Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система показателей туризма и их характеристика.

Поиск

Содержание экономического значения туризма.

Понятие экономической среды и условий функционирования индустрии туризма и гостеприимства.

Экономическая среда и условия функционирования туризма

Туризм — это крупная межотраслевая система с разнообразными связями между ее отдельными элементами как в пределах экономики отдельной страны, так и в отношениях этой страны с мировой экономикой в целом. Как и всякая система, туризм не может пребывать в вакууме, ему приходится функционировать в быстро изменяющейся экономической среде.

Экономическая среда включает все силы и организации, с которыми сталкиваются предприятия, учреждения, фирмы, осуществляющие туристскую деятельность. Они должны не только знать свою "среду обитания" и природу ее изменений, но и уметь реагировать на них. Экономическую среду составляют также ближайшее и более отдаленное окружение, постоянно оказывающие не-посредственное воздействие на развитие туристского бизнеса.

Для изучения отношений в системе "туризм — экономическая среда" це-лесообразно сгруппировать их по типу влияния:

♦ природно-географические;

♦ политические;

♦ экономические;

♦ социальные;

♦ правовые;

♦ технологические;

♦ международные;

♦ государственные.

Каждый из этих элементов прямо или косвенно влияет на туризм, всем им свойственны взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность.

Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения. Богатство природных ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают огромное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Немалую роль в развитии туризма в стране играют ее географическое положение по отношению к главным транзитным путям, близость к странам—поставщикам туристов, удаленность от "горячих точек" планеты. Природно-географические условия имеют непреходящую ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам, сделать их более доступными. В настоящее время важнейшим в развитии туризма стал рекреационный фактор.

 

Социально-экономические условия:

♦ уровень экономического развития страны. Существует прямая зависимость между экономическим развитием, величиной национального дохода и

материальным благополучием народа каждой страны. От этого зависит также

уровень развития материальной базы туризма, предприятий индустрии туризма, инфраструктуры. Государства с развитой экономикой лидируют по количеству путешествий своих граждан;

♦ увеличение свободного времени (продолжительности отпусков) является

общемировой тенденцией, а это наряду с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. Потребность в туризме

возникает и вследствие необходимости восстановления трудоспособности;

♦ повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования доказали прямую зависимость между уровнем

образования и склонностью к путешествиям;

♦ демографические факторы. Темпы роста населения в целом мире и в от

дельных его регионах прямо пропорциональны увеличению числа туристов.

Так, например, перенаселенность многих районов планеты ведет к усилению

миграционных процессов, одной из форм которых является туризм. Кроме

того, увеличение средней продолжительности жизни способствует вовлечению в туризм людей пожилого возраста. Этот контингент все больше становится подвижен и склонен к путешествиям. В настоящее время они стали

главным двигателем туризма.

Политическая обстановка. Туризм стабильно развивается только в мирной среде. Вместе с тем сам туризм может стать влиятельной силой, содействующей миру и спокойствию на планете. Согласно статистическим данным ВТО, лидирующее положение по увеличению объема международного туризма занимает Европа. В первую очередь это объясняется стабильной политической обстановкой.

Технологическая среда. Туристские фирмы должны эффективно приспо-сабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимущества в конкурентной борьбе. Мощное влияние на развитие туризма оказывает глобальная информационная сеть Интернет. Индустрия туризма достаточно полно представлена в ней, а туристский продукт является одним из наиболее часто запрашиваемых.

Международное окружение. Количество путешествующих и объемы поступлений от туризма находятся в прямой зависимости от взаимоотношений между странами, уровня экономического развития, визовой и таможенной политики и т.д.

Правовая среда. Туристские фирмы работают в юридических рамках, ко-торые регулируют различные сферы их деятельности: регистрацию, офор-мление контрактов о сотрудничестве, взаимоотношения с обществом, разре-шение конфликтов и т.д. При этом всякие действия сверх объявленных счи-таются незаконными. В случае обнаружения нарушений фирмы могут быть привлечены к ответственности.

Хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

Туристские предприятия, независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета, т.е. за счет собственных средств. Иными словами, если предприятие становится убыточным и неплатежеспособным, то оно должно самоликвидироваться, так как ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несут ответственности по его обязательствам, не отвечают за его долги.

Хозяйственный расчет — метод эффективного ведения хозяйства, осно-ванный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности в денежной форме, возмещении расходов собственными доходами.

Принципы хозяйственного расчета следующие:

♦ хозяйственная самостоятельность предприятия;

♦ самоокупаемость и рентабельность;

♦ экономическая заинтересованность;

♦ экономическая ответственность;

♦ контроль рублем.

На практике хозяйственный расчет представляет собой сложную систему расчетов. В частности, новая туристская фирма или структурное подразделение в рамках существующей компании должны рассчитать свою программу и ее обеспечение таким образом, чтобы покрыть все затраты, включая заработную плату, и получить прибыль. Кроме того, хозяйственный расчет туристского предприятия охватывает систему отношений работников, отделов, служб управления предприятия.

Реализация принципов хозяйственного расчета предусматривает:

♦ регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения;

♦ предоставление им необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности;

♦ установление обоснованных заданий подразделениям;

♦ создание системы материального стимулирования работников подразделений;

♦ разработку системы экономической ответственности;

♦ организацию достоверной системы учета результатов хозяйственной

деятельности и контроля за использованием производственных ресурсов.

Источники формирования оборотных средств туристского предприятия.

Управление оборотными средствами туристского предприятия.

Организация оплаты труда на туристском предприятии.

Формы и система оплаты труда на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства.

Состав фонда заработной платы на туристском предприятии.

Принципы, способы, классификация налогов.

Баланс как объект анализа. Содержание баланса и взаимосвязь его статей.

Планирование: сущность, виды, принципы.

Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учиты-вающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.

Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью ко-торых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При раз-работке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:

♦ приоритеты и направления развития предприятия;

♦ потребность в капитале и ресурсах;

♦ рынок и его сегменты;

♦ эффективность отдачи.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.

Принципы планирования:

♦ непрерывности;

♦ научности;

♦ оптимальности;

♦ экономичности;

♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации;

♦ взаимной увязки и координации.

Основные задачи планирования заключаются в:

 

♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурент

ного туристского продукта, услуг;

♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и бо

лее высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

Планирование классифицируется по следующим признакам:

♦ по времени

- долгосрочное (на срок от 5 и более лет);

- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

♦ по объекту

- план предприятия;

- структурного подразделения;

- конкретного исполнителя;

♦ по степени охвата

- частное (отдельные сферы деятельности);

- общее (деятельность всего предприятия);

♦ по видам

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

♦ по предмету планирования

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, инфор

мационные ресурсы);

- программное (программы производства и реализации);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый мар

кетинг).

В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).

Соответствие процесса планирования^ также самих планов реальным ус-ловиям экономической деятельности во многом определяется своевремен-ностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение.

Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет ха-рактерные отличия, которые заключаются главным образом в:

♦ точности устанавливаемого интервала планирования;

♦ степени дифференциации и количества показателей планирования;

♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства;

♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

 

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.

Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое пла-нирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами'.

♦ сверху вниз (Ьгеак-йотеп). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);

♦ снизу вверх (ЬшШ-ир) — обратный процесс;

♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эф

фективный способ.

Методы планирования'.

♦ балансовый;

♦ нормативный;

♦ программно-целевой.

В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.

Необходимость экономического обоснования планов предопределяет сис-тему показателей, включающую:

♦ количественные показатели (абсолютные величины):

- объем продаж;

- численность персонала;

- фонд оплаты труда;

- сумма прибыли;

- затраты;

- количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;

♦ качественные показатели (относительные) выражают экономическую

эффективность производства, его отдельных факторов:

- производительность труда;

- фондоотдача;

- качество продукта, услуги и др.

Процесс планирования включает следующие этапы'.

♦ определение локальных и глобальных целей предприятия;

♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия;

♦ поиск альтернатив:

♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;

♦ принятие решения, постановка плановых заданий;

♦ собственно разработка плана.

В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана.

Структура плана:

♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснован

ное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и до

говоров. Основой разработки производственной программы являются:

- результаты маркетинговых исследований;

- портфель заказов;

- наличие производственных мощностей и ресурсов;

♦ план по издержкам;

♦ план по труду и кадрам;

♦ план инвестиций;

♦ план социального развития трудового коллектива;

♦ финансовый план.

Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.

43. Методы планирования и их характеристика.

44. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия.

На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабаты-ваетсяа бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все ос-новные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он поз-воляет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, оп-ределить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В Беларуси выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности:

♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для

уже действующей);

♦ инвестиционный',

♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;

♦ финансового оздоровления.

Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организациями прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2006 г. № 1091).

Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомен-дациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные 5 лет.

Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно.

Бизнес-планы инвестиционных проектов — в случаях, установленных законодательством, не позднее, чем за три месяца до начала реализации этих проектов, в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики. Порядок проведения их экспертизы определен также Положением № 1091.

Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или при-влеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка)

1. Резюме.

2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.

3. Исследование и анализ рынка.

4. План маркетинга.

5. План производства.

6. Организация, управление, кадры.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Стратегия финансирования.

Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информа-ция: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта.

Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма.

Основная информация о туристском предприятии включает его характе-ристику по всем стадиям жизненного цикла:

♦ наименование;

♦ форма собственности

♦ местонахождение;

♦ размеры;

♦ направления деятельности;

♦ современное состояние;

♦ условия (внешние и внутренние) функционирования;

♦ факторы, влияющие на деятельность.

Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития.

Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характе-ризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере.

Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг пред-приятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу.

В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам:

♦ стратегии маркетинга;

♦ формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и

услугах;

♦ методам и каналам товародвижения;

♦ формам и методам стимулирования продаж;

♦ рекламе;

♦ ценообразованию.

Главная задача пятого раздела —доказать, что туристское предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества. В шестом разделе описываются:

♦ организационная структура фирмы;

♦ обязанности и ответственность руководителей предприятия и совета директоров;

♦ структура собственности и инвесторов;

♦ подбор и мотивация труда персонала:

 

- численность;

- потребность в специалистах;

- обучение;

- формы и системы оплаты труда;

- расходы на его оплату.

Седьмой раздел включает:

 

♦ правовой статус туристского предприятия;

♦ форму собственности;

♦ профилактику правонарушений;

♦ доработку юридических документов;

♦ доходы и расходы по судебным искам.

В восьмом разделе оценивается и обосновывается степень неопределенности достижения поставленной цели, анализируются основные виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, их источники, предлагаются мероприятия по профилактике рисков и снижению денежных потерь, приводятся затраты на страхование.

Девятый раздел обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении, а именно;

♦ прибыль и убытки;

♦ кредитный план;

♦ долгосрочный план финансирования;

♦ издержки производства;

♦ объем продаж по товарной номенклатуре;

♦ баланс предприятия;

♦ распределение прибыли;

♦ формирование и использование уставного фонда;

♦ кассовый план;

♦ финансовые показатели предприятия;

♦ стратегия финансирования;

♦ средства, необходимые для финансирования проекта;

♦ источники их получения;

♦ срок окупаемости затрат.

Бизнес-план должна отличать емкость, четкость, системность, логичность, простота, аккуратность, убедительность, эффективность.

Эффективному управлению финансовой деятельностью туристского пред-приятия способствует организация финансовой службы — структурного подразделения, выполняющего функции в системе управления предприятием. Основные направления его деятельности — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. Структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производ-ства, общего количества работающих и характера деятельности.

Так, структурно финансовая служба может быть представлена;

♦ на крупных туристских предприятиях — финансовой дирекцией во

главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером;

♦ на средних — финансовым управлением (отделом) с входящими группами по направлениям исполняемых функций (группа экономического анализа, группа расчетов с потребителями и др.);

♦ на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии.

От компетентности и профессионализма сотрудников этого подразделения зависит финансовое состояние предприятия, так как служба организует управление финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли, определяет стратегию и тактику предприятия на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей

Содержание анализа хозяйственной деятельности.

Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского пред-приятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания.

Анализ охватывает все стороны деятельности туристского предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется. Главное внимание уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффективности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности.

Принципы анализа:

♦ научность;

♦ комплексность;

♦ системность;

♦ объективность;

♦ действенность;

♦ конкретность;

♦ своевременность;

♦ оперативность;

♦ достоверность;

♦ эффективность.

Виды анализа классифицируются следующим образом:

♦ по признаку времени

- предварительный;

- последующий — оперативный (ситуационный), итоговый;

♦ по периодичности проведения

- периодический;

- разовый;

♦ по субъектам управления

- технико-экономический;

- финансово-экономический;

- социально-экономический;

- экономико-статистический;

- маркетинговый

 

♦ по методике изучения объектов

- сравнительный;

- диагностический (экспресс-анализ);

- факторный;

- маржинальный;

♦ по субъектам (пользователям) анализа

- внутренний;

- внешний;

♦ по охвату изучаемых объектов

- сплошной;

- выборочный;

♦ по содержанию программы

- комплексный;

- тематический.

Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к след-ствиям.

Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической ин-формации.

Важным условием, которое необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

♦ единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факто

ров;

♦ единство промежутков или моментов времени, за которые сравнивае

мые показатели были исчислены;

♦ сопоставимость исходных условий производства туристского продукта;

♦ единство методики исчисления показателей и их состава.

Одни показатели являются результативными; другие — факторные — характеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат. Учитывая их многообразие, составляются факторные модели, которые, опираясь на математические модели взаимосвязи результата с факторами, определяют приемы экономического анализа. Любая факторная модель не должна противоречить причинно-следственной логике.

Существуют два типа связи, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа:

♦ функциональные;

♦ стохастические.

Функциональной (детерминированной) называется связь, если при за-данных условиях она переходит в единственное, определенное состояние.

 

Стохастической (вероятностной) связь является, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, т.е. каждому факторному признаку соответствует множество результатов.

Кроме того, связь между факторами может быть прямой и обратной, В первом случае рост (убывание) факторного признака влечет за собой рост (убывание) результата; во втором — наоборот.

При изучении связей решаются следующие задачи:

♦ установление наличия или отсутствия связи между показателями;

♦ измерение тесности связи;

♦ выявление закономерного (неслучайного) характера связей;

♦ выделение наиболее значимых факторов, определяющих результат;

♦ количественная оценка влияния изменения факторов на изменение ре

зультата.

В зависимости от вида анализа эти задачи решаются с помощью различных приемов.

Все приемы, используемые в экономическом анализе, можно разделить на простые и сложные.

К простым относят методы:

♦ сравнения:

- горизонтальный;

- вертикальный;

- трендовый;

- одномерный;

- многомерный;

 

♦ средних величин;

♦ относительных величин;

♦ группировок;

♦ балансовой увязки.

Их используют в основном для обработки собранной информации (построение и анализ аналитических таблиц). Сложные;

♦ элиминирование;

♦ корреляционно-регрессионный анализ;

♦ линейное программирование;

♦ экономико-математические;

♦ специальные и другие методы.

К примеру, элиминирование представляет собой прием, при котором устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель рассчитывается. Существуют следующие приемы эли-минирования:

- цепных подстановок;

- абсолютных и относительных разниц;

- относительных величин;

- индексный;

- интегральный;

- прием долевого участия.

Применение тех или иных приемов и способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования и т.д.

При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности вы-деляются следующие этапы;

1) уточнение объектов, цели и задач анализа; составление плана аналити

ческой работы; выделение субъектов анализа и распределение обязанностей

между ответственными исполнителями;

2) разработка системы синтетических и аналитических показателей, с

помощью которых характеризуется объект анализа;

3) сбор и подготовка необходимой информации; проверка ее точности;

приведение в сопоставимый вид и т.п.;

4) сравнение фактических результатов хозяйственной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет,

результатами конкурирующих предприятий;

5) выполнение факторного анализа;

6) выявление неиспользованных резервов повышения эффективности хозяйствования;

7) оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом влияния раз

личных факторов и выявленных неиспользованных резервов; разработка мероприятий по их использованию;

8) контроль за внедрением в производство предложенных мероприятий.

Содержание экономического значения туризма.

Система показателей туризма и их характеристика.

При планировании, анализе и оценке эффективности деятельности пред-приятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов.

Основные показатели развития туризма на микроуровне: натуральные (расчетные):

♦ объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в человеко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и фактической продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных

днях, указанных в путевке (ваучере);

♦ объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеряется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует

масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслуживания за определенный период исчисляется путем суммирования количества

туристов, принятых на обслуживание в день регистрации;

♦ объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, определяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание туристов на маршруте без предоставления размещения;

стоимостные (расчетные):

♦ выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту

пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предоставленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главенствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является

основным регулярным источником пополнения оборотных средств. Процесс

кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией товаров (услуг) и поступлением выручки. Это означает восстановление затраченных на

производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота. От поступлений выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние оборотных средств, размер

прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, рабочими и служащими. Однако выручка от реализации не является доходом в

полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего возмещаются произведенные затраты, выплачивается зарплата;

♦ прибыль (чистый доход) — результативный показатель, характеризующий эффективность использования имеющихся ресурсов. Это количественный показатель, представляющий собой разницу между ценой и стоимостью

товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Предприятие получает

прибыль, если выручка превышает себестоимость.

Основные показатели развития туризма на макроуровне:

♦ количество ночевок (туродень) — натуральный показатель. В отношении практического определения "ночевки" в туристских целях отсутствует

единая точка зрения. Используются два рабочих определения:

1) с точки зрения места назначения (используется в статистике размещения);

2) с точки зрения происхождения (для обследования домашних хозяйств);

♦ количество посещений. Посетитель — любое лицо, которое путешествует

в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не явля-ется занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Посетители классифицируются как туристы, если они ночуют за пределами дома, или как однодневные посетители, если они этого не делают. В статистике туризма учитываются внутренние и международные посетители;

♦ количество поездок — число раз, которое какое-либо лицо выезжало из

своего обычного места жительства;

♦ поступления в национальной и иностранной валюте. Поступления от

международного туризма — это расходы международных въезжающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международный транспорт, а также любые иные платежи до или после поездки за товары

и услуги, полученные в стране назначения. Для многих стран международные туристские расходы являются важным элементом международного платежного баланса (МПБ): расходы выезжающих туристов обычно составляют

дебет соответствующей страны, в то время как расходы выезжающих посетителей в принимающей стране составляют кредит;

♦ доходы, поступающие в бюджет от расходов, относящихся к внутрен

нему туризму, — это прямой результат путешествий постоянных жителей ка

кой-либо страны в ее пределах. Они включают деньги, которые тратятся в посещаемых местах; предварительные расходы, необходимые для подготовки

осуществления поездки; связанные с путешествием расходы, произведенные в

месте жительства после поездки, а также платежи однодневных посетителей.

Помимо перечисленных показателей к основным индикаторам развития туризма относятся;

информация статистического бюллетеня Министерства статистики и анализа Республики Беларусь'.

♦ экспорт и импорт услуг по статье "Туристские услуги (поездки)" — данные платежного баланса;

♦ число средств размещения — данные статистической формы №1 отчета

предприятия средств размещения;

♦ число санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха — дан

ные статистической формы № 1 этих предприятий;

♦ среднегодовая численность работников системы туризма — данные статистической формы №1-Т (труд) туристских предприятий;

♦ платные услуги населению, в том числе;

- туристе ко-экскурсионные;

- санаторно-оздоровительные;

- услуги гостиниц, мотелей;

информация государственного органа по управлению туризмом'.

♦ начисленная номинальная среднемесячная заработная плата работающих в сфере туризма;

♦ количество посетителей туристских ресурсов.

Располагая всеобъемлющей и достоверной информацией о развитии ту-ризма, государство имеет возможность постоянно анализировать состояниеэтой сферы, выявлять тенденции, происходящие в этом секторе экономики, определять перспективы, а также оценивать его реальный вклад в экономику страны.

Туристское предприятие как юридическое лицо характеризуются сле-дующими экономическими показателями:

♦ выручка от реализации туристских продуктов и услуг, в том числе, экс

порт-импорт;

♦ себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), в том числе;

- затраты на оплату труда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.02 с.)