Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования внешнего облика личности

Поиск

Ф. И. О. (исполнителя, студента)__________________________________

Факультет_________________________Курс___________Группа ______

Проверил_________________Начало работы_________Окончание _____

Цель: овладение методом наблюдения; развитие наблюдательности.

Инструкция: выбрать объект наблюдения (любого человека), составить (описать) физический облик и поведенческий портрет по внешним проявлениям в различных ситуациях. Объем работы: дневник – 15-20 рукописных страниц; характеристика – не менее 12 листов формата А-4 (вместе с титульным листом); шрифт 14; интервал 1,0; отступы: вверху и внизу – 2,0; слева – 3,0; справа – 1,5;

Линии наблюдения

1. Введение. Указать цель, задачи данной работы. Как происходил выбор объекта наблюдения.

2. Особенности внешнего вида, фигура: рост, вес, гармония пропорций, плечи, физическое развитие, возраст, пол, одежда, кожа, волосы, брови, губы, прическа, привлекательность, отношение к своему внешнему виду, отношение к своим вещам).

3. Особенности лица (общее выражение лица, его цвет, покраснение и побледнение кожи, мимика, губы, щеки и т.д.). Контроль за выражением своего лица.

4. Особенности выражения глаз (взгляд: неподвижный, пристальный, робкий, смелый, вызывающий, нежный, доверчивый; глаза: мигание, опущены, «бегают», глаза во время смеха, печали, радости, задумчивости, гнева и т. д.).

5. Особенности пантомимики (осанка, походка, жестикуляция, свобода движения, позы, координация, гибкость и пластичность, стереотипы моторики, организация пространства и времени коммуникативного процесса, предметные контакты, тактильные действия: рукопожатия, объятия, поцелуи, толчки, поглаживания, касания). Уровень осознания и контроля своих действий.

6. Особенности речи и речевого общения (молчаливость, разговорчивость, лаконизм, культура речи, сленг, интонация, дикция, темп речи, паузы, модуляция высоты голоса, громкость речи, характерные особенности). Контроль речевых коммуникаций.

7. Отношение к другим людям: друзьям, близким, незнакомым (контактность, характер общения, конформизм, внимательность, заботливость, доброжелательность, правдивость, откровенность, открытость и т. д.).

8. Характер общения (авторитарный, манипулятивный, диалогический, деловой; особенности коммуникаций: вербальное и невербальное общение, культура общения; с кем предпочитает общаться: ровесники, старшие, младшие, пол).

9. Характер социальных и личностных ролей, как часто и быстро они сменяются. Потребности, привычки, желания.

10. Черты характера, интроверсия и экстраверсия, смена настроения, стереотипы поведения, проявление эмоций, характер мышления. Акцентуация характера.

11. Отношение к внешнему миру (к животным, растениям, предметам, объектам).

12. Поведение в психологически значимых ситуациях, во время конфликтов (учёба, спорт, игра, труд, общение, умственная работа). Уровень контроля деятельности: физической, эмоциональной, ментальной.

13. Направленность личности: сотрудничество-конкуренция, ответственность-безответственность, самостоятельность-зависимость и т. д.

14. Интересы, увлечения, общие и специальные способности.

15. Заключение. Краткое подведение итогов работы, выводы.

· По всем линиям наблюдения привести примеры.

· Описывая внешний облик и поведение личности, воздержитесь от категоричных оценочных суждений.

· Наблюдаемый не должен знать, что за ним ведется наблюдение.

· После окончания работы собранный материал желательно обсудить с объектом наблюдения, получить от него письменное заключение.

· Наметить возможные пути и методы дальнейшего саморазвития личности.

Психологический медитативный тренинг, психокоррекция: 5-7 минут. Тема: «Исследование внешнего облика личности в различных его проявлениях и ситуациях». Используя методику «линии наблюдения» изучить некоторые внешние проявления личности. Запись переживаний. Выводы.

22. Психокоррекция и психотерапия качеств личности

в бодрствующем и измененном состояниях сознания (С.С. Корнеенков)

(Данный материал опубликован под названием «Проявление качеств личности в бодрствующем и измененном состоянии сознания (психологический практикум)». Современная психология: теория и практика / Материалы XIII международной научно-практической конференции. Москва. 2014. c. 85-91).

 

В целостной системе «Человек» важнейшим образованием является «Я-комплекс» (внешняя, фрагментарная, социальная, эмпирическая личность). В отечественной и зарубежной психологии имеются многочисленные теории личности, неоднозначны и её определения. Ответ на вопрос: «Что такое личность?» зависит от разносторонности и глубины интеллекта интерпретатора, нестандартности мышления и интуиции.

По мнению А.Г. Асмолова в «…психологии личности отсутствует единый логический стержень, который бы позволял рассматривать психологию личности как целостную систему знаний» [1, с. 4]. В структуре личности, пишет автор, переплетены самые разнообразные проявления человека: мотивы деятельности, социальные роли, идеалы, способности, мировоззрение, характер, самооценка, потребности, интеллект, ценностные ориентации и многие другие образования, что не позволяет выделить ядро личности [1, с. 10-11]. Возможно, этим центром личности является нечто более высокое, то, что создаёт и оживляет личность в человеке? Оценивая человека, чаще всего говорят о личностных свойствах или чертах, что позволило А.Г. Шмелеву создать «Атлас личностных черт» состоящий из 2090 терминов русского языка [9]. Таким образом, каждая личность состоит из множества психологических образований, одни из них скрыты в глубинах бессознательного и сверхсознания, другие качества (очень немногочисленные) актуализируются по мере развития человека как биопсихосоциодуховного существа.

В.В. Козлов отмечает, что внутри глобальной структуры личности («Я») можно вычленить три подстуктуры [4]. «Я»-материальное, центром которого является «образ своей телесности». Человек при этом воспринимает себя как объективное биологическое тело с многочисленными реакциями, желаниями, потребностями, темпераментом, способностями и т.д. Эта телесная личность имеет свой уровень сознания и осознания себя. «Я»-социальное также имеет интегративный статус, свой уровень сознания, свои представления о мире, свой уровень культуры, занимает определённое место в обществе, удачно или не удачно играет свои роль, которые постоянно меняются, она наделяет себя всевозможными правами и обязанностями по отношению к другим людям, природе. «Я»-духовное также существует у всех людей, но, как правило, оно менее развито. Ядром духовной личности служат сакральные смыслы, стержневые проблемы бытия, смысл жизни.

В интегральной йоге Шри Ауробиндо говориться, что когда человек начинает осознавать себя, он видит различные ступени сознания: физическое, витальное, умственное, душевное, спиритуальное [2, с. 43] и как бы два существа. Первое, это внешняя личность, которую мы осознаем в виде тела, эмоций и ума. Второе: внутреннее сознание, истинная личность, которая влияет на нас и руководит нами без нашего знания об этом. Истинная личность поначалу оказывает скрытое, частичное влияние на разум, жизнь и тело как на средство самовыражения. Она впитывает и усваивает суть всего накопленного в неведении бытия, что составляет основу роста и развития души. Когда истинная личность достигает полной силы, она проявляется в нас в виде святого, мудреца или провидца и обращает человеческое существо к высшей истине, высшему добру, высшей красоте, любви и блаженству.

Внешняя личность представляет бодрствующее сознание обычного человека, и если он думает о самореализации, и ему кажется, что он «достиг всего», то эти достижения связаны только с внешней личностью. Эта ошибка связана с неведением о своей внутренней сущности, от этого неведения трудно избавиться. Необходимо признать, что внешняя личность не есть вы сами, это временная формация, инструмент в игре высших сил. Истинная личность обладает более высокими качествами, она пребывает в постоянном контакте с высшим «Я» и настроена в тон с истиной.

По мере развития человека внутри нас мы все больше осознаем нашу душу, перестаем быть высокоорганизованными животными, ощущая проблески скрытой в нас божественной силы. Душа способна по-настоящему управлять человеческим существом только тогда, когда полностью уничтожено эго. По йогическим взглядам на жизнь, высшее «Я» является именно той сущностью, ради развития которой до полноты самосознания и создан весь объективный мир. Цель эволюции не в развитии фрагментарной (внешней) личности, не она является хозяином мира, не она его творит, ибо сама является сотворенной как временный инструмент души. Душа – самое сокровенное, что поддерживает все остальное. На йогическом языке название «душа» дается центру нашего существа, месту расположения высшей правды, тому, который может знать и проявить правду Всевышнего. В настоящее время человек есть частично самосознающая душа, ограниченная умом, жизнью, телом, которая должна стать полностью самоосознающей душой, хозяином ума, жизни и тела.

В трансперсональной психологии внутренняя личность (душа) определяется понятиями «сущность», «внутренний человек», «самость», «высшее Я». Особенности развития внешней личности закрепляются в привычках, потребностях, мотивах, характере, направленности её деятельности. Гармоничное развитие внешней личности нарушается в кризисные периоды жизни, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, что приводит к падению её жизненных сил, к психическим расстройствам и психосоматическим болезням. Экстремальная психология и психотерапия накопили большой теоретический и практический опыт оказания помощи людям как непосредственно во время экстремальных ситуаций, так и на отдаленных этапах. На наш взгляд особенно эффективными в психотерапии социальной личности являются методики связанные с интеграцией обыденного состояния сознания с измененным состоянием сознания (ИСС) [5, 6, 7].

Человека в течение жизни неосознанно, полуосознанно и, в меньшей части, осознанно пропускает через себя, принимает и передает, огромное количество энергии-информации, которая носит созидающий, поддерживающий и разрушающий характер. Человек может накапливать энергию, превращать её потенциальные силы в актуально действующие, что проявляется в качествах личности, поступках, деятельности, характере, мотивах, потребностях, желаниях, способностях и т. д.. Задача человека – научиться осознанно управлять всеми видами своих энергий (физической, биологической, психической, душевно-духовной), сделать свою личность отзывчивой не только на влияния наследственной жизненной программы (энергии) и на силы внешней среды, природы и социума (внешняя детерминация), но и на веления своей души (внутренняя детерминация), что приводит к интегральному развитию и гармонии.

Человек является двойственным существом, он объединяет в себе энергии духовных и материальных миров. В этом единении формируется дуальная личность, один из её полюсов принадлежит внешнему миру (эмпирическая, социальная личность), другой – внутреннему (истинная личность, душа). Внешняя личность есть прижизненное, временное образование (существо) формируемое душой в социальной и природной среде на основе генетической матрицы человека. При помощи эмпирической личности человек познает и формирует собственный образ мира и самого себя. Индивид в своих внешних и внутренних связях и есть эмпирическая личность, она живет в мире субъективных образов, между которыми существует энергоинформационная связь несущая свою долю истины. Объективные, истинные отношения между людьми устанавливаются на более высоком уровне сознания, на уровне души или внутренней личности. Внутренняя личность впитывает все наработки внешней личности, интегрируя их в целостный образ. Чем многограннее и «тоньше» интеллектуальное и духовное развитие интегральной личности, тем адекватнее процесс самопознания. Обычно ум личности настолько привязан к внешней форме, что автоматически отождествляет себя с телом. Реальность бытия социальной личности неотделима от реальности бытия тела. Только на определенном уровне развития сознания, при самоанализе, рефлексии, интроспекции можно научиться воспринимать свои более «тонкие» и высокие инстанции: эмоциональный ум, интеллект, добродетели и грехи, своё высшее «Я». Внешняя личность играет роль буферной зоны между внешним миром и миром внутренней личности человека. В данном контексте под внутренней личностью будем понимать существо, формируемое вокруг души, которое медленно эволюционирует на протяжении множества воплощений. Душа и внутренняя личность, являясь единым целым, представляют противоположный полюс по отношению к внешней личности и эго. Душа не имеет дуальности и тесно связана с высшим «Я» (дух), в то время как внешняя личность дуальна и прямой связи с высшим «Я» не имеет.

Цель статьи: а) предложить методику передачи, приема и психотерапии качеств внешней личности в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания; б) показать, что правильно проведенная психотерапия способствует становлению гармонии между внешней и внутренней личностями, формированию интегральной личности. Задачи: а) рассказать (показать, привести примеры) о проявленных и непроявленных качествах-силах личности, как эти качества возникают, развиваются, где они хранятся, как их умножать и усиливать; б) осознание энергоинформационных сил, проявляемых в виде качеств личности (желаний, мотивов, потребностей, умений, способностей, характера и т.д.), раскрытие их содержания; в) научиться осознанно выбирать, развивать, формировать, принимать и передавать позитивные качества личности (энергии, силы, умения, способности) другим людям в бодрствующем и измененном состояниях сознания в разнообразных видах деятельности.

Методики: аутотренинг, установка, суггестия, концентрация, медитация, интроспекция, рефлексия, настройка, сонастройка.

Подготовительная часть. Выберите из предложенного списка «Качества личности» десять «позитивных» и десять «негативных» качеств (способностей, умений, сил, энергий), которые, как вы считаете, наиболее выражены у вас. Из каждой выборки составьте иерархический ряд по убыванию или возрастанию выраженности данных качеств. Назовите самое выраженное (проявленное) «позитивное» и «негативное» качество вашей личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.01 с.)