Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность общества, их виды и безграничность.

Поиск

Почему люди трудятся, для чего создают производство? По­тому, что к этому их побуждают разнообразные потребности Под потребностью понимается нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, коллектива, общества. Она порождена как биологической при­родой человека, так и его духовным миром, экономическими и социальными условиями жизни, научно-техническим прогрес­сом. Заметим, что нужду имеют и животные, но потребности свойственны только человеку. Они имеют объективно-субъек­тивный характер, поскольку порождены объективными усло­виями и одновременно отражаются в голове человека, осозна­ются им.

Многообразные потребности могут быть классифицирова­ны и объединены в отдельные группы по разным основаниям. Например, различаются по объектам первичные потребности (в средствах существования, которые не могут быть ничем за­менены, — пища, одежда, жилье) и вторичные (выбор книги, кино, вида спорта, украшения, путешествия); материальные (потребности в материальных благах и услугах); духовные (по­требности в знаниях, освоении достижений культуры, духов­ном общении); социальные (потребности в развитии социаль­ной сферы — образования, здравоохранения, науки, культуры); производственные (потребности в ресурсах, материалах для осуществления производственного процесса); личные (потреб­ности в благах потребительского назначения). По субъектам потребности подразделяются:

на индивидуальные, коллективно-групповые и общест­венные. Потребности человека индивидуальны с точки зрения их объема и структуры (разное соотношение материальных и духовных потребностей и т.д.). Потребности коллектива могут выражаться в финансовой устойчивости предприятия, в эффек­тивном управлении, в здоровом морально-психологическом климате. Потребности общества — это потребности в устойчи­вых темпах экономического роста, в снижении уровня инфля­ции и безработицы;

на потребности домохозяйств, фирм и государства как особых субъектов экономики. Домохозяйства как собственни­ки факторов производства имеют потребность в их сохранении, увеличении, эффективном использовании, а как потребители — в жизненных благах. Фирмы заинтересованы в снижении из­держек производства, увеличении прибыли, достижении высо­кой конкурентоспособности своей продукции.

Существуют и другие группировки потребностей. Амери­канский ученый А. Маслоу представил потребности в виде пи­рамиды, исходя из степени их неотложности. Как видно, в основании пирамиды лежат биологические по­требности, над которыми возвышаются духовные и социальные потребности людей.

В западной экономической науке положение о безгранич­ности потребностей людей рассматривается как аксиома. Дей­ствительно, потребности людей растут в количественном и ка­чественном отношении, меняется их структура. Какие-то по­требности удовлетворяются. Возникают новые. В связи с этим более корректным является положение о законе возвышения потребностей.

 

С потребностями людей неразрывно связаны их интересы. В переводе с латинского «interest» — иметь значение, важно. Это понятие характеризует объективно значимое, необходимое, важное для жизни и деятельности людей. Интересы обусловле­ны потребностями, возникают на их основе, но не тождествен­ны им) Экономические интересы есть проявление обществен­но-экономических отношений, которые складываются в про­цессе реализации потребностей, влияют на распределение и использование ресурсов, жизненных условий существования, на положение субъектов в общественной системе и мировом сообществе интерес — это также реальная польза, выгода, по­лучаемая от удовлетворения потребности, инструмент самоут­верждения и саморазвития его субъекта. Поэтому интересы вы­ступают непосредственной причиной, внутренним побуждени­ем человеческих действий, поступков, мыслей. Они двигают жизнь народов, образуют ту «пружину», которая приводит в движение весь общественный механизм.

Современная смешанная экономика характеризуется много­образием экономических интересов. Различают личные, част­ные, коллективные, групповые, семейные, региональные, ве­домственные, классовые, различных социальных групп (рабо­тающих, безработных, молодежи, пенсионеров и т.д.). Кроме того, выделяются текущие и перспективные, финансовые, тру­довые и другие группы интересов.

В современных условиях особое значение приобретают на­ционально-государственные или просто национальные инте­ресы.

В концепции национальной безопасности национальные ин­тересы России определяются как совокупность сбалансирован­ных интересов личности, общества и государства в экономичес­кой, внутриполитической, социальной, международной, ин­формационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основ­ные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внеш­ней политики государства. Национальные интересы обеспечи­ваются институтами государственной власти, осуществляющи­ми свои функции, в том числе во взаимодействии с действую­щими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными ор­ганизациями. Однако «суммарный» подход к национальным интересам как «совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства» не раскрывает всей слож­ности этой фундаментальной категории.

 

Национальные интересы формируются в процессе взаимо­действия людей данной нации. Они отражают общие, сходные черты их объективного положения, уклада жизни, языка, мен­талитета, культуры. Национальные интересы направлены на сохранение и укрепление позиций нации в обществе (если оно многонационально) и в мировом сообществе. На основе инте­ресов отдельных наций возникает общенациональный интерес, обладающий интегральным качеством. Его носителем выступа­ет многонациональная российская историческая общность.

Для удовлетворения потребностей необходимы средства, которые называются благами. Свободные блага — это те, кото­рые бесплатны и имеются в неограниченном количестве (на­пример, воздух). К экономическим благам относятся редкие и ограниченные по масштабам блага, за которые надо платить. В свою очередь экономические блага включают блага потребитель­ские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Потребительские блага используются для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Производственные блага предназначены для применения в производственном про­цессе (машины, оборудование, станки, земля, здания и т.д.).

Среди благ выделяют взаимозаменяемые, или субституты (уголь — газ), и взаимодополняемые, или комплиментарные (автомобиль — бензин), а также долговременного использова­ния (холодильник) или разового (хлеб). Блага могут иметь вещный характер и выступать в виде услуг. Например, транс­портировка продукции от производителя к потребителю озна­чает ее перемещение в пространстве. Благом здесь выступает транспортная услуга. В современных условиях возрастают зна­чение и удельный вес духовных благ. К ним относятся знания, театр, прослушивание концертов, знакомства с произведения­ми искусства и т.д.

Блага также различаются в зависимости от доступности. Благо называется частным, если оно доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления други­ми субъектами. Например: пальто не могут носить одновременно два человека. Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одно­временно несколькими субъектами. Типичные примеры: инфор­мация, знания, национальная безопасность. Таким образом, эко­номические блага отличаются большим многообразием, своими потребительскими свойствами и назначением.

Потребности имеют тенденцию роста. Действуют объективный экономический закон возвышения потребностей согласно которому потребности возвышаются, обгоняют производство и тем самым способствуют его росту. Под влиянием возвышения потребностей и через платёжеспособный спрос создаются новые товары и услуги. Однако из-за ограниченности ресурсов они не в состоянии удовлетворить все потребности общества. В структуре потребностей за последнее столетие произошли следующие изменения: переход от вещественной структуры потребностей к доминированию услуг, переход от социальных потребностей к духовным. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более "облагораживаются" в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.38 (0.01 с.)