ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ



ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


А. С. Кусков

ТУРИСТСКОЕ

РЕСУРСОВЕДЕНИЕ

Учебник

 

 

 

 

Москва 2008

УДК

ББК

Рецензенты:

 

доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической

географии зарубежных стран Белорусского государственного университета

И. И. Пирожник;

 

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции

Дальневосточного государственного университета экономики и сервиса

Н. С. Мартышенко

Кусков А. С.

Туристское ресурсоведение: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Алексей Сергеевич Кусков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.

 

ISBN

 

В предлагаемом учебнике в полном соответствии с требованиями ГОС специальности 100201 «Туризм» рассматриваются теоретические основы туристского ресурсоведения; раскрывается содержание понятий «туристский потенциал» и «туристские ресурсы»; выделяются и подробно характеризуются основные виды туристских ресурсов и методы их оценивания; анализируются особенности пространственной организации туристских ресурсов; исследуются проблемы экологии и охраны ресурсов рекреации и туризма.

Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 100201 «Туризм». Он также может быть использован студентами, обучающимися по специальностям 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 061100 «Менеджмент организации» со специализацией «Гостиничный и туристический бизнес», 012500 «География», 032500 «География», 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

 

  УДК ББК
    ISBN       © Кусков А. С., 2008

Предисловие

 

Уважаемый читатель! Вы взяли в руки учебник по совершенно новой дисциплине – туристскому ресурсоведению. Изучение этой дисциплины является крайне необходимым шагом к формированию будущего специалиста для работы в сфере организации туристского и экскурсионного обслуживания населения. И это не случайно. Достаточно привести тезис, не требующий доказательств – «Без ресурсов нет туризма».

Цель учебной дисциплины (и, соответственно, предлагаемого учебника) видится автору в ознакомлении студентов с важнейшими теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; основными методиками оценки туристского потенциала территорий; туристскими ресурсами, их видами и особенностями оценки. Туристское ресурсоведение, в свою очередь служит необходимым базисом для изучения таких дисциплин как «География туризма», «Туристское страноведение», «Организация туризма», «Туристское регионоведение», «Курортное дело».

При этом автор попытался отойти от сложившихся в российской практике традиций подготовки учебных работ, концентрирующих основной материал, который в обязательном порядке нужно усвоить каждому студенту. Этот материал зачастую не создает для студента и читателя своеобразного поля, плацдарма для развертывания и торжества своих мыслей, идей, доводов, рассуждений, построения логических выводов. В современный период всеобщего реформирования системы образования, активного учета и использования западных стандартов подготовки специалистов высокой квалификации – наличие такого рода работ, а также дальнейшее их тиражирование представляется автору просто немыслимым.

Автор попытался представить учебник принципиально нового типа, содержащий системно-аналитическое по своему характеру изложение основ учебного курса «Туристское ресурсоведение». При подготовке учебника автор исходил из результатов проделанного им содержательного анализа Государственного образовательного стандарта по новой специальности 100201 «Туризм», а также учитывал все возможные варианты реализации межпредметных связей в пределах данного ГОС и осознавал тот факт, что дисциплина преподается студентам младших курсов высших учебных заведений.

В итоге автором, имеющим многолетний опыт преподавания дисциплины «Туристское ресурсоведение», подготовлен учебник, объединяющий под «одной крышей» систему грамотно поданной информации по современному курсу туристского ресурсоведения с учетом существующих образовательных программ и стандартов сервисно-туристских направлений и специальностей. При этом анализировался как отечественный, так и зарубежный опыт исследований в области туристского ресурсоведения.

Внимательный и целеустремленный читатель сможет ознакомиться с важнейшими концепциями, понятиями и методиками, составляющими основное содержание туристского ресурсоведения; эффективно и полноценно подготовиться к сдаче экзаменов и зачетов; использовать материал учебника для подготовки к семинарским и практическим занятиям по целому блоку туристских дисциплин – туристскому ресурсоведению, географии туризма, туристскому регионоведению, организации туризма, курортному делу.

Следует сказать, что работа над учебником потребует значительное количество усилий от читателя, так как овладеть представленным в учебнике материалом сразу, «с наскока», не получится. Работа по освоению представленного в учебнике материала – дело сложное, тяжелое, скорее напоминающее изнурительный поход по пересеченной местности, восхождение на горные вершины, нежели праздную прогулку по равнине. В этом читателю поможет детально разработанный автором методический аппарат учебника – контрольные вопросы и задания, библиографический список; информационное приложение; словарь понятий и терминов; большое количество удачно подобранных и составленных иллюстраций (рисунков, карт, схем, таблиц, моделей).

Автор выбрал стиль изложения, подразумевающий активную самостоятельную работу студентов, критический подход к материалу учебника, так как положения, приводимые в работе не должны безоговорочно приниматься «на веру». Критичные суждения студента, его аргументированное несогласие с некоторыми положениями приветствуются автором как факт полноценного усвоения материала, вхождения «с головой» в проблематику курса. И это вполне объяснимо! Ведь знание не нормативно, не имеет временных и пространственных рамок, границ, оно динамично, индивидуально и в то же время содержательно и жизненно необходимо для последующей практической деятельности.

Представленный учебник предназначен в первую очередь для студентов, обучающихся по специальности 100201 «Туризм». Несомненно, работа будет интересна и студентам других сервисно-туристских и географических специальностей – 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 080500 «Менеджмент организации» со специализацией «Гостиничный и туристический бизнес», 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 012500 «География», 032500 «География».

Автор учебника открыт для сотрудничества. Все замечания и предложения по содержанию учебника можно отправлять в Издательство или непосредственно автору по электронной почте. Автор выражает благодарность доктору географических наук, профессору Ивану Ивановичу Пирожнику и кандидату экономических наук, доценту Наталье Степановне Мартышенко за их ценные замечания и пожелания, которые были учтены при подготовке и предоставлению рукописи в Издательство.

 

 

Алексей Кусков (askuskov@mail.ru)

 

 

Г Л А В А 1

Туристское ресурсоведение

Классификация туризма.

Задания для практических занятий

 

1. Покажите схематически место туристского ресурсоведения в системе наук, а также его связи с основными направлениями комплексного страноведения.

2. Пользуясь списком литературы, представленным в конце работы, выделите 6-8 основных проблем туристского ресурсоведения, активно разрабатываемых в последние годы. Попытайтесь проследить динамику основных направлений исследований за период с конца 60-х гг. прошлого столетия до начала XXI в.

3. Из приведенного списка выберите 2-3 научные и учебные работы, проведите их анализ и составьте краткое эссе.

4. Составьте характеристику одного из ресурсоориентированных видов туризма по следующему плану: а) вид туризма; б) особенности организации; в) современное состояние; г) используемые туристские ресурсы; д) примеры известных туристских маршрутов; е) основные центры и их география.


Г Л А В А 2

Задания для практических занятий

 

1. Проведите оценку региона своего проживания по методике оценки туристского качества территории или по методике оценки туристско-рекреационного потенциала, предложенной Е. Ю. Колбовским.

2. Оцените современную доступность своего региона как туристского объекта для потенциальных потребителей туристских услуг – семьи среднего достатка из четырех человек (двое взрослых и двое детей), постоянно проживающей в: а) Липецке; б) Чите; в) Кельне (Германия).

Оценка производится на основании балльной шкалы, от «1» (очень низкая доступность) до «5» (очень высокая доступность), где выделяются следующие виды доступности рекреационного объекта:

1. Информационная доступность:

· наличие полной и разнообразной информации об объекте – широкая циркуляция путеводителей и справочной литературы на разных языках;

· возможность получения исчерпывающей информации о регионе от туристских операторов и агентств;

· существование специализированных информационных служб при консульских отделах посольств России в разных странах;

· существование действующей и регулярно обновляемой информационной страницы региона в Интернете (на разных языках).

2. Формальная доступность:

· существование однозначной, отлаженной, доступной для потребителя системы получения въездных и транзитных виз;

· возможность апелляции к вышестоящим инстанциям в случае превышения властями полномочий/нарушения правил паспортного контроля.

3. Транспортная доступность:

· наличие прямых авиасообщений и железнодорожных маршрутов;

· возможность и простота использования личного автотранспорта;

· качество транспортных услуг, удобство оборудования коммуникаций.

4. Финансовая доступность:

· уровень цен на туристские услуги;

· соответствие цен на сервис качеству предоставляемых услуг;

· наличие спектра альтернативных услуг (гостиниц разных категорий, семейных пансионов, ресторанов, обслуживающих специальные потребности);

· соответствие цен на туристские услуги в регионе уровню цен в конкурирующих регионах.

5. Практическая доступность:

· существование информационных служб, помогающих туристам организовать пребывание в регионе в соответствии с их вкусами, специфическими требованиями и финансовыми возможностями;

· наличие сети гостиниц и мест общественного питания, отвечающих разным вкусам и уровням достатка;

· удобство и оборудование пляжей, прогулочных троп, садово-парковых комплексов;

· возможность аренды автотранспорта;

· наличие услуг, ориентированных на удовлетворение требований детей.

6. Альтернативная доступность:

· проблематичность приобретения путевок/туристских пакетов и организации неорганизованных путешествий;

· насколько выигрышно может оцениваться регион с точки зрения отдыха по сравнению с конкурирующими регионами.

Для оценки доступности региона как туристского объекта самостоятельно заполните следующую таблицу:

 

Доступность региона как рекреационного объекта: С точки зрения туристов из:
Липецка Читы Кельна
1) информационная ..... ..... .....
2) формальная ..... ..... .....
3) транспортная ..... ..... .....
4) финансовая ..... ..... .....
5) практическая ..... ..... .....
6) альтернативная ..... ..... .....
Суммарная оценка: ..... ..... .....

Оценки доступности туристского объекта: 1 балл – очень низкая; 2 балла – низкая; 3 балла – средняя; 4 балла – высокая; 5 баллов – очень высокая доступность. (Суммарная оценка доступности региона с точки зрения той или иной семьи не должна превышать 30 баллов и быть менее 6 баллов).

Выводы. На основании произведенной оценки сделайте вывод относительно перспектив семейного отдыха в регионе в предстоящем сезоне. Жители каких регионов, скорее всего, выберут ваш регион как место для отдыха своей семьи? Какие практические рекомендации вы могли бы дать для того, чтобы сделать семейный отдых в своем регионе более доступным и, соответственно, привлекательным для разных групп потенциальных потребителей?


Г Л А В А 3

Рекреационные ресурсы

 

Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом является почти любое место, отвечающее следующим двум критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека; 2) место является сочетанием двух и более различных в природном отношении сред.

Статистически наиболее привлекательными являются краевые зоны, стык различных сред (вода – суша, лес – поляна, холм – равнина и т. п.). В идеале, наиболее привлекательны стыки предельного количества контрастных сред: горы + море + разнообразная культурная среда. Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы[28].

Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, детерминированы задачами социокультурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. После прохождения пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прежней высокой оценке одних и тех же рекреационных ресурсов.

Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. Таким образом, рекреационные ресурсы – это своего рода «плавающая точка», отражающая процесс целостного освоения пространства социокультурных систем. По определению, данному рекреационным ресурсам Т. В. Николаенко к ним относятся компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые, благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности[29].

Как указывает А. М. Сазыкин, имеется множество определений термина рекреационные ресурсы, одни более удачны, другие менее. У В. И. Преловского используется вполне приемлемое определение природных рекреационных ресурсов, под которыми следует понимать природные явления, процессы или отдельные элементы ландшафта (более емко и лучше – «элементы и явления географической среды»),…которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.

Однако в последних научных и учебных публикациях приводится неудачное, на наш взгляд, определение: природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа…, которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма; это компоненты природной среды. Природные рекреационные ресурсы, как и любые ресурсы не компонент природной среды, а совокупность элементов всей географической среды, то есть рекреационные ресурсы пляжа – это определенное сочетание характеристик рельефа, климата и моря, а также растительности и животного мира. Неудачно на наш взгляд употребление для определения рекреационных ресурсов слов «природные тела», несущих физическую и философскую нагрузку. Скорее следует говорить о природных объектах или элементах географической среды.

П. В. Большаник предлагает понимать под рекреационными ресурсами природные, природно-технические и социально-экономические геосистемы и их элементы, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства[30].

По мнению И. В. Зорина и В. А. Квартальноварекреационные ресурсы – часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей[31].

Как считает А. М. Сазыкин, из определения рекреационных ресурсов И. В. Зорина и В. А. Квартальнова, во-первых, не ясно, почему они часть ресурсов туристских, что в них не входит; во-вторых, где в этом определении их важнейшая часть – культурно-исторические рекреационные ресурсы. По-видимому, авторы под рекреационными ресурсами понимают только природную составляющую. Мы также полагаем, что данное определение является неверным.

Согласно Н. С. Мироненко, рекреационные ресурсы – это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. Это определение следует считать наиболее удачным и емким.

Рекреационные ресурсы обладают рядом свойств.

Во-первых, они историчны, то есть могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др.

Во-вторых, они территориальны, то есть занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.

В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от туристских маршрутов[32].

И. Л. Кукушкин, Е. В. Кондратьева и А. Ю. Блажин под «рекреационными ресурсами» понимают всю совокупность элементов природных и антропогенных комплексов, а также их пространственно-временных сочетаний, которые могут быть использованы для удовлетворения запросов непроизводственной деятельности людей, а также поддержания благоприятной экологической ситуации, обеспечивающей жизнеспособность человека[33].

Они делят рекреационные ресурсы на семь больших типов, основанных на генезисе и оценке их состояния:

1. Ресурсы компонентов географической оболочки, сформированные ведущими природными процессами – ресурсы литосферы, гидросферы и атмосферы.

2. Биосферные ресурсы представлены элементами различных природных комплексов, не испытывающих преобразующего воздействия человека.

3. Эпиантропоморфные ресурсы в прошлом испытывали антропогенное воздействие, однако за длительный период с момента его прекращения смогли восстановить свое естественное состояние или находятся в стадии естественной переходной формации к нему.

4. Метаморфный тип рекреационных ресурсов возникает при антропогенном воздействии на природные объекты и комплексы с определившимся изменением естественных элементов, при сохранении доминанты природно-геологических факторов эволюции.

5. Реституционно-динамический тип рекреационных ресурсов определяется с прекращением активного антропогенного воздействия на метаморфный тип рекреационных ресурсов.

6. Конструкционный тип рекреационных ресурсов возникает в процессе хозяйственной деятельности человека и сохраняет своё состояние благодаря частому или постоянному его присутствию и активному использованию для удовлетворения жизнеобеспечивающих или духовных потребностей.

7. Деструкционный тип рекреационных ресурсов связан с катастрофическими явлениями природы или просчетом в хозяйственной деятельности человека. Это следы землетрясений, оползней или извержения вулканов, а также техногенных аварий и катастроф.

Итак, рекреационные ресурсы делятся на две большие группы – природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы. Более подробно мы будем их рассматривать в соответствующих главах учебника. Здесь ограничимся лишь определениями и важнейшими характеристиками тех и других.

Природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.

Под природными рекреационными ресурсами также понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы туристских объектов, возможность их обзора. Выделяют следующие группы природных условий организации отдыха: орографические; гидрологические; климатические (биоклимат); бальнеологические; комплексные (ландшафтные); приморские; фаунистические и флористические (более редкие).

При анализе понятия культурно-исторические рекреационные ресурсы дело обстоит сложнее, чем в случае с природными ресурсами. В их структуре необходимо выделять культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.

Культурно-исторические ресурсы включают в себя: а) материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей; б) духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха выступают то как условия, то как ресурсы. Так, население курортной местности выступает как условие рекреационной деятельности, а часть его, которая может быть занята в учреждениях отдыха,- это уже трудовые ресурсы этого хозяйства. Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: А – интенсивно используемые, Б – экстенсивно используемые и В – неиспользуемые.

Рекреационные ресурсы обладают емкостью – то есть способностью принимать определенное количество рекреантов и выдерживать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия. Емкость рекреационных ресурсов является важным нормативом предельной нагрузки туристских потоков в системе природных комплексов и тесно связана с величиной рекреационных ресурсов. Она определяется исходя из двух нормативов:

§ нагрузка антропогенная, нормы которой определяются применительно к различным биогеоценозам в различных природных зонах доля прогулочного, пешеходного туризма и экскурсионной деятельности в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды;

§ нагрузки предельно допустимые – антропоэкологические нормативы, нарушение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.

Здесь следует дать некоторые комментарии. В. А. Квартальнов и И. В. Зорин, поясняя понятие «емкость рекреационных ресурсов», сводят его к понятию «антропогенная нагрузка». Антропогенная нагрузка не имеет норм, определяемых в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды, так как это реальная нагрузка, которая может быть ниже, равна или быть больше предельно допустимой. Называется она в туризме рекреационной нагрузкой. Предельно допустимые рекреационные нагрузки не определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как они различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нормативы касаются единичных случаев, например, пляжей, природоохранных зон.

Рекреационный ресурс, как и любой другой требует изучения, но ресурсом он будет независимо от того исследован или нет. Если водопад известен и манит туристов – это ресурс, независимо от того измерена ли его высота и рассчитано ли сколько человек его может посетить, если пляж привлекает людей для отдыха и купания – значит это ресурс независимо от того, знаем ли мы его площадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационную емкость. Неверно утверждение, что природное условие становится ресурсом только тогда, когда оно изучено, что климатические условия становятся ресурсом лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными условиями.

 

Задания для практических занятий

 

1. Используя существующие варианты классификации туристских ресурсов, постарайтесь предложить собственную их классификацию. Результат отобразите схематически.

2. На основе таблицы 3.1. Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов составьте кадастр туристских ресурсов региона (населенного пункта) своего проживания. Предпочтительно ориентироваться на выделение трех основных блоков туристских ресурсов: природного, историко-культурного и социально-экономического.

3. Пользуясь перечнем основных свойств туристских ресурсов, приводимым в учебнике, проведите первичную оценку туристских ресурсов своего района (населенного пункта), а также определите их важнейшие характеристики и целевую направленность.

4. Проанализируйте любую туристскую карту или схему (по выбору), последовательно отвечая на следующие вопросы:

· Общие сведения о карте (название, год издания, страна и город издания, картографируемая территория, картографическая фабрика, тираж карты, автор если есть).

· Тип картографического издания и обоснованность его выбора.

· Масштаб карты, его величина и оптимальность подбора.

· Элементы, легенда и дополнительные сведения карты.

· Картографическое изображение и его свойства. Наглядность, читаемость, дизайн и техническое оформление карты.

· Генерализация и непрерывность картографического изображения. Способы картографического изображения и оптимальность их выбора. Условные знаки.

· Какие рекреационные и туристские объекты показаны на карте? Полнота показа.

· Какие качественные и количественные показатели позволяет измерить ваша карта?

· Перечислите наиболее значимые достоинства и недостатки изучаемой карты.

Пользуясь картой, попробуйте составить туристское описание изображенной на ней территории.


Г Л А В А 4

Природные лечебные ресурсы

 

К природным лечебным ресурсам относятся в первую очередь минеральные воды и лечебные грязи. Выделяют еще группу уникальных природных лечебных ресурсов. Начнем рассмотрение природных лечебных ресурсов с гидроминеральных, называемых бальнеологическими. К ним относятся минеральные воды всех типов. Минеральные воды являются своеобразным продуктом минеральных источников.

Минеральные источники – естественные выходы минеральных вод на земную поверхность (на суше или под водой). Их образование связано преимущественно с пересечением водоносных горизонтов эрозионными понижениями рельефа (долинами, ущельями, ложбинами, оврагами и др.), наличием тектонических разломов, существованием фациальных окон в водоупорах (например, участки опесчанивания глинистых водоупорных горизонтов), через которые напорные водоносные горизонты образуют выходы на поверхность.

В зависимости от степени изменчивости дебита во времени минеральные источники подразделяют на весьма постоянные, постоянные (характеризуются неизменностью режима, питание осуществляется за счет минеральных вод, глубоко залегающих водоносных горизонтов) и переменные, весьма переменные (режим этих источников, питающихся водами грунтовых водоносных горизонтов, тесно связан с интенсивностью выпадения атмосферных осадков).

По характеру разгрузки выделяют восходящие и нисходящие минеральные источники. Восходящие источники питаются напорными минеральными водами, движение которых происходит снизу вверх. Среди минеральных источников этой группы типичны источники азотных, углекислых, сульфидных вод различной температуры. Нисходящие минеральные источники питаются грунтовыми минеральными водами, движущимися сверху вниз от площади питания водоносных горизонтов к месту выхода воды. Среди них известны многочисленные источники с холодной минеральной водой разнообразного ионного состава и различной минерализации.

В зависимости от связи с основным питающим горизонтом и глубины его залегания, воды минеральных источников могут иметь различные состав (углекислые, сульфидные, азотные), минерализацию и температуру.

Для минеральных источников, связанных с грунтовыми или неглубоко залегающими водоносными горизонтами характерны слабо- (до 2 г/л) или маломинерализованные (2-5 г/л) воды. Глубоко залегающие напорные водоносные горизонты обычно питают минеральные источники средне- (5-15 г/л) и высокоминерализованной водой (15-30 г/л) разнообразного ионного состава, а нередко и рассолами с минерализацией (35-150 г/л) и выше. По температуре воды минеральных источников подразделяются на холодные (до 20ºС), теплые (20-36ºС), термальные (37-42ºС), высокотермальные (свыше 42ºС).

Минеральные воды – это подземные (реже поверхностные) воды, характеризующиеся повышенным содержанием биологически активных минеральных (реже органических) компонентов и обладающие специфическими физико-химическими свойствами, на чем основано их действие на организм человека и лечебное применение. Минеральные воды содержат те же вещества, которые присутствуют в человеческом организме и их лечебное действие заключается в восстановлении нарушенных равновесий.

К лечебным относятся только те минеральные воды, содержание химических компонентов и физические свойства которых соответствуют принятым нормам, разработанным на основе многолетнего опыта лечебного применения и специальных исследований. Лечебными минеральными водами называются такие разновидности подземных вод, которые, благодаря повышенному содержанию минеральных компонентов, оказывают воздействие на организм человека и могут использоваться в терапевтических целях. Минеральные воды классифицируются по температуре, кислотности, содержанию минеральных веществ и газов, минерализации.

В сложившейся практике выделяют восемь основных типов минеральных вод.

Хлоридно-натриевые воды имеют различный ионный состав, температуру и минерализацию и являются наиболее распространенным типом подземных вод. Самые мощные их зоны образуются в осадочных толщах артезианских бассейнов. В России они обнаружены на большей части территории. Основные месторождения: Сестрорецкое, Старая Русса, Хиловское, Дороховское, Кашинское, Сереговское, Усольское, Красноусольское и др.

Сульфидные воды – природные воды различных минерализации и ионного состава, содержащие более 10 мг/л общего сероводорода. К основным типам сульфидных вод относятся гидрокарбонатные, сульфатные и хлоридные воды. Сульфидные воды относятся в основном к артезианским и формируются обычно в бассейнах, содержащих пласты гипса, ангидрида и богатых органическими породами. Сульфидные воды встречаются преимущественно в нефтеносных районах, а также в районах, где имеются условия для контакта сульфатсодержащих вод с органическими веществами. Основные месторождения и курорты: Сочи, Горячий Ключ, Серноводск, Сергиевские Минеральные Воды, Ейск, Усть-Качка, Хилово.

Углекислые воды – природные воды, имеющие различные ионный состав, минерализацию, температуру и содержащие не менее 0,75 г/л углекислого газа. Углекислые воды – весьма ценные в терапевтическом отношении и широко распространенные минеральные воды. Основные месторождения и курорты: Кисловодск, Аршан, Дарасун, Шмаковка, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск.

Радоновые воды – природные или искусственно приготовляемые воды, которые содержат радиоактивный химический элемент радон. Природные радоновые воды распространены локально в местах разлома кристаллического фундамента. Существуют углекислые радоновые воды (Ургучан), радоновые воды с повышенным содержанием азота (Белокуриха), холодные хлоридные натриевые радоновые рассолы (Красноусольск, Усть-Кут).

Йодо-бромные воды – природные воды, содержащие не менее 5 мг/л йода и 25 мг/л брома. Широко распространены в глубоких горизонтах Московского, Азовско-Кубанского и Западно-Сибирского артезианских бассейнов (Хадыженские, Майкопские, Кудепстинские, Грозненские, Тюменские и другие источники).

Азотно-кремнистые термальные воды – природные теплые и горячие щелочные воды низкой минерализации (до 2 г/л), содержащие свободный азот до 20 – 25 мг/л и большое количество кремниевой кислоты (50–150 мг/л). Они образуются в результате проникновения атмосферных вод по тектоническим трещинам в глубокие зоны земной коры (2-3 км) и выщелачивания кристаллических и вулканогенно-осадочных пород. Месторождения наиболее характерны для горных районов с проявлениями сильных землетрясений и представляют собой трещинные водоносные системы, образующиеся вдоль тектонических нарушений. Основные месторождения и курорты: Талая, Начики, Паратунка, Кульдур, Анненские Минеральные Воды, Горячинск, Горячий Ключ.

Мышьяковистые воды – природные воды, содержащие более 0,7 мг/л мышьяка. Принадлежат к относительно редким разновидностям минеральных вод. Они обычно представляют собой кислые сульфатные воды рудничного типа. Мышьяковистые воды, как правило, относятся к углекислым (Синегорское, Дарыдагское, Чвижепсинское и другие месторождения). Мышьякосодержащие воды встречаются на Камчатке, Кавказе и Сахалине.

Пресные органосодержащие воды типа «Нафтуся» выявлены в России в Поволжье (курорт Ундоры), в Коми, Центральном районе и Прибайкалье.

К категории гидроминеральных (бальнеологических) ресурсов часто относят также и лечебные грязи. Лечебные грязи – осадки различных водоемов, торфяные отложения болот, извержения грязевых вулканов и другие природные образования, состоящие из воды, минеральных и органичес



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.017 с.)