Глава I. Экономическая природа туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Экономическая природа туризма



1.1. Сущность и экономическое содержание туризма

Туризм возник на определенном этапе развития экономики, когда человек перестал трудиться ради выживания и начал думать об отдыхе, где определенное место заняли путешествия и туризм. Это привело к формированию особенного товара – туризма, который можно продавать и купить на потребительском рынке.

Классическое определение туризма состоит в следующем: туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Возникновение туризма как товара привело создание соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и управления хозяйствующими субъектами туристской индустрии.

Производители данных услуг, предназначенных для обслуживания туристов, сформировали отрасль «туризм». Так как туризм не является товаром жизненной необходимости, поэтому он становится потребностью человека при определенном уровне его дохода и социальных условий. Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в следующем: туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Услуга туризма, есть действие определенной потребительной стоимости, которая удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. Предложенные услуги могут быть либо товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристские снаряжения и т.п.), либо в процессе функционирования самого живого труда.

По своему экономическому содержанию производство товаров туристско-сувенирного назначения является процессом труда в материальном производстве, поскольку в процессе производства потребляются производственные ресурсы (средства труда, предметы труда, живой труд) по определенной технологии и организации производства. Поэтому услуги первого вида являются материальными (производственными).

Второй вид услуг – это услуги нематериального характера, их производство совпадает с их потреблением. К этим услугам относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации экскурсии, концертных выступлений, посещение музей и т.п. Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам труда, необходимого для их производства.

Как и любой товар, нематериальные услуги имеет потребительную стоимость и стоимость.

ТУР – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, представляемые в зависимости от целей туризма.

В современной специальной литературе тур рассматривают:

а) как заранее спланированную и оплаченную туристскую поездку;

б) как туристскую поездку по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченную комплексом услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского и культурного обслуживания;

в) как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Кроме услуг туристы могут приобрести различные товары туристского назначения.

Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».

По действующему законодательству, Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.

В зависимости от предоставления услуг и обслуживаемых категорий населения туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны и постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, для познавательной цели, для оздоровительной цели и т.п.

Международный туризм – систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории РФ.

Основой международного туризма является договорные отношения между государствами. В договорах и соглашениях между государствами закрепляются как принципы, цели и задачи международного туристского обмена, но и условия передвижения, таможенные льготы, условия страхования туристов, порядок и условия пересечения государственной границы.

При экспорте туризма, денежные платежи за реализацию услуг туризма поступают в Российскую федерацию. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов. В этом состоит отличительная особенность от экспорта товаров, так как они движутся в противоположных направлениях.

Международный туризм развивается под влияние различных факторов, которые можно объединить в следующие группы:

- демографические факторы – роста населения страны, процесс урбанизации, приводящий к концентрации населения в крупных городах, что приводит к увеличению массу людей, остро чувствующих необходимость смене обстановки для восстановления физических и духовных сил.

- К экономическим факторам относятся развитие мировой экономики, в которой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению производства услуг по сравнению с производством товаров. К экономическим факторам относятся ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях, увеличение доходов населения. Создание и развитие новых форм приема и обслуживания туристов способствуют интенсификации туристских передвижений.

Социальные факторы – это факторы, связанные с условиями жизни и деятельности человека (увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, понижение возраста выхода на пенсию и т.д.).

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов от туристской деятельности в бюджете страны или региона. По данному признаку выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

К активному туризму относятся приезд иностранных туристов или отечественных туристов в данный регион страны. При активном туризме происходит ввоз денег (валют) в данный регион страны.

К пассивному туризму относятсяпутешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны. При пассивном туризме происходит вывоз денег (валюты).

Существующие на сегодняшний день определения туризма могут быть объединены в две группы. В первую группу вошли определения, которые носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, для статистических исследований). Во вторую группу вошли показатели, которые охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражают единство всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных, часто взаимосвязанных, но инородных явлений.

По определению, принятому ООН в 1954г.: «Туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства». В 1980г. на Филиппинах была принята Манильская декларация по мировому туризму, которая провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения».

В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1981г. В Мадриде, туризм определяется как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993г. статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: «Туризм - это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».

В научной литературе также существует много различных подходов к определению туризма. Так, например, П. Бернекер определяет туризм как совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам. В. Азар определяет понятие туризма как экономическую систему с разнообразными связями между его отдельными элементами в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом».

Универсальность форм туристского общения позволяет давать также расширенную трактовку понятия туризма как особого рода деятельность, которая в условиях интернационализации жизни превратилась в средство связей между различными людьми в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

Широкое распространение получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему туризм рассматривается как совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы.

Определение туризма в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ звучит следующим образом: «Туризм временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Туристская индустрия или отрасль это взаимоувязанная система различных предприятий, предоставляющих туристам все необходимые и достаточные туристские услуги, работы и товары, т. е. совокупность средств размещения, транспортных средств, пунктов питания, объектов развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, экскурсионные услуги и услуги гидов - переводчиков. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало активное развитие и других отраслей мирового и национальных хозяйств, науки и культуры, системы образования.

Туристская индустрия располагает солидной материально - технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и (прямо или косвенно) взаимодействует со всеми отраслями экономической системы.

В зависимости от источника финансирования туризм делится на социальный и коммерческий; исходя из способа передвижения на пешеходный, авиационный, морской, речной, автомобильный, железнодорожный, велосипедный, смешанный; по числу участников на индивидуальный, семейный и групповой; по организационной форме на организованный и неорганизованный.

В основе туризма лежат субъект и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названные услуги предоставляются объектом туризма. Под объектом туризма понимается все, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Объект туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных компонента: туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие.

Под туристским регионом следует понимать географическую территорию (место, регион), которую гость или туристский сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит всю инфраструктуру, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу.

Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в 2 раза превосходят темпы роста других отраслей экономики.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития.

Международное потребление туристского продукта можно считать невидимым экспортом из принимающей страны, тогда как внутренний туризм может быть рассмотрен как экспорт между регионами страны и даже как заменитель импорта в национальную экономику.

В последние годы в экономике многих стран наблюдался рост сферы услуг, тогда как более традиционные сельскохозяйственные и промышленные сектора переживали спад. Поскольку индустрия туризма базируется на сфере услуг и таким образом причастна к ее росту, значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с увеличением его влияния на экономику отдельных стран.

В странах ЕС и других промышленно развитых странах доходы от туризма составляют примерно 5,5% от внутреннего валового продукта (ВВП).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.017 с.)