Территориальные системы рекреации и туризма



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальные системы рекреации и туризма



 

В отечественной науке обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система понятий данного научного направления базировалась на антропоцентрическом характере систем рекреации и туризма (во главу угла ставятся потребности туристов). Были разработаны принципы оценки рекреационного спроса, природных и культурно-исторических ресурсов, инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и развитие туристских и рекреационных районов.

Учение о рекреационных системах, разработанное профессором В. С. Преображенским еще в начале 70-х гг. XX в. было основным во всех научных исследованиях рекреации и туризма. Рекреационная системаопределяется как сложная социально управляемая (частично самоуправляемая) система, центральной подсистемой которой являются субъекты туризма, а целевой функцией – наиболее полное удовлетворение их рекреационных потребностей.

Рис. 7.1. Структура рекреационной системы

Рассмотрим структуру рекреационных систем. Интересный вариант структурирования рекреационной системы предлагают украинские специалисты Л. Г. Лукьянова и В. И. Цыбух (рис. 7.1.)[74].

Классическое определение принадлежит В. С. Преображенскому – автору учения о территориальных рекреационных системах. Он определил территориальную рекреационную системукак социальную географическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала и отдыхающих, характеризующуюся функциональной и территориальной целостностью. Он первым представил графическое выражение своих идей – базисную модель рекреационной системы (рис. 7.2.).

 

Рис. 7.2. Модель рекреационной системы

 

К территориальной рекреационной системе относится рекреационная система, у которой отношения между элементами опосредованы территорией. К одному из основных типов рекреационных систем относятся агломерации.Агломерация – тип территориальной рекреационной системы, возникающей на базе крупного туристского центра с обширной площадью зоны урбанизации, поглощающей смежные населенные пункты. Туристские агломерации отличаются высшей степенью концентрации объектов индустрии туризма, а также высокой плотностью туристов и экскурсантов и высокой степенью комплексности и интеграции индустрии туризма; оказывают значительное влияние на окружающую территорию, видоизменяя ее экономическую структуру и социальные аспекты жизни населения.

Свой взгляд на понятие «территориальная рекреационная система» предлагает Т. В. Николаенко. Территориальная рекреационная система – форма организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории.

Территориальная рекреационная система – явление крайне редкое, но исключительно важное для интенсивного освоения определенной территории. Создание на интересующей территории ТРС гарантирует максимальную рекреационную освоенность в минимальные сроки. Но в большинстве случаев освоение территории в рекреационных и туристских целях не достигает такого уровня.

Территориальные системы рекреации и туризма состоят из взаимосвязанных подсистем: отдыхающих, туристов, природных комплексов, материальной базы и рекреационной инфраструктуры, обслуживающего персонала и органа управления. Рассмотрим теперь указанные подсистемы более подробно.

Отдыхающие – центральный элемент рекреационной системы, определяющий сам факт ее возникновения и развития. Это группа, обязанная своим существованием возникновению свободного от непреложных занятий времени. На характер потребностей, избирательность к видам, формам и условиям рекреационной деятельности влияют принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт рекреационной деятельности, имеющаяся информация о возможностях удовлетворения потребностей и доступная сеть рекреационных учреждений и мест отдыха.

Важнейшими чертами группы отдыхающих выступают избирательность, способность к адаптации, самоорганизация. Избирательность определяется как формирование отдыхающими своего отношения к другим подсистемам и к другим малым группам самой подсистемы. Основу этого свойства составляет различие требований к условиям деятельности. Адаптацией называют процесс приспособления к изменяющимся свойствам каждой из подсистем системы и к их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов. Одним из свойств подсистемы выступает тенденция к самоорганизации малых групп, выступающих своеобразными звеньями самоорганизации деятельности.

Природные и культурные комплексыв рекреационной системе характеризуются мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления – пространственной и временной емкостью, надежностью. Природные комплексы являются ведущими при организации курортно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха. Роль культурных комплексов особенно велика в культурно-познавательном туризме.

В качестве природных комплексов рассматриваются целостные сочетания природных компонентов, обеспечивающих осуществление циклов рекреационной деятельности при соответствующей степени комфортности условий отдыха. Природные комплексы составляют одну из самых важных подсистем рекреационной системы, поскольку уже само наличие участка природы с благоприятными климатическими условиями, красивыми пейзажами, разнообразной растительностью и близостью водоема обусловливает возникновение здесь простейшей рекреационной системы (отдыхающие – природный комплекс).

В настоящее время изменяется характер использования природных комплексов. Этот процесс был прослежен Б. Б. Родоманом, выделившим ряд стадий:

1. Изъятие природных тел из ландшафта в процессе любительских занятий – охоты, рыбной ловли, сбора грибов и ягод.

2. Использование природных факторов без изъятия их из природы – купание, солнечные и воздушные ванны.

3. Восприятие познавательной и эстетической информации через туризм и прогулки.

4. Передача другим людям своих знаний о природе, ее красоте – организатор туристских групп, экологическое просвещение.

Отмечается два типа отношений к природе в рамках системы туризма: 1) преобразование природы в соответствии с требованиями населения по организации мест массового отдыха, приспособленных для размещения там многочисленного контингента отдыхающих; 2) приспособление, адаптация отдыхающих к уже существующим природным комплексам, стремление людей построить свои взаимоотношения с природой на основе сохранения уже сформировавшихся ранее природных комплексов.

Основными свойствами природных комплексов являются аттрактивность, надежность, устойчивость и емкость. Аттрактивностьопределяется комфортностью условий отдыха и соответствием между свойствами природного комплекса и технологией рекреационной деятельности их эстетическими качествами. Надежность определяется их устойчивостью к рекреационным нагрузкам, а также их разнообразием. Устойчивость объясняется их возможностями противостоять различным воздействиям – природным и антропогенным. Емкость есть возможность природного комплекса принимать определенное количество туристов без нарушения экологического равновесия.

Культурные комплексыестьсочетание объектов материальной и духовной культуры. Культурные комплексы обеспечивают реализацию многих функций, необходимых для нормального функционирования рекреационной системы. Они создают возможности более эффективного оздоровления и курортного лечения, повышая эстетическую ценность среды, ее разнообразие, делают ее более аттрактивной для отдыхающих. Особенно велико их значение в удовлетворении познавательных потребностей людей.

Технические подсистемы призваны облегчить отдыхающим доступ и адаптацию к природным комплексам, увеличить надежность их функционирования. Они служат адаптирующими средствами, удовлетворяющими потребности отдыхающих и обслуживающего персонала. Развитие природно-технических и технических систем, совершенствование технических устройств, облегчающих труд обслуживающего персонала, создает новые возможности для включения в рекреационные системы новейших элементов, природных и культурных компонентов, позволяют обеспечить их лучшую доступность и сохранность.

Среди наиболее важных свойств технических подсистем отметим экологичность и надежность. Надежность технических сооружений определяется их возможностями противостоять процессам, ведущим к физическому и моральному износу, к снижению комфортности условий отдыха. Особое место занимает безотказность и безаварийность работы систем энерго- и водоснабжения, очистных сооружений и канализационных сетей, систем обеспечения минеральной водой. Не меньшее внимание при создании и функционировании технических подсистем должно быть уделено усилиям по сохранению окружающей среды (экологичность).

Роль обслуживающего персонала в системе определяется тем, что он обеспечивает взаимосвязь отдыхающих с природными и культурными комплексами, техническими системами, а также общение их между собой. Этим понятием охватывается широкая группа людей, занятых как непосредственно бытовым, медицинским, культурным, транспортным обслуживанием отдыхающих, так и эксплуатацией технических сооружений, природных и культурных комплексов.

И. В. Зорин установил, что в крупных системах туризма проявляется эшелонирование обслуживающего персонала. Каждый эшелон характеризует меру близости обслуживающего персонала к отдыхающим. Так, первый эшелон, или контактную группу образуют лица, которые в силу своих обязанностей непосредственно контактируют с отдыхающими. Второй эшелон формируют рабочие и служащие, обеспечивающие деятельность технической подсистемы, природных и культурных комплексов в пределах предприятий отдыха. Третий эшелон составляют работники общекурортных служб, обеспечивающие прямые потребности предприятий отдыха. Следующие эшелоны формируются работниками, оказывающими услуги обслуживающему персоналу.

Орган управлениядолжен обеспечивать сохранение структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию целей, общих функций системы. Следует подчеркнуть, что в сфере рекреационной и туристской деятельности имеется как минимум два уровня управления.

Первый из них – это управление, расположенное вне системы туризма. Оно формирует туристскую политику региона, изучает потребности, планирует, проектирует и принимает решения о создании или развитии конкретных систем, управляет потоками отдыхающих, согласует туристскую деятельность с другими видами деятельности. К этой системе относятся законодательные органы, разрабатывающие общую стратегию туристско-рекреационного обеспечения населения, туристско-рекреационную политику как часть общей социальной политики. Другой уровень – орган управления, входящий в качестве неотъемлемой части в любую конкретную рекреационную систему, обеспечивающий организацию связи между всеми подсистемами и в силу этого – общую устойчивость системы и эффективность выполнения ею своей функции.

 

Туристские маршруты

 

Туристские маршруты относятся к линейным формам организации туризма. Туристский маршрут с расположенными в его рамках туристскими центрами можно определить как линейно-узловую форму организации туризма. Любые путешествия, поездки и туры проводят по заранее определенным маршрутам. Следовательно, туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия.

Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.

Маршрут определяется как путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута – место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы туристских маршрутов (рис. 7.3.).

Линейный маршрут путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах. Это наиболее распространенная разновидность маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение определенного времени, совершая при этом однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

При этом следует рассмотреть одну особенность линейных маршрутов. Существует два варианта их организации. Первый предполагает, что начальная и конечная точки маршрута не совпадают. К примеру, круиз по Волге «Саратов – Самара – Ульяновск – Казань» – классический пример линейного туристского маршрута. Начальной точкой путешествия является Саратов, а конечной Казань.

Однако здесь есть одно но. Предположим, что турист, добравшись до Казани, вернулся обратно в Саратов тем же теплоходом, посетив при этом тот же набор туристских центров, что и по пути из Саратова в Казань. В данном случае этот вариант следует также рассматривать как линейный туристский маршрут. Если же турист, добравшись до Казани на теплоходе, возвращается домой на поезде, то этот вариант (второй) не укладывается в определение линейного маршрута, так как его путь организован по кольцевому маршруту.

Но кольцевым этот маршрут будет только в том случае, если туристское обслуживание продолжается во время всей поездки. Большая часть круизов предполагает обслуживание только в одну сторону. Вопрос возвращения домой решается туристом самостоятельно и за свой счет. В этом случае маршрут остается линейным.

 

1. Линейный тип туристского маршрута

 

2. Кольцевой тип туристского маршрута

 

3. Радиальный тип туристского маршрута

 

4. Комбинированный тип туристского маршрута

Рис. 7.3. Типы туристских маршрутов

 

Радиальный маршрутпуть следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Волгограда приехали в Санкт-Петербург и после трехдневного пребывания в городе, оставив за собой забронированные заранее места в гостинице, совершили несколько выездов в Новгород, Псков и Пушкинские Горы.

Основным условием реализации радиального маршрута является факт сохранения брони в гостинице того туристского центра, из которого совершаются выезды в другие туристские центры. Наличие ночевок в стационарных средствах размещения Пскова и Новгорода несколько усложняет задачу, сохраняя при этом радиальный характер перемещений.

Кольцевой маршрут путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. Классическим примером маршрутов подобного рода является маршрут тура «Золотое кольцо России», который проходит через следующие города: Москва – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Кострома – Плес – Иваново – Москва.

Место прибытия в дестинацию может быть:

а) неизменным, когда туристы, прибывая в туристскую дестинацию, проходят только через 1-2 транзитных города. Такие города получили название «шлюзов». В России шлюзами являются Санкт-Петербург и Москва. Часто шлюзами являются города, в которых расположены крупные аэропорты или вокзалы – например, Чикаго, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Лондон, Дублин и др.

б) отличным от места прибытия, когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города. К примеру, турист начинает тур по России из Москвы, прилетев в аэропорт Шереметьево, а заканчивает его, улетая домой из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Такие туры получили название кроссинг-туров.

Комбинированный маршрутпуть следования, который содержит элементы двух или трех других типов маршрутов в той или иной комбинации. Например, можно совершить речной круиз по Волге с организацией трансферов автобусным транспортом в удаленные от основного русла Волги туристские центры, такие как Ростов, Владимир, Семенов, Елабуга, Иваново и др.

Туристские маршруты делятся по сезонности действияна: круглогодичные, то есть действующие в течение всего года и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона. В отдельную группу выделим холидей-маршруты, привязанные к определенным праздничным дням. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня (уик-энд-туры).

Туристские маршруты необходимо классифицировать и по видам используемого транспорта. Выделяют авиационные, железнодорожные, автобусные, автомобильные, речные, морские и комбинированные туристские маршруты.

Авиационные туристские маршруты сводятся к использованию в качестве основного авиационного транспорта и реализуются в двух формах: а) регулярные авиамаршруты и б) авиационные маршруты на чартерных рейсах (нерегулярные, по назначению). Продолжительность авиационных маршрутов может колебаться в широких пределах, хотя собственно процесс авиаперевозки достаточно короткий – не более 10-12 ч.

Железнодорожные туристские маршруты предполагают использование железнодорожного транспорта в двух основных формах: а) регулярные туристские маршруты и б) специальные туристско-экскурсионные (чартерные) поезда. Продолжительность железнодорожных туров, как правило, достаточно велика – от одной до двух недель и более.

Автобусные туристские маршруты есть организованные путешествия туристов с использованием туристских автобусов. Автобусные туры могут быть как регулярными, так и нерегулярными. Продолжительность автобусных маршрутов может варьировать в широких пределах – от часовой экскурсии до трехнедельных автобусных туров по всей Европе.

В отличие от автобусных, автомобильные туристские маршруты предполагают путешествия неорганизованных групп туристов как на собственных, так и на арендованных автомобилях. Продолжительность таких путешествий определяется туристами самостоятельно и может колебаться в широких пределах – от одного дня до полугода.

Речные и морские туристские маршруты основаны на путешествиях организованных групп туристов с привлечением в качестве основных видов транспорта – морского и речного. Путешествия с помощью водных видов транспорта реализуются в трех формах: а) морские и речные круизы; б) экскурсионные и прогулочные рейсы; в) яхтинг и индивидуальные путешествия. Продолжительность водных путешествий может быть весьма различной – от одного дня (экскурсионные и прогулочные рейсы) до полугода (дорогостоящие круизы).

Комбинированные туристские маршруты предполагают использование двух и более видов транспорта в разнообразных комбинациях. Смешанные перевозки получили широкое распространение в практике туристского бизнеса, так как позволяют оптимизировать структуру тура и временные затраты на его реализацию.

Рассматривая пространственную организацию туристских маршрутов, необходимо отметить, что именно завершенность их системы является фактором, который помогает выделить туристские районы и особенно микрорайоны. При оконтуривании территории с завершенной системой маршрутов фактически создается элементарная территориальная система туризма. В систему, помимо сети туристских маршрутов, будут входить и населенные пункты как места формирования спроса, а также транспортные коммуникации как средство связи между дестинацией и местом формирования спроса. О туристских центрах и дестинациях мы расскажем в следующем параграфе.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.01 с.)