Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №1. Туризм как вид деятельности.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Основы программного туризма. 2. Рекреационные основы программного туризма.
• Циклы рекреационных занятий • Виды рекреационных занятий • Зависимость элементов занятий в пределах одного ЦРЗ. Основные понятия, которые уже имеет студент, необходимые для освоения предложенного курса: Туризм, турист, экскурсант, посетитель, туристская услуга, туристская индустрия, тур, туристские ресурсы, туристский продукт, турагентская и туроператорская деятельность, турпутевка, туристская индустрия. Туризм (от фран. - прогулка, поездка) это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, который превратился в настоящее время в целую отрасль, мировую индустрию. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» туризм представлен как самостоятельный вид экономической деятельности, т.е. деятельности по обслуживанию туристов. Между тем сами туристы твердо уверены, что туризм-это их (туристов) деятельность во время отдыха. Таким образом, туризм - это не только важный межотраслевой экономический комплекс, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. Следовательно, туризм -это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Кроме того, туризм -это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников. Основные функции туризма: воспроизводящая, познавательная, а также функция самовыражения. Все эти функции тесно взаимосвязаны, дополняют и сопутствуют друг другу, позволяя осуществлять современный подход к туризму как программному обслуживанию. Мировые стандарты приёмного туризма уже давно отошли от уровня унифицированных, средних, «всем годящихся». Актуальным сегодня стало явление программного туризма и туроперейтинга. В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном туристском рынке большинство туристских фирм стали предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Это резко и сильно увеличило рынок, расширив систему спроса и предложения, позволило дифференцировать его и специализироваться турфирмам на определенном виде программ, что способствовало повышению уровня обслуживания. Программный туризм – это комплексный подход к подготовке обслуживания туристов, полностью учитывающий их интересы в соответствии с целью путешествия, возрастом туристов, составом группы, социальной принадлежностью и другое. Он диктуется необходимостью сегодняшнего туристского рынка, вытекающей из жестокой (не только предпринимательской, но и региональной) конкуренции за своего клиента. Чтобы привлечь туристов в Россию, необходимо подготовить программы и условия обслуживания не только такого же уровня, а в чем-то оригинальнее, чем международные образцы. Для этого нужно, во -первых, знать, как это уже делается, какие существуют традиции, нормы и туристские пристрастия в этой сфере; во – вторых, уметь применять эти знания для разработки собственных программ обслуживания. В международном туризме сложились свои традиции по организации обслуживания туристов различных возрастных групп и особенности обслуживания туристов в зависимости от состава путешественников (туристская группа, семья с детьми или без детей, только женщины, холостые мужчины, очень важные персоны). Для этих групп туристов уже имеются предложения на международном туристском рынке. Кроме того, на рынке существует большое разнообразие программ обслуживания и целевых туров. Каждый из этих туров имеет свою специфику: организация приема и обслуживания туристов, путешествующих с деловыми целями (например, конгрессное обслуживание), совсем не похожа на работу, выполняемую туроператором при организации курортно – оздоровительных, развлекательных и познавательных туров. Молодежь и студенты всем видам отдыха предпочитают развлечения – посещение баров, клубов и дискотек. Туристы третьего возраста (свыше 64 лет) очень любознательны, они также предпочитают активный отдых, но у них на первом месте – экскурсии. Самыми пассивными выглядят туристы среднего возраста (45–64года), особенно путешествующие семьями. У этой группы туристов предпочтение всегда отдается пассивному отдыху. Программное обслуживание -этокомплексное предоставление определенного набора услуг клиенту в процессе преодоления им пространства (на транспорте, пешком, на животных или другим способом), подчиненное одной цели (мотиву), побудившей клиента к решению собственных задач (возможности знакомства, обучения, самовыражения, удовлетворения любопытства и др.) с помощью путешествия. В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном туристском рынке большинство турфирм стало предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Это резко и довольно сильно увеличило рынок, расширив систему спроса и предложения, позволило дифференцировать его. А турфирмам - специализироваться на том или ином виде программ (тематике, технологии), что, естественно, сразу повысило уровень обслуживания. Программа обслуживания - это набор запланированных услуг, распределенный по дням и времени их предоставления. Программный туризм - это работа над программами обслуживания. Краеугольным камнем туристской программы является основная цель путешествия. Это связано с тем, что, как показали исследования, турист не считает программу и обслуживание качественным (даже программу самого высокого уровня), если цель путешествия не достигнута. Например, при покупке тура клиент предполагал, что получит много познавательных экскурсий, а в процессе обслуживания выяснилось, что на фешенебельном курорте все экскурсии предоставляются за дополнительную плату, да при условии минимального количества человек в экскурсионной группе. Турист недоволен. Программа его не устроила - обслуживание некачественное. Такая реакция потребителя на обслуживание оказывает влияние на восстановительный эффект поездки и отдыха, так как этот эффект тесно связан с психологическим уровнем восприятия отдыха и путешествий. При эт 1. Дайте классическое определение туризма, назовите критерии, характерные 2. Что такое программное обслуживание и программа обслуживания? 3. Что берется за основу при составлении программы обслуживания?
Рекреационные основы программного туризма
Рекреационная деятельность -это мероприятия по расширенному воспроизводству человеческих сил. Программное обслуживание и рекреационная деятельность взаимосвязаны. Без рекреационной деятельности, без рекреационных занятий невозможна хорошая программа обслуживания. Поэтому можно сказать, что рекреационные занятия также есть основа туристских программ. Термин рекреационная деятельность имеет двойное значение: с одной стороны, в него вкладывается представление о деятельности человека или групп населения, с ним связаны понятия «рекреационные занятия», «циклы занятий». А с другой стороны - это специфическая деятельность общества по организации условий для удовлетворения потребностей населения в отдыхе (то, что мы назом базовой основой программирования туристского обслуживания являются, конечно, вкусы, привычки и пожелания клиентов. Таким образом, в процессе изучения предмета ПТ, мы опираемся на такие категории как: цели и мотивы путешествия или отдыха, рекреационные потребности человека, качество обслуживания, оптимальность услуг и психологическая подготовка к их восприятию. Контрольные вопросы:ываем деятельностью организаторов отдыха). Понятие "туристско-рекреационный продукт" (в дальнейшем - ТРП) имеет несколько интерпретаций, возникших в ходе реализации практической деятельности и производственно-бытового словоупотребления профессионалами различного профиля. С правовой точки зрения туристско-рекреационный продукт (в дальнейшем ТРП) - это право на тур или вид отдыха, предназначенный для реализации туристу или рекреанту; такая трактовка априори подразумевает существование правовых отношений между субъектом, предоставляющим рекреационные возможности, и субъектом, их потребляющим, что не всегда соответствует действительности. В самом деле, охотник, добывающий по лицензии лося в пределах охотохозяйства, связан с последним договорными отношениями, но этого нельзя сказать о грибнике, собирающем в этой же местности грибы. В более общепринятой трактовке ТРП - некий потребительский комплекс, включающий тур или вид отдыха, рекреационные и туристско-экскурсионные услуги и товары, причем услуги существуют в невещественной форме [1]. Наконец, с сугубо экономических позиций ТРП можно считать также совокупность потребительских стоимостей туристско-рекреационного комплекса. Понятно, что одной из важнейших задач развития рекреационной сферы является определение специфики собственного туристско-рекреационного продукта [2], поскольку практически любой регион России потенциально способен предлагать на туристско-рекреационный рынок достаточно разнообразный спектр как отдельных услуг, так и их сочетаний, составляющих целостные туры, виды и способы отдыха, плюс к этому немалый объем сопутствующих товаров. Очевидно также, что специфика регионального ТРП определяется прежде всего своеобразием туристско-рекреационного потенциала, но, с другой стороны, как совершенно справедливо отмечает А.В.Дроздов [3], из смысла самого понятия потенциала следует, что "далеко не все его компоненты могут оказаться - на данный период времени - реальным продуктом, пользующимся достаточным спросом". Определение региональной специфики ТРП требует предварительного анализа составляющих его компонентов, а также устоявшихся региональных "сочетаний" компонентов целостных туристско-рекреационных программ. В свою очередь, компоненты ТРП базируются на представлениях об элементарных рекреационных занятиях или действиях рекреанта (сбор ягод, грибов, орехов, трав или прогулки - пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.), которые могут быть обобщены в основные типы занятий (действий). Все элементарные рекреационные занятия можно объединить в определенном наборе типов. Ясно, что разные исследователи, скорее всего, сделают это по-разному, но нам в данном случае важен сам принцип: от элементарных рекреационных занятиях к типам, а далее к модулям и циклам рекреационной деятельности. Последние формируются либо на основе ведущего типа занятий, либо посредством соединения нескольких типов по принципу, который можно назвать "рекреационной дополнительностью" и который обеспечивает совместимость - взаимозаменяемость элементарных занятий. Вообще говоря, любой самодеятельный рекреант осознанно или интуитивно строит свой отдых именно таким образом, в чем легко убедиться, проведя несложный экспресс-опрос на предмет выявления целей пребывания в рекреационной зоне: "мы приехали, искупались, побродили по лесу, собирали землянику на полянах, приготовили обед на костре, загорали, "вечеряли" у огня - пели песни под гитару, отдыхали, а с рассветом поднялись на рыбалку, наловили окуней, отсыпались, на обед сделали уху..." (из устного сообщения старшеклассников об уик-энде, проведенном на природе). Однако в сфере профессиональной рекреации и туризма такие циклы планируются специально и укладываются в некий уложенный во времени сценарий. Рекреационный модуль может быть определен как набор элементарных рекреационных занятий, занимающих конечный отрезок времени и объединенных единой целью, а также привязкой к определенным конкретным местам во вмещающем ландшафте. Поездка компании на велосипедах за город на речку "искупаться, позагорать" - модуль, состоящий из нескольких элементарных рекреационных занятий (катание, купание, загорание и отдых у реки). Поход из деревни в дальний лес по "грибы-ягоды" может также включать собственно сбор грибов, прогулку до лесного массива, отдых у реки на обратном пути. Набор периодически (как правило - ежедневно) повторяющихся или сочетающихся модулей, территориально объединенных вокруг смежных элементов туристско- рекреационной системы (зон рекреационного тяготения, ядер, узлов и осей туризма и рекреации), образует цикл. Отдыхающие на базе отдыха, расположенной на берегу лесной речки, являются вольными или невольными потребителями нескольких взаимодополняющих модулей: отдыха у реки (купание, катание на лодках), отдыха в лесу (собирание грибов и ягод, просто прогулки), лечебно-оздоровительных мероприятий, ежевечерних танцев, просмотров кинофильмов в холле и т.д. Характерно, что в качестве туристско-рекреационного продукта фирмы, юридические и физические лица, зарабатывающие на рекреации, могут предлагать как элементарные занятия, так и сложившиеся модули и циклы. Рекреационные циклы могут изменяться в результате появления новых выигрышных (привлекательных с точки зрения потенциальных потребителей) рекреационных занятий. Так, включение в турпродукт верховых прогулок безусловно обогатит рекреационный цикл любой базы отдыха или молодежного палаточного лагеря. То же можно сказать о специально подготовленной полосе препятствий для наработки туристско-экспедиционных навыков, хорошей волейбольной площадке, футбольном поле и т.д. Однако зачастую в состав ТРП пытаются (следуя моде) включить элементарные рекреационные занятия, не соответствующие рекреационному потенциалу территории, региона. Яркий пример - желание многих турфирм (или просто частных лиц, действующих исключительно в целях личного обогащения, на свой страх и риск) непременно затащить на любой среднерусский водоем гидроциклы. Мощные машины, созданные исключительно для катания по поверхности моря, будут чересчур сильным возмутителем спокойствия где-нибудь на озере или еще меньших по размерам лесных водоемах; после нескольких недель эксплуатации суперсильной машины пострадают и заросли прибрежных макрофитов, и гнездящиеся в них водоплавающие, и стаи мальков на отмели. В общем случае можно утверждать, что чем более разнообразен ТРП, тем успешнее развивается туристско-рекреационная сфера - до той, однако, поры, когда реальный туристско-рекреационный потенциал не окажется под угрозой. Конный маршрут, проложенный по вершинам материковых дюн на речной террасе, безусловно обогатит ТРП, но скорее всего приведет к неизбежной гибели лесного биогеоценоза. Вообще качественный туристско-рекреационный продукт всегда является результатом осознанной доработки, даже в том случае, если рекреационный потенциал места признается удовлетворительным. Важно понимать, что очень часто ТРП связан с потенциалом элементов культурного ландшафта региона, которые были созданы в ходе реализации других видов хозяйственной деятельности или природопользования. Красиво, ровненько скошенный луг на пойменном сегменте малой реки возник в результате сенокошения как вида сенозаготовки, и после прекращения такового он исчезнет за 5-8 лет. Луг удобен для рекреантов, собирающихся отдохнуть на берегу речки, следовательно, если территория становится частью организованной рекреационной зоны, его придется скашивать, но уже для иных - рекреационных целей. Таким образом, современный туристско-рекреационный продукт наследует скрыто-рекреационный потенциал культурного ландшафта и включает предоставляемые им возможности в свой состав. Однако поскольку потребности и полезности рекреантов и туристов имеют свою специфику, постольку возникает необходимость в изменении этих элементов культурного ландшафта, также как и способов ухода за ландшафтом в целом. В дальнейшем, по мере того как трансформируются или просто перестают существовать виды деятельности, породившие "полезные" для рекреации элементы ландшафта, настоящая рекреация просто вынуждена стать новым видом ландшафтообразующей деятельности. Программа обслуживания - это определенный цикл рекреационных занятий. Цикл рекреационных занятий -это: 1) программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и образцов реализовывать определенные рекреационные цели, мотивы и притязания в 2) взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание элементарных рекреационных 3) взаимосвязанное сочетание различных видов деятельности людей во время отдыха, имеющее целевую ориентацию. Циклы рекреационных занятий должны удовлетворять двум фундаментальным требованиям: • полезность • индивидуальная привлекательность (аттрактивность) ЦРЗ делятся на зимние, летние и внесезонные. Основой для формирования программ отдыха, создания циклов рекреационных занятий служат занятия рекреационные элементарные. По данным зарубежных социологов. число З.Р.Э. удваивается каждые десять лет, к концу 90-х гг. их насчитывалось свыше 80 тыс. видов. Циклы рекреационных занятий формируются из оптимальных сочетаний ЭРЗ. В основе типизации рекреационной деятельности лежит её функциональная ориентация. Рекреационные функции: • лечебная -направленная на восстановление здоровья человека • познавательная -направленная на развитие духовного потенциала личности • спортивно-оздоровительная- направленная на развитие физических сил человека. В цикле рекреационных занятий элементарные рекреационные занятия, исходя из их функциональной ориентации, делятся на: • целевые -когда являются главным мотивом рекр. деятельности; • дополнительные -когда не реализуют основную цель рекреации, но разнообразят цикл рекреационных занятий; • сопутствующие- они не дают специфического рекреационного эффекта, Например, экскурсии будут целевыми для реализации познавательной функции, дополнительными - для оздоровительной, сопутствующей - для лечебной. При моделировании ЦРЗ необходимо помнить, что занятия рекреационные элементарные находятся в определенной зависимости в рамках одного цикла. С этой точки зрения они могут быть: · взаимозаменяемыми (альтернативными)-дающими возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЗРЭ на другие Это дает возможность разнообразить программу отдыха и в то же время является очень важным основанием типизации ЗРЭ, когда к одному типу относят взаимозаменяемые ЗРЭ, терминологически объединённые каким-либо понятием(напр., малоподвижные игры в помещении- шахматы, домино, отгадывание кроссвордов и т.п.) · взаимообусловленные- приводящие к понятию «режим рекреационной деятельности», к построению циклов (напр., водные процедуры следуют за гимнастикой, активные виды предшествуют пассивным) · противопоказанные- являющие несовместимость некоторых видов ЗРЭ с другими в данный отрезок времени(напр., танцы и чтение) Типы элементарных рекреационных заня тий
Наиболее предпочтительными для ежедневного отдыха являются следующие типы ДР: прогулочный, любительские занятия на открытом воздухе, спортивные игры и упражнения, водные процедуры, подвижные занятия на воде, в подвижные игры в помещении. Для еженедельного отдыха- подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения, экскурсионный, рыболовно-охотничий, любительские занятия на открытом воздухе. Для отпуска -климатический, спортивный туризм, бальнеологический, рыболовно-охотничий, экскурсионный, подвижные занятия на воде. Важно, что наиболее аттрактивные виды рекреационных занятий обладают и высоким уровнем профилактики заболеваний. Контрольные вопросы: 1. Раскройте понятия: «программное обслуживание», «программа обслуживания», «рекреационная деятельность», «цикл рекреационных занятий», «элементарные рекреационные занятия». 2. В чем заключается связь между рекреационной деятельностью и программой обслуживания? 3. Виды рекреационных занятий. 4. Смоделируйте структуру в принятых обозначениях а) климатического-купально-пляжного ЦРЗ б) климатического с использованием бальнеоресурсов ЦРЗ.
Лекция №2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.012 с.) |