хоть оно и возникло задолго до появления рыночной экономики. Оно зародилось в период первого крупного разделения труда, когда произошло отделение животноводства от земледелия. Возникнув в период разложения первобытнообщинного строя, товарное производство получило распространение в рабовладельческом обществе, а затем при феодализме. Рыночные же отношения приобрели всеобщий характер только при капитализме. Такая характеристика товарного типа хозяйства показывает, каким образом происходили его возникновение и становление. Реальные процессы функционирования товарного производства являются более сложными и многообразными. Чтобы вскрыть эволюцию товарного типа хозяйства и особенности его проявления на разных этапах развития, следует выделить характерные модели.

Простое товарное хозяйство - ограниченность товарного производства, когда в сферу товарных отношений вовлечена незначительная часть производимых в обществе продуктов труда. Отличительные особенности:

♦ неустойчивые связи между товаропроизводителями; нерегулярный обмен излишками производимой продукции;

♦ сделки, которые нередко имеют натуральную форму; слабое развитие товарно-денежных отношений.

В условиях данного типа хозяйства преобладало мелкое раздробленное производство, основанное на использовании примитивной ремесленной техники. Целью крестьянской семьи или семьи ремесленника являлось самообеспечение, сочетающее основанные на личном труде натуральное и товарное производство.

Товарное хозяйство свободной конкуренции как модель рыночной экономики, сформировалась на стадии машинного производства. Товарная форма связи приобретает всеобщий характер. В товарный оборот вовлекаются рабочая сила, земля, средства производства. Характерными черты - частная собственность на средства производства и свободная конкуренция.

Товарное хозяйство регулируемого рынка. Современное рыночное хозяйство основывается на взаимодействии государственного и частного секторов. Уровень влияния государства на экономику определяется социальной направленностью развития, размерами производства товаров и услуг общего назначения, уровнем сдерживания отрицательных последствий в социальной, экологической и других сферах экономического развития.

В зависимости от степени такого воздействия различают следующие модели рыночного хозяйства:

Модель социального рыночного хозяйства, главной целью которого являются целевые государственные программы, направленные на защиту интересов граждан.

Модель смешанной экономики, отличительной особенностью которой является создание условий для развития предпринимательства.

Модель корпоративной экономики, целевая направленность которой заключается в защите интересов крупного бизнеса.

Первая модель характерна для Германии, вторая – для США, третья – для Швеции и Японии. Для российской экономики более предпочтительной является социально ориентированная система, основанная на активном использовании прогрессивных возможностей рыночной экономики, допускающей применение плановых рычагов управления народным хозяйством.

 

 

9. Товар и его свойства. Значение теории трудовой стоимости и теории предельной полезности.

По К.Марксу товар – это продукт труда, предназначенный для обмена, продажи. Товаром может быть материальное благо или услуга. Каждый товар обладает двумя свойствами: потребительской стоимостью и меновой стоимостью.

· Потребительская стоимость - способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека (например, продукты питания удовлетворяют потребность в пище, платья – в одежде; многие потребительные стоимости могут удовлетворять несколько потребностей одновременно).

ПС составляет содержание богатства всякого общества.

Потребительская стоимость товара:должна быть создана трудом;

должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя.

· Меновая стоимость - свойство товара обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани).

Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд.

Выделяют два основных подхода к определению стоимости:

Теория трудовой стоимости.

Представители: У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо, дальнейшее развитие в трудах К. Маркса.

Смит разграничил потребительную и меновую стоимость товара. Единственный источник стоимости товара – труд, затраченный в любой отрасли материального производства.

Рикардо: единым критерием стоимости товара является труд, затраченный на производство товара и определяемый затратами рабочего времени; показал, что при любом производстве стоимость товара определяется затраченным трудом.

 

Маркс: стоимость - общественный труд, овеществленный в товаре; она носит общественный характер, потому что в ее основе лежит труд, затраченный на производство товаров, предназначенных для обмена; стоимость выражает общественные отношения, складывающиеся между людьми при товарном производстве.

Основные положения. Все создаваемые товары (услуги) должны быть способны удовлетворять какую-либо потребность человека (обладать потребительной стоимостью). Как потребительные стоимости товары не могут быть приравнены друг к другу (при обмене пара ботинок = 3 ц картофеля, но полезность того и другого товара различна). Различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров (ибо бессмысленным был бы обмен таких вещей, потребительские свойства которых полностью совпадают), но оно не может служить основанием для количественного соизмерения.

Общим же свойством, присущим всем товарам, является стоимость, то есть овеществленный в них абстрактный труд. Именно он делает товары количественно соизмеримыми. Будучи различными по своей потребительной стоимости, товары, тем не менее приравниваются друг к другу в соответствии с тем количеством общественного труда, которое затрачивается на их производство.

Между потребительной стоимостью и стоимостью товара имеется внутреннее противоречие (как потребительные стоимости различные товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы, а как стоимости товары однородны и соизмеримы), которое обусловлено двойственным характером труда, воплощенного в товаре.

Маркс показал, что труд имеет две стороны, является одновременно конкретным трудом и абстрактным трудом. Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (труд пекаря, столяра, сапожника, портного и т.п. качественно различен по целям, характерам трудовых операций, предметам труда, конечным результатам). Результатом различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости.

Труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы — есть абстрактный труд. Следовательно, если создателем потребительной стоимости является конкретный труд, то в качестве создателя стоимости выступает абстрактный труд, ибо однородность труда делает товары соизмеримыми между собой. Абстрактный и конкретный труд — это две стороны труда, воплощенного в товаре.
Если стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда или рабочего времени, необходимого для его производства. Чем больше общественно необходимого времени (при нормальных условия производства - норм уровень техники, умелости и интенсивности труда), которое нужно для производства товара, тем выше его стоимость.

При измерении величины стоимости необходимо учитывать также различие между простым и сложным трудом. Товары, производимые сложным трудом (требует специального обучения), имеют при одинаковых по продолжительности затратах рабочего времени более высокую стоимость, чем те, на создание которых затрачен простой труд (труд неквалифицированного работника, не обладающего специальной подготовкой).

Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, К. Маркс исследует 4 формы стоимости:

1) простую (существовала на той ранней ступени развития обмена, когда он еще не принял массового характера, осуществлялся не регулярно, а случайно, эпизодически; например, 20 метров полотна = 1 паре ботинок);

2) полную (на более поздней ступени развития, когда обмен товаров стал приобретать все более регулярный и массовый характер; в обмене учавствует множество различных товаров; например, 20 метров полотна = одному мешку зерна, или = двум граммам золота, или = одному костюму);

3) всеобщую (из товаров выделялись такие, которые выступали в роли всеобщего эквивалента, например, скот);

4) денежную (в роли всеобщего эквивалента золото).

Вывод: обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.

Производители, у которых производительность труда ниже общественно нормальной или которые выпускают продукцию в количественном и качественном отношении с отступлением от общественных потребностей, как бы «наказываются» законом стоимости. 3акон стоимости, таким образом, лишает товаропроизводителей свободы выбора снижать или не снижать затраты труда, выявлять или не выявлять потребности общества. Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии затрат труда, учет запросов рынка. 3акон стоимости действует, следовательно, как принудительная сила.

2. Теория предельной полезности (вторая половина XIX века)

Основоположники: австрийцы Менгеро, Бём-Баверком, Визер и английский экономист Джевонс. Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»).

Идея: стоимость (или, на современном экономическом языке — ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. То есть в основе обмена лежит полезность товара, а не труд.

Ход рассуждений маржиналистов: потребление любого блага, как правило, постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (если голоден – ест до тех пор, пока не почувствует себя сытым). Отсюда следует:

1. каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага.

2. чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага: благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя имеет полезность). Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей (потребление первого бутерброда принесет человеку 5 единиц полезности, второго — 4, третьего — 2, а четвертого — 1, общая полезность этого ряда составит 12 единиц полезности (а предельная полезность будет равна 1). Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда.

Итог: теория трудовой стоимости исключает влияние рынка, стоимость рассматривается как общественно необходимые затраты труда без учета спроса и предложения, что по своей сути не отражает природы цены. Теория предельной полезности - важна полезность блага или товара, то есть его способность удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность.

Теория предельной полезности и теория стоимости базируются на различных предпосылках, отражают как бы разный круг экономических отношений. С одной стороны, когда речь идет о свободно воспроизводимых ресурсах, о массовом производстве, то основой цены выступает стоимость и теория стоимости дает исчерпывающие объяснения этого процесса. В условиях реальной ограниченности ресурсов больше подходит теория предельной полезности. В этих условиях только она способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.022 с.)