Теоретико-методологические основы оценки туристского потенциала локальных территорий (дестинаций) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основы оценки туристского потенциала локальных территорий (дестинаций)



 

Туристический потенциал региона – это наличие у него возможностей к развитию туристской индустрии и получению от ее функционирования положительного социально-экономического эффекта и повышению уровня туристской привлекательности этого региона; туристический потенциал региона – это совокупность ресурсов, которые пребывают в его распоряжении с целью организации туристской деятельности.

Основная проблема в исследовании туристского потенциала региона состоит в том, что все его элементы функционируют одновременно и в совокупности. То есть туристический потенциал является системой, причем сложной и динамичной, поскольку именно взаимосвязи между отдельными элементами потенциала модифицируют выходные свойства и закономерности их функционирования, способствуя тем самым переходу потенциала в новое качественное состояние как единого целого, то есть системы высшего порядка.

Приведенное утверждение дает основание утверждать, что туристический потенциал региона – это сложная, организованная, динамичная система, которая формируется из множества элементов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии и выполняют разные функции в процессе создания и предоставления туристского продукта необходимого количества и качества и в сроки, определенные рынком.

Поскольку туристический потенциал региона является системой, соответственно, ему присущи такие свойства любой системы, как целостность, эмерджентность и делимость элементов. Вместе с тем туристический потенциал обладает особенными, только ему присущими характеристиками (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 - Системные характеристики туристского потенциала региона

 

В отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике туристского потенциала, приводится большое количество определений различных его видов, однако отсутствует общая классификация по разным признакам.

Святохо Н. В. предложена следующая общая классификация туристского потенциала по разным признакам [45]:

1. По уровню агрегированнности оценки:

а) совокупный туристический потенциал региона – это совокупность ресурсов, которые пребывают в его распоряжении с целью организации туристской деятельности;

б) частный туристический потенциал - составная часть совокупного туристского потенциала региона. К нему относятся:

- экономико-туристический потенциал региона – это потенциально пригодные силы и средства региона (материальные, природные, трудовые и др. ресурсы), необходимые для воспроизводства туристского продукта на региональном уровне;

- социально-туристический потенциал региона – совокупность различных социальных условий, имеющихся у региона (т. е. условий общечеловеческой общественной жизни), которые необходимы для осуществления региональной туристской деятельности. Состоит из духовного и морально-психологического потенциалов.

- духовный туристический потенциал – это духовные качества населения, вызывающие интерес у туристов;

- морально-психологический туристический потенциал – это морально-психологическая обстановка, складывающаяся на данный момент в обществе и отражающая процесс воспитания населения региона в правильном отношении к туризму как к явлению и туристу как его субъекту.

2. По содержанию:

а) экономический туристический потенциал (ТПТ (э)) – это способность субъектов хозяйствования и органов управления формировать туристический (рекреационный) продукт территории путем использования совокупных ресурсов развития территории с целью удовлетворения потребностей населения и целевых рынков;

б) технический туристический потенциал (ТПТ (т)) – это потенциал территории, касающийся возможности привлечь такое количество туристов, которое могут позволить себе принять средства размещения туристов или в целом определенный регион с наличными природными ресурсами, учитывая допустимую рекреационную нагрузку на эту территорию.

3. По мере реализации:

а) реальный (достигнутый) туристический потенциал (выявленный и привлеченный);

б) стратегический туристический потенциал (выявленный, но не привлеченный (вектор развития).

4. По источникам формирования:

а) туристический потенциал возможностей – совокупность возможностей, объективно складывающихся на территории региона и способствующих воспроизводству регионального туристского продукта;

б) туристический потенциал потребностей – определяет степень использования потенциала возможностей; его источником являются субъективные потребности туристов в туристском продукте того или иного вида и качества.

5. По виду нагрузки на туристический объект или местность:

а) общий туристический пропускной потенциал – это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристический объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения;

б) экологический туристический пропускной потенциал – это уровень посещаемости объекта или местности, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям либо в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры;

в) туристический социальный пропускной потенциал – это уровень посещаемости туристского объекта или местности, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки;

г) местный туристический социальный пропускной потенциал – это уровень посещаемости, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами.

д) инфраструктурный туристический пропускной потенциал – это количественные характеристики инфраструктуры региона, определяющие ее способность удовлетворять запросы туристов (протяженность и густота дорожного покрытия, количество транспортных средств на всех видах транспорта, уровень элетрификации, водоснабжения, канализации, количество гостиничных номеров в гостиницах разного класса и т. д.)

Существуют различные методы оценки природных рекреационных ресурсов, но самой распространённой и наиболее соответствующей комплексному рекреационному анализу территории является оценка степени благоприятности тех или иных параметров для рекреационного исследования. На сегодняшний день разработано несколько общих подходов к оценке рекреационных ресурсов, при этом рассматриваются, прежде всего:

· функциональная пригодность для того или иного вида экологического туризма (технологическая оценка);

· степень комфортности (физиологическая оценка);

· эстетические качества (психологическая оценка) [1, с. 53].

Также для развития туристической индустрии большое значение имеет учёт норм антропогенной нагрузки на природные комплексы, поскольку неграмотная эксплуатация природных ресурсов пагубно сказывается на экологическом состоянии природных ресурсов региона. Таким образом, обязательным условием пригодности природных рекреационных ресурсов является экологическое благополучие природной среды.

Регион для обеспечения функционирования и развития своей туристской сферы использует не только собственные ресурсы, но и потенциалы более высокого уровня – страны, континента, мира. С другой стороны, значение многих региональных потенциалов в рамках совокупного туристского потенциала выходит за пределы самого региона (например, использование культурного потенциала некоторых регионов осуществляется жителями всего мира).

Рассматривая состав потенциалов региона, входящих в его совокупный туристический потенциал, необходимо выделить среди них ключевые. К ключевым относятся те из них, формирование и развитие которых способно обеспечить устойчивое функционирование и развитие туризма в регионе.

В структурном плане туристический потенциал региона целесообразно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциалов: природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 - Элементный состав туристского потенциала региона

 

Рисунок иллюстрирует примерный перечень важнейших компонентов туристского потенциала, совокупность которых, по мнению А. В. Дроздова, необходимо охарактеризовать в целях его выявления и оценки [23].

Проблема неравенства освоения туристических пространств заключается в разнице рекреационного потенциала территорий. Современный мир исключительно разнообразен со всех точек зрения. Различны природные и природноресурсные, историко-культурные, этноконфессиональные, социально-экономические условия разных стран и районов. И именно это разнообразие – основа функционирования такой отрасли социальной сферы как туризм. Ведь именно стремление увидеть что-то новое вовлекает людей в эту сферу.

Решающую роль в туризме играет абсолютное преимущество ресурсов территории. Действительно, некоторые территории имеют уникальные туристические ресурсы: исключительные природные места, памятники истории и искусства. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение того или иного региона и побуждают туристов совершать путешествия.

Универсальных методов оценки туристических ресурсов не существует. Это отчасти определяется самой природой туристических ресурсов. В туристском ресурсоведении обычно используются отдельные методы оценки для определенных групп туристических ресурсов. Например, метод технологической оценки может быть использован применительно к природным туристским ресурсам с позиции инженерного освоения территории.

Эстетическая оценка природных ресурсов основана на определении степени эмоционального воздействия туристических ресурсов на человека, определяется наличием контрастности и уникальности туристского ресурса. И если результатом технологической оценки является готовность территории к туристскому освоению и ее использованию для создания турпродукта, то эстетическая оценка определяет степень аттрактивности объектов туристского показа.

Гуляев В. Г. считает принципиальным моментом в исследовании состава совокупного туристского потенциала региона является рассмотрение его как системы [10].

В составе совокупного туристского потенциала региона с позиции системного подхода объект туризма (турист) формирует т. н. туристический потенциал потребностей, имеющий субъективную и изменчивую природу, а субъекты туризма являются основой формирования совокупного туристского потенциала возможностей, имеющим объективную природу.

В структурном плане совокупный потенциал региона представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциалов: природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального.

В связи с тем, что туристический потенциал региона является системой, можно выделить его основные особенности: динамичность, иерархичность, способность к трансформации, инверсии, развитию и т. д.

В связи с тем, что на современном этапе более сложными становятся проблемы управления потенциалами, входящими в состав туристского потенциала региона, управление регионом в сфере развития туризма, в том числе и его потенциалами, должно развиваться как синтез двух аспектов: совершенствования научно-практической деятельности и развития управления как искусства.

Для формирования методологической базы оценки туристических ресурсов, интерес представляют известные методики оценки туристско-рекреационного потенциала территорий разработанные А.В., Дроздовым, Е.Ю [23], Колбовским [28] и А.С. Кусковым [30]. Эти методики включают покомпонентную или интегральную оценку туристско-рекреационного потенциала дестинаций. Туристический потенциал включает все предпосылки создания турпродукта в регионе, то есть имеющиеся ресурсы и условия для приема и обслуживания туристов.

Ушаковой Е.О. предложена классификация методов оценки туристических ресурсов, используемых для определения туристско-рекреационного потенциала региона (рисунок А.1) [52]. Она включает количественные, качественные и комплексные методы оценки туристических ресурсов. Картографический метод используется для знакомства с регионом и для первичной оценки туристических ресурсов, если они уже нанесены на карту. Этот метод подходит также для интерпретации результатов оценки туристических ресурсов и для формирования геоинформационных систем туристского развития территорий.

Количественные методы дают статистический материал для других методов оценки. Основные источники информации − федеральные, региональные и муниципальные реестры природных, историко-культурных и объектов инфраструктуры туризма и объектов туристского показа.

Набор качественных методов оценки более широк, он включает такие методы, как медико-биологическая, эстетическая, экономическая, экологическая оценка, а также разработанная ЮНЕСКО методика оценки природных и культурных туристических объектов международного значения.

Следует отметить, что для определения привлекательности любого туристского региона особо важна экономическая оценка его туристических ресурсов. К сожалению, этот аспект методической оценки туристических ресурсов проработан наиболее слабо. Но именно экономическая оценка туристических ресурсов может стать основой для сравнения туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов, выявления приоритетных территорий для инвестирования в туристскую отрасль. То есть экономическая оценка должна занимать центральное место в модели комплексной оценки туристических ресурсов региона.

В дестинации существует еще один канал получения инвестиций – это крупные предприятия региона, которые могут выступать спонсорами событийных мероприятий (фестивалей, конкурсов и т.п.) в сфере агроэкотуризма.

И, наконец, для субъектов агроэкотуризма существует возможность получения финансовой поддержки в форме кредитной поддержки из Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, ОАО «Белагропромбанк», Программы Европейского банка реконструкции и развития, Северной экологической финансовой корпорации, нацеленной на финансирование энергоэффективных проектов, Ассоциации «Белфранчайзинг» и др.

Таким образом, в результате проведенного исследования в первой главе, можно сделать следующие выводы.

Туристскую дестинацию можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов.

Туристический потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, и др.). Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристических услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристических ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование. Потенциал туристской дестинации определяется способностью предприятий и организаций региона формировать туристский продукт и удовлетворять потребности посетителей дестинации в туристских услугах.

Туристский потенциал региона представляет собой сложную систему, элементами которой являются:

- ресурсный потенциал региона, который представляет собой совокупность природно-экологических и культурно-исторических факторов привлекательности туристской дестинации;

- социально-экономический потенциал региона, представляющий совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих предоставление туристских продуктов конечным потребителем (туристами) и обеспечивающих эксплуатацию общей инфраструктуры в туристских целях (транспорт, банки, торговые учреждения, спортивные сооружения и т.д.);

-мнпотенциал государственно-частного партнерства и кластерообразования, который понимается как сообщество сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, сотрудничающих, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга и повышающих привлекательность региона для туристов;

- правовые условия развития экотуризма, которые обеспечивают общие рамки туристской деятельности и ведения бизнеса в сфере туризма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 2560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.130.77 (0.024 с.)