Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медитативные тренинги, психокоррекцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Психодиагностические методы Личность человека – сложное образование, она проявляется и формируется постепенно в процессе общения с другими людьми, в трудовой и духовной деятельности. В личности тесно переплетаются биологические, социальные, психологические и духовные факторы (силы). Изменение даже одного из факторов существенно отражается на всей структуре личности. Это является основной причиной в многообразии подходов к изучению личности. Интегральный подход к изучению личности основывается на определенном наборе методов. Следует отметить, что нет какого-либо одного способа, метода, методики, которые позволяют всесторонне и полно исследовать личность. С помощью экспериментального исследования можно получить лишь частичную, фрагментарную характеристику некоторых черт личности. Число применяемых в диагностике личностных опросников и проективных методов достигает нескольких сотен. В последнее десятилетие личностные опросники получили широкое распространение в диагностических исследованиях. Они представляют серию стандартизированных вербальных стимулов, предназначенных для объективного измерения одного или более аспектов целостной личности. Личностные опросники применяются при консультировании и в условиях клиники. Наиболее существенными признаками личностных опросников являются: - стандартизированность предъявления и обработки результатов; - незначительная зависимость результата от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога; - сопоставляемость индивидуальных данных с нормативными, т.е. полученными в тех же условиях в репрезентативной группе. В отечественной литературе существует классификация личностных опросников в зависимости от степени охвата личностных характеристик. Выделяют: - многофакторные опросники черт темперамента и характера; - методы диагностики функциональных состояний личности; - методы диагностики личности как субъекта межличностных отношений; - методы определения направленности личности. В психологических исследованиях широко применяются тесты достижений, интеллекта, креативности, личностные, прожективные. Тестирование считается одним из способов познания внутреннего мира человека. В переводе с английского слово «тест» означает «испытание». Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание. Идею тестов предложил Ф. Гальтон в связи со своими генетическими исследованиями. Он полагал, что, применяя методику тестов, удастся отделить факторы наследственности в психике человека от факторов среды. В дальнейшем тесты получили широкое распространение в исследовании самых разнообразных психофизиологических качеств личности, умений, навыков, способностей. Для тестов характерны: – относительная простота процедуры и оборудования; – кратковременность; – непосредственная фиксация результатов; – удобство математической обработки; – наличие установленных стандартов (норм); – возможность использования как индивидуально, так и для целых групп. Существуют определенные требования к психологическим тестам, или критерии: надежность, валидность, объективность, прогностическая ценность, доступность и удобство практического использования, стандартизация. Надежность – это характеристика точности теста как измерительного инструмента, устойчивость к действиям помех. Валидность – основной критерий качества теста, это обоснованность, достоверность. Валидность бывает подлинная и ложная (видимая ценность метода). Объективность требует стандартности проведения тестирования, строгой регламентации процедуры оценивания, независимости результатов теста от попытки их сознательного искажения испытуемым. Прогностическая ценность – одно из основных требований – использование данных психодиагностики для прогноза поведения субъекта: это проблема переноса полученных характеристик в другие ситуации, в другое время для решения других задач. Доступность и удобство – простота и кратковременность процедуры тестирования. Стандартизация подразумевает единообразие предъявляемых условий во время тестирования, обработки теста, что обеспечивает сравнимость результатов. Сравнивая результаты тестирования нескольких испытуемых, необходимо предусмотреть, чтобы условия проведения тестирования были одинаковы для всех. Формально считается, что все методы отбора являются тестами. Психологические тесты можно классифицировать по разным признакам, например: объективные и субъективные, индивидуальные, групповые, письменные, устные. В профотборе тесты необходимо классифицировать с точки зрения измеряемых характеристик. Чаще всего хотят знать личностные качества работника, такие как интеллект, общие и специальные способности, умение общаться, направленность, психомоторику. Для этого применяют личностные тесты, интеллектуальные, на способности, психомоторные, проективные (тесты с неопределённым смыслом, например чернильные пятна, сюжетные картинки, незаконченные предложения). Психологические тесты, которые приведены ниже, не слишком сложны, но для их проведения и интерпретации требуется определенная профессиональная подготовка. Работа с тестами помогает глубже овладеть теоретическими знаниями в области организационной психологии и профессионального отбора, в понимании жизненных установок человека, его потребностей и мотивов, в направленности психической энергии. Результаты психологического тестирования лучше оформлять в виде протокола занятий. Это поможет сравнить результаты нескольких тестовых проверок. Психологический диагноз предполагает использование результатов исследования, полученных с помощью различных методов. Со временем у вас будет подробная характеристика вашей личности или личности другого человека за какой-то период ее развития. Но какой бы ни была ваша психологическая установка и результаты тестирования, необходимо помнить, что каждый человек уникален и неповторим.
2. Общепсихологическая типология личности (К.Г. Юнг) Вводные замечания. Данная методика предложена К.Г. Юнгом для выявления типологических особенностей личности. Он выделяет два основных типа личности (эго-ориентации): интроверты и экстраверты. Судьба интровертов зависти от внутренней жизни, они направляют свою энергию вовнутрь, сдержанны в эмоциях и внешнем поведении, сосредоточены на себе. Судьба экстравертов во многом определяется внешним миром, объектами его интересов. Они подвижны, разговорчивы, охотно устанавливают личностные отношения с людьми. Жизнь и формирование течения жизненной энергии («экстра/интро») во многом зависит он архетипов коллективного бессознательного, наследственных программ и формируемых жизненных установок. В личности, как правило, доминирует какой то один тип личности, другой тип в это время погружен в бессознательное. К.Г. Юнг различает 4 основные психологические функции: ощущение, чувство, мышление, интуицию. Сочетание психологических функций с типом личности («экстра-интро») образует 8 различных типов личности: 1) экстраверный ощущающий; 2) экстравертный эмоциональный; 3) экстравертный мыслительный; 4) экстравертный интуитивный. 5) интровертный ощущающий; 6) интровертный эмоциональный; 7) интровертный мыслительный; 8) интровертный интуитивный. Если вы яркий экстраверт или интроверт, то вам необходимо развивать качества, характерные установки на свою противоположность, это ускорит психическое развитие, откроет новый мир общения, поможет быть в большем равновесии, гармонии с миром и самим собой. Задание для развития самостоятельных навыков и умений наблюдения. После того как вы хорошо усвоили, какими качествами характеризуется тот или иной тип личности (экстра-интро), понаблюдайте за собой или другими людьми в течение недели, месяца (друг, брат, отец, муж и т.д.). О том, что вы за ним наблюдаете, последний не должен знать. Будьте при наблюдении беспристрастны. Ведите подробные записи. После окончания наблюдения заполните бланк опросника на вашего испытуемого. Обсудите полученные результаты, уточните ответы и позиции. Подумайте вместе, какими чертами вы отличаетесь друг от друга и окружающих вас людей. Проведите тестирование ваших личных качеств по другим методикам. Приведите характерные жизненные примеры, когда личность максимально экстравертирована (учитывая ощущения, эмоции, мышление, интуицию) и максимально интровертирована. Цель задания. Исследование экстраверсии-интроверсии методом тестирования. Оснащение. Бланк опросника из 20 вопросов. Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Инструкция: «Вам предложено ответить на ряд вопросов. На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ. Работайте самостоятельно». Вчитываясь в утверждения, не акцентируйте их эмоциональный смысл, не делайте никаких выводов ни «за», ни «против». Лучше, если вы будете читать утверждения (примеры) сами, а не кто-то посторонний. Ответы на утверждения основаны на вашей самооценке. Попробуйте, чтобы на эти же утверждения дал ответы ваш близкий друг (подруга), оценивая вас. Сравните результаты.
Личностный опросник 1. Что Вы предпочитаете? а) немного близких людей; б) большую товарищескую компанию. 2. Какие книги Вы предпочитаете читать? а) с занимательным сюжетом; б) с раскрытием переживаний героев. 3. Что Вы скорее можете допустить в работе? а) опоздание; б) ошибки. 4. Если Вы совершаете дурной поступок, то: а) остро переживаете; б) острых переживаний нет. 5. Как Вы сходитесь с людьми? а) быстро, легко; б) медленно, осторожно. 6. Считаете ли Вы себя обидчивым? а) да; б) нет. 7. Склонны ли Вы хохотать, смеяться от души? а) да; б) нет. 8. Считаете ли Вы себя? а) молчаливым; б) разговорчивым. 9. Откровенны ли Вы или скрытны? а) откровенен; б) скрытен. 10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний? а) да; б) нет. 11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете: а) говорить; б) слушать. 12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой? а) да; б) нет. 13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать? а) да; б) нет. 14. Хотелось ли Вам вести интимный дневник? а) да; б) нет. 15. Быстро ли Вы переходите от решения к исполнению? а) да; б) нет. 16. Легко ли меняется Ваше настроение? а) да; б) нет. 17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды? а) да; б) нет. 18. Ваши движения: а) быстры; б) замедленны. 19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях: а) часто; б) редко. 20. В затруднительных случаях: а) спешите обращаться за помощью к другим; б) не любите обращаться. Обработка результатов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.008 с.) |