Определение креативного потенциала менеджеров



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение креативного потенциала менеджеров



Вводные замечания. (Прочитать материал учебного пособия, вопрос № 27, 28). Креативность – творческие способности индивида – способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: а) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; б) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности – личностные факторы;
2) анализ мышления творческого и его продуктов – факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.
С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов.

Инструкция.Перед вами опросник с суждениями о вашей личности, вашего подхода к решению проблем и характеристики вашей рабочей среды. Отметьте подчеркиванием, в какой степени относится к вам каждое из утверждений опросника: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Текст опросника

А. Моя личность

1. Мне не хватает уверенности в себе:

Всегда часто иногда редко никогда

2. Я ценю критичность:

Всегда часто иногда редко никогда

3. Я боюсь отличаться от других:

Всегда часто иногда редко никогда

4. Мои родители поощряли мое творчество:

Всегда часто иногда редко никогда

5. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности:

Всегда часто иногда редко никогда

6. Мне нравятся новые лица, места:

Всегда часто иногда редко никогда

7. Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни:

Всегда часто иногда редко никогда

8. Я считаю, что грезы, мечты – дело стоящее:

Всегда часто иногда редко никогда

9. Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства:

Всегда часто иногда редко никогда

10. Я получаю удовольствие, играя роли:

Всегда часто иногда редко никогда

11. Я достигаю большего, когда следую правилам:

Всегда часто иногда редко никогда

12.Я позволяю моим чувствам руководить мною:

Всегда часто иногда редко никогда

13. Мне нравится, когда меня считают независимым:

Всегда часто иногда редко никогда

14. Мне нравится быть вместе со свободномыслящими людьми:

Всегда часто иногда редко никогда

15. Я скорее неактивен, чем активен:

Всегда часто иногда редко никогда

16. Мне нравится заглядывать далеко вперед:

Всегда часто иногда редко никогда

Б. Мой подход к решению проблем

1. Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы:

Всегда часто иногда редко никогда

2. Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным:

Всегда часто иногда редко никогда

3. Мне необходимы все факты, чтобы принять решение:

Всегда часто иногда редко никогда

3.Мое внутреннее чувство помогает мне:

Всегда часто иногда редко никогда

5. Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем:

Всегда часто иногда редко никогда

6. Я ненавижу работать над деталями:

Всегда часто иногда редко никогда

7. Секрет успеха – в укомплектованном штате персонала:

Всегда часто иногда редко никогда

8. Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину:

Всегда часто иногда редко никогда

9. К проблемам стоит подходить одним и тем же образом:

Всегда часто иногда редко никогда

10. Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально:

Всегда часто иногда редко никогда

11. У меня есть трудности с обнаружением проблем:

Всегда часто иногда редко никогда

12. Я использую специальные техники для решения проблем:

Всегда часто иногда редко никогда

13. Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной:

Всегда часто иногда редко никогда

14. Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если могу:

Всегда часто иногда редко никогда

15. Я люблю читать инструкции, прежде чем начать что-либо новое:

Всегда часто иногда редко никогда

16. Я верю, что процесс нахождения решений – творческий:

Всегда часто иногда редко никогда

В. Моя рабочая среда

1. Люди в моей организации думают, что их образ действия – самый лучший:

Всегда часто иногда редко никогда

2. Вокруг меня креативность рассматривается, как ключ к выживанию:

Всегда часто иногда редко никогда

3. Границы моих полномочий точно определены:

Всегда часто иногда редко никогда

4. Здесь принимаются стоящие идеи извне:

Всегда часто иногда редко никогда

5. Время для творческих размышлений ограничено в этой организации:

Всегда часто иногда редко никогда

6. Соревнование между служащими воспринимается как здоровое явление:

Всегда часто иногда редко никогда

7. Я мог бы охарактеризовать свою организацию как уютную и ориентированную на сотрудничество:

Всегда часто иногда редко никогда

8. В этой организации мы любим находить проблемы:

Всегда часто иногда редко никогда

9. Здесь, если вы креативны, значит, мечтатель:

Всегда часто иногда редко никогда

10. В этой организации креативным людям дают свободу:

Всегда часто иногда редко никогда

11. Организационные процедуры убивают идеи:

Всегда часто иногда редко никогда

12. Я могу свободно рассказывать о моих идеях, не опасаясь, что надо мной будут смеяться:

Всегда часто иногда редко никогда

13. Меня остановят, если я начну предлагать новые решения:

Всегда часто иногда редко никогда

14. Здесь хорошие идеи представляют ценность:

Всегда часто иногда редко никогда

15. Новые идеи должны быть подробно описаны:

Всегда часто иногда редко никогда

16. В организации поощряются инновации:

Всегда часто иногда редко никогда

 

Ответы на нечетные утверждения оцениваются так:

• всегда – 1 балл;

• часто – 2 балла;

• иногда – 3 балла;

• редко – 4 балла;

• никогда – 5 баллов

Ответы на все четные утверждения оцениваются следующими баллами:

• всегда – 5 баллов;

• часто – 4 балла;

• иногда – 3 балла;

• редко – 2 балла;

• никогда – 1 балл.

Подсчитывается сумма баллов для А, Б и В. Креативный потенциал оценивается суммой трех оценок А + Б + В.

Полученные результаты интерпретируются в соответствии со следующим описанием.

А

16-37 баллов. Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми вашими чувствами в отношении себя, и вы будете удивлены, как много креативности освободится однажды, когда вы позволите себе быть креативным.

38-59 баллов. Ваш креативный потенциал достаточно развит, но не всегда проявляется, так как этому препятствуют некоторые особенности вашей личности. Вам необходимо научиться регулировать эмоциональные состояния, снижая напряжение. Это поможет уменьшить действие барьеров.

60-80 баллов. Вы высококреативны. При этом вы обладаете способностью побуждать к креативности других.

Б

16-37 баллов. Ваш стиль решения проблем имеет тенденцию быть «книжным», ему не достает креативности.

38-59 баллов. Ваш подход к решению проблем иногда отличается ригидностью и может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения подобных проблем. Попытайтесь освободиться от этого, и ваша креативность проявится.

60-80 баллов. У вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным случаем для того, чтобы создать дух предприимчивости и проблематизировать среду вокруг себя.

В

16-37 баллов. Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышления. Посмотрите на ваши баллы по пунктам А и Б. Если они высокие, вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?

38-59 баллов. Иногда трудно быть креативным на вашей работе. Если вы имеете высокие оценки по пунктам А и Б, используйте ваши возможности для того, чтобы изменить среду.

60-80 баллов. Вы работаете в идеальной среде для креативной личности. Однако, если у вас низкие оценки по пунктам А и Б, вам следует работать над развитием вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать вам предлагать новые идеи.

А + Б + В

48-111 баллов. В настоящее время вы понимаете, что все мы имеем значительный потенциал креативности, – ему только надо дать шанс проявиться. Поэтому исключите помехи для проявления своей креативности со своей стороны и со стороны других.

112-176 баллов. У вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдерживается или вами лично, или вашим подходом к решению проблем, или вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три компонента – так чего же вы ждете?

177-240 баллов. Вы, по-видимому, высококреативная личность с большим потенциалом. Продолжайте развивать ваш талант, старайтесь найти новые пути его применения – дома, в ваших увлечениях и, конечно, на работе.

Медитативный тренинг, психокоррекция: 4-5 минут. Тема: «Как у меня развиты творческие способности по сравнению с другими людьми моего возраста? В каких видах деятельности мне необходимо развивать свои творческие спсобности? Что для этого необходимо делать?». Запись переживаний. Выводы.

Сила интуиции

Вводные замечания. Интуиция (пристально, внимательно смотреть)мыслительный процесс решения задачи не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Интуиция проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль интуиции в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. В основе интуиции лежат особые формы переработки информации человеком, которые могут быть как образными, так и вербальными, осуществляться произвольно или непроизвольно. Неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.

Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям и т.д. Развитие интуиции связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности. Одним из феноменов бессознательного в творческом процессе выступает интуиция. Существуют разные виды интуиции, например: интеллектуальная (прямое постижение умом истины) и чувственна прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства).

Инструкция. Отметьте крестиком или галочкой в опроснике те характеристики, которые, по вашему мнению, типичны для вас.

Текст опросника

1. Если у меня нет готового ответа, я: а) спокоен; б) не спокоен.

2. В ситуации неопределенности я: а) дезориентирован (пасую); б) спокоен, собран.

3. В ситуациях соревнования я глубоко увлечен: а) почти всегда; б) редко.

4. Если моя интуиция противоречит фактам, обычно я: а) верю чувствам;

б) следую логике.

5. Решая сложную проблему, я: а) сосредоточен на поиске ее решения;

б) жду, когда придет решение.

6. Если я не согласен с мнением других людей, я: а) заявляю об этом открыто; б) держу свое мнение при себе.

7. В целом я: а) предпочитаю старые уже испытанные пути; б) люблю рисковать.

8. Решая проблему, я меняю стратегию: а) редко; б) часто.

9. Я предпочитаю, чтобы мне говорили: а) как я должен делать; б) что должно быть сделано.

10. Если ситуация осложняется, я: а) оживляюсь; б) волнуюсь.

11. Сталкиваясь с проблемой, обычно я: а) сначала намечаю план и направление работы; б) сразу погружаюсь в работу.

12. В большинстве случаев: а) всякие изменения нервируют меня; б) я рад неожиданным изменениям.

13. Я читаю:

а) о разных существах, в том числе вымышленных;

б) фактический материал, относящийся к работе (занятиям).

14. Если мое мнение отличается от мнения специалиста, я обычно:

а) полагаюсь на себя; б) считаюсь с авторитетом.

15. Когда по работе я сталкиваюсь одновременно с несколькими заданиями, я: а) делаю их параллельно; б) делаю их последовательно.

16. В учебе (при усвоении нового) я:

а) сначала усваиваю правила и инструкции;

б) приступаю к самому материалу, а правила учу уже по ходу дела.

17. В работе я предпочитаю:

а) следовать установленным правилам и предписаниям;

б) создаю и следую собственному порядку.

18. В школе мне лучше даются:

а) ответы на открытые вопросы (типа сочинений, размышление и т. п.);

б) ответы на закрытые вопросы (краткие: да, нет, столько и т. п.).

19. В основном я: а) идеалист; б) реалист.

20. Когда я ошибаюсь, я: а) проверяю себя еще раз; б) забываю об этом и продолжаю дальше.

21. В разных ситуациях:

а) я обычно могу объяснить, откуда я знаю что-либо;

б) обычно я не могу этого объяснить.

22. При описании и объяснении я больше опираюсь:

а) на аналогичные эпизоды; б) на факты и примеры.

23. Меня обычно можно убедить: а) обращаясь к смыслу; б) обращаясь к эмоциям.

24. Если я не прав, я: а) охотно признаю это; б) защищаюсь.

25. Скорее всего, я: а) фантазер; б) практик.

26. Решая сложную проблему, я: а) прошу совета; б) стараюсь справиться сам.

27. Непредсказуемые люди: а) раздражают меня; б) мне интересны.

28. Получая задание на следующую неделю, я обычно говорю:

а) «Давайте договоримся о точном времени»;

б) «Сообщите мне за один день».

29. Если мои планы нарушаются, я: а) расстраиваюсь; б) спокойно принимаю новый план.

30. К своим догадкам я отношусь: а) с энтузиазмом; б) с недоверием.

31. Большинство моих друзей и коллег: а) верят в интуицию; б) относятся к ней скептически.

32. Меня считают: а) человеком «идеи»; б) человеком «детали».

Ключ

Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «а» в следующих вопросах: 1, 3, 4, 6, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 22, 24, 25, 30, 31, 32.

Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «б» в следующих вопросах: 2, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 29.

Если ваша общая оценка 24 балла и больше, вы обладаете тенденцией интуитивного подхода к принятию решения и проблемам. В основном вы полагаетесь на свою интуицию, и, возможно, она вас не обманывает.

Оценка 16-23. Вы склонны менять (варьировать) свой стиль, но преобладает интуиция, а не анализ и синтез. Интуиция чаще истинна, чем ошибочна.

Оценка 8-15. У вас смешанный стиль, но ближе к анализу и синтезу, рациональному. Интуиция может вас подводить.

Оценка меньше 8. У вас преобладает системно-рациональный подход к проблемам. Вы не доверяете своей интуиции, так как она в прошлом вас подводила.

Высокий балл по опроснику – это показатель позитивного, интуитивного поведения (ориентированного на догадку). Эти вопросы могут помочь вам в самонаблюдении и самовоспитании.

Медитативный тренинг, психокоррекция: 4-5 минут. Тема: Что означает понятие «интуиция». Какие виды интуиции существуют? Как у меня развита интуиция? Какой стиль мышления доминирует в моей умственной и практической деятельности: врожденные рефлексы, стереотипы, привычки, эмоции, логическое мышление, интуиция? Запись переживаний. Выводы.

Творческие способности

Вводные замечания. (Прочитать материал учебного пособия, вопрос № 48). Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: личностном и процессуальном. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

В.Н. Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

· независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформизм оценок и суждений;

· открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

· высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

· развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

· уверенность в своих способностях и сила характера;

· смешанные черты мужественности и женственности в поведении;

· развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях.

Что такое творческие способности? Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, или скорее разбудить способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.

Инструкция. Тест направлен на определение творческого потенциала личности. Оцените в баллах (от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

• 10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

• 9–6 баллов – соответствие значительное.

• 5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

• 4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

• 1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если…»?

7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?). Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

• 80-100 баллов – потенциал очень велик.

• 60–80 баллов – вы творческая личность.

• 40–60 баллов – вы не хуже большинства.

• 20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

• 10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Медитативный тренинг, психокоррекция: 4-5 минут. Тема: Что означают понятия: «творческая деятельность, творческие способности»? В каких видах деятельности у вас наиболее развиты творческие способности? Что означают понятия «феноменальные способности», «экстрасенсорные способности»? В каком возрасте (у вас лично) возможно наивысше раскрытие способностей и в каком виде деятельности? Запись переживаний. Выводы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.023 с.)