Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Характеристика сущности туризма и его основные социально-экономические категории

Поиск

Тема. Характеристика сущности туризма и его основные социально-экономические категории

Туризм, как специфическая сфера социально-экономической деятельности, характеризуется несколькими этапами развития.

Первый этап (предыстория). Этап включает период от античных времен, характеризующийся мотивированными путешествиями, связанными с торговлей, паломничеством, спортивными играми, до развития мануфактурного производства.

Второй этап (элитарный туризм и зарождение массового туризма.) Характеризуется восполнением экономических систем новыми возможностями развития транспорта (пароход Фултона, 1807; паровоз Стефансона, 1814;), связи (радио, телеграф, телефон), сопровождается строительством сети дорог в Европе.

Третий этап (начало становления массового туризма). В Европе ведущими звеньями массового туризма стали Германия и Швейцария, где были организованы первые фирмы по вовлечению в туристские поездки «маленького человека».

Четвертый этап (массовый туризм). В западноевропейских странах этот приходится на послевоенный период, условно до 1860 года. Формируется мощная индустрия отдыха со своими инструментами, продуктами, производственными циклами, методами организации и управления. Появляются первые признаки разделения туризма на:

- Конвейерный с унифицированными формами предоставления услуг и примитивной однородностью запросов;

- Дифференцированный туризм с разнообразием запросов и услуг на множественность узкоспециализированных сегментов по формированию потребительского спроса туристов и способов их удовлетворения. Определяющей формой развития туризма становится рекреационный аспект по организации отдыха.

Пятый этап (универсализм) приходится на текущий период времени с усилением коммуникационных связей, делового туризма, гуманитарных контактов и другой мотивации поведения и туристов и обслуживающих различного рода структур. Основным сегментационным критерием обслуживания становится «турпродукт» - набор товаров и услуг, реализуемых специализированными фирмами по отношению к определенной группе туристов в определенной рекреационной зоне.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника.

Это понятийное определение туризма, к которому теоретики и практики шли долгим и тернистым путем, содержит пять четко выраженных признаков, отграничивающих туризм от путешествия и иных действий и процессов.

А) временное перемещение и посещение дестинации и непременное возвращение обратно

Б) дестинация – это другая местность, отличная от места постоянного проживания индивидуума или другая страна

В) цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью

Г) совершение туристского путешествия в свободное время

Д) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника, т.е. турист не должен отнимать рабочее место у местного населения дестинации.

. Туризм как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, имеет собственную структуру (субсистемы, элементы) с многообразием внутренних связей, а с другой стороны, является составной частью трех взаимосвязанных суперсистем (общество, экономика, природная среда).

В основе системы туризма по мнению швейцарского ученного К.Каспара, лежат две внутренние субсистемы:

-субъект туризма – турист, т.е потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;

-объект туризма, включающий в себя в качестве составных основных элементов туристский регион и туристскую индустрию.

Туристский регион – это территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимый для удовлетворения потребностей туристов.

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма.

Факторы воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

-внешние

-внутренние

Внешние факторы воздействующие на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма относятся:

-природно-географические

-культурно-исторические

-экономические

-социальные

-демографические

-политико-правовые

-технологические

-экологические

Внутренние факторы, воздействующие на туризм, - это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д. А также факторы, напрямую связанные со спросом и предложением туристских услуг:

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важная специфическая проблема.

Сезонность – это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами.

Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.

Наиболее распространенной классификация туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.

В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

-внутренний, т.е. путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;

-въездной, т.е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

-выездной, т.е. путешествия жителей какой либо страны в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

-туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

-национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной;

-международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону.

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:

-рекреационный;

-лечебный;

-познавательный;

-деловой;

-религиозный;

-этнический;

-транзитный.

Существуют классификации туризма, основанные на иных признаках.

В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм.

Организованный туризм представляет собой путешествие одного туриста или группы по предварительно разработанной туристским предприятием программе.

Неорганизованный туризм – путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия.

По продолжительности путешествия выделяют туризм:

-краткосрочный («выходного дня», «конца недели»)

-долгосрочный (продолжительный).

По используемым транспортным средствам туризм подразделяют на следующие виды:

-железнодорожный

- авиационный

- теплоходный (водный)

- автомобильный

- автобусный

- велосипедный

- туризм с использованием прочих средств

По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный.

Постоянный – относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года. Сезонный туризм делится на одно- и двухсезонный.

В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма:

-детский;

-молодежный;

-лиц среднего возраста;

-лиц «третьего» возраста.

По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный.

Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, являющейся основным источником средств для развития и расширения производства.

Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам и т.д., которым государственные и негосударственные фонды и другие благотворительные организации оказывают поддержку как наименее обеспеченной части населения.

 

Пакет услуг (турпакет) – это произведенный туроператором туристский продукт, состоящий из определенного набора услуг: перевозки, размещения, питания, экскурсий и т.д. Пакет услуг на туре формируется в зависимости от цели путешествия и потребностей туристов по выбранному ими виду отдыха.

Тур должен быть подкреплен соответствующей программой обслуживания.

Туристское обслуживание – это совокупность видов деятельности, обеспечивающих туристам различные удобства при покупке и потреблении услуг и товаров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства.

Туристская индустрия – совокупность предприятий учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающей производство, распределение, обмен и потребление тур продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание мат.тех базы туризма.

Аренда гостиницы

Аренда гостиницы подразумевает обмен права отельера на пользование гостиничными номерами, на уплачиваемую туроператором (однократно или периодически) сумму арендной платы. Экономический смысл этой сделки не только в приобретении туроператором права пользования гостиничными номерами от своего имени и согласно собственной политики ценообразования, но и в переносе риска коммерческой деятельности отельера (прежде всего, связанного с угрозой простоя комнат) в полном объеме на оператора, что требует от владельца отеля серьезной скидки в цене с каждой комнаты.

Размер арендной платы, выставляемой отельером, зависит от ряда факторов:

■ класс отеля, его месторасположение и популярность;

■ категории арендуемых гостиничных номеров;

■ размер номерного фонда арендуемого отеля;

■ срок аренды.

условия оплаты арендной платы отельеру.

оговоренное количество и качество дополнительных услуг.

динамичность предлагаемого туроператором графика заезда постояльцев.

степень участия туроператора в усовершенствовании гостиничного сервиса.

Получив в аренду отель, туристический оператор приступает к реализации гостиничных номеров, пользуясь собственной агентской сетью. Эта торговля может строиться тремя способами:

Комиссионное вознаграждение (комиссия) — есть определенный размер (обычно в процентном выражении) стоимости номера, устанавливаемый отельером, формирующий доход туроператора с каждого проданного койко-места.

Это наиболее примитивная форма сотрудничества отеля и оператора, не связанная ни с принятием оператором определенных обязанностей или риска, ни с предоставлением отельером дополнительных скидок. Резервирование номера оператором происходит под желания конкретного клиента, либо внесшего предоплату, либо оплатившего гостиничную услугу полностью. Работа по разовым заявкам на практике может строиться двумя способами — с оплатой услуг туроператору, и с оплатой услуг на месте.

В первом случае оператор принимает от клиента полную оплату стоимости гостиничных услуг и до истечения установленного в подтверждении бронирования срока оплачивает счет отельера, оставляя себе размер своих комиссионных.

Во втором случае расчет клиента оператора и отеля происходит непосредственно на стойке гостиничного предприятия. При этом размер комиссионного вознаграждения автоматически зачисляется на специально открытый для туроператора счет в отеле.

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на внерейсовые (чартерные), комплектуемые по мере необходимости, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, строго соблюдаемым промежуткам и графику движения.

Внерейсовые (чартерные поезда) – это специально заказанные поезда, назначаемые вне регулярного расписания по специально проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, составленным с учетом «окон» в регулярном расписании, а также туристско-экскурсионных целей.

Рейсовые подразделяются на пригородные, местные и дальние.

Стандартные железнодорожные туры условно можно разделить на три самостоятельные категории:

- однодневные;

непродолжительные (2-3 суток);

многодневные (от5 дней и более).

Преимущества железнодорожного транспорта:

- более низкие тарифы;

- разветвленная система скидок, проездных билетов, позволяющая путешествовать по значительно низким ценам.

Основным видом морских и речных перевозок в туризме являются круизы. Круизинг – это международный бизнес, представляющий собой комплекс рыночных структур и соединяющий несколько международных рыночных сегментов.

География круизов – весь Мировой океан. В летний сезон у европейских туристов наиболее популярны маршруты по Средиземноморью, особенно Западному. Большой спрос летом также отмечается на круизы вдоль побережья Западной и Северной Европы и по фьордам Норвегии.

В течение всего года востребованы круизы по южной Атлантике и Карибскому морю (на этот регион приходится около 70% всех круизов).

Зимой доминируют два направления – по Карибам и морям Юго-Восточной Азии, где самым крупным портом является Сингапур. Есть спрос и на маршруты вдоль Океании, Австралии, Южной Америки и Африки.

Речные круизы менее подвержены влиянию погоды в отличии от морских круизов, более информативны, так как имеют береговой обзор. Особенно привлекательны такие круизы для людей среднего и пожилого возраста (морская болезнь отсутствует), туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу ни сменив гостиницы.

Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идет Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия.

Наиболее популярные маршруты по Рейну и его притокам. В Европе также большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран. Круизы по Нилу обычно являются составной частью программ более обширных туров. Это же и относится к экзотическим круизам: по Амазонке, рекам Святого Лаврентия.

Преимущества:

- высокий уровень комфорта;

- большой объем единовременной загрузки;

- возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм);

- полноценный отдых;

- полный комплекс жизнеобеспечения.

Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются американские Delta Airlines, Pan American, United, французская Air France, немецкая Lufthansa, британская British Airways, российский Аэрофлот.

В рамках организации туристских путешествий существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

- бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании или системы бронирования;

- договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах;

- агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

- организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.

Чтобы правильно выбрать наиболее удобную и выгодную форму взаимодействия, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо знать особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия в авиакомпанией.

Особой разновидностью авиационных туристских перевозок являются чартерные рейсы (аренда самолета). Большинство авиакомпаний мира организует чартеры по туристским направлениям, пользующимся повышенным спросом. Статистика чартерных перевозок показывает, что они имеют достаточно определенную географию и ярко выраженную сезонность.

Преимущества:

- расширенная география путешествий;

- сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния);

- самый удобный и быстрый вид транспорта при переездах на дальние расстояния;

- привлекательный для туристов сервис.

 

Тема. Характеристика сущности туризма и его основные социально-экономические категории

Туризм, как специфическая сфера социально-экономической деятельности, характеризуется несколькими этапами развития.

Первый этап (предыстория). Этап включает период от античных времен, характеризующийся мотивированными путешествиями, связанными с торговлей, паломничеством, спортивными играми, до развития мануфактурного производства.

Второй этап (элитарный туризм и зарождение массового туризма.) Характеризуется восполнением экономических систем новыми возможностями развития транспорта (пароход Фултона, 1807; паровоз Стефансона, 1814;), связи (радио, телеграф, телефон), сопровождается строительством сети дорог в Европе.

Третий этап (начало становления массового туризма). В Европе ведущими звеньями массового туризма стали Германия и Швейцария, где были организованы первые фирмы по вовлечению в туристские поездки «маленького человека».

Четвертый этап (массовый туризм). В западноевропейских странах этот приходится на послевоенный период, условно до 1860 года. Формируется мощная индустрия отдыха со своими инструментами, продуктами, производственными циклами, методами организации и управления. Появляются первые признаки разделения туризма на:

- Конвейерный с унифицированными формами предоставления услуг и примитивной однородностью запросов;

- Дифференцированный туризм с разнообразием запросов и услуг на множественность узкоспециализированных сегментов по формированию потребительского спроса туристов и способов их удовлетворения. Определяющей формой развития туризма становится рекреационный аспект по организации отдыха.

Пятый этап (универсализм) приходится на текущий период времени с усилением коммуникационных связей, делового туризма, гуманитарных контактов и другой мотивации поведения и туристов и обслуживающих различного рода структур. Основным сегментационным критерием обслуживания становится «турпродукт» - набор товаров и услуг, реализуемых специализированными фирмами по отношению к определенной группе туристов в определенной рекреационной зоне.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника.

Это понятийное определение туризма, к которому теоретики и практики шли долгим и тернистым путем, содержит пять четко выраженных признаков, отграничивающих туризм от путешествия и иных действий и процессов.

А) временное перемещение и посещение дестинации и непременное возвращение обратно

Б) дестинация – это другая местность, отличная от места постоянного проживания индивидуума или другая страна

В) цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью

Г) совершение туристского путешествия в свободное время

Д) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника, т.е. турист не должен отнимать рабочее место у местного населения дестинации.

. Туризм как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, имеет собственную структуру (субсистемы, элементы) с многообразием внутренних связей, а с другой стороны, является составной частью трех взаимосвязанных суперсистем (общество, экономика, природная среда).

В основе системы туризма по мнению швейцарского ученного К.Каспара, лежат две внутренние субсистемы:

-субъект туризма – турист, т.е потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;

-объект туризма, включающий в себя в качестве составных основных элементов туристский регион и туристскую индустрию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.011 с.)