Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система показателей туризма и их характеристика.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание экономического значения туризма. Понятие экономической среды и условий функционирования индустрии туризма и гостеприимства. Экономическая среда и условия функционирования туризма Туризм — это крупная межотраслевая система с разнообразными связями между ее отдельными элементами как в пределах экономики отдельной страны, так и в отношениях этой страны с мировой экономикой в целом. Как и всякая система, туризм не может пребывать в вакууме, ему приходится функционировать в быстро изменяющейся экономической среде. Экономическая среда включает все силы и организации, с которыми сталкиваются предприятия, учреждения, фирмы, осуществляющие туристскую деятельность. Они должны не только знать свою "среду обитания" и природу ее изменений, но и уметь реагировать на них. Экономическую среду составляют также ближайшее и более отдаленное окружение, постоянно оказывающие не-посредственное воздействие на развитие туристского бизнеса. Для изучения отношений в системе "туризм — экономическая среда" це-лесообразно сгруппировать их по типу влияния: ♦ природно-географические; ♦ политические; ♦ экономические; ♦ социальные; ♦ правовые; ♦ технологические; ♦ международные; ♦ государственные. Каждый из этих элементов прямо или косвенно влияет на туризм, всем им свойственны взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность. Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения. Богатство природных ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают огромное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Немалую роль в развитии туризма в стране играют ее географическое положение по отношению к главным транзитным путям, близость к странам—поставщикам туристов, удаленность от "горячих точек" планеты. Природно-географические условия имеют непреходящую ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам, сделать их более доступными. В настоящее время важнейшим в развитии туризма стал рекреационный фактор.
Социально-экономические условия: ♦ уровень экономического развития страны. Существует прямая зависимость между экономическим развитием, величиной национального дохода и материальным благополучием народа каждой страны. От этого зависит также уровень развития материальной базы туризма, предприятий индустрии туризма, инфраструктуры. Государства с развитой экономикой лидируют по количеству путешествий своих граждан; ♦ увеличение свободного времени (продолжительности отпусков) является общемировой тенденцией, а это наряду с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. Потребность в туризме возникает и вследствие необходимости восстановления трудоспособности; ♦ повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования доказали прямую зависимость между уровнем образования и склонностью к путешествиям; ♦ демографические факторы. Темпы роста населения в целом мире и в от дельных его регионах прямо пропорциональны увеличению числа туристов. Так, например, перенаселенность многих районов планеты ведет к усилению миграционных процессов, одной из форм которых является туризм. Кроме того, увеличение средней продолжительности жизни способствует вовлечению в туризм людей пожилого возраста. Этот контингент все больше становится подвижен и склонен к путешествиям. В настоящее время они стали главным двигателем туризма. Политическая обстановка. Туризм стабильно развивается только в мирной среде. Вместе с тем сам туризм может стать влиятельной силой, содействующей миру и спокойствию на планете. Согласно статистическим данным ВТО, лидирующее положение по увеличению объема международного туризма занимает Европа. В первую очередь это объясняется стабильной политической обстановкой. Технологическая среда. Туристские фирмы должны эффективно приспо-сабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимущества в конкурентной борьбе. Мощное влияние на развитие туризма оказывает глобальная информационная сеть Интернет. Индустрия туризма достаточно полно представлена в ней, а туристский продукт является одним из наиболее часто запрашиваемых. Международное окружение. Количество путешествующих и объемы поступлений от туризма находятся в прямой зависимости от взаимоотношений между странами, уровня экономического развития, визовой и таможенной политики и т.д. Правовая среда. Туристские фирмы работают в юридических рамках, ко-торые регулируют различные сферы их деятельности: регистрацию, офор-мление контрактов о сотрудничестве, взаимоотношения с обществом, разре-шение конфликтов и т.д. При этом всякие действия сверх объявленных счи-таются незаконными. В случае обнаружения нарушений фирмы могут быть привлечены к ответственности. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Туристские предприятия, независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета, т.е. за счет собственных средств. Иными словами, если предприятие становится убыточным и неплатежеспособным, то оно должно самоликвидироваться, так как ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несут ответственности по его обязательствам, не отвечают за его долги. Хозяйственный расчет — метод эффективного ведения хозяйства, осно-ванный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности в денежной форме, возмещении расходов собственными доходами. Принципы хозяйственного расчета следующие: ♦ хозяйственная самостоятельность предприятия; ♦ самоокупаемость и рентабельность; ♦ экономическая заинтересованность; ♦ экономическая ответственность; ♦ контроль рублем. На практике хозяйственный расчет представляет собой сложную систему расчетов. В частности, новая туристская фирма или структурное подразделение в рамках существующей компании должны рассчитать свою программу и ее обеспечение таким образом, чтобы покрыть все затраты, включая заработную плату, и получить прибыль. Кроме того, хозяйственный расчет туристского предприятия охватывает систему отношений работников, отделов, служб управления предприятия. Реализация принципов хозяйственного расчета предусматривает: ♦ регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения; ♦ предоставление им необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности; ♦ установление обоснованных заданий подразделениям; ♦ создание системы материального стимулирования работников подразделений; ♦ разработку системы экономической ответственности; ♦ организацию достоверной системы учета результатов хозяйственной деятельности и контроля за использованием производственных ресурсов. Источники формирования оборотных средств туристского предприятия. Управление оборотными средствами туристского предприятия. Организация оплаты труда на туристском предприятии. Формы и система оплаты труда на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Состав фонда заработной платы на туристском предприятии. Принципы, способы, классификация налогов. Баланс как объект анализа. Содержание баланса и взаимосвязь его статей. Планирование: сущность, виды, принципы. Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учиты-вающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия. Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования. Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью ко-торых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При раз-работке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы: ♦ приоритеты и направления развития предприятия; ♦ потребность в капитале и ресурсах; ♦ рынок и его сегменты; ♦ эффективность отдачи. Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны. Принципы планирования: ♦ непрерывности; ♦ научности; ♦ оптимальности; ♦ экономичности; ♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации; ♦ взаимной увязки и координации. Основные задачи планирования заключаются в:
♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурент ного туристского продукта, услуг; ♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и бо лее высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала. Планирование классифицируется по следующим признакам: ♦ по времени - долгосрочное (на срок от 5 и более лет); - среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет); - краткосрочное (до 1 года); ♦ по объекту - план предприятия; - структурного подразделения; - конкретного исполнителя; ♦ по степени охвата - частное (отдельные сферы деятельности); - общее (деятельность всего предприятия); ♦ по видам - стратегическое (поиск новых возможностей); - тактическое (создание определенных предпосылок); - оперативное (реализация возможностей); ♦ по предмету планирования - целевое (определение целей); - планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, инфор мационные ресурсы); - программное (программы производства и реализации); - планирование действий (специальные продажи, многоуровневый мар кетинг). В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства). Соответствие процесса планирования^ также самих планов реальным ус-ловиям экономической деятельности во многом определяется своевремен-ностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение. Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет ха-рактерные отличия, которые заключаются главным образом в: ♦ точности устанавливаемого интервала планирования; ♦ степени дифференциации и количества показателей планирования; ♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства; ♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое пла-нирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами'. ♦ сверху вниз (Ьгеак-йотеп). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли); ♦ снизу вверх (ЬшШ-ир) — обратный процесс; ♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эф фективный способ. Методы планирования'. ♦ балансовый; ♦ нормативный; ♦ программно-целевой. В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию. Необходимость экономического обоснования планов предопределяет сис-тему показателей, включающую: ♦ количественные показатели (абсолютные величины): - объем продаж; - численность персонала; - фонд оплаты труда; - сумма прибыли; - затраты; - количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.; ♦ качественные показатели (относительные) выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов: - производительность труда; - фондоотдача; - качество продукта, услуги и др. Процесс планирования включает следующие этапы'. ♦ определение локальных и глобальных целей предприятия; ♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия; ♦ поиск альтернатив: ♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы; ♦ принятие решения, постановка плановых заданий; ♦ собственно разработка плана. В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана. Структура плана: ♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснован ное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и до говоров. Основой разработки производственной программы являются: - результаты маркетинговых исследований; - портфель заказов; - наличие производственных мощностей и ресурсов; ♦ план по издержкам; ♦ план по труду и кадрам; ♦ план инвестиций; ♦ план социального развития трудового коллектива; ♦ финансовый план. Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана. 43. Методы планирования и их характеристика. 44. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия. На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабаты-ваетсяа бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все ос-новные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он поз-воляет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, оп-ределить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия. В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В Беларуси выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности: ♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для уже действующей); ♦ инвестиционный', ♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств; ♦ финансового оздоровления. Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организациями прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2006 г. № 1091). Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомен-дациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные 5 лет. Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно. Бизнес-планы инвестиционных проектов — в случаях, установленных законодательством, не позднее, чем за три месяца до начала реализации этих проектов, в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства экономики. Порядок проведения их экспертизы определен также Положением № 1091. Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или при-влеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка) 1. Резюме. 2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги. 3. Исследование и анализ рынка. 4. План маркетинга. 5. План производства. 6. Организация, управление, кадры. 7. Юридический план. 8. Оценка риска и страхование. 9. Стратегия финансирования. Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информа-ция: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта. Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма. Основная информация о туристском предприятии включает его характе-ристику по всем стадиям жизненного цикла: ♦ наименование; ♦ форма собственности ♦ местонахождение; ♦ размеры; ♦ направления деятельности; ♦ современное состояние; ♦ условия (внешние и внутренние) функционирования; ♦ факторы, влияющие на деятельность. Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития. Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характе-ризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере. Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг пред-приятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу. В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам: ♦ стратегии маркетинга; ♦ формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и услугах; ♦ методам и каналам товародвижения; ♦ формам и методам стимулирования продаж; ♦ рекламе; ♦ ценообразованию. Главная задача пятого раздела —доказать, что туристское предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества. В шестом разделе описываются: ♦ организационная структура фирмы; ♦ обязанности и ответственность руководителей предприятия и совета директоров; ♦ структура собственности и инвесторов; ♦ подбор и мотивация труда персонала:
- численность; - потребность в специалистах; - обучение; - формы и системы оплаты труда; - расходы на его оплату. Седьмой раздел включает:
♦ правовой статус туристского предприятия; ♦ форму собственности; ♦ профилактику правонарушений; ♦ доработку юридических документов; ♦ доходы и расходы по судебным искам. В восьмом разделе оценивается и обосновывается степень неопределенности достижения поставленной цели, анализируются основные виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, их источники, предлагаются мероприятия по профилактике рисков и снижению денежных потерь, приводятся затраты на страхование. Девятый раздел обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении, а именно; ♦ прибыль и убытки; ♦ кредитный план; ♦ долгосрочный план финансирования; ♦ издержки производства; ♦ объем продаж по товарной номенклатуре; ♦ баланс предприятия; ♦ распределение прибыли; ♦ формирование и использование уставного фонда; ♦ кассовый план; ♦ финансовые показатели предприятия; ♦ стратегия финансирования; ♦ средства, необходимые для финансирования проекта; ♦ источники их получения; ♦ срок окупаемости затрат. Бизнес-план должна отличать емкость, четкость, системность, логичность, простота, аккуратность, убедительность, эффективность. Эффективному управлению финансовой деятельностью туристского пред-приятия способствует организация финансовой службы — структурного подразделения, выполняющего функции в системе управления предприятием. Основные направления его деятельности — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. Структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производ-ства, общего количества работающих и характера деятельности. Так, структурно финансовая служба может быть представлена; ♦ на крупных туристских предприятиях — финансовой дирекцией во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером; ♦ на средних — финансовым управлением (отделом) с входящими группами по направлениям исполняемых функций (группа экономического анализа, группа расчетов с потребителями и др.); ♦ на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. От компетентности и профессионализма сотрудников этого подразделения зависит финансовое состояние предприятия, так как служба организует управление финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли, определяет стратегию и тактику предприятия на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей Содержание анализа хозяйственной деятельности. Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского пред-приятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания. Анализ охватывает все стороны деятельности туристского предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется. Главное внимание уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффективности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности. Принципы анализа: ♦ научность; ♦ комплексность; ♦ системность; ♦ объективность; ♦ действенность; ♦ конкретность; ♦ своевременность; ♦ оперативность; ♦ достоверность; ♦ эффективность. Виды анализа классифицируются следующим образом: ♦ по признаку времени - предварительный; - последующий — оперативный (ситуационный), итоговый; ♦ по периодичности проведения - периодический; - разовый; ♦ по субъектам управления - технико-экономический; - финансово-экономический; - социально-экономический; - экономико-статистический; - маркетинговый
♦ по методике изучения объектов - сравнительный; - диагностический (экспресс-анализ); - факторный; - маржинальный; ♦ по субъектам (пользователям) анализа - внутренний; - внешний; ♦ по охвату изучаемых объектов - сплошной; - выборочный; ♦ по содержанию программы - комплексный; - тематический. Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к след-ствиям. Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической ин-формации. Важным условием, которое необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования: ♦ единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факто ров; ♦ единство промежутков или моментов времени, за которые сравнивае мые показатели были исчислены; ♦ сопоставимость исходных условий производства туристского продукта; ♦ единство методики исчисления показателей и их состава. Одни показатели являются результативными; другие — факторные — характеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат. Учитывая их многообразие, составляются факторные модели, которые, опираясь на математические модели взаимосвязи результата с факторами, определяют приемы экономического анализа. Любая факторная модель не должна противоречить причинно-следственной логике. Существуют два типа связи, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа: ♦ функциональные; ♦ стохастические. Функциональной (детерминированной) называется связь, если при за-данных условиях она переходит в единственное, определенное состояние.
Стохастической (вероятностной) связь является, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, т.е. каждому факторному признаку соответствует множество результатов. Кроме того, связь между факторами может быть прямой и обратной, В первом случае рост (убывание) факторного признака влечет за собой рост (убывание) результата; во втором — наоборот. При изучении связей решаются следующие задачи: ♦ установление наличия или отсутствия связи между показателями; ♦ измерение тесности связи; ♦ выявление закономерного (неслучайного) характера связей; ♦ выделение наиболее значимых факторов, определяющих результат; ♦ количественная оценка влияния изменения факторов на изменение ре зультата. В зависимости от вида анализа эти задачи решаются с помощью различных приемов. Все приемы, используемые в экономическом анализе, можно разделить на простые и сложные. К простым относят методы: ♦ сравнения: - горизонтальный; - вертикальный; - трендовый; - одномерный; - многомерный;
♦ средних величин; ♦ относительных величин; ♦ группировок; ♦ балансовой увязки. Их используют в основном для обработки собранной информации (построение и анализ аналитических таблиц). Сложные; ♦ элиминирование; ♦ корреляционно-регрессионный анализ; ♦ линейное программирование; ♦ экономико-математические; ♦ специальные и другие методы. К примеру, элиминирование представляет собой прием, при котором устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель рассчитывается. Существуют следующие приемы эли-минирования: - цепных подстановок; - абсолютных и относительных разниц; - относительных величин; - индексный; - интегральный; - прием долевого участия. Применение тех или иных приемов и способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования и т.д. При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности вы-деляются следующие этапы; 1) уточнение объектов, цели и задач анализа; составление плана аналити ческой работы; выделение субъектов анализа и распределение обязанностей между ответственными исполнителями; 2) разработка системы синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа; 3) сбор и подготовка необходимой информации; проверка ее точности; приведение в сопоставимый вид и т.п.; 4) сравнение фактических результатов хозяйственной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет, результатами конкурирующих предприятий; 5) выполнение факторного анализа; 6) выявление неиспользованных резервов повышения эффективности хозяйствования; 7) оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом влияния раз личных факторов и выявленных неиспользованных резервов; разработка мероприятий по их использованию; 8) контроль за внедрением в производство предложенных мероприятий. Содержание экономического значения туризма. Система показателей туризма и их характеристика. При планировании, анализе и оценке эффективности деятельности пред-приятия (отрасли) используются данные, в сжатой форме характеризующие количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности, от которых зависит устойчивое положение фирмы на рынке. К ним прибегают для сравнения состояния бизнеса с делами конкурентов. Основные показатели развития туризма на микроуровне: натуральные (расчетные): ♦ объем обслуживания — качественный показатель, измеряется в человеко-днях, определяется числом человек, принятых на обслуживание, и фактической продолжительностью обслуживания каждого туриста в календарных днях, указанных в путевке (ваучере); ♦ объем обслуживания туристов — количественный показатель, измеряется числом человек, принявших участие в путешествиях. Он характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями. Объем обслуживания за определенный период исчисляется путем суммирования количества туристов, принятых на обслуживание в день регистрации; ♦ объем обслуживания экскурсантов — количественный показатель, определяется числом участников экскурсии. Учитывается обслуживание туристов на маршруте без предоставления размещения; стоимостные (расчетные): ♦ выручка от реализации продукции, услуг — денежные средства, посту пившие на расчетный счет предприятия за предложенный товар, предоставленные услуги. Выручка от реализации по удельному весу занимает главенствующее положение среди всех возможных поступлений средств и является основным регулярным источником пополнения оборотных средств. Процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией товаров (услуг) и поступлением выручки. Это означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота. От поступлений выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банком, поставщиками, рабочими и служащими. Однако выручка от реализации не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего возмещаются произведенные затраты, выплачивается зарплата; ♦ прибыль (чистый доход) — результативный показатель, характеризующий эффективность использования имеющихся ресурсов. Это количественный показатель, представляющий собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Основные показатели развития туризма на макроуровне: ♦ количество ночевок (туродень) — натуральный показатель. В отношении практического определения "ночевки" в туристских целях отсутствует единая точка зрения. Используются два рабочих определения: 1) с точки зрения места назначения (используется в статистике размещения); 2) с точки зрения происхождения (для обследования домашних хозяйств); ♦ количество посещений. Посетитель — любое лицо, которое путешествует в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не явля-ется занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Посетители классифицируются как туристы, если они ночуют за пределами дома, или как однодневные посетители, если они этого не делают. В статистике туризма учитываются внутренние и международные посетители; ♦ количество поездок — число раз, которое какое-либо лицо выезжало из своего обычного места жительства; ♦ поступления в национальной и иностранной валюте. Поступления от международного туризма — это расходы международных въезжающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам за международный транспорт, а также любые иные платежи до или после поездки за товары и услуги, полученные в стране назначения. Для многих стран международные туристские расходы являются важным элементом международного платежного баланса (МПБ): расходы выезжающих туристов обычно составляют дебет соответствующей страны, в то время как расходы выезжающих посетителей в принимающей стране составляют кредит; ♦ доходы, поступающие в бюджет от расходов, относящихся к внутрен нему туризму, — это прямой результат путешествий постоянных жителей ка кой-либо страны в ее пределах. Они включают деньги, которые тратятся в посещаемых местах; предварительные расходы, необходимые для подготовки осуществления поездки; связанные с путешествием расходы, произведенные в месте жительства после поездки, а также платежи однодневных посетителей. Помимо перечисленных показателей к основным индикаторам развития туризма относятся; информация статистического бюллетеня Министерства статистики и анализа Республики Беларусь'. ♦ экспорт и импорт услуг по статье "Туристские услуги (поездки)" — данные платежного баланса; ♦ число средств размещения — данные статистической формы №1 отчета предприятия средств размещения; ♦ число санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха — дан ные статистической формы № 1 этих предприятий; ♦ среднегодовая численность работников системы туризма — данные статистической формы №1-Т (труд) туристских предприятий; ♦ платные услуги населению, в том числе; - туристе ко-экскурсионные; - санаторно-оздоровительные; - услуги гостиниц, мотелей; информация государственного органа по управлению туризмом'. ♦ начисленная номинальная среднемесячная заработная плата работающих в сфере туризма; ♦ количество посетителей туристских ресурсов. Располагая всеобъемлющей и достоверной информацией о развитии ту-ризма, государство имеет возможность постоянно анализировать состояниеэтой сферы, выявлять тенденции, происходящие в этом секторе экономики, определять перспективы, а также оценивать его реальный вклад в экономику страны. Туристское предприятие как юридическое лицо характеризуются сле-дующими экономическими показателями: ♦ выручка от реализации туристских продуктов и услуг, в том числе, экс порт-импорт; ♦ себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), в том числе; - затраты на оплату труда
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.145 (0.017 с.) |