Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дайте определение коммуникационным потребностям.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Коммуникационная потребность — функциональное свойство субъектов активно реагировать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием их сознания. Эта реакция заключается в пространственно-коммуникационной или мнемической деятельности в различных их видах и формах. Тологии коммуникационных потребностей, приведите примеры А, В и С потребностей.
АИ2.5. Потребность в игре. АИ2.6. Мнемическая потребность — потребность в памяти. АИ2.7. Контактная потребность — потребность в общении с другими людьми, "потребность в другом человеке"; сюда же относится "лингвистическая потребность" — потребность говорить и понимать услышанную речь. АИ3. Другие биогенные абсолютные личностные потребности. Среди биогенных потребностей обнаруживаются такие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7), а также потребность в игре (АИ2.5), интеллектуальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социальной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать. Социогенные АИ-потребности — результат общественного образа жизни хомо сапиенс и культурной трансформации биогенных потребностей. Они столь же естественны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные. АИ4. Материальные социогенные потребности: АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразовании окружающей среды; потребность в творческом физическом труде и изготовлении орудий. АИ4.2. Потребность в организации социальной жизни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безопасности рода (семьи). АИ4.3. Другие социогенные материальные потребности личности. АИ5. Духовные социогенные потребности: АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверждении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации. АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиночества, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации. АИ5.3. Познавательная потребность. АИ5.4. Этическая потребность. АИ5.5. Эстетическая потребность. АИ5.6. Коммуникационная потребность. В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (подавление контактной потребности АИ2.7), необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3 согласуется с потребностью в самореализации АИ5.1, но она может войти в конфликт с потребностью в социализации АИ5.2, который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жизненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать. В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6), которая развивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6 и АИ2.7). Эта потребность побуждает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как коммуникации ради коммуникации не бывает, АИ5.6 удовлетворяется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими социогенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные. При взаимодействии с потребностями в творческом физическом труде и организации социальной жизни (АИ4.1 и АИ4.2) коммуникационная потребность реализуется в виде духовного сопровождения материальной интеракции в процессе общения (см. раздел 2.4), т. е. в виде В-потребности, а при взаимодействии с духовными социогенными потребностями АИ5.6 образует с ними единство. Покажем это. Психологи и философы утверждают, что всем людям, но в разной степени присущ бессознательный импульск самореализации (самоутверждению) ("человеческая воля к жизни" А. Шопенгауэра, "воля к власти" Ф. Ницше, "стремление к превосходству" А. Адлера, "притязание" К. Левина) и врожденные духовные способности для реализации этого импульса (потребность АИ5.1). Когда советуют человеку "найти себя", "стать самим собой", идет речь о нахождении такой области, где данный индивид мог бы воплотить свой импульс самореализации наиболее полным образом. Различаются внешняя и внутренняя самореализация. Внешняя реализация личностных способностей состоит в приобретении материальных (имущество, хороший дом, финансовый капитал и т. д.) или социальных (почетные звания, ордена, известность, слава) ценностей. Внутренняя реализация — самосовершенствование, развитие личных способностей и задатков, дающие чувство удовлетворения. И внешняя, и внутренняя самореализации невозможны без коммуникационной деятельности в форме управления и диалога. Отсюда — единство АИ5.1 и АИ5.6. Социализация представляет собой не что иное как освоение индивидом социально признанных смыслов, т. е. коммуникационную деятельность в чистом виде; значит АИ5.2 и АИ5.6 совпадают. Разница в том, что в процессе самореализации индивид выступает в роли коммуниканта, а в процессе социализации — в роли реципиента. Познавательная потребность (АИ5.3) основана на биогенной интеллектуальной потребности (АИ2.1) и удовлетворяться она может двояко: либо путем познавательного понимания (познание сути явлений), либо путем коммуникационного понимания (познание содержания сообщений) — см. раздел 1.3. В первом случае при благополучном исходе — получении нового знания — познание завершается созданием коммуникационного текста, сообщающего о полученных результатах; здесь познающий субъект превращается в коммуниканта, и значит, АИ5.3 становится АИ5.6. Во втором случае познание тождественно с восприятием сообщения, и единство АИ5.3 и АИ5.6 очевидно. Этическая потребность (АИ5.4) заключается в целесообразном управлении свободной самодеятельностью индивида в интересах социума, а значит, и в его собственных интересах. Этическая потребность связана с биогенной потребностью в свободе (АИ2.3), являясь ее социальным противовесом. В той мере, в какой этическое воспитание людей осуществляется путем коммуникационного управления, а не физического воздействия, потребности АИ5.4 и АИ5.6 сливаются друг с другом. Эстетическая потребность (АИ5.5) как потребность в прекрасном, в гармонии и упорядоченности мира, очевидно, связана с биогенной эмоциональной потребностью АИ2.2 и удовлетворяется в единстве с коммуникационной потребностью АИ5.6. Если взыскующий прекрасное субъект обращается к художественному творчеству, он становится коммуникантом в том или ином коммуникационном канале искусства, если он довольствуется чистым созерцанием, "бескорыстным наслаждением гармонией" (И. Кант), то он оказывается в роли реципиента (зрителя, слушателя, читателя). К числу абсолютных, врожденных духовных потребностей богословами и многими учеными относится религиозная потребность, имеющая, кстати сказать, сильно выраженный коммуникационный аспект. Наличие такой потребности у верующих людей несомненно, но предметом спора является ее происхождение: является ли она первичной, свойственной каждому человеку, или вторичной, а может быть, — спонтанной, проявляющейся лишь у некоторых индивидов? Этот вопрос мы отнесли к terra incognita данной главы. О жизненной важности коммуникационной деятельности для нормального существования хомо сапиенс свидетельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века одним из самых страшных кар было отлучение — excommunicatio — от церкви. Отлученный еретик ставился вне религии и вне земных законов, он как бы переставал существовать в социальной реальности. Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ, есть потребности общечеловеческие вытекающие из биопсихологической природы человека. Но "человека вообще" не бывает. Человеческая жизнь детерминируется общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вторичных и спонтанных потребностей личности, конкретизирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождается с набором абсолютных потребностей в виде неразвитых форм и потенциальных структур. В процессе жизнедеятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности. Вторичные индивидуальные потребности (ВИ) обусловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессиональныепотребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны.От смены исполнителей потребности не меняются. Поэтому профессиональные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать априори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяютсяв коллективных потребностях целевых социальных групп. Непрофессиональныекоммуникационные потребности — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмоциях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, которым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлечения не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ. Спонтанные коммуникационные потребности изучаются социологией культуры, где они именуются "культурными потребностями". "Глубинной сущностью" культурной потребности объявляется "потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном пространством и временем общении людей". Далее выясняется, что "содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др." аспекты. Таким образом, тождество коммуникационных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия. Накоплен большой эмпирический материал, характеризующий зависимость индивидуальных культурных потребностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических характеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ-потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно художественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее, обнаруживаются следующие спонтанные коммуникационные потребности, которые правомерно назвать "культурными": СИ1. Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании; СИ2. Потребность в самостоятельном духовном творчестве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочинительстве и т. д.; СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экстрасенсорной диагностики и лечения. История показывает, что прогресс человеческой культуры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностями; отсюда его замысловатость, противоречивость, непредсказуемость. 6. Назовите биогенные и социогенные личностные коммуникационные потребности. Личностные потребности отличаются тем, что их носитель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делятся на биогенные(витальные, органические), принадлежащие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИ весьма многочисленны; перечислим важнейшие из них: АИ1. Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потребность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой. АИ2. Физиологические предпосылки духовной деятельности: АИ2.1. Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей. АИ2.2. Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над отрицательными. АИ2.3. Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида. АИ2.4. Волевая потребность — потребность преодолевать препятствия и страх. АИ2.5. Потребность в игре. АИ2.6. Мнемическая потребность — потребность в памяти. АИ2.7. Контактная потребность — потребность в общении с другими людьми, "потребность в другом человеке"; сюда же относится "лингвистическая потребность" — потребность говорить и понимать услышанную речь. АИ3. Другие биогенные абсолютные личностные потребности. Среди биогенных потребностей обнаруживаются такие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7), а также потребность в игре (АИ2.5), интеллектуальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социальной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать. Социогенные АИ -потребности — результат общественного образа жизни хомо сапиенс и культурной трансформации биогенных потребностей. Они столь же естественны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные. АИ4. Материальные социогенные потребности: АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразовании окружающей среды; потребность в творческом физическом труде и изготовлении орудий. АИ4.2. Потребность в организации социальной жизни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безопасности рода (семьи). АИ4.3. Другие социогенные материальные потребности личности. АИ5. Духовные социогенные потребности: АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверждении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации. АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиночества, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации. АИ5.3. Познавательная потребность. АИ5.4. Этическая потребность. АИ5.5. Эстетическая потребность. АИ5.6. Коммуникационная потребность. В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (подавление контактной потребности АИ2.7), необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3 согласуется с потребностью в самореализации АИ5.1, но она может войти в конфликт с потребностью в социализации АИ5.2, который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жизненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать. В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6), которая развивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6 и АИ2.7). Эта потребность побуждает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как коммуникации ради коммуникации не бывает, АИ5.6 удовлетворяется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими социогенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.007 с.) |