Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические системы и их сравнительная характеристика.Стр 1 из 24Следующая ⇒
Экономические системы и их сравнительная характеристика. Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Современная классификация экономических систем предполагает четыре модели экономических систем: · Традиционная экономика; · Командно-административная экономика (плановая); · Рыночная экономика (чистый капитализм); · Смешанная экономика. Ни одна из экономических систем не существует в чистом виде. Традиционная система Существует в экономически слаборазвитых странах. Это самая древняя и примитивная из всех типов экономических систем. Базируется на отсталых технологиях, в первую очередь связанна с первичной обработкой природных ресурсов, преобладанием ручного труда. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Подобный тип экономической системы характерен для первобытного общества, однако продолжает сохраняться и сейчас в сельскохозяйственных зонах южной Америки, Азии и Африки, а также в других регионах. Достоинства: стабильность общества и высокое качество производимых благ. Недостатки: неприспособленность к развитию и совершенствованию (все делается в соответствии с правилами традициями учителей, вследствие чего отсутствие технологического прогресса); плохая приспособленность к изменению внешних условий (прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны долгие годы); ограниченность числа производимых благ (одни и те же изделия производятся из поколения в поколение, а способы производства остаются прежними, такими, какими они были сотни лет назад). Смешанная экономика Смешанную экономику отличает разнородность входящих в её состав элементов, в следствие соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов систем. В настоящее время смешанная экономика предстает в следующих формах: · смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
· смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика). Чертами смешанной экономики являются: сочетание государственного предпринимательства с частным при всесторонней его поддержке, сочетание капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал; приоритетность рыночной организации экономики; многосекторность экономики; ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность; социальная защита населения. Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и других стран. Основные отличительные черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем
Теория трудовой стоимости. Представители: У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо, дальнейшее развитие в трудах К. Маркса. Смит разграничил потребительную и меновую стоимость товара. Единственный источник стоимости товара – труд, затраченный в любой отрасли материального производства. Рикардо: единым критерием стоимости товара является труд, затраченный на производство товара и определяемый затратами рабочего времени; показал, что при любом производстве стоимость товара определяется затраченным трудом.
Маркс: стоимость - общественный труд, овеществленный в товаре; она носит общественный характер, потому что в ее основе лежит труд, затраченный на производство товаров, предназначенных для обмена; стоимость выражает общественные отношения, складывающиеся между людьми при товарном производстве. Основные положения. Все создаваемые товары (услуги) должны быть способны удовлетворять какую-либо потребность человека (обладать потребительной стоимостью). Как потребительные стоимости товары не могут быть приравнены друг к другу (при обмене пара ботинок = 3 ц картофеля, но полезность того и другого товара различна). Различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров (ибо бессмысленным был бы обмен таких вещей, потребительские свойства которых полностью совпадают), но оно не может служить основанием для количественного соизмерения.
Общим же свойством, присущим всем товарам, является стоимость, то есть овеществленный в них абстрактный труд. Именно он делает товары количественно соизмеримыми. Будучи различными по своей потребительной стоимости, товары, тем не менее приравниваются друг к другу в соответствии с тем количеством общественного труда, которое затрачивается на их производство. Между потребительной стоимостью и стоимостью товара имеется внутреннее противоречие (как потребительные стоимости различные товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы, а как стоимости товары однородны и соизмеримы), которое обусловлено двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Маркс показал, что труд имеет две стороны, является одновременно конкретным трудом и абстрактным трудом. Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (труд пекаря, столяра, сапожника, портного и т.п. качественно различен по целям, характерам трудовых операций, предметам труда, конечным результатам). Результатом различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости. Труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы — есть абстрактный труд. Следовательно, если создателем потребительной стоимости является конкретный труд, то в качестве создателя стоимости выступает абстрактный труд, ибо однородность труда делает товары соизмеримыми между собой. Абстрактный и конкретный труд — это две стороны труда, воплощенного в товаре. При измерении величины стоимости необходимо учитывать также различие между простым и сложным трудом. Товары, производимые сложным трудом (требует специального обучения), имеют при одинаковых по продолжительности затратах рабочего времени более высокую стоимость, чем те, на создание которых затрачен простой труд (труд неквалифицированного работника, не обладающего специальной подготовкой).
Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, К. Маркс исследует 4 формы стоимости: 1) простую (существовала на той ранней ступени развития обмена, когда он еще не принял массового характера, осуществлялся не регулярно, а случайно, эпизодически; например, 20 метров полотна = 1 паре ботинок); 2) полную (на более поздней ступени развития, когда обмен товаров стал приобретать все более регулярный и массовый характер; в обмене учавствует множество различных товаров; например, 20 метров полотна = одному мешку зерна, или = двум граммам золота, или = одному костюму); 3) всеобщую (из товаров выделялись такие, которые выступали в роли всеобщего эквивалента, например, скот); 4) денежную (в роли всеобщего эквивалента золото). Вывод: обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. Производители, у которых производительность труда ниже общественно нормальной или которые выпускают продукцию в количественном и качественном отношении с отступлением от общественных потребностей, как бы «наказываются» законом стоимости. 3акон стоимости, таким образом, лишает товаропроизводителей свободы выбора снижать или не снижать затраты труда, выявлять или не выявлять потребности общества. Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии затрат труда, учет запросов рынка. 3акон стоимости действует, следовательно, как принудительная сила. 2. Теория предельной полезности (вторая половина XIX века) Основоположники: австрийцы Менгеро, Бём-Баверком, Визер и английский экономист Джевонс. Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Идея: стоимость (или, на современном экономическом языке — ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. То есть в основе обмена лежит полезность товара, а не труд. Ход рассуждений маржиналистов: потребление любого блага, как правило, постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (если голоден – ест до тех пор, пока не почувствует себя сытым). Отсюда следует: 1. каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага. 2. чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага: благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя имеет полезность). Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность
3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей (потребление первого бутерброда принесет человеку 5 единиц полезности, второго — 4, третьего — 2, а четвертого — 1, общая полезность этого ряда составит 12 единиц полезности (а предельная полезность будет равна 1). Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. Итог: теория трудовой стоимости исключает влияние рынка, стоимость рассматривается как общественно необходимые затраты труда без учета спроса и предложения, что по своей сути не отражает природы цены. Теория предельной полезности - важна полезность блага или товара, то есть его способность удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность. Теория предельной полезности и теория стоимости базируются на различных предпосылках, отражают как бы разный круг экономических отношений. С одной стороны, когда речь идет о свободно воспроизводимых ресурсах, о массовом производстве, то основой цены выступает стоимость и теория стоимости дает исчерпывающие объяснения этого процесса. В условиях реальной ограниченности ресурсов больше подходит теория предельной полезности. В этих условиях только она способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.
Структура рынков Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). Экономические агенты возникают на "большом" рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы. Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы. Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если на рынках ресурсов выделить рынок труда, то он в свою очередь, со стоит из рынков по группам специализаций (машиностроители. работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру. По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира. По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки. Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения. В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки. По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки. В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. Факторы определяющие спрос Величина спроса зависит от целого ряда факторов (ценовых и неценовых), и в первую очередь от цены. Между ценой и спросом существует жесткая функциональная зависимость, которая может быть выражена графически кривой спроса. Кривая наглядно показывает, что с ростом цены величина спроса количественно уменьшается, а с понижением цены возрастает. О братная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эту обратную зависимость не следует смешивать с прямой зависимостью между спросом и ценой. Необходимо также различать понятия величины спроса и самого спроса, его функции. Это хотя и близкие понятия, но не одно и то же. Величина спроса на данный товар или услугу изменяется в зависимости от цены, а изменение самого спроса как такового или функции спроса зависит от изменения неценовых факторов, которые делают спрос в целом большим или меньшим либо вообще иным (например, в связи со сменой моды, вкусов и предпочтений покупателей, появлением новых, лучших по качеству товаров-заменителей и т.д.). На графике изменение функции спроса показывает смещение кривой спроса (Д) вправо и вверх (увеличение спроса) либо влево и вниз (сокращение спроса). На изменение спроса оказывают влияние следующие неценовые факторы:, • качество товара; • доходы покупателей; • численность покупателей, их возраст,профессия • повышение,понижение цен на товаро-заменители • изменение вкусов и предпочтений покупателя • воздействие рекламы,моды • направление соц. политики гос-ва (зарплаты,пенсии,пособия и тп.) • потребительские ожидания покупателя также оказывает влияние на величину спроса эффект или принцип падающей, убывающей предельной полезности товара или услуги. По мере удовлетворения потребности полезность товара снижается, это ведёт к сокращению спроса. Величина спроса зависит от конкурентоспособности товара, которая прямо пропорциональна качеству и обратно пропорциональна цене товара. (рис. 7.1). Рис. 7.1. Изменение объема спроса и функции спроса Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2). Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса. Спрос – это количество товаров (услуг), которые покупатели могут приобрести на рынке. Размер спроса зависит от многих факторов: цен товаров; цен товаров-заменителей; денежных доходов покупателей; вкусов и предпочтений людей; потребительских ожиданий. Среди перечисленных факторов наиболее значимыми являются цены товаров и доходы покупателей. При этом в качестве определяющего фактора выступает цена товара. QD = f(P) – функция спроса по цене. Данную функцию можно изобразить в виде графика (рис. 6.1).
закон спроса гласит, что при прочих равных условиях при понижении цен покупатель приобретает больший объем товара и сокращает закупки при повышении цен на него. Кривая предложения Форма кривой предложения определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т.е. почему фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.
Детерминанты предложения Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться. К другим детерминантам предложения относятся: 1) Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево. 2) Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов. 3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение. 4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные. 5) Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения. 6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвиженияявляется изменение цены на рассматриваемый продукт. 17. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие и равновесная цена. Паутинообразная модель рыночного равновесия. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Рыночное равновесие Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ. 1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага. 2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага. 3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага. 4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага. Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения. Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов. Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость: · а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой; · б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов. Эффект дохода Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.
Для нормальных товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении. В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы: 1. нормальные товары 2. товары низкого качества 3. товары Гиффена Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода. Для описания предпочтений потребителя по всем наборам товаров используется совокупность кривых безразличия, которая называется картой безразличия (рис. 14). Она показывает порядковое ранжирование всех наборов благ, которые может выбрать потребитель. Следовательно, кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Это означает, что каждая кривая безразличия характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Кривая безразличия Карта кривых безразличия.
Положение о кривых безразличия основывается на следующих аксиомах: 1) непрерывности — из нее следует, что все товары можно разбивать на все более мелкие единицы, размеры которых не сдерживают потребителей; 2) рациональности потребителя — хотя поведение человека на рынке субъективно, средним потребителем является разумный человек, стремящийся наилучшим образом распорядиться своим доходом; 3) возможности выбора — предполагает способность человека определить, какой из предложенных потребительских наборов (А, Б, В) является для него предпочтительным; 4) транзитивности — исходит из того, что если для потребителя «потребительская корзина» А столь же значима, что и «корзина» Б, а «корзина» Б — что и «корзина» В, то «корзины» А и В являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя. Из этого следует, что если А = Б = В, то А = В; 5) ненасыщенности — для потребителя всегда существует Преимущество кривых безразличия перед концепцией предельной полезности в том, что можно не измерять количественно саму полезность. Кривые безразличия помогают выявлять предпочтения потребителей, что приносит практическую пользу предпринимателям. Карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, но она не отвечает на вопрос, сколько и какие именно наборы приобретет потребитель. Ответить на этот вопрос позволяет анализ покупательной способности потребителя, которая определяется доходом потребителя и ценами товаров. Это ограничение потребителя называется бюджетным. Представим, что все многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам: мясу и рыбе. Обозначим их X и Y. Семья может расходовать на них 4 тыс. руб. Цена товара X = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. Исходя из бюджетного ограничения, семья может составить несколько вариантов наборов, которые могут быть представлены в виде графика бюджетной линии. Если всю сумму затратить на мясо, то будет приобретено 40 единиц (кг), а на рыбу — 20. Соединив эти две точки, мы получим линию бюджетного ограничения (рис. 15). Рис. 15. Линия бюджетного ограничения Любой набор, соответствующий точке, лежащей на бюджетной линии, доступен потребителю. Точка Н, находящаяся внутри бюджетной линии, доступна потребителю, однако его доход не будет использован полностью. Точка М, лежащая выше и правее бюджетной линии, недоступна потребителю при данном доходе и цене. При изменении дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо или влево в зависимости от того, растет доход или нет (рис. 16). Если цена товара Y растет, а цена товара X не изменилась и остался прежним доход, то бюджетная линия изменит угол своего наклона (рис. 17). При прежнем доходе покупатель сможет купить меньше товара Y, который подорожал. Бюджетная линия пересечет вертикальную ось на более низком уровне.
Рис. 16. Сдвиг бюджетной линии Рис. 17. Бюджетная линия при
Другая ситуация возникает при понижении цены одного из товаров. Точка пересечения бюджетной линии с осью координат будет отодвигаться все дальше от начала координат. Возможности выбора потребителя увеличатся. Проблема потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя максимально совпадали с его возможностями. В условиях рыночной экономики выбор потребителя связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и сравнением цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены вызывает изменение реального дохода потребителя и альтернативной стоимости блага, что влияет на потребительский выбор. Свобода потребительского выбора есть необходимое условие суверенитета потребителя, в соответствии с которым решения, что и в каком количестве приобрести, как расходовать полученный доход, принимаются самими потребителями.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 10672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.585 с.) |