Удовлетворение основных потребностей (А. Маслоу)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удовлетворение основных потребностей (А. Маслоу)



Вводные замечания. (Прочитать материал учебного пособия, вопрос № 42, 43). В психологии одним из значимых понятий является понятие «потребности». Потребность – это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Структура потребностей субъективна и во многом зависит от той концепции личности, которую мы выбираем. Например, поведенческая психология (бихевиоризм) потребности личности ставит в строгую зависимость от раздражителей, которые влияют на человека в определенное время. И в данном случае невозможно выделить базовые потребности личности. В идеале только в совокупности всех теорий личности можно наиболее верно представить структуру человеческих потребностей. Обобщенную модель потребностей удобно рассматривать, исходя из модусов человеческой реальности: индивид – субъект – личность – индивидуальность – универсальность, или из представлений, сложившихся в христианской психологии: тело – душа – дух.

В теории А.Маслоу потребности личности представлены в виде иерархии следующего вида:

1. Физиологические (голод, жажда, сон и т.д.);

2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.д.);

3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, самовыражении, осмыслении и т.д.).

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более духовные. Так, шаг за шагом человек приходит к потребности в самоактуализации – наивысшей из них». (А. Маслоу)

Цель занятия. Установить степень удовлетворения основных видов потребностей.

Оснащение. Перечень из 20 утверждений относительно разных потребностей.

Порядок работы. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция. Ответьте на 20 утверждений, указывая степень наиболее близкую вам – все это касается вашего собственного мнения, видения и точки зрения. Выберите букву и отметьте ее в бланке напротив каждого утверждения:

совершенно верно и точно – С

в большей степени верно и точно – М

частично верно и точно – Р

в некоторой степени верно и точно – S

совершенно не верно – N

Тестовый материал (вопросы)

Спокойная работа – самое главное для меня  
Я предпочитаю работать независимо, самостоятельно  
Высокая зарплата – наилучшее свидетельство ценности человека в компании  
Поиск того, что сделает меня счастливым – самое важное в жизни  
Безопасность работы – не самый важный фактор для меня  
Мои друзья значат для меня больше, чем что-либо еще  
Большинство людей думают, что они лучше, чем есть на самом деле  
Я хочу иметь работу, которая позволяла бы мне научиться чему-то новому и развивать мои навыки  
Регулярный доход, на который я могу рассчитывать, является решающим для меня  
Лучше избегать очень близких отношений сколлегами по работе  
Моя самооценка наиболее важна для меня, чем чье-либо мнение  
Погоня за мечтой – это пустая трата времени  
Хорошая работа должна включать хороший план ухода на пенсию  
Предпочитаю работу, предполагающую общение с другими людьми – клиентами и коллегами  
Я злюсь, когда кто-то присваивает себе работу, сделанную мной  
Идти все дальше, устанавливать собственные лимиты – вот то, что мной движет  
Самый важный аспект работы компании – хороший план страховки здоровья  
Для меня очень важно, быть частью сплоченной группы  
Мои достижения дают мне право уважать себя  
Я чувствую себя лучше, когда делаю то, что умею, чем когда пытаюсь выполнять что-то новое  

Ключ к тесту

Напротив каждого ответа вы поставили букву, которая в наибольшей мере отвечает вашему поведению. В таблице ниже найдите цифру, соответствующую выбранной вами букве для каждого из 20 утверждений. Например, если, отвечая на утверждение один, вы выбрали букву «Р» – этому отвечает цифра «3» в квадрате «1» таблицы.

Потребность в безопасности Потребность социальная Потребность в самоутверждении Потребность в самоактуализации
C=5 M=4 1.P=3 S=2 N=1 C=1 M=2 2.P=3 S=4 N=5 C=5 M=4 3.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 4.P=3 S=2 N=1
C=1 M=2 5.P=3 S=4 N=5 C=5 M=4 6.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 7.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 8.P=3 S=2 N=1
C=5 M=4 9.P=3 S=2 N=1 C=1 M=2 10.P=3 S=4 N=5 C=5 M=4 11.P=3 S=2 N=1 C=1 M=2 12.P=3 S=4 N=5
C=5 M=4 13.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 14.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 15.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 16.P=3 S=2 N=1
C=5 M=4 17.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 18.P=3 S=2 N=1 C=5 M=4 19.P=3 S=2 N=1 C=1 M=2 20.P=3 S=3 N=5
Итого: Итого: Итого: Итого:

Интерпретация к тесту

В этом варианте теста подразумевается, что физиологические потребности удовлетворены.

Каждая из четырех колонок может получить минимум 5 и максимум 25 баллов. Отметка в 20 и более баллов свидетельствует о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, являются очень важными для вас. Количество баллов от 15-19 показывает, что эти мотивы менее важны для Вас. 10-14 баллов говорят о том, что мотивы, выделенные в этой колонке, не представляют особой важности для вас. Количество баллов ниже 10 указывает на то, что мотивы, представленные в данной колонке, совершенно неважны для вас.

Стандартные нормы

Уровень Потребность в безопасности Потребность социальная (любовь, семья, дружба) Потребность в самоутверждении (карьера, успех, престиж) Потребность в самоактуализации
Очень высокий 24-25 23-25 23-25
Высокий 21-23 20-22 20-22 23-24
Средний 16-20 15-19 16-19 18-22
Низкий 13-15 12-14 13-15 15-21
Очень низкий 5-12 5-11 5-12 5-14

Диагностические шкалы:

Потребность в безопасности: желание обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей.

Потребность социальная: желание иметь теплые отношения с людьми, иметь хороших собеседников, быть понятым другим.

Потребность в уважении со стороны: желание добиться признания и уважения, повышать уровень мастерства и компетентности, обеспечить себе положение, влияние.

Потребность в самореализации: желание развивать свои силы и способности,

Желание развивать свои силы и способности, стремиться к новому и неизведенному, заниматься делом, требующим полной самоотдачи.

А. Маслоу считает, что причин, почему самоактуализирующихся людей немного несколько:

o неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение физиологических и духовных потребностей;

o незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию;

o чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Медитативный тренинг, психокоррекция: 4-5 минут. Тема: «Какие виды потребностей у меня доминируют сейчас? Какие виды потребностей мне необхолдимо развивать, какие ослабить? Самореализация души – что это?» Запись переживаний. Выводы.

 

12. Потребности в достижениях (Ю.М. Орлова)

Вводные замечания. (Прочитать материал учебного пособия, вопрос № 42, 43, 44).Одной из главных особенностей личности является стремление добиться поставленной цели, стремление к улучшению своих результатов, а также неудовлетворенность достигнутым. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Для тех, кто обладает высоким уровнем мотивации, свойственны инициатива в поиске информации, готовность принять на себя ответственность. Они решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость и стремление к цели, получают удовольствие от решения трудных задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. Предлагаемый тест-вопросник позволяет измерить уровень мотивации достижения.

Цель занятия. Определить уровень мотивации достижения.

Оснащение. Тест-опросник из 22 суждений.

Порядок работы, инструкция. Перед вами тест-вопросник. По каждому суждению возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый ответ). Выбирая один из них, помните, что речь идет не о правильном (неправильном) ответе, но о степени представленности, выраженности мотива достижения. Вы исследуете себя, и в ваших интересах дать возможно более объективные ответы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.56.11 (0.021 с.)