ТОП 10:

Культурно-познавательный туризм



1.Культурно-познавательный туризм- является выражением стремления человека расши­рить свой кругозор, составить свое представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию -и содержа­ние, и мощный стимул человеческой деятельности. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира. Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Для того чтобы она прояви­ла себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в про­цессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после за­вершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.

Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе за­воеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси.

Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовле­творяет одну из наиболее сильных своих потребностей- потребность в познании. В познава­тельном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воз­действующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впе­чатления позволяют человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизон­ты, получить стимулы для творческого самовыражения.

Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он зависит от круга интересов предпола­гаемого туриста. Интересовать человека может многое, особенно что-нибудь необычное и не­привычное, ранее не виденное и неизвестное.

Познавательный туризм может быть более или менее специализированным. В втором случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшаф­тов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Ознакомительные поездки в другие стра­ны совершают десятки млн людей. Так, Нью- Йорк посещают в год более 32 млн человек. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Санкт-Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограниче-вается наиболее известными памятниками архитектуры, крупнейшими музеями, парками, при­родными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супер­маркетами. Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребыва­ния, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ан­самблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны преду­предить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся историче­ские памятники ( например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шор-ты).Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представле­ния о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход ми­ровой истории. Это прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-бытовые отношения, наука и искусство, техника и быт. К этим странам относятся Франция, Германия, Великобритания, Италия. Большинство туров в эти страны являются ознакомительными. Туристы узнают обо всем понемногу. Другим объектом интереса являются страны, сохранившие памятники глубокой древности. Наиболее популярен Египет сего пирамидами и древними храмами. Египетские пирамиды-первое чудо в списке чудес света. Их величие и красота до сих пор поражают людей самой раз­ной культуры и подготовленности. Не менее интересна Греция, где сохранились архитектурные памятники античного времени. Более позднее искусство- эпохи Возрождения- прекрасно пред­ставлено в Италии, этом настоящем музее под открытым небом.

Следует отметить, что и в России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамб­ли Москвы и её усадеб, а также зодчество городов так называемого золотого кольца. Знакомст­во с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие истори­ческого прошлого нашей страны.

Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульпту­ра, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градо­строительное искусство, музеи и театры.

Специализированный познавательный туризм -это знакомство с одним существенным для ту­риста аспектом культуры.В этом случае готовится специализированная программа, предусмат­ривающая осмотр музеев( собраний живописных или ювелирной коллекций, скульптуры, ин­терьеров и т.д ), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.

Задача гида в одном и другом случае различна. В первом случае он должен рассказать и пока­зать те объекты, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны. Здесь гид - актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной куль­туре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам.

В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств, соб­раний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамб­лей. Отдельные тематические экскурсии проводят экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном ( в край­нем случае на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается , перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии. Существуют две разновидности познавательных туров:

1. стационарные туры-спребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

2. маршрутные туры-посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения заплани­рованных пунктов. На город или туристский центр выделяются от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры- столичные города и т.п. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей:

Исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с жи­вописью ( по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знамени­тым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия некоторых литературных произведений , по местам жизни великих писателей, природоведческие и многое другие. На­пример, в честь 450-летия со дня рождения Сервантеса в 1997г. в Испании в качестве одного из юбилейных мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы героев его романа-« По следам Росинанта и его хозяина».

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавателъные и культурные (те­атры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов. Если организовывается исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов, культурные мероприятия- это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включают посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев. Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопро­граммы о местах отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресто­ранов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь Спортивные и курортные программы ,как правило, не планируются.

Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным - в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование- местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутах туристов размещают, как правило, в гости­ницах туристского класса.

Питание на маршрутах - обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурси­ям, музеям, театрам и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.

В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра горо­да и знакомство с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день планируется только одна экскурсия, и это время тури­сты могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в раз­мере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавли­ваются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно, зависит от построения программы, нагруз­ки и обилия достопримечательных объектов.

Контрольные вопросы:

1. Почему познавательные туры популярны во всем мире?

2. Определите мотивы, по которым человек может отправиться в познавательный тур.

3. Расскажите о двух типах познавательных туров и особенностях работы персонала по их обслуживанию.

4. В чем отличие программы маршрутного от стационарного познавательного тура?

5. Комплектация досугово-развлекательной составляющей познавательного тура.

6. Питание и размещение на стационарных и маршрутных турах.

7. Расскажите о познавательных маршрутах у нас в стране и за рубежом, дайте их характе­ристику (самостоятельная работа студента). Доклад или реферат.

 

Лекция №4. Деловой туризм.

 

В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессио­нальных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших состав­ных частей современного туристского обмена. Деловые поездки крайне важны с экономической точки зрения, так как они не зависят от сезонного фактора. Они, наоборот, несколько сокра­щаются в разгар туристского сезона.

Туристские поездки с деловыми целями (бизнес-путешествия) в том или ином виде существуют уже не одно десятилетие. Но, пожалуй, только в 90-е гг 20 столетия они приобрели наибольший размах и стали в удельном отношении самой доходной отраслью туризма. По оценке экспертов ВТО, доля делового туризма в мире составляет около 20%. Так, с середины 80-х до середины 90- гг среднегодовые темпы роста делового туризма в Европе составляли 9%, тогда как туриз­ма в целом 4-5%.

Развитие делового туризма в первую очередь связано с глобализацией и интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира. Деловой туризм достаточно многогранен и по сложившейся международной практике охваты­вает широкий круг поездок:

индивидуальные деловые поездки (командировки) сотрудников корпораций и компаний целью переговоров, участия в производственных совещаниях, презентациях, сбытовой деятельности и т.д.;

конгрессное обслуживание -поездки на конференции, симпозиумы, конференции, семи­нары, конгрессы;

выставочное обслуживание- выставки, ярмарки, биржы;

инсентив-турязм- форма поощрения своих сотрудников в виде организации для них бесплатной туристской поездки;

обслуживание делегаций- поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поезд­ки официальных делегаций.

В число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, со­трудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей. За последние годы постоянно растет спрос на поездки специализированных групп по профес­сиям. По своему характеру эти поездки приближаются к познавательным турам, но специаль­ная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профес­сиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность делового туризма.

Деловой туризм распространен во всем мире, учитывается в статистике туризма, поскольку его участники получают оплату в своем государстве или местности и привозят деньги в турист­ский или деловой центр (зарабатывают деньги не из местного источника).Участники ДТ по­требляют большое количество туристских услуг, размещаются в дорогих отелях, заказывают богатую культурную программу, активно покупают сувениры и товары. Повышенные расходы на организацию такого тура объясняются тем. Что их практически всегда относят на себестои­мость продукции. Некоторые страны вводят специальную визу для ДТ (Эстония, Финляндия и др)

Для того, чтобы туристское предложение заинтересовало клиента, необходимо четко пред­ставлять себе его потребности, пожелания, привычки при потреблении туристского продукта и предпочтения по обслуживанию.

Разработку нового продукта, в том числе организацию конгресса, деловой встречи, надо на­чинать с маркетинговых исследований.

На начальном этапе анализируются возможности организации приема с точки зрения мате­риальной базы (гостиница, её вместимость, уровень обслуживания, оснащение, наличие специ­альных залов для заседаний и переговоров, транспорт), инфраструктуры местности и других возможностей предоставления услуг.

На основе анализа возможностей приема и материальной базы определяется какой рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных конгрессов и сим­позиумов, а может быть и рынок деловых встреч служащих одной компании или фирмы.

Экскурсионная, социальная и культурная программы строятся исходя из расписания дело­вых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также по желанию клиентов.

Деловая клиентура предъявляет определенные требования к гостиницам. Основными из них являются:

• местонахождение в центре города;

• сочетание всех черт домашней обстановки (со свойственным ей уютом) с чертами офи­са- полным набором услуг связи. Оргтехники, компьютерной техники и т.д.;

• гостиницы должны обладать удобной и надежной системой резервирования;

• быстрое оформление по прибытии и выезде;

• приемлемая цена;

• удобные для клиента формы платежа с предоставлением копии счета для отчета перед компанией;

• круглосуточное обслуживание в номерах и др.

Прежде всего, при организации встреч и конгрессов гостиница должна обеспечить безопас­ность и приватность встреч.

Конгрессное обслуживание- один из специфических видов туристского обслуживания. Конгрессный туризм является одним из наиболее выгодных видов туризма в мире, так как приносит принимающей стороне значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма.

Кроме того, конгрессный туризм имеет два больших преимущества перед прочими видами путешествий:

1. конгрессный туризм дает возможность использовать материальную базу в период меж­сезонья или в несезон;

2. бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.

Согласно статистическим данным наблюдается непрерывный рост конгрессного туризма. Приблизительно 1 из 5 международных деловых встреч (или 1% общего числа междуна­родных деловых туристов ) совершает поездку с целью участия в конгрессах и конференци­ях.

Организация конгрессов связана с предоставлением участникам до и после основного ме­роприятия большого количества дополнительных услуг (выставки, банкеты, концерты, му­зеи и др.) Поэтому следует учесть, что конгрессы организуются в местах, где помимо мате­риальной базы (гостиницы высокого класса и пр.), имеются и возможности для отдыха, развлечений, занятий спортом.

Конгрессный туризм требует определенной специализации организаторов мероприятия, так как представляет собой сложный комплекс проблем чисто организационного характера. По­этому таким видом туризма обычно занимаются специализированные фирмы. Например, в Великобритании таких фирм более 100; они разделяются на фирмы, обслуживающие участ­ников, и фирмы, организующие проведение собственно мероприятия (маркетинг, рек лама, приглашения, подготовка сопровождения и докладов, печать тезисов и материалов и др.) Инсентив-туризм - этим термином называется динамично развивающийся в настоящее время поощрительный туризм. Поощрительный туризм представляет собой современное средство награждения сотрудников фирмы или предприятия за достижения в труде наряду с такими традиционными формами поощрения в труде как денежная премия, дотация к по­купке товаров и пр.

Инсентив-туримеет некоторые отличия от обычных поездок:

• это тур, который обычно согласовывается с туристской фирмой за год до начала по­ездки, так как программа реализации поощрений компанией рассчитана на длительнй период;

• этот тур организуется так, что участник поездки огражден от всяких проблем, свя­
занных с подготовкой и проведением тура, к тому же туристы, путешествующие по
инсентив-программам, -наиболее требовательная публика к вопросам качества об­
служивания;

• поездки, как правило, организуются в несезон - с октября по апрель ( за исключение
рождественских праздников и Нового года);

• 90% сотрудников, награжденных туристской поездкой, отправляются в нее вместе с женой(мужем);

• в программу таких поездок часто включаются деловые мероприятия, презентации, обмен опытом, учеба, семинары.

Инсентив-поездка- это один из современных приемов менеджмента, применяемых руково­дством фирм, предприятий с целью повышения производительности труда сотрудников. Ком­пании рассматривают туристские поездки как одно из самых эффективных средств поощрения сотрудников различного уровня. Программа поездки составляется с учетом категории работни­ков. На выбор направления поездки влияют следующие факторы:

• уровень цен должен быть подходящим; цена услуги соответствовать качеству предос­тавляемых услуг:

• турцентр должен быть модным, привлекательным для посещения, предлагать интерес­ную программу пребывания:

• наличие высококлассных гостиниц(4,5 звезд), ресторанов, спортивного и медицинского оборудования, развлечений, возможности для покупок:

• наличие удобных транспортных связей по всему маршруту:

• выгодный обменный курс валюты в месте пребывания:

• наличие хорошо зарекомендовавшей себя турфирмы, способной организовать и предоставить качественное обслуживание.

Преобладающей формой путешествия на рынке инсентив-туризма является групповой ту­ризм, на долю которого приходится свыше 70% всех поездок. Продолжительность инсен-тив-туров в среднем 5-6 дней. Эксперты отмечают, инсентив-туризм ждет большое будущее, он станет важнейшей формой поощрения сотрудников. Привлечение туристов, путешест­вующих по инсентив-программам, является одной из важнейших задач туристских фирм и гостиниц, так как эта категория туристов приносит высокие доходы.

Контрольные вопросы:

1 .Назовите причины относительной устойчивости рынка делового туризма.

2. какие виды поездок составляют понятие « деловой туризм»?

3. Каковы основные требования деловой клиентуры к размещению?

4. Чем отличается инсентив-тур от других видов деловых поездок?

Лекция № 5

Рекреационный туризм.

Рекреационный туризм, или отпускной, - это передвижение людей в свободное время в це­лях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым (пансионаты, дома отдыха). Отнесем к этому виду туризма и курортно-оздоровительный от­дых, при котором для лечения и восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и водной среды (санатории).

Рынок курортно- оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ре­сурсами. Даже любителям спортивного или приключенческого туризма хотя бы раз в не­сколько лет необходим оздоровительный отдых.

В мировой практике понятие курорта включает в себя понятие как отдыха, так и санатория, т.е. санаторно-курортное обслуживание также является частью рекреационного туризма. Курортная местность- это территория с хорошей экологической и благоприятными кли­матическими условиями, расположенная в живописной месте, с присутствием лечебных природных факторов: особого целевого климата, минеральных источников и грязей, чаще всего с водоемом и иногда источником столовой минеральной воды.

Основное отличие отечественной санаторно-курортной системы от зарубежной состоит в том, что она основана на фундаментальной научной базе. Тогда как зарубежные курорты санаторного типа предполагают более «свободный» подход к организации курортного оздо­ровления (исключения все же встречаются, например, лечение и отдых в Израиле на Мерт­вом море и др.). Преимуществом же зарубежных курортов являются высокий уровень стан­дартов обслуживания, современная инфраструктура и материальная база, а также квалифицированный менеджмент обслуживания.

Программы курортно-оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно этих туров. Готовя туристский продукт, необходимо помнить, что это делается для людей, желающих отдохнуть и поправить свое здоровье. Поэтому необходимо спланировать и создать такой маркетинг-микс[1]туристского продукта, который позволит наиболее успешно удовлетворить нужды и запросы клиентов во время оздоровительного отдыха.

Программы оздоровительных туров строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры. Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа кон­курсов, вечеров танцев, викторин и т.п., а также занятиям по интересам, позволяющим раз­нообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий аэроби­кой, шейпингом, плаванием. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении- лечиться и от­дыхать.

Курортные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и во­долечебницах, принятие минеральных вод.

Питание на оздоровительных турах должно иметь варианты диетических столов. Для организации оздоровительных туров используются комфортабельные гостиницы, рас­положенные в тихих озелененных районах, желательно вблизи естественных или искусст­венных водоемов.

Не допускается, как правило, совместное проведение оздоровительных и деловых туров, так как они по ритму противоречивы и отрицательно сказываются на качестве друг друга. С переходом в новые экономико-правовые условия (с 1991 года) многое изменилось в сана­торно-курортном деле. Во-первых, в целом уменьшился объем приобретения санаторно-курортных услуг; во-вторых, были поставлены вопросы собственности, что естественно в рыночной экономике; зачастую их неопределенность тоже явилась деструктивным факто­ром в жизнедеятельности здравниц. В -третьих, возникла необходимость и в тоже время возможность решать вопросы коммерческой реализации санаторно-курортных услуг. Там, где руководители и коллективы санаториев и пансионатов сделали правильный выбор, «подняв планку» своих задач выше простого выживания в условиях кризиса, - там самостоя­тельный и, что важно отметить, культурный спрос на санаторно-курортные услуги встреча­ет сегодня адекватное предложение. Санатории справедливо гордятся улучшение материально-технической базы, новыми интерьерами, прогрессом в части спектра оказываемых услуг. Например, санаторий «Северная Ривьера» гибко и качественно переключилась на различные формы обслуживания: санаторное лечение, оздоровительный отдых, богатый на­бор платных услуг, обслуживание туристов. На базе ряда санаториев и пансионатов апро­бированы и внедрены новые медицинские технологии, направленные не на собственно ле­чение каких-либо конкретных заболеваний, а на их предупреждение. Неблагоприятная экологическая среда, ритм жизни мегаполисов приводят к чрезмерно быстрому старению. Чтобы оставаться молодым, необходимы специальные методы очищения и оздоровления организма. Именно такие программы продолжительностью от5 до 10 дней предлагают здравницы Северо-Запада : «Северная Ривьера», «Репино», «Старая Русса» и др. Вопрос реализации путевок тоже требует профессионального менеджерского подхода для предлагаемых услуг и курортов, здравниц, пансионатов. Здравницы Северо-Запада доверили работу по реализации путевок своему общему пред­ставителю -«Курортному агентству плюс», главные задачи у которого : информационно-пропагандистская и рекламная работа ; разработка и совершенствование технологии реализации путевок; развитие материально-технической базы; расширение ассортимента.

Контрольные вопросы:

1 .Опишите рынок оздоровительного туризма.

2.Особенности составления программ рекреационного и оздоровительного туризма.

3. Требования к размещению, техническому оснащению.

4. Маркетинговые исследования в рекреационном и оздоровительном туризме.

 

 

Лекция №6

Образовательный туризм

Образовательный туризм - весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением.

В общем смысле можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

> языково-обучающие туры;

> спортивно-обучающие туры;

> профессиональное обучение.

Остановимся подробнее на языково-обучающих турах.

Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов — от детей и их родителей, покупающих туры для детей с; целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты взрослые (причем последние составляют 10 % всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых — в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные, бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними чдуг предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языкн достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего -это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.

Все программы включаю в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). в основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не глинная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ними на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и использование методических пособий. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и большой выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное - эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на языке не только на занятиях, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в отдельных случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран -для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке).

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Программы среднего образования в европейских школах и колледжах занимают значительное место у образовательных операторов МУЦ, «Инсайт-Лингва», «Гармония», ИТЭК, «Элитур-Клуб» и других, причем безусловное предпочтение отдается Великобритании, за которой следуют Ирландия, Швейцария, Испания, Германия, Франция, Мальта. Ежегодно по этим программам компании отправляют на учебу 20-30 детей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.023 с.)