Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи и значение туристского ресурсоведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие туристского бизнеса осуществляется при наличии основных составляющих: капитала, технологии, трудовых, природных и культурно-исторических ресурсов туризма. Недостаточно иметь капитал, купить технологию, нанять высокопрофессиональные кадры и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристские ресурсы. Если в пределах какой-либо территории нет туристских ресурсов, то в силах человека их создать. Практика последних лет демонстрирует создание искусственных ресурсов туризма – крупных тематических парков, туристских комплексов, аттракционов. Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе и рассматриваются как один из важнейших факторов развития туризма, как основа для планирования производства туристского продукта. Именно специфика туристских ресурсов региона определяет особенности и структуру регионального туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики. Кроме того, туристские ресурсы обладают районообразующей ролью, так как на основе наличия и разнообразия туристских ресурсов выделяются туристские районы и зоны, планируются и открываются новые туристские маршруты. Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь представление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки туристских ресурсов, которая необходима для управления использованием природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды. Представление о ценности территории как перспективном месте туризма традиционно связывали с богатством природы, ее разнообразием, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассматривались, прежде всего, памятники архитектуры, исторические города, достопримечательные места и т. д. В рамках рекреационной географии всегда особое место занимала тема туристского ресурсоведения. Много научных работ в 1970-е гг. было посвящено оценке туристских и рекреационных ресурсов. При этом обсуждались самые разнообразные аспекты этой проблемы, прежде всего методология и методы оценки качества ресурсов, измерение степени устойчивости и методы расчета максимальных и оптимальных нагрузок на природные и историко-культурные комплексы[4]. В связи с этим важность изучения учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение» представляется несомненной. В нашей стране сложились три подхода к преподаванию дисциплины «Туристское ресурсоведение» («Туристские ресурсы») – теоретико-методологический, прикладной (оценочный), описательный. В рамках теоретико-методологического подхода в качестве основного содержания учебного курса выступают два главных вопроса: а) концептуализация понятия «туристские ресурсы» и понятийно-терминологического аппарата дисциплины и б) изучение основных методов оценки туристских ресурсов. Описательный подход предполагает построение учебного курса «Туристское ресурсоведение» на основе описания туристских ресурсов отдельных стран и регионов мира. Данный подход, по мнению автора, в современных условиях неприемлем, так как важнее научиться самостоятельно оценивать туристские ресурсы, нежели «выуживать» их описания из словарей, путеводителей, справочников. Древние восточные мудрецы говорили, что голодного человека надо научить пользоваться удочкой, а не накормить рыбой. Прикладной (оценочный) подход основан на практическом применении существующих методов оценки туристских ресурсов в отношении конкретных территорий. Этот подход обособленно реализуется крайне редко. Наиболее оптимальным вариантом его реализации является комбинирование с теоретико-методологическим подходом, так как курс туристского ресурсоведения в обязательном порядке должен завершаться разделом, где студенты будут изучать и оценивать туристские ресурсы региона своего проживания – то есть будут применять полученные знания на практике. Итак, наш учебник, как вы уже догадались, написан в русле теоретико-методологического подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, описательный подход, рассмотренный нами выше, наиболее успешно реализуется в родственных учебных дисциплинах, таких как «География туризма», «Туристское регионоведение», «Туристское страноведение». Во-вторых, автор сознательно опустил прикладной аспект, так как посчитал нецелесообразным рассмотрение практики применения различных методов оценки туристских ресурсов к условиям отдельно взятого региона или страны. Предполагается, что теоретико-методологический аппарат учебника позволит студентам самостоятельно оценить туристские ресурсы своего региона в рамках практических и семинарских занятий, используя при этом задания, приведенные после каждой главы. Оптимальным мы считаем построение учебной дисциплины на основе сочетания теоретико-методологического и оценочного подходов с обязательным использованием описательных методов в качестве иллюстративного материала. Наиболее значимым считаем изучение содержания основных методов оценки туристских ресурсов и возможностей их практического применения в условиях как своего региона, так и других территорий, в том числе и зарубежных. Дисциплина дает представление об основных концепциях и понятиях географии туризма и туристского ресурсоведения, а также о важнейших и современных способах оценки туристских возможностей отдельных территорий для их дальнейшего использования и развития как туристских регионов. Особое внимание отводится авторским методикам оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма. Приводится также и обзор основных методов оценки иных категорий рекреационных и туристских территорий – культурных ландшафтов, историко-культурных и ландшафтных комплексов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и др. Целью учебного курса «Туристское ресурсоведение» является выделение и характеристика основных разновидностей туристских ресурсов, а также рассмотрение, оценка и особенности практического применения существующих методик их оценивания. Для реализации поставленной цели в процессе изучения дисциплины предусматривается решение ряда задач. К основным задачам туристского ресурсоведения можно отнести следующие: 1. Определение содержания учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение». 2. Раскрытие базисных положений и операционализация основных понятий, терминов и категорий дисциплины. 3. Выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала территорий. 4. Характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств. 5. Анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма. 6. Выделение важнейших особенностей пространственной организации туристских ресурсов. 7. Рассмотрение основных аспектов экологии и охраны туристских ресурсов. В любом регионе, поселении, уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс. Это существенным образом меняет стратегию развития туристской отрасли и значительно расширяет роль географии. Главная з адача туристского ресурсоведения заключается сейчас не только в том, чтобы найти и оценить новые ресурсы в местах, до сих пор не освоенных туристской отраслью, а обогатить туристский потенциал уже освоенных мест, обустроенных туристскими учреждениями, доступными для потенциальных туристов[5]. Выделенные задачи дисциплины определяют и ее структуру, которую составляют следующие разделы: · Теоретические основы туристского ресурсоведения. · Туристский потенциал территории. · Туристские ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала. · Природные туристские ресурсы и их оценка. · Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. · Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка. · Пространственная организация туристских ресурсов. · Экология и охрана туристских ресурсов. Объектом изучения учебной дисциплины являются туристские ресурсы и их роль в совокупном туристском потенциале территорий. При этом туристским ресурсам отводится приоритетная роль в туристском потенциале территорий, включающем также и туристскую инфраструктуру необходимую для надлежащего их использования. В качестве предмета изучения можно определить важнейшие характеристики и разновидности туристских ресурсов, а также совокупность методов их оценивания применительно к условиям конкретных территорий. Особое внимание следует уделять вопросам поддержания туристских ресурсов в состоянии экологического равновесия и обеспечения их надлежащей охраны. В настоящее время меняется роль географии, содержание географических исследований, непосредственно связанных с рекреационной или туристской тематикой. Становятся более заметными такие направления исследований, как особенности туристского восприятия географического пространства, закономерности пространственного поведения туристов, геокультурологические аспекты туристской и рекреационной деятельности. Для успешного усвоения учебного курса вам будут необходимы знания, полученные при изучении таких дисциплин, как математика, информатика, картография, основы туризма, рекреационная география, общая география, мировая культура и искусство, экономика, экология и природопользование и др. В то же время, туристское ресурсоведение служит базисом для успешного изучения ряда профессиональных дисциплин – географии туризма, туристского страноведения, туристского регионоведения, планирования туризма, курортного дела, менеджмента туризма. После изучения дисциплины вы должны знать: 1. Основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса. 2. Возможности применения картографического метода для целей оценки туристских возможностей территорий. 3. Специфику комплексных методов оценки туристских ресурсов. 4. Особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма. 5. Принципы и проблемы составления реестра и кадастра туристских ресурсов. 6. Важнейшие закономерности и особенности пространственной организации ресурсов туризма. 7. Принципы рекреационного и туристского природопользования и особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации отдыха. 8. Современные технические и технологические средства и приемы для проведения оценки туристских ресурсов. Изучение дисциплины предполагает также приобретение ряда умений и навыков, среди которых отметим наиболее важные: 1. Критический анализ основных концепций и понятий дисциплины. 2. Работа с различными группами источников – литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными. 3. Выявление и оценка факторов, влияющих на размещение туристских ресурсов. 4. Применение ГИС для моделирования и оценки туристских ресурсов. 5. Характеристика и комплексная оценка туристских ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается международный и внутренний туризм. 6. Использование основных методов и приемов оценки туристских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.008 с.) |