Закон и Кривая спроса. Факторы влияющие на спрос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон и Кривая спроса. Факторы влияющие на спрос.



Спрос - это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с «жертвами», которые приходится приносить для их приобретения. Поэтому между потребностями и спросом существует разница. Потребность - это желание, подкрепленное деньгами покупателей. Иначе говоря, спрос - это планы и намерения покупателя относительно покупки товара.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского - demand - спрос). Таким образом, спрос - это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P * Q

где Р - цена, а Q - количество товаров и услуг.

Если спрос - это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение - это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте.

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.

Свойства кривой D:
1) убывающая;
2) тангенс угла наклона отрицательный;
3) отражает обратную зависимость между P и Q.

Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы

где Pa – цена данного товара;
Pn – цена товаров-заменителей;
Pm – цена на дополняющие товары;
ш I – доход покупателя;
M – вкусы и предпочтения покупателя.

Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1 до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D)

Экономическая теория различает понятия индивидуально­го спроса отдельного покупателя и совокупного или рыночно­го спроса. Это сумма величин индивидуальных спросов от­дельных покупателей при данной цене.

Факторы определяющие спрос

Величина спроса зависит от целого ряда факторов (ценовых и неценовых), и в первую очередь от цены. Между ценой и спросом существует жесткая функциональная зависимость, ко­торая может быть выражена графически кривой спроса. Кри­вая наглядно показывает, что с ростом цены величина спроса количественно уменьшается, а с понижением цены возрастает.

О братная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эту обратную зависимость не следует смешивать с прямой зависимостью между спросом и ценой. Необходимо также различать понятия величины спроса и самого спроса, его функции. Это хотя и близкие понятия, но не одно и то же. Величина спроса на данный товар или услугу изменяется в зависимости от цены, а изменение самого спроса как такового или функции спроса зависит от изменения неце­новых факторов, которые делают спрос в целом большим или меньшим либо вообще иным (например, в связи со сменой моды, вкусов и предпочтений покупателей, появлением новых, лучших по качеству товаров-заменителей и т.д.). На графике изменение функции спроса показывает смещение кривой спро­са (Д) вправо и вверх (увеличение спроса) либо влево и вниз (сокращение спроса).

На изменение спроса оказывают влияние следующие неценовые факторы:,

• качество товара;

• доходы покупателей;

• численность покупателей, их возраст,профессия

• повышение,понижение цен на товаро-заменители

• изменение вкусов и предпочтений покупателя

• воздействие рекламы,моды

• направление соц. политики гос-ва (зарплаты,пенсии,пособия и тп.)

• потребительские ожидания покупателя

также оказывает влияние на величину спроса эффект или принцип падающей, убывающей предельной полезности товара или услуги.

По мере удовлетворения потребности полезность товара снижается, это ведёт к сокращению спроса. Величина спроса зависит от конкурентоспособности товара, которая прямо пропорциональна качеству и обратно пропорциональна цене товара.

(рис. 7.1).

Рис. 7.1. Изменение объема спроса и функции спроса

Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).

Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса.

Спрос – это количество товаров (услуг), которые покупатели могут приобрести на рынке. Размер спроса зависит от многих факторов: цен товаров; цен товаров-заменителей; денежных доходов покупателей; вкусов и предпочтений людей; потребительских ожиданий. Среди перечисленных факторов наиболее значимыми являются цены товаров и доходы покупателей. При этом в качестве определяющего фактора выступает цена товара.

QD = f(P) – функция спроса по цене.

Данную функцию можно изобразить в виде графика (рис. 6.1).

 

закон спроса гласит, что при прочих равных условиях при понижении цен покупатель приобретает больший объем товара и сокращает закупки при повышении цен на него.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.006 с.)