Свойства и параметры туристских ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства и параметры туристских ресурсов



 

Туристские ресурсы обладают рядом свойств. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные и видеоэкологические характеристики компонентов ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.

А. Д. Чудновский и М. А. Жукова считают, что туристские ресурсы характеризуются следующими свойствами: аттрактивность (привлекательность); климатические условия; доступность; экскурсионная значимость; пейзажная составляющая; социально-демографическая составляющая; степень воспроизводства; способ использования; уникальность и др.[24]

Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, динамичность, емкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.

Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и др.

Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом.

Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. Туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов.

Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями.

Привлекательность (аттрактивность) – основное свойство туристских ресурсов. Именно аттрактивность делает объект предметом туристского показа.

Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус.

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства.

Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста.

Известность – популярность туристского объекта среди туристов.

Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.

Выразительность – взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность – состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.

По мнению И. И. Пирожника важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются[25]:

Ø объем запасов (дебет минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;

Ø площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны;

Ø период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание устойчивого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

Ø территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение туристской инфраструктуры и потоков к местам их концентрации;

Ø сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;

Ø возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

Наиболее важным и фундаментальным свойством туристских ресурсов является аттрактивность. Понятие «аттрактивность (привлекательность)» в последние годы часто используется в работах по туризму. Но ясного представления о его содержании к настоящему времени не сложилось. Большинство исследователей понимают под аттрактивностью пейзажную (эстетическую) привлекательность. Вместе с тем аттрактивность следует трактовать более широко, включая в это понятие кроме эстетической привлекательности еще и утилитарную (функции ландшафта относительно рекреационных потребностей), а также топологическую (уникальные особенности местности) характеристики[26]. Именно комплексная привлекательность является важным фактором формирования потока туристов на данную территорию.

К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:

Ø использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);

Ø усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т. п.);

Ø возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и др.);

Ø любительские занятия (рыбалка, охота).

Необходимым и наиболее важным методом оценки туристских ресурсов является их кадастр. Кадастр туристских ресурсов представляет систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику природных и социокультурных объектов и явлений туристского назначения. Важнейшая цель создания кадастра туристских ресурсов заключается в выявлении путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по их охране.

Можно выделить следующие направления оценки туристских ресурсов:

ü количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно – то есть определить их объем и запасы;

ü качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов дестинации;

ü анализ потенциальных возможностей использования ресурсов – определение рамок использования ресурсов, а также экономических, социальных и экологических последствий пользования туристскими ресурсами

Кадастровый учет следует вести в отношении трех основных групп туристских ресурсов: 1) ресурсы, формирующие туристский интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта; 2) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы); 3) природные ресурсы.

При разработке кадастра туристских ресурсов должны использоваться различные источники информации об их наличии и состоянии, а также результаты экспертных оценок и оценок привлекательности ресурсов с точки зрения туристов, которые получают путем опросов и социально-экономического мониторинга.

При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основных принципов: объективность (достоверность и обоснованность всех данных); непрерывность (систематическое обновление, уточнение и корректировка данных); наглядность (систематизация данных, их оформление). Таким образом, составление кадастра туристских ресурсов позволит выявить сильные и слабые стороны территории как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения посетителей (туристов).

На основе анализа ресурсных возможностей туристской территории формируется структурная таблица кадастра туристских ресурсов (табл. 3.1.).

 

Таблица 3.1.

 

Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов [27]

 

Категория ресурсных групп Вид ресурса Критерии оценки Лимитирующие факторы
Культурно-исторические ресурсы Объекты туристского и экскурсионного показа Мировой уровень Норма пропускной способности объекта
Национальный уровень
Местный уровень

 

 

Продолжение таблицы 3.1.

 

Инфраструктурные ресурсы Средства размещения Классность (звездность) Количество мест номерного фонда
Ориентированность предприятия по сегментам потребителя
Другие критерии
Предприятия питания Тип предприятия Количество накрытий
Классность предприятия
Кухонная направленность
Другие критерии
Транспортная инфраструктура Виды транспортной доступности Пропускная способность транспортной системы
Интенсивность движения
Другие критерии
Торговля Виды продукции Насыщенность рынка товарами
Другие критерии
Банковская система Виды услуг Кредитные способности банка
Другие критерии
Иная туристская инфраструктура Различная совокупность критериев Критерии возможности обслуживания
Природно-рекреационные ресурсы Климатический фактор Режим осадков Режим воздействия
Циркуляция атмосферы
Ветровой режим
Другие критерии
Водный ресурс Вид ресурса Допустимая антропогенно-рекреационная нагрузка: технологическая и психологическая
Оценка берега
Характеристика дна
Санитарно-гигиенические характеристики
Применимость в развитии туризма
Другие критерии
Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы) Вид ресурса Экологическая пропускная способность
Тематика ресурса
Другие критерии

 

Данная таблица указывает на важнейшие направления развития туризма в рамках определенной территории, позволяет определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма. Такая таблица поможет грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристской сферы. При составлении таблицы кадастра особое значение следует уделять территориальному фактору, а именно местоположению рассматриваемых ресурсов в территориальном разрезе. Кадастр туристских ресурсов является одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том или ином регионе. Кадастр туристских ресурсов является основой для разработки целевой программы или концепции развития туризма в регионе.

 

Рекреационные ресурсы

 

Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом является почти любое место, отвечающее следующим двум критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека; 2) место является сочетанием двух и более различных в природном отношении сред.

Статистически наиболее привлекательными являются краевые зоны, стык различных сред (вода – суша, лес – поляна, холм – равнина и т. п.). В идеале, наиболее привлекательны стыки предельного количества контрастных сред: горы + море + разнообразная культурная среда. Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы[28].

Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, детерминированы задачами социокультурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. После прохождения пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прежней высокой оценке одних и тех же рекреационных ресурсов.

Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. Таким образом, рекреационные ресурсы – это своего рода «плавающая точка», отражающая процесс целостного освоения пространства социокультурных систем. По определению, данному рекреационным ресурсам Т. В. Николаенко к ним относятся компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые, благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности[29].

Как указывает А. М. Сазыкин, имеется множество определений термина рекреационные ресурсы, одни более удачны, другие менее. У В. И. Преловского используется вполне приемлемое определение природных рекреационных ресурсов, под которыми следует понимать природные явления, процессы или отдельные элементы ландшафта (более емко и лучше – «элементы и явления географической среды»),…которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.

Однако в последних научных и учебных публикациях приводится неудачное, на наш взгляд, определение: природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа…, которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма; это компоненты природной среды. Природные рекреационные ресурсы, как и любые ресурсы не компонент природной среды, а совокупность элементов всей географической среды, то есть рекреационные ресурсы пляжа – это определенное сочетание характеристик рельефа, климата и моря, а также растительности и животного мира. Неудачно на наш взгляд употребление для определения рекреационных ресурсов слов «природные тела», несущих физическую и философскую нагрузку. Скорее следует говорить о природных объектах или элементах географической среды.

П. В. Большаник предлагает понимать под рекреационными ресурсами природные, природно-технические и социально-экономические геосистемы и их элементы, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства[30].

По мнению И. В. Зорина и В. А. Квартальнова рекреационные ресурсы – часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей[31].

Как считает А. М. Сазыкин, из определения рекреационных ресурсов И. В. Зорина и В. А. Квартальнова, во-первых, не ясно, почему они часть ресурсов туристских, что в них не входит; во-вторых, где в этом определении их важнейшая часть – культурно-исторические рекреационные ресурсы. По-видимому, авторы под рекреационными ресурсами понимают только природную составляющую. Мы также полагаем, что данное определение является неверным.

Согласно Н. С. Мироненко, рекреационные ресурсы – это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. Это определение следует считать наиболее удачным и емким.

Рекреационные ресурсы обладают рядом свойств.

Во-первых, они историчны, то есть могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др.

Во-вторых, они территориальны, то есть занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.

В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от туристских маршрутов[32].

И. Л. Кукушкин, Е. В. Кондратьева и А. Ю. Блажин под «рекреационными ресурсами» понимают всю совокупность элементов природных и антропогенных комплексов, а также их пространственно-временных сочетаний, которые могут быть использованы для удовлетворения запросов непроизводственной деятельности людей, а также поддержания благоприятной экологической ситуации, обеспечивающей жизнеспособность человека[33].

Они делят рекреационные ресурсы на семь больших типов, основанных на генезисе и оценке их состояния:

1. Ресурсы компонентов географической оболочки, сформированные ведущими природными процессами – ресурсы литосферы, гидросферы и атмосферы.

2. Биосферные ресурсы представлены элементами различных природных комплексов, не испытывающих преобразующего воздействия человека.

3. Эпиантропоморфные ресурсы в прошлом испытывали антропогенное воздействие, однако за длительный период с момента его прекращения смогли восстановить свое естественное состояние или находятся в стадии естественной переходной формации к нему.

4. Метаморфный тип рекреационных ресурсов возникает при антропогенном воздействии на природные объекты и комплексы с определившимся изменением естественных элементов, при сохранении доминанты природно-геологических факторов эволюции.

5. Реституционно-динамический тип рекреационных ресурсов определяется с прекращением активного антропогенного воздействия на метаморфный тип рекреационных ресурсов.

6. Конструкционный тип рекреационных ресурсов возникает в процессе хозяйственной деятельности человека и сохраняет своё состояние благодаря частому или постоянному его присутствию и активному использованию для удовлетворения жизнеобеспечивающих или духовных потребностей.

7. Деструкционный тип рекреационных ресурсов связан с катастрофическими явлениями природы или просчетом в хозяйственной деятельности человека. Это следы землетрясений, оползней или извержения вулканов, а также техногенных аварий и катастроф.

Итак, рекреационные ресурсы делятся на две большие группы – природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы. Более подробно мы будем их рассматривать в соответствующих главах учебника. Здесь ограничимся лишь определениями и важнейшими характеристиками тех и других.

Природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.

Под природными рекреационными ресурсами также понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы туристских объектов, возможность их обзора. Выделяют следующие группы природных условий организации отдыха: орографические; гидрологические; климатические (биоклимат); бальнеологические; комплексные (ландшафтные); приморские; фаунистические и флористические (более редкие).

При анализе понятия культурно-исторические рекреационные ресурсы дело обстоит сложнее, чем в случае с природными ресурсами. В их структуре необходимо выделять культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.

Культурно-исторические ресурсы включают в себя: а) материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей; б) духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха выступают то как условия, то как ресурсы. Так, население курортной местности выступает как условие рекреационной деятельности, а часть его, которая может быть занята в учреждениях отдыха,- это уже трудовые ресурсы этого хозяйства. Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: А – интенсивно используемые, Б – экстенсивно используемые и В – неиспользуемые.

Рекреационные ресурсы обладают емкостью – то есть способностью принимать определенное количество рекреантов и выдерживать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия. Емкость рекреационных ресурсов является важным нормативом предельной нагрузки туристских потоков в системе природных комплексов и тесно связана с величиной рекреационных ресурсов. Она определяется исходя из двух нормативов:

§ нагрузка антропогенная, нормы которой определяются применительно к различным биогеоценозам в различных природных зонах доля прогулочного, пешеходного туризма и экскурсионной деятельности в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды;

§ нагрузки предельно допустимые – антропоэкологические нормативы, нарушение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.

Здесь следует дать некоторые комментарии. В. А. Квартальнов и И. В. Зорин, поясняя понятие «емкость рекреационных ресурсов», сводят его к понятию «антропогенная нагрузка». Антропогенная нагрузка не имеет норм, определяемых в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды, так как это реальная нагрузка, которая может быть ниже, равна или быть больше предельно допустимой. Называется она в туризме рекреационной нагрузкой. Предельно допустимые рекреационные нагрузки не определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как они различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нормативы касаются единичных случаев, например, пляжей, природоохранных зон.

Рекреационный ресурс, как и любой другой требует изучения, но ресурсом он будет независимо от того исследован или нет. Если водопад известен и манит туристов – это ресурс, независимо от того измерена ли его высота и рассчитано ли сколько человек его может посетить, если пляж привлекает людей для отдыха и купания – значит это ресурс независимо от того, знаем ли мы его площадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационную емкость. Неверно утверждение, что природное условие становится ресурсом только тогда, когда оно изучено, что климатические условия становятся ресурсом лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными условиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.039 с.)