Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация и принципы выделения туристских ресурсовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует множество классификаций туристских ресурсов. В первую очередь, туристские ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первым относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т. д.). Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др. По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важна и природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.). Н. П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы [20]: · природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.; · культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т. д.; · социально-экономические: транспортная доступность и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения. Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М. Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные туристские ресурсы, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» туристские ресурсы (инфраструктура, экономические удобства). В отличие от М. Труаси, П. Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства. П. Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданные трудом человека – архитектура); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности – обычаи, праздники, обряды, нравы и др.). М. М. Амирханов, H. С. Лукашин и А. П. Трунев[21] приводят классификацию туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала (рис. 3.1.). Данная классификация достаточно схематична и имеет сугубо экономическую направленность.
Рис. 3.1. Классификация туристских ресурсов
К туристским ресурсам также можно отнести все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и термальные). Биологические туристские ресурсы – компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические и флористические. Энергоинформационные туристские ресурсы представляют специфические поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое состояние человека, покупающего туристский продукт. Каждый из выделенных типов туристских ресурсов обладает собственными, присущими только ему признаками и свойствами, на основе которых выделяются виды ресурсов по: возможности использования; степени аттрактивности; лечебно-оздоровительным свойствам; исторической и эволюционной уникальности; экологическим критериям. Туристские ресурсы являются предпосылкой для строительства и эксплуатации туристских учреждений, создают возможность для формирования различных туристских программ и маршрутов. При этом с точки зрения основных целей путешественников ресурсы можно условно разделить на четыре группы: 1) курортологические; 2) рекреационные; 3) религиозно-культурологические; 4) информационно-деловые. Именно такие ресурсы определяют формирование базовых видов туристского бизнеса в том или ином регионе.
Рис. 3.2. Классификация туристских ресурсов С. А. Быстров и М. Г. Воронцова приводят следующую классификацию туристских ресурсов (рис. 3.2.)[22]. В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные туристские ресурсы. Туристская территория или акватория – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах. Выделим и такие виды ресурсов как природные лечебные и туристские информационные. Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты. Туристские информационные ресурсы представляют информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом. И это понятно, поскольку главная цель туризма – получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села. Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы[23]. Основные принципы выделения туристских ресурсов по группам будут рассмотрены нами в соответствующих главах учебника. Однако следует сказать, что существует весьма сложный вопрос: «Какие же объекты можно считать туристскими и как относить их к туристским ресурсам?». Поиск ответа на этот вопрос вызывает необходимость разработки целой системы критериев оценки природных и историко-культурных ресурсов, а также их пригодности для туристских целей. В самом идеальном варианте считаем необходимым указать на следующие особенности выделения туристских ресурсов. Во-первых, объект должен быть доступен, как с транспортной, так и с финансовой точки зрения. Кроме того, в материалах периодической печати, путеводителях, справочниках, Интернет должна циркулировать необходимая и достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже несмотря на его уникальность и мировое значение. Во-вторых, важное значение придается комплексности объектов – у одиночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой интересных объектов. Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей территории в направлении создания здесь крупной системы туризма. В-третьих, объект должен обладать привлекательностью для туристов – аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью (большими размерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого фундаментального принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется невозможным. В-четвертых, объект должен быть безопасен для туристов; первостепенное значение придается возможностям охраны объекта от последствий туристской деятельности. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Не секрет, что развалины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут гораздо меньшее количество туристов, нежели ренессансный дворец, находящийся в отличном состоянии. Ценность объектов различна, а предпочтение отдается именно объекту, наиболее сохранившему свой первозданный облик. В-пятых, большое значение может сыграть и географическое положение объекта; так, положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории способно сделать его своеобразной Меккой для туристов. В-шестых, определяющее значение имеет и происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Между тем, некоторые объекты искусственного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны привлекать колоссальные туристские потоки. К таким объектам, к примеру, можно отнести тематические парки. В-седьмых, имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использование поезда и как туристского ресурса – то есть объекта туристского интереса и как средства передвижения – инфраструктурного объекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 6281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.007 с.) |