Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система показателей туризма и их характеристика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Содержание экономического значения туризма. Понятие экономической среды и условий функционирования индустрии туризма и гостеприимства. Экономическая среда и условия функционирования туризма Туризм — это крупная межотраслевая система с разнообразными связями между ее отдельными элементами как в пределах экономики отдельной страны, так и в отношениях этой страны с мировой экономикой в целом. Как и всякая система, туризм не может пребывать в вакууме, ему приходится функционировать в быстро изменяющейся экономической среде. Экономическая среда включает все силы и организации, с которыми сталкиваются предприятия, учреждения, фирмы, осуществляющие туристскую деятельность. Они должны не только знать свою "среду обитания" и природу ее изменений, но и уметь реагировать на них. Экономическую среду составляют также ближайшее и более отдаленное окружение, постоянно оказывающие не-посредственное воздействие на развитие туристского бизнеса. Для изучения отношений в системе "туризм — экономическая среда" це-лесообразно сгруппировать их по типу влияния: ♦ природно-географические; ♦ политические; ♦ экономические; ♦ социальные; ♦ правовые; ♦ технологические; ♦ международные; ♦ государственные. Каждый из этих элементов прямо или косвенно влияет на туризм, всем им свойственны взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность. Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения. Богатство природных ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают огромное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Немалую роль в развитии туризма в стране играют ее географическое положение по отношению к главным транзитным путям, близость к странам—поставщикам туристов, удаленность от "горячих точек" планеты. Природно-географические условия имеют непреходящую ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам, сделать их более доступными. В настоящее время важнейшим в развитии туризма стал рекреационный фактор.
Социально-экономические условия: ♦ уровень экономического развития страны. Существует прямая зависимость между экономическим развитием, величиной национального дохода и материальным благополучием народа каждой страны. От этого зависит также уровень развития материальной базы туризма, предприятий индустрии туризма, инфраструктуры. Государства с развитой экономикой лидируют по количеству путешествий своих граждан; ♦ увеличение свободного времени (продолжительности отпусков) является общемировой тенденцией, а это наряду с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. Потребность в туризме возникает и вследствие необходимости восстановления трудоспособности; ♦ повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования доказали прямую зависимость между уровнем образования и склонностью к путешествиям; ♦ демографические факторы. Темпы роста населения в целом мире и в от дельных его регионах прямо пропорциональны увеличению числа туристов. Так, например, перенаселенность многих районов планеты ведет к усилению миграционных процессов, одной из форм которых является туризм. Кроме того, увеличение средней продолжительности жизни способствует вовлечению в туризм людей пожилого возраста. Этот контингент все больше становится подвижен и склонен к путешествиям. В настоящее время они стали главным двигателем туризма. Политическая обстановка. Туризм стабильно развивается только в мирной среде. Вместе с тем сам туризм может стать влиятельной силой, содействующей миру и спокойствию на планете. Согласно статистическим данным ВТО, лидирующее положение по увеличению объема международного туризма занимает Европа. В первую очередь это объясняется стабильной политической обстановкой. Технологическая среда. Туристские фирмы должны эффективно приспо-сабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимущества в конкурентной борьбе. Мощное влияние на развитие туризма оказывает глобальная информационная сеть Интернет. Индустрия туризма достаточно полно представлена в ней, а туристский продукт является одним из наиболее часто запрашиваемых. Международное окружение. Количество путешествующих и объемы поступлений от туризма находятся в прямой зависимости от взаимоотношений между странами, уровня экономического развития, визовой и таможенной политики и т.д. Правовая среда. Туристские фирмы работают в юридических рамках, ко-торые регулируют различные сферы их деятельности: регистрацию, офор-мление контрактов о сотрудничестве, взаимоотношения с обществом, разре-шение конфликтов и т.д. При этом всякие действия сверх объявленных счи-таются незаконными. В случае обнаружения нарушений фирмы могут быть привлечены к ответственности. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Туристские предприятия, независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета, т.е. за счет собственных средств. Иными словами, если предприятие становится убыточным и неплатежеспособным, то оно должно самоликвидироваться, так как ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несут ответственности по его обязательствам, не отвечают за его долги. Хозяйственный расчет — метод эффективного ведения хозяйства, осно-ванный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности в денежной форме, возмещении расходов собственными доходами. Принципы хозяйственного расчета следующие: ♦ хозяйственная самостоятельность предприятия; ♦ самоокупаемость и рентабельность; ♦ экономическая заинтересованность; ♦ экономическая ответственность; ♦ контроль рублем. На практике хозяйственный расчет представляет собой сложную систему расчетов. В частности, новая туристская фирма или структурное подразделение в рамках существующей компании должны рассчитать свою программу и ее обеспечение таким образом, чтобы покрыть все затраты, включая заработную плату, и получить прибыль. Кроме того, хозяйственный расчет туристского предприятия охватывает систему отношений работников, отделов, служб управления предприятия. Реализация принципов хозяйственного расчета предусматривает: ♦ регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения; ♦ предоставление им необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности; ♦ установление обоснованных заданий подразделениям; ♦ создание системы материального стимулирования работников подразделений; ♦ разработку системы экономической ответственности; ♦ организацию достоверной системы учета результатов хозяйственной деятельности и контроля за использованием производственных ресурсов. Источники формирования оборотных средств туристского предприятия. Управление оборотными средствами туристского предприятия. Организация оплаты труда на туристском предприятии. Формы и система оплаты труда на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Состав фонда заработной платы на туристском предприятии. Принципы, способы, классификация налогов. Баланс как объект анализа. Содержание баланса и взаимосвязь его статей. Планирование: сущность, виды, принципы. Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учиты-вающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия. Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования. Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью ко-торых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При раз-работке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы: ♦ приоритеты и направления развития предприятия; ♦ потребность в капитале и ресурсах; ♦ рынок и его сегменты; ♦ эффективность отдачи. Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны. Принципы планирования: ♦ непрерывности; ♦ научности; ♦ оптимальности; ♦ экономичности; ♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации; ♦ взаимной увязки и координации. Основные задачи планирования заключаются в:
♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурент ного туристского продукта, услуг; ♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и бо лее высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала. Планирование классифицируется по следующим признакам: ♦ по времени - долгосрочное (на срок от 5 и более лет); - среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет); - краткосрочное (до 1 года); ♦ по объекту - план предприятия; - структурного подразделения; - конкретного исполнителя; ♦ по степени охвата - частное (отдельные сферы деятельности); - общее (деятельность всего предприятия); ♦ по видам - стратегическое (поиск новых возможностей); - тактическое (создание определенных предпосылок); - оперативное (реализация возможностей); ♦ по предмету планирования - целевое (определение целей); - планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, инфор мационные ресурсы); - программное (программы производства и реализации); - планирование действий (специальные продажи, многоуровневый мар кетинг). В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства). Соответствие процесса планирования^ также самих планов реальным ус-ловиям экономической деятельности во многом определяется своевремен-ностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение. Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет ха-рактерные отличия, которые заключаются главным образом в: ♦ точности устанавливаемого интервала планирования; ♦ степени дифференциации и количества показателей планирования; ♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства; ♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое пла-нирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами'. ♦ сверху вниз (Ьгеак-йотеп). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли); ♦ снизу вверх (ЬшШ-ир) — обратный процесс; ♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эф фективный способ. Методы планирования'. ♦ балансовый; ♦ нормативный; ♦ программно-целевой. В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию. Необходимость экономического обоснования планов предопределяет сис-тему показателей, включающую: ♦ количественные показатели (абсолютные величины): - объем продаж; - численность персонала; - фонд оплаты труда; - сумма прибыли; - затраты; - количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.; ♦ качественные показатели (относительные) выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов: - производительность труда; - фондоотдача; - качество продукта, услуги и др. Процесс планирования включает следующие этапы'. ♦ определение локальных и глобальных целей предприятия; ♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия; ♦ поиск альтернатив: ♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы; ♦ принятие решения, постановка плановых заданий; ♦ собственно разработка плана. В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана. Структура плана: ♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснован ное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и до говоров. Основой разработки производственной программы являются: - результаты маркетинговых исследований; - портфель заказов; - наличие производственных мощностей и ресурсов; ♦ план по издержкам; ♦ план по труду и кадрам; ♦ план инвестиций; ♦ план социального развития трудового коллектива; ♦ финансовый план. Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана. 43. Методы планирования и их характеристика. 44. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия. На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабаты-ваетсяа бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все ос-новные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он поз-воляет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, оп-ределить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия. В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В Беларуси выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности: ♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для уже действующей); ♦ инвестиционный', ♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств; ♦ финансового оздоровления. Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организациями прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2006 г. № 1091). Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомен-дациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные 5 лет. Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно. Бизнес-планы инвестиционных проектов — в случаях, установленных законодательством, не позднее, чем за три месяца до начала реализации этих проектов, в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики. Порядок проведения их экспертизы определен также Положением № 1091. Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или при-влеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка) 1. Резюме. 2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги. 3. Исследование и анализ рынка. 4. План маркетинга. 5. План производства. 6. Организация, управление, кадры. 7. Юридический план. 8. Оценка риска и страхование. 9. Стратегия финансирования. Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информа-ция: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта. Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма. Основная информация о туристском предприятии включает его характе-ристику по всем стадиям жизненного цикла: ♦ наименование; ♦ форма собственности ♦ местонахождение; ♦ размеры; ♦ направления деятельности; ♦ современное состояние; ♦ условия (внешние и внутренние) функционирования; ♦ факторы, влияющие на деятельность. Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития. Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характе-ризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере. Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг пред-приятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу. В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам: ♦ стратегии маркетинга; ♦ формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и услугах; ♦ методам и каналам товародвижения; ♦ формам и методам стимулирования продаж; ♦ рекламе; ♦ ценообразованию. Главная задача пятого раздела —доказать, что туристское предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества. В шестом разделе описываются: ♦ организационная структура фирмы; ♦ обязанности и ответственность руководителей предприятия и совета директоров; ♦ структура собственности и инвесторов; ♦ подбор и мотивация труда персонала:
- численность; - потребность в специалистах; - обучение; - формы и системы оплаты труда; - расходы на его оплату. Седьмой раздел включает:
♦ правовой статус туристского предприятия; ♦ форму собственности; ♦ профилактику правонарушений; ♦ доработку юридических документов; ♦ доходы и расходы по судебным искам. В восьмом разделе оценивается и обосновывается степень неопределенности достижения поставленной цели, анализируются основные виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, их источники, предлагаются мероприятия по профилактике рисков и снижению денежных потерь, приводятся затраты на страхование. Девятый раздел обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении, а именно; ♦ прибыль и убытки; ♦ кредитный план; ♦ долгосрочный план финансирования; ♦ издержки производства; ♦ объем продаж по товарной номенклатуре; ♦ баланс предприятия; ♦ распределение прибыли; ♦ формирование и использование уставного фонда; ♦ кассовый план; ♦ финансовые показатели предприятия; ♦ стратегия финансирования; ♦ средства, необходимые для финансирования проекта; ♦ источники их получения; ♦ срок окупаемости затрат. Бизнес-план должна отличать емкость, четкость, системность, логичность, простота, аккуратность, убедительность, эффективность. Эффективному управлению финансовой деятельностью туристского пред-приятия способствует организация финансовой службы — структурного подразделения, выполняющего функции в системе управления предприятием. Основные направления его деятельности — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. Структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производ-ства, общего количества работающих и характера деятельности. Так, структурно финансовая служба может быть представлена; ♦ на крупных туристских предприятиях — финансовой дирекцией во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером; ♦ на средних — финансовым управлением (отделом) с входящими группами по направлениям исполняемых функций (группа экономического анализа, группа расчетов с потребителями и др.); ♦ на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. От компетентности и профессионализма сотрудников этого подразделения зависит финансовое состояние предприятия, так как служба организует управление финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли, определяет стратегию и тактику предприятия на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей Содержание анализа хозяйственной деятельности. Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского пред-приятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания. Анализ охватывает все стороны деятельности туристского предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется. Главное внимание уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффективности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности. Принципы анализа: ♦ научность; ♦ комплексность; ♦ системность; ♦ объективность; ♦ действенность; ♦ конкретность; ♦ своевременность; ♦ оперативность; ♦ достоверность; ♦ эффективность. Виды анализа классифицируются следующим образом: ♦ по признаку времени - предварительный; - последующий — оперативный (ситуационный), итоговый; ♦ по периодичности проведения - периодический; - разовый; ♦ по субъектам управления - технико-экономический; - финансово-экономический; - социально-экономический; - экономико-статистический; - маркетинговый
♦ по методике изучения объектов - сравнительный; - диагностический (экспресс-анализ); - факторный; - маржинальный; ♦ по субъектам (пользователям) анализа - внутренний; - внешний; ♦ по охвату изучаемых объектов - сплошной; - выборочный; ♦ по содержанию программы - комплексный; - тематический. Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к след-ствиям. Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической ин-формации. Важным условием, которое необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования: ♦ единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факто ров; ♦ единство промежутков или моментов времени, за которые сравнивае мые показатели были исчислены; ♦ сопоставимость исходных условий производства туристского продукта; ♦ единство методики исчисления показателей и их состава. Одни показатели являются результативными; другие — факторные — характеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат. Учитывая их многообразие, составляются факторные модели, которые, опираясь на математические модели взаимосвязи результата с факторами, определяют приемы экономического анализа. Любая факторная модель не должна противоречить причинно-следственной логике. Существуют два типа связи, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа: ♦ функциональные; ♦ стохастические. Функциональной (детерминированной) называется связь, если при за-данных условиях она переходит в единственное, определенное состояние.
Стохастической (вероятностной) связь является, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, т.е. каждому факторному признаку соответствует множество результатов. Кроме того, связь между факторами может быть прямой и обратной, В первом случае рост (убывание) факторного признака влечет за собой рост (убывание) результата; во втором — наоборот. При изучении связей решаются следующие задачи: ♦ установление наличия или отсутствия связи между показателями; ♦ измерение тесности связи; ♦ выявление закономерного (неслучайного) характера связей; ♦ выделение наиболее значимых факторов, определяющих результат; ♦ количественная оценка влияния изменения факторов на изменение ре зультата. В зависимости от вида анализа эти задачи решаются с помощью различных приемов. Все приемы, используемые в экономическом анализе, можно разделить на простые и сложные. К простым относят методы: ♦ сравнения: - горизонтальный; - вертикальный; - трендовый; - одномерный; - многомерный;
♦ средних величин; ♦ относительных величин; ♦ группировок; ♦ балансовой увязки. Их используют в основном для обработки собранной информации (построение и анализ аналитических таблиц). Сложные; ♦ элиминирование; ♦ корреляционно-регрессионный анализ; ♦ линейное программирование; ♦ экономико-математические; ♦ специальные и другие методы. К примеру, элиминирование представляет собой прием, при котором устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель рассчитывается. Существуют следующие приемы эли-минирования: - цепных подстановок; - абсолютных и относительных разниц; - относительных величин; - индексный; - интегральный; - прием долевого участия. Применение тех или иных приемов и способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования и т.д. При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности вы-деляются следующие этапы; 1) уточнение объектов, цели и задач анализа; составление плана аналити ческой работы; выделение субъектов анализа и распределение обязанностей между ответственными исполнителями; 2) разработка системы синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа; 3) сбор и подготовка необходимой информации; проверка ее точности; приведение в сопоставимый вид и т.п.; 4) сравнение фактических результатов хозяйственной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет, результатами конкурирующих предприятий; 5) выполнение факторного анализа; 6) выявление неиспользованных резервов повышения эффективности хозяйствования; 7) оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом влияния раз личных факторов и выявленных неиспользованных резервов; разработка мероприятий по их использованию; 8) контроль за внедрением в производство предложенных мероприятий. Содержание экономического значения туризма. Система показателей туризма и их характеристика. При планировании, анализе и оценке эффективности деятельности пред-приятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов. Основные показатели развития туризма на микроуровне: натуральные (расчетные): ♦ объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в человеко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и фактической продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных днях, указанных в путевке (ваучере); ♦ объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеряется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслуживания за определенный период исчисляется путем суммирования количества туристов, принятых на обслуживание в день регистрации; ♦ объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, определяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание туристов на маршруте без предоставления размещения; стоимостные (расчетные): ♦ выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предоставленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главенствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является основным регулярным источником пополнения оборотных средств. Процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией товаров (услуг) и поступлением выручки. Это означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота. От поступлений выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, рабочими и служащими. Однако выручка от реализации не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего возмещаются произведенные затраты, выплачивается зарплата; ♦ прибыль (чистый доход) — результативный показатель, характеризующий эффективность использования имеющихся ресурсов. Это количественный показатель, представляющий собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Основные показатели развития туризма на макроуровне: ♦ количество ночевок (туродень) — натуральный показатель. В отношении практического определения "ночевки" в туристских целях отсутствует единая точка зрения. Используются два рабочих определения: 1) с точки зрения места назначения (используется в статистике размещения); 2) с точки зрения происхождения (для обследования домашних хозяйств); ♦ количество посещений. Посетитель — любое лицо, которое путешествует в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не явля-ется занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Посетители классифицируются как туристы, если они ночуют за пределами дома, или как однодневные посетители, если они этого не делают. В статистике туризма учитываются внутренние и международные посетители; ♦ количество поездок — число раз, которое какое-либо лицо выезжало из своего обычного места жительства; ♦ поступления в национальной и иностранной валюте. Поступления от международного туризма — это расходы международных въезжающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международный транспорт, а также любые иные платежи до или после поездки за товары и услуги, полученные в стране назначения. Для многих стран международные туристские расходы являются важным элементом международного платежного баланса (МПБ): расходы выезжающих туристов обычно составляют дебет соответствующей страны, в то время как расходы выезжающих посетителей в принимающей стране составляют кредит; ♦ доходы, поступающие в бюджет от расходов, относящихся к внутрен нему туризму, — это прямой результат путешествий постоянных жителей ка кой-либо страны в ее пределах. Они включают деньги, которые тратятся в посещаемых местах; предварительные расходы, необходимые для подготовки осуществления поездки; связанные с путешествием расходы, произведенные в месте жительства после поездки, а также платежи однодневных посетителей. Помимо перечисленных показателей к основным индикаторам развития туризма относятся; информация статистического бюллетеня Министерства статистики и анализа Республики Беларусь'. ♦ экспорт и импорт услуг по статье "Туристские услуги (поездки)" — данные платежного баланса; ♦ число средств размещения — данные статистической формы №1 отчета предприятия средств размещения; ♦ число санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха — дан ные статистической формы № 1 этих предприятий; ♦ среднегодовая численность работников системы туризма — данные статистической формы №1-Т (труд) туристских предприятий; ♦ платные услуги населению, в том числе; - туристе ко-экскурсионные; - санаторно-оздоровительные; - услуги гостиниц, мотелей; информация государственного органа по управлению туризмом'. ♦ начисленная номинальная среднемесячная заработная плата работающих в сфере туризма; ♦ количество посетителей туристских ресурсов. Располагая всеобъемлющей и достоверной информацией о развитии ту-ризма, государство имеет возможность постоянно анализировать состояниеэтой сферы, выявлять тенденции, происходящие в этом секторе экономики, определять перспективы, а также оценивать его реальный вклад в экономику страны. Туристское предприятие как юридическое лицо характеризуются сле-дующими экономическими показателями: ♦ выручка от реализации туристских продуктов и услуг, в том числе, экс порт-импорт; ♦ себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), в том числе; - затраты на оплату труда
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.014 с.) |