Организационно-правовые формы и виды предприятий индустрии туризма и гостеприимства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые формы и виды предприятий индустрии туризма и гостеприимства.



С точки зрения организационно-правового устройства, масштабности и профиля деятельности существующие предприятия достаточно разнообразны. Однако при всем кажущемся многообразии они подразделяются на группы (типы), для которых выработаны определенные нормы хозяйственного законодательства, регулирующие их деятельность.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь предпринимательскую, в том числе туристскую, деятельность могут вести:

♦ физические лица (граждане) без образования юридического лица с мо

мента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

♦ юридические лица.

Участвуя в образовании туристского предприятия, его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, причем эти права распространяются только на имущество, переданное в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.

К числу юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, принадлежат общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическими лицами в туризме могут быть как коммерческие, так и не-коммерческие организации (рис. 3.3).

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли и (или) распределяют полученную прибыль между участниками (хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия).

Соответственно некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религи-озные организации (объединения), финансируемые собственником учрежде-ния, благотворительные и иные фонды и др.).

В туризме работают в основном коммерческие организации — резиденты Республики Беларусь. Резиденты — это юридические лица, созданные в со-ответствии с законодательством Республики Беларусь и расположенные на ее территории, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов.

Все коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), являются субъектами хозяйственной деятельности (субъектами хозяйствования).

Субъект хозяйствования — это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя. К ним относятся:

♦ коммерческие юридические лица, их филиалы и представительства;

♦ некоммерческие юридические лица в том случае, если они занимаются

производственно-хозяйственной деятельностью и уплачивают налоги;

♦ индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную

деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом Республики Беларусь имущество может находиться в государственной и частной соб-ственности. В данном случае понятие "собственность" определяется как система экономических отношений по поводу пользования, владения и распоряжения имуществом. Субъектами права государственной формы собственности являются Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы; частной формы собственности — физические и негосударственные юридические лица. Собственник может:

♦ передавать свои права по владению, пользованию, распоряжению дру

гому лицу;

♦ передавать имущество в собственность или управление;

♦ совершать в отношении имущества любые действия, не противореча

щие закону;

♦ использовать имущество для осуществления предпринимательской деятельности. При этом объектами права собственности выступают предприятия,

земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы,

деньги, ценные бумаги, продукты интеллектуального и творческого труда.

Различия в имущественных правах учредителей объясняются спецификой того или иного вида юридического лица, целями деятельности, условиями ответственности учредителей по долгам созданных ими юридических лиц.

Туристское предприятие как юридическое лицо может иметь представи-тельства и филиалы, если это предусмотрено его уставом.

Представительством является обособленное подразделение юридическо-го лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защищающее его интересы, совершающее от его имени юридические сделки.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, а наделяются имуществом и действуют на основании положения, утвержденного юридическим лицом, структурными единицами которого они являются.

Туризм относится к деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица на занятие туристской деятельностью возникает с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока ее действия. Именно в этот период юридическое лицо приобретает статус туроператора или турагента.

Разделение туристских предприятий на туроператоров и турагентов основано на их функциональных различиях.

Туроператорская деятельность — это деятельность юридического лца или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам или непосредственно туристам. Таким образом, туроператор — организация, генерирующая стандартный пакет услуг — тур, состоящий из комплексных туристских услуг. При подготовке и реализации турпакета он заключает контракты с перевозчиками, предприятиями средств размещения и питания, службами и предприятиями туристско-экскурсионного обслуживания и другими, участвующими в производстве и реализации тура. Кроме того, в задачи туроператора входит определение цены на туристский продукт, организация его продвижения на рынок и реализация через собственную сбытовую сеть или посредников.

Юридической основой туроператорской деятельности является договор на туристское обслуживание (туристский договор), принадлежащий к типу договоров возмездного оказания услуг. В соответствии со статьями 733, 735 Гражданского кодекса Республики Беларусь предметом такого договора яв-ляются услуги на туристское обслуживание по оговоренной заранее цене.

Следовательно, туроператор — это предприятие—производитель соб-ственных туров на основе аренды или оптовых закупок отдельных услуг предприятий—поставщиков услуг с комплектованием их в новый комплексный продукт, реализуемый самостоятельно или на комиссионной основе через турагентства.

Организаторская деятельность туроператора является проявлением про-изводственной функции. Он действует от своего имени, по своему усмотрению, а также за свой счет и под свою личную ответственность.

Турагентская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг. Следовательно, турагентство — посредническая организация, осуществляющая продвижение и розничную продажу туристского продукта туроператора, а также отдельных услуг других предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение.

Приведенные выше определения туроператора и турагента — классический вариант. На практике их функции тесно переплетены и выступают как единое целое. Это объясняется прежде всего острой конкуренцией. Турагенты наряду с продажей продукта туроператора предлагают и собственные туры, а туроператоры в свою очередь имеют собственную сбытовую сеть.

Туристская деятельность — это сложный экономический механизм, вобравший в себя практически все виды деятельности, выделенные нацио-нальным классификатором. Структурированные по определенным признакам, они образуют индустрию туризма.

Существует множество определений этого понятия. Согласно определению Конференции ООН по торговле и развитию, состоявшейся в 1971 г.,ту-ристская индустрия — это совокупность производственных и непроизвод-ственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц.

Закон Республики Беларусь "О туризме" трактует туристскую индустрию как совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность.

Определение границ туристской индустрии и типов предприятий, входящих в ее состав, является очень важной задачей для системы туризма в целом, так как полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности ее организаций и объектов.

Порядок создания туристских предприятий определен Гражданским ко-дексом Республики Беларусь, Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, Декреом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. № 29).

В соответствии с Положением государственной регистрации подлежат:

♦ создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: коммерческие и не

коммерческие организации;

♦ индивидуальные предприниматели.

Для начала туристской деятельности каждому субъекту хозяйствования необходим стартовый капитал. Для юридических лиц таковым является ус-тавный фонд.

Уставный фонд (капитал) — это зафиксированный в уставе предприятия исходный капитал, который образуется за счет вложений учредителей, вы-ручки от продажи акций, государственных вложений. Взнос в уставный фонд может осуществляться не только в денежной, но и в имущественной форме, а также в виде объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов и др.).

Размер и структура уставного фонда организации определяются учреди-телями в договоре о создании юридического лица и фиксируются в ее уставе.

С целью обеспечения юридических лиц необходимым стартовым капи-талом, а также стимулирования развития отдельных организационно-правовых форм и видов деятельности создаваемых организаций государством установлены минимальные размеры уставных фондов для субъектов хозяйственной деятельности в зависимости от формы создаваемой организации.

Важным этапом в принятии решения о создании туристского предприятия является предынвестиционная оценка целесообразности такого проекта. Для этого необходимо спрогнозировать оптимальный объем продаж, прибыль и себестоимость туристского продукта. Кроме того, следует рассчитать

сумму затрат туристского предприятия, включающих организационные рас-ходы по созданию фирмы, эксплуатационные расходы, расходы, связанные с производственной деятельностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.014 с.)