Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация факторов, влияющих на развитие туризма

Введение

Международный туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, созданий дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: Экономические, политико-правовые социально-демографические, географическое положение, природно-климатические,, культурно-исторические, материально-ткхнические.[1]Объект изучения – международный туризм.Предмет изучения – факторы, влияющие на развитие международного туризма.Цель работы изучить условия развития международного туризма. В соответствии с данной целью мною решаются следующие задачи:1.Дать классификацию факторам, влияющим на развитие туризма;

2.Описать экономические факторы, влияющие на туризм;

3.Рассказать о политико-правовых факторах, которые оказывают влияние на развитие туризма;

4.Охарактеризовать социально-демографические факторы развития туризма;5.Изучить фактор географического положения и природно-климатический;6.Раскрыть влияние культурно-исторического потенциала на развитие туризма;7.Рассмотреть материально-технические факторы влияния на туризм.

Работа состоит из введения, семи глав, заключения, списка литературы. Во введении указывается актуальность темы, формулируется цель и задачи, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена классификации факторов, влияющих на развитие туризма. Во второй главе речь идет о экономических факторах. В третьей главе дается характеристика политико-правовым факторам. В четвертой части представлен обзор социально-демографических факторов. Пятая часть посвящена влиянию фактора географического положения и природно-климатического фактора В шестой части говорится о культурно-историческом потенциале, влияющем на развитие туризма. В седьмой главе рассматриваются материально-технические факторы, влияющие на туризм. В заключении подводятся итоги и делаются выводы.

В список литературы включены использованные источники и исследования. Курсовое исследование написано при использовании литературы по туризму, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе тему, материалам периодической печати и электронных ресурсов. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

 

 

Экономические факторы.

На развитие международного туризма оказывают влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост безработицы и инфляции значительно беспокоят общество, и это часто приводит к тому, что население предпочитает воздерживаться от туристских поездок. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Уровень цен на туристские услуги рассматривается как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеет валютный курс, простота и доступность валютного обмена.

Значение экономических факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств стали важной материальной предпосылкой развития международного туризма.

К экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которых служит развитие новых видов международных туристических связей – научного и делового туризма[4]

 

Политико-правовые факторы

Связь между политикой и туризмом.заключается в том, что госу­дарство управляет туризмом, а туристская активность требует вме­шательства со стороны государства. При различных формах государ­ственного управления этот фактор проявляется по-разному.

При тоталитарной системе общественных отношений туризм выполняет государственную и государственно-политическую функ­цию, то есть подчинен политическим целям, планируется и управля­ется государственными учреждениями.

В стране с рыночной системой экономики государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляет каждому гражданину свободу действий.

К задачам туристской политики относятся следующие:

1. Социальные: защита прав и интересов путешественников и отдыхающих; создание условий для деятельности, направленной на воспи­тание, образование и оздоровление граждан посредством заня­тия туризмом; создание новых рабочих мест, повышение занятости и жизнен­ного уровня работников, проживающих в местах временного пре­бывания туристов;
возрождение традиционных и создание новых центров туриз­ма, освоение новых туристских центров и маршрутов с обширным при­родным и историко-культурным потенциалом, расширение их географии и многообразия.
2. Экономические: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и валютных, повышение доходов государства и муниципаль­ных образований; развитие национальной туристской индустрии, других смеж­ных отраслей экономики, связанных с туризмом; развитие транспортной инфраструктуры (строительство дорог, аэропортов, речных портов и др.); развитие предпринимательства в сфере туризма; поощрение инновационной деятельности в сфере туризма, в том числе развитие информационных технологий; организация особых экономических туристско-рекреационных зон с благоприятными условиями для развития туризма; создание благоприятного инвестиционного климата для при­влечения инвестиций в инфраструкту­ру туристских регионов;

3. Культурно-идеологические и образовательные: создание представления о стра­не, благоприятной для развития туризма; формирование туристского сознания граждан - идеологии гостеприимства по отношению к туристам, посещающим страну; защита художественного, археологического и культурного нас­ледия страны в целях его сохранения для будущих поколений; создание единой системы информационного обеспечения и про­ведение рекламно-пропагандистской деятельности; подготовка квалифицированных специалистов в сфере туриз­ма с учетом требований международных стандартов, турист­ской практики и профессионального сообщества; поддержка научно-исследовательских работ, маркетинговых исследований, составление прогнозов развития туристских рынков.

4. Организационные: развитие международных контактов, создание единого турист­ского пространства.

5. Экологические: создание условий для направления финансовых средств, полу­чаемых от использования туристских ресурсов, на их поддержа­ние, охрану и развитие, а также охрану окружающей природной среды с целью предотвращения негативных последствий, обус­ловленных развитием туризма; сохранение природных лечебных ресурсов и экологической безопасности на территории туристских регионов.

Туристская политика реализуется с использованием следующих способов (методов) государственного регулирования туризма: правового и нормативного обеспечения туризма; установления порядка создания и деятельности органов госу­дарственной власти, уполномоченных осуществлять государственное управление туризмом в стране; определения порядка создания унитарных предприятий в сфере туризма, а также правил их деятельности по оказанию государ­ственных услуг; обеспечения безопасности туризма для граждан, общества и го­сударства; разработки и реализации целевых, инвестиционных программ, кон­цепций и других программных документов в сфере туризма, состав­ления прогнозов развития туристской отрасли как в стране, так и в мире; налогового, таможенного, визового, валютного, санитарного и ино­го административного регулирования в сфере туризма; привлечения инвестиций в сферу туризма; информационного обеспечения туризма; статистического наблюдения в области туризма; установления правил въезда и выезда из страны и пребывания на ее территории с учетом интересов развития туризма; государственной поддержки приоритетных видов туризма и пред­принимательской деятельности в данных сферах;
определения общих правил осуществления различных видов предпринимательской деятельности в сфере туризма (туроператор­ской, турагентской, экскурсионной, гостиничной и др.), а также контроля и надзора за ее осуществлением; развития и установления основ саморегулирования предприни­мательской деятельности в сфере туризма, а в случаях, установ­ленных законом, также лицензирования отдельных видов такой деятельности;
технического регулирования (стандартизация, сертификация, классификация) в сфере туризма; установления квалификационных требований к подготовке кадров в области туризма; развития научных исследований в сфере туризма; защиты прав и интересов участников отношений в сфере туризма; иных мер экономического и административного характера.[5]

Сильная и легитимная власть в государстве сдерживает рост криминала, обес­печивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций.

 

 

Заключение

Международный туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

Выделяют несколько групп факторов, которые благоприятствуют международному туристскому обмену: экономические, политико-правовые, социально-демографические, природно-географические, культурно-исторические, материально-технические.

Экономические условия являются важнейшими факторами развития туризма. К числу экономических факторов, воздействующих на туризм, относятся улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

Политическая власть имеет воз­можности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфе­ре туризма правовые акты) и опосредованного (политический курс стра­ны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм.

Демографические и социальные изменения проявляются в том, что все большее число людей предпочитает выделять время и деньги на путешествие. К основным демографическим и социальным изменениям можно отнести: старение населения; увеличение числа работающих женщин; тенденцию к поздним бракам; возрастание доли одиноких людей;
повышение семейного дохода; увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска; ослабление иммиграционных ограничений;
возрастание осознания возможностей туризма. Важнейшим фактором развития международного туризма являются потребности человека, связанные с необходимостью отдыха и восстановления работоспособности, желанием оторваться от рутины, культурно обогатиться, получить духовный опыт, а также соответствовать социальному статусу. В развитых странах высокая степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами способствует туристической активности людей.

Важную роль для развития международного туризма играет географическое положение страны. Факторами, которые характеризуют пригодность географического положения страны для развития туризма, являются:
- положение страны или района (региона) в отношении основных поставщиков туристов;
- нахождение страны, района (региона) на важных транзитных путях;
- удаленность или близость к "горячих точек" планеты;
- положение в отношении стран, районов (регионов) - конкурентов по приему туристов.

Еще один важный физико-географический фактор, который влияет на развитие туризма в регионе, - погодно-климатические условия. Если район славится неустойчивым климатом, частыми изменениями погоды, стихийными бедствиями, о полноценном его использования как туристического центра не стоит и говорить.

Водные ресурсы планеты - моря, океаны, реки, озера - являются не только удобными путями и украшением ландшафта, но и популярными объектами туризма. Спрос на круизные путешествия остается стабильным десятки лет. Если на побережье моря, реки, озера или океана удобные пляжи, а вода вблизи берега хорошо прогревается, это способствует созданию курортов.

Привлекательность территории для развития туризма зависит от ее историко-культурного потенциала. Он представлен историческими памятниками, мемориальными местами, народными, промыслами, музеями, т.е. сочетанием объектов материальной и духовной культуры. Историко-культурное наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. Практически каждая местность может представлять познавательный интерес для туристов. Культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

Состояние материально-технической базы туризма определяет возможности участия страны в международной туриндустрии. Каждая страна, стремящаяся стать туристической, должна иметь соответствующую инфраструктуру, наращивать фонд размещения, развивать международные и внутренние коммуникации, совокупность транспортных средств, расширять сеть предприятий питания, строить и модифицировать объекты досуга и т.д. Все это является условием включения в международный туристический обмен.

Введение

Международный туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, созданий дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: Экономические, политико-правовые социально-демографические, географическое положение, природно-климатические,, культурно-исторические, материально-ткхнические.[1]Объект изучения – международный туризм.Предмет изучения – факторы, влияющие на развитие международного туризма.Цель работы изучить условия развития международного туризма. В соответствии с данной целью мною решаются следующие задачи:1.Дать классификацию факторам, влияющим на развитие туризма;

2.Описать экономические факторы, влияющие на туризм;

3.Рассказать о политико-правовых факторах, которые оказывают влияние на развитие туризма;

4.Охарактеризовать социально-демографические факторы развития туризма;5.Изучить фактор географического положения и природно-климатический;6.Раскрыть влияние культурно-исторического потенциала на развитие туризма;7.Рассмотреть материально-технические факторы влияния на туризм.

Работа состоит из введения, семи глав, заключения, списка литературы. Во введении указывается актуальность темы, формулируется цель и задачи, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена классификации факторов, влияющих на развитие туризма. Во второй главе речь идет о экономических факторах. В третьей главе дается характеристика политико-правовым факторам. В четвертой части представлен обзор социально-демографических факторов. Пятая часть посвящена влиянию фактора географического положения и природно-климатического фактора В шестой части говорится о культурно-историческом потенциале, влияющем на развитие туризма. В седьмой главе рассматриваются материально-технические факторы, влияющие на туризм. В заключении подводятся итоги и делаются выводы.

В список литературы включены использованные источники и исследования. Курсовое исследование написано при использовании литературы по туризму, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе тему, материалам периодической печати и электронных ресурсов. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.

 

 

Классификация факторов, влияющих на развитие туризма

Основные факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы: статичные и динамичные.

Статичные факторы имеют неизменное во времени значение. В эту группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы. Именно они и определяют в первую очередь привлекательность мест отдыха. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм/поездки», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или богатая Скандинавия, сальдо отрицательное. Историко - культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей. В развитии туризма существенную роль играет также ресурсный фактор. Наличие высокоценных, а нередко уникальных природных и антропогенных рекреационных ресурсов позволяет осваивать район для международного туризма.

Природные и культурно-исторические условия повышенной привлекательности и комфортности являются ресурсной основой для организации территориально- рекреационных систем международного класса. При всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-ресурсной составляющей, природные условия и ресурсы занимают преобладающее место, являясь одной из основных материальных предпосылок современной рекреации. Своеобразие различных социально- экономических факторов и конкретные природные условия формируют «туристскую специализацию» отдельных туристских районов.[2]

К динамичным факторам относятся: политические, социально-демографические, экономические и материально-технические.

Политическая обстановка в стране, по существу, определяет все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, милитаризация экономики, безработица, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т. п. — это следствия политики государства.

Изменения в демографической структуре и социальном положении населения индустриально развитых и развивающихся стран, новых индустриальных стран означают, что совершенно независимо от каких- либо других факторов все большие контингента различных социальных групп населения будут иметь желание, достаточно времени и средств для путешествий в рамках национального и международного туризма. К этим изменениям относятся следующие: старение населения; увеличение продолжительности жизни; формирование подвижного стереотипа жизни населения; увеличение числа работающих женщин и семей, в которых работают оба супруга; значительное увеличение доли одиноких взрослых граждан практически во всех странах мирового сообщества; увеличение дохода; тенденция к более поздним бракам; вероятное опережение роста числа супружеских пар без детей по сравнению с ростом населения в целом; либерализация и смягчение иммиграционных, таможенных, валютных, пограничных и других административных правил в государствах- членах ВТО; практически повсеместное увеличение оплачиваемого отпуска и возможность его разбивки по частям в течение одного календарного года; снижение возраста выхода граждан на пенсию; доступность информации о международном туризме и более широкие, чем прежде, возможности выбора страны.

К числу экономических факторов, воздействующих на туризм, относятся улучшение (ухудшение) экономической й финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

Материально- технические факторы также имеют важнейшее значение для развития туризма. Наличие достаточных средств размещения, предприятий общественного питания, видов транспорта и функционального разнообразия рекреационных предприятий, соответствующих мировым стандартам и вкусам людей, обеспечивает в совокупности большие по объему и стабильные туристские потоки.

Кроме вышеуказанного деления, воздействующие на туризм, факторы делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К числу внешних факторов относятся все вышеперечисленные, кроме материально-технических. К числу внутренних — факторы, действующие непосредственно в сфере туризма. Это прежде всего материально-технические факторы, а также факторы туристского рынка (процессы спроса, предложения и распространения), сегментация рынка, координация деятельности в туризме и процессы монополизации (усиление горизонтальных интеграции, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.), кадры в туризме и частный туристский бизнес.

Рассмотренные выше факторы также можно подразделить на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма и т.д.

К интенсивным — повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры, техническое совершенствование материально-технической базы и т.д.

К сдерживающим факторам, негативно влияющим на развитие международного туризма, — кризисы, милитаризация экономики, политическая и финансовая нестабильность, рост цен, криминогенная обстановка, неблагополучная экологическая ситуация, ужесточение туристских формальностей и другие. [3]

Экономические факторы.

На развитие международного туризма оказывают влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост безработицы и инфляции значительно беспокоят общество, и это часто приводит к тому, что население предпочитает воздерживаться от туристских поездок. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Уровень цен на туристские услуги рассматривается как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеет валютный курс, простота и доступность валютного обмена.

Значение экономических факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств стали важной материальной предпосылкой развития международного туризма.

К экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которых служит развитие новых видов международных туристических связей – научного и делового туризма[4]

 

Политико-правовые факторы

Связь между политикой и туризмом.заключается в том, что госу­дарство управляет туризмом, а туристская активность требует вме­шательства со стороны государства. При различных формах государ­ственного управления этот фактор проявляется по-разному.

При тоталитарной системе общественных отношений туризм выполняет государственную и государственно-политическую функ­цию, то есть подчинен политическим целям, планируется и управля­ется государственными учреждениями.

В стране с рыночной системой экономики государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляет каждому гражданину свободу действий.

К задачам туристской политики относятся следующие:

1. Социальные: защита прав и интересов путешественников и отдыхающих; создание условий для деятельности, направленной на воспи­тание, образование и оздоровление граждан посредством заня­тия туризмом; создание новых рабочих мест, повышение занятости и жизнен­ного уровня работников, проживающих в местах временного пре­бывания туристов;
возрождение традиционных и создание новых центров туриз­ма, освоение новых туристских центров и маршрутов с обширным при­родным и историко-культурным потенциалом, расширение их географии и многообразия.
2. Экономические: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и валютных, повышение доходов государства и муниципаль­ных образований; развитие национальной туристской индустрии, других смеж­ных отраслей экономики, связанных с туризмом; развитие транспортной инфраструктуры (строительство дорог, аэропортов, речных портов и др.); развитие предпринимательства в сфере туризма; поощрение инновационной деятельности в сфере туризма, в том числе развитие информационных технологий; организация особых экономических туристско-рекреационных зон с благоприятными условиями для развития туризма; создание благоприятного инвестиционного климата для при­влечения инвестиций в инфраструкту­ру туристских регионов;

3. Культурно-идеологические и образовательные: создание представления о стра­не, благоприятной для развития туризма; формирование туристского сознания граждан - идеологии гостеприимства по отношению к туристам, посещающим страну; защита художественного, археологического и культурного нас­ледия страны в целях его сохранения для будущих поколений; создание единой системы информационного обеспечения и про­ведение рекламно-пропагандистской деятельности; подготовка квалифицированных специалистов в сфере туриз­ма с учетом требований международных стандартов, турист­ской практики и профессионального сообщества; поддержка научно-исследовательских работ, маркетинговых исследований, составление прогнозов развития туристских рынков.

4. Организационные: развитие международных контактов, создание единого турист­ского пространства.

5. Экологические: создание условий для направления финансовых средств, полу­чаемых от использования туристских ресурсов, на их поддержа­ние, охрану и развитие, а также охрану окружающей природной среды с целью предотвращения негативных последствий, обус­ловленных развитием туризма; сохранение природных лечебных ресурсов и экологической безопасности на территории туристских регионов.

Туристская политика реализуется с использованием следующих способов (методов) государственного регулирования туризма: правового и нормативного обеспечения туризма; установления порядка создания и деятельности органов госу­дарственной власти, уполномоченных осуществлять государственное управление туризмом в стране; определения порядка создания унитарных предприятий в сфере туризма, а также правил их деятельности по оказанию государ­ственных услуг; обеспечения безопасности туризма для граждан, общества и го­сударства; разработки и реализации целевых, инвестиционных программ, кон­цепций и других программных документов в сфере туризма, состав­ления прогнозов развития туристской отрасли как в стране, так и в мире; налогового, таможенного, визового, валютного, санитарного и ино­го административного регулирования в сфере туризма; привлечения инвестиций в сферу туризма; информационного обеспечения туризма; статистического наблюдения в области туризма; установления правил въезда и выезда из страны и пребывания на ее территории с учетом интересов развития туризма; государственной поддержки приоритетных видов туризма и пред­принимательской деятельности в данных сферах;
определения общих правил осуществления различных видов предпринимательской деятельности в сфере туризма (туроператор­ской, турагентской, экскурсионной, гостиничной и др.), а также контроля и надзора за ее осуществлением; развития и установления основ саморегулирования предприни­мательской деятельности в сфере туризма, а в случаях, установ­ленных законом, также лицензирования отдельных видов такой деятельности;
технического регулирования (стандартизация, сертификация, классификация) в сфере туризма; установления квалификационных требований к подготовке кадров в области туризма; развития научных исследований в сфере туризма; защиты прав и интересов участников отношений в сфере туризма; иных мер экономического и административного характера.[5]

Сильная и легитимная власть в государстве сдерживает рост криминала, обес­печивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.012 с.)