Глава 1. Экономическая природа туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Экономическая природа туризма



ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

 

 

Учебно пособие

 

 

Москва – 2011

Введение………………………………………………………………4

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТУРИЗМА

1.1. Сущность и экономическое содержание туризма…………………7

1.2. История развития туризма………………………………………….14

1.3. Экономическое значение туризма………………………..………..22

 

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА

2.1. Методология и специфика экономики туризма…………………….29

2.2. Понятие «Экономика туризма»…………………………………….31

2.3. Туристский продукт как экономическая категория………………36

2.4. Формирование туристского пакета………………………………….45

2.5. Классификация затрат, включаемых в себестоимость туристского

продукта………………………………………………………………..48

2.6. Жизненный цикл туристского продукта…………………………..56

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

3.1. Организационная система туристской организации………………60

3.2. Принципы деятельности фирмы……………………………………64

3.3. Характеристика предприятий туриндустрии………………………..68

ГЛАВА 4. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

4.1. Цена: сущность и функции цены, виды……………………………..75

4.2. Ценообразование в туризме…………………………….……………77

4.3. Факторы, влияющие на цену в туризме……………………………..92

4.4. Туризм и макроэкономические показатели……………………….96

4.5. туристские доходы и расходы……………………………………..100

 

ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

5.1. Ресурсы отрасли туризма…………………………………………108

5.2. Эффективность использования туристских ресурсов…………..117

5.3. Инвестиционные планы и программы развития туризма………119

5.4. Основные принципы обеспечения устойчивого

функционирования и развития отрасли…………………………125

 

ГЛАВА 6. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНЦИИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА

6.1. Сущность и роль рыночной экономики………………………….140

6.2. Условия функционирования туристского рынка…………………..144

6.3. Сегментация туристского рынка………………………………….162

6.4. Инфраструктура и механизм функционирования туристского

рынка…………………………………………………………………..165

6.5. Особенности туристского спроса………………………………….169

6.6. Предложение в туризме……………………………………………..171

 

ГЛАВА 7. ТУРИЗМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

7.1. Особенности предпринимательства в туризме……………………179

7.2. Виды предпринимательской деятельности в туризме

и классификация предпринимательства……………………………184

7.3. Предпринимательский риск и его сущность…………………….198

ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА

8.1. Формирование и развитие системы показателей………………….203

8.2. Государство и развитие туристского бизнеса………………..….205

 

ГЛАВА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

9.1. Функции финансов…………………………………………………..207

9.2. Финансовое обеспечение в туризме…………………………………209

 

Литература ………………….……………………………………..219

 

Введение

 

Туризм в настоящее время является одной из показателей развития общества, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

В конце XX в. туризм становится массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Туризм стал одним из наиболее выгодным сфер инвестирования. С начала реформ в России этим бизнесом стали заниматься большинство предпринимателей, так как сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей в настоящее время.

В связи с этим, на рынке туристских услуг резко обострилась конкуренция. Российские фирмы были не в состоянии успешно конкурировать с иностранными фирмами ни по уровню сервиса, ни по стоимости услуг. Кроме того, иностранные предприниматели (в отличие от отечественных) предоставляют своим клиентам более достоверную информацию о своих экономических и финансовых потенциалах.

В настоящее время развитие туризма в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам специалистов Россия в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более значительную и эффективную помощь государства.

Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Деятельность турфирмы на рынке включает: разработку туристского продукта; выбор рыночной ниши; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями; взаимоотношения с государственными органами.

Практически невозможно перечислить все отрасли экономики, связанные с индустрией туризма, однако грамотное управление бизнесом требует глубокого понимания отраслевых характеристик и процессов, которые и нашли отражение в данном учебном пособии.

 

 

Понятие «экономика туризма»

Экономика туризма рассматривает туризм как сложный социально-экономический организм с множеством собственников и субъектов деятельности.

Термин «Экономика» появился еще в Древней Греции. Буквально этот термин означает «домоводство».

Весь мир, который нас окружает, можно разделить на две части: одна часть, которая создана природой, и та часть, которая создана человеком при использовании природных ресурсов. В зависимости от развития человеческого общества, развивается вторая часть – производственные отношения.

Понятие «Экономика» означает «совокупность экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления продукции».

В настоящее время большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой или экономику об изучении проблем выбора ресурсов и экономическом поведении человека.

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Однако надо отметить, что экономическое знание дает не только экономическая теория, а совокупность самостоятельных экономических наук со своими предметами, задачами и логическими приемами. Среди них экономика туризма занимает особое место.

При исследовании предметов и экономической теории, и экономики туризма с целью более четкого их осмысления выделяют:

- сферу исследования (экономическая среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность);

- объект исследования (экономическое явление);

- субъект исследования (государство, группа, человек);

- предмет исследования (жизнедеятельность человека, группы, государства, их экономическое поведение в экономической среде).

Исходя из этого, сделаем вывод: Экономика возникает при производстве материальных и нематериальных благ в условиях ограниченности его факторов.

Ресурсы, необходимые для осуществления производственного процесса, называются факторами производства.

К основным факторам производства относятся: труд, капитал, природные ресурсы, предпринимательство.

Труд – это совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, вкладываемые при создания общественного продукта.

Капитал (инвестиционные ресурсы) – это средства производства, произведенные человеком. К нему относятся: здания, сооружения, машины, оборудования, различные материалы, прошедшие первичную обработку. Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием.

Природные ресурсы (земля) – это все естественные ресурсы, блага природы, применяемые человеком в процессе производства. К ним относятся: полезные ископаемые, леса, воздух, вода и др.

Предпринимательская способность – это особый фактор производства, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в единую систему. Предпринимательская способность – это способность принятия решения и способность рисковать.

Факторы производства имеет своего собственника, который от их использования в процессе производства должен получит доход. Собственник труда рассчитывает на доход в виде заработной платы, капитала – на доход в виде процента на вложенный капитал, природных ресурсов – на ренту, предпринимательской способности – на прибыль.

Структурно экономика делится на макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика – это часть экономики, охватывающая экономические процессы в масштабах определенных территориальных границ (страны, регионы, города).

Микроэкономика – это част экономики, связанная с поведением отдельных экономических субъектов (потребителей и производителей) на отдельных рынках.

Результатом предпринимательской деятельности создается общественный продукт, который движется по стадиям общественного производства: от производства, через распределение и обмен к потребление.

Производство – процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения тех или иных общественных потребностей. В процессе производства происходит соединение факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательской способности.

В отличие от экономической теории, экономика туризма – прикладная наука. Экономика туризма исследует действия и формы проявления экономических законов в туризме. Она изучает закономерности, свойственные туризму, специфические условия и факторы, под влиянием которых экономические законы будут действовать в туризме наибольшей эффективностью. Экономика туризма раскрывает место и значение туризма в обеспечении социально-экономического развития экономики региона, страны, мира и таким образом позволяет формировать эффективную экономическую политику в туризме как составную часть общей экономической политики государства.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности в сфере туризма экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты экономических отношений со своими сложными взаимосвязями.

В качестве объектов этих отношений в экономике туризма выступают туристские продукты. Субъектами этих отношений является человек, фирма, государство, осуществляющие туристскую деятельность или способствующие ее осуществлению: туроператоры, турагенты, их контрагенты – исполнители туристких услуг (гостиницы, рестораны, транспортные компании, развлекательные комплексы и т.д.) и туристы.

Исходя из изложенных, понятию «экономика туризма» можно дать следующее определения.

Экономика туризма – это прикладная наука, которая изучает поведение людей и групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления туристских продуктов, в целях удовлетворения потребностей, при ограниченности туристских ресурсов и конкуренции за их использование.

Туристское производство в значительной степени зависит от таких внешних факторов, как общее состояние и развитие экономики страны в целом, политическая обстановка, вопросы безопасности и информационное обеспечение региональных потребителей. Любой из этих факторов могут оказать решающее влияние на финансовое состояние туристского предприятия.

Распределение – это стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в произведенном продукте.

Обмен – это стадия общественного производства, которая обеспечивает непрерывную связь производства с потреблением.

Сложной сферой является процесс формирования и последующая реализация туристского продукта. Каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т.п.) сама по себе не может удовлетворить все потребности туриста. В этих условиях возникает объективная необходимость кооперации различных туристских услуг в единый комплекс, т.е. создание туристского продукта, который является результатом усилий многих предприятии туристских индустрий.

Заключительное звено экономической системы туризма – это п отребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В этом процессе имеются свои особенности.

В обычном материальном производстве результат производства движется от места производства к месту потребления. Потребитель туристского продукта должен быть доставлен в место производства туристского продукта. Эта особенность туристского потребления вызывает производный эффект – необходимость индустриальной базы в местах потребления туристского продукта.

Другой особенностью потребления туристского предприятия является ограниченность во времени срока пребывания туриста на месте. Эта особенность туристского потребления вызывает необходимость высокой организации производства туристских услуг, труда и управления в сфере туризма.

Некоторые виды туристских услуг имеют нематериальный характер. Потребитель туристского продукта не имеет возможность ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров и услуг. Другие услуги туризма имеют материальный характер: доставка на месте назначения, размещение, отдых и т.д.

Специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Производители услуг вынуждены не только удовлетворять потребности людей, но и предугадывать их, формировать новые потребности.

 

Принципы деятельности фирмы

I. Экономический суверенитет. Этот принцип означает, что законная предпринимательская деятельность свободна в выборе предмета, формы, метода и степени риска.

II. Конкурентоспособность - это способность создавать и использовать конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества могут быть:

- внешние - то есть основанные на отличительных особенностях товара и способах его предложений, они привлекательны для потребителей, увеличивают рыночную силу фирмы, возможностью устанавливать цены выше чем у конкурентов.

- внутренние - преимущества основаны на более низких издержках, привлекательны для продавца товара, так как обеспечивают большую устойчивость и рентабельность при снижении цены, навязанной конкурентами или рынком.

Факторами, влияющими на реализацию конкурентных преимуществ являются:

- действующие конкуренты;

- потенциальные конкуренты;

- фирмы, предлагающие товары – заменители (новые технологии);

- потребители;

- поставщики.

Зная конкурентные преимущества, фирма разрабатывает определенную конкурентную стратегию:

1. Стратегия лидера;

2. Стратегия «Претендент на лидерство»;

3. Стратегия ведомого;

4. Стратегия специалиста.

Реализуя стратегию, фирма может использовать различные типы конкурентного поведения:

1. Независимое поведение (без учета действий конкурента);

2. Кооперативное поведение - это взаимодействие с конкурентами;

3. Адаптивное поведение, основано на учете действия конкурентов;

4.Опережающее поведение, основано на предвидении реакции конкурентов на действие фирм;

5. Агрессивное поведение - либо опережающее, либо негативное.

Обобществление деятельности в туристских фирмах осуществляется в следующих формах:

1. Концентрация деятельности, то есть увеличение размеров в хозяйственных единиц и их элементов.

2. Специализация - ограничение номенклатуры деятельности фирмы и ее подразделений.

3. Кооперирование, то есть создание длительных производственно-коммерческих связей.

4. Самофинансирование - покрытие потребностей фирмы в основном и оборотном капитале за счет самостоятельно - изыскиваемых источников. Самофинансирование обеспечивается экономичностью, прибыльностью, финансовой устойчивостью и платежеспособностью.

5. Самоуправление - означает, что фирма полностью самостоятельна, управляет своей деятельностью с учетом сложившейся системы государственного регулирования.

6. Плановость означает:

- любая фирма является объектом общественного регулирования;

- внутрифирменное планирование осуществляется самостоятельно, оно включает:

* долгосрочное планирование;

* стратегическое планирование;

* текущее планирование;

* бизнес-планирование – план для реализации конкретного проекта предприятия.

7. Учет предпринимательского риска.

Риск – это опасность наступления нежелательных событий.

Управление риском включает:

1. Распознавание риска (то есть составление списка возможных рисков).

Виды рисков:

а) Производственно - технические риски, связанные с технико-технологической деятельностью предприятия (резервных мощностей, уровень износа оборудования, нестабильное качество сырья и материалов, освоение нового товара, новых технологий и так далее);

б) Финансово - экономические, связанные с формирование денежных потоков (несвоевременные поставки, необеспеченность оборотными средствами, неплатежеспособность потребителей, невозможность получения кредитов, неустойчивость спроса и так далее);

в) Организационно-управленческие связаны с внутренними и внешними организационными процессами (нестабильная организационная структура предприятия, нестабильные отношения с контрагентами и т.д.);

г) Риски социальные связаны с трудовыми отношениями на предприятии (низкий уровень дисциплины труда, оплата труда, условия труда и т.д.);

д) Стихийные риски.

2. Оценка риска – это определение степени вероятности и возможного ущерба от события связанного с риском.

Методы оценки:

а) теория вероятностей и математическая статистика;

б) экспертные методы;

в) графические методы.

3. Разработка мероприятий по уменьшению и преодолению рисков.

Уменьшение риска – это снижение вероятности наступления события связанного с риском.

Мероприятия по уменьшению риска:

а) улучшение информации (накопление, передача информации);

б) уменьшение ошибочного поведения (связано с управлением персонала: отбор, подготовка, дисциплина труда, оплата труда);

в) гибкость производственной системы (альтернативное планирование, многофункциональность ресурсов);

г) технические средства (охраны труда окружающей среды, объектов, информации и т.д.).

Преодоление риска – т.е. уменьшение ущерба от наступления событий связанных с риском.

Мероприятия, связанные с преодолением риска:

1) Ограничение риска – сохранение сферы действия рискованного события.

Виды ограничения:

- предметное;

- пространственное (рассредоточение складов);

- количественное (пример: ограниченная наличность в кассе);

- личностное (распределение заданий разным людям);

- временное (временные договора).

2) Компенсация риска – выравнивание ущерба по времени и объектам;

3) Предвидение риска – т.е. создание резервов и запасов;

4) Перекладывание риска;

5) Страхование риска.

8. Социальная ответственность – учет общественных интересов в деятельности фирмы. Чаще всего социальная ответственность связана с отношением к окружающей среде и к людям.

9. Соблюдение этики предпринимательства.

1) Теория фирм

2) Классификация фирм

3) Классификация предприятий туриндустрии

4) Предпринимательские объединения

 

ГЛАВА 4. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

 

Потребители

Участники каналов → цены ← Рыночная среда

Государство

 

Рис. 9.2. Внешние факторы, влияющие на ценообразование

 

1. Потребители туристской продукции.

2. рыночная среда:

а) среда, в которой цена контролируется предприятием;

б) среда, в которой цена контролируется группой предприятием;

в) среда, в которой цена контролируется рынком;

г) среда, в которой цена контролируется государством.

3. Участники каналов товародвижения. Влияние участников этой цепочки на ценообразование производителя может быть ощутимо со стороны производителей, или со стороны потребителей.

На каждом этапе формирования и продвижения туристской продукции к потребителю, каждый участник этого процесса может со своей стороны повысить цену (повышение цены на топливо, удорожает перевозку и в конечном итоге растет цена на турпродукта).

3. Государство. Свобода предприятия в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством.

Когда государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям:

1. Если цена «свободна», то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к «дефициту».

а) в данном случае большая вероятность возникновения явных ценовых диспропорций. К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций.

б) Государство может на определенное время «заморозить», т.е. зафиксировать на определенном уровне, рыночные цены.

в) Государство может зафиксировать цены монополиста или предприятия, занимающего доминирующие положения на рынке и злоупотребляющего этим.

Ценообразование в сфере услуг (в том числе и в туризме) имеет ряд особенностей. К ним относятся следующие:

- услуги туризма представляет собой конечный продукт, предназначенный для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены;

- на стадии конечной реализации продукта, отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов между различными группами населения;

- сфера услуг непосредственно связана потребителем в процессе оказания услуг;

- процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов.

Некоторые виды услуг, в том числе и туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому при оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одинаковые услуги действуют два вида и уровня цен – внутренние и внешнеторговые по обслуживанию туристов. Т.е цены на услуги туризма для иностранных туристов устанавливаются в долларах США и более высокие, чем для отечественных туристов.

Ценообразование в индустрии туризма- это комплексная мера, обусловленная разнообразием продукта, высоким уровнем конкуренции в индустрии и сложностью точной оценки будущего спроса.

Ценообразование в сфере туризма имеет характерные особенности:

1) высокая эластичность цен в различных сегментах туристского рынка.

2) разрыв во времени между моментом установления цены и моментом купли-продажи туристского продукта.

3) цены на туристский продукт являются розничными ценами, так как турпродукт предназначен непосредственно для потребления.

4) Неспособность туристских услуг к хранению, вследствие чего розничные торговцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием нереализованных запасов.

5)Высокая степень влияния конкурентов. На одни и те же туристские услуги действуют два уровня цен - внутренние и внешнеторговые, например тарифы на транспорт, на гостиничные услуги, услуги по обслуживанию туристов; поэтому с учетом международных требований цены на туристские услуги для иностранных туристов устанавливаются на более высоком уровне, чем для отечественных туристов.

6) Спрос на туристские услуги носит ярко выраженный сезонный характер, поэтому в сфере туризма применяется сезонная дифференциация цен и тарифов.

7) Значительная стоимость операций с туристскими услугами. Для устойчивости спроса на услуги туризма цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций, т. е. уровень цен на туристские услуги рассматривается потребителями как вполне допустимый; хорошо, если уровень цен на определенный пакет услуг, предоставленный туристской организацией, ниже затрат самостоятельно путешествующего туриста на аналогичный пакет услуг.

8) высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, поскольку цена путешествия может быть связана со статусом клиента, его положением в обществе.

9) Цены на туристский продукт необходимо ориентировать не на среднего потребителя, а на определенные типовые группы; типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности туристской организации.

10) Значительная степень государственного регулирования в сфере транспорта, которое часто включает элементы контроля цен.

11) На процесс формирования цен на туристские услуги оказывает влияние туристская рента.

12) Цены на туристский продукт тесно связаны с рекламой туристского продукта: так, снижение цены оказывает рекламное воздействие на потребителя, ведет к росту спроса на туристский продукт; в свою очередь, хорошо организованная реклама может позволить повысить уровень цен на туристский продукт.

К общим методам формирования исходной цены товара относятся:

1. метод конкурентного паритета;

2. параметрический метод;

3. затратный метод (варианты: предельная цена, цена техническая, целевая цена - на основе ожидаемой прибыли или исходя из желаемой рентабельности капитала)

4. рыночные методы;

5. маркетинговые методы.

Рассмотрим некоторые методы подробнее.

Затратные подходы в формировании цены продукции (услуг) предприятий гостиничного комплекса

В качестве затратных подходов в формировании цены продукции (услуг) предприятий гостиничного комплекса можно выделить:

- расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль";

- расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль ".

Это самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот способ широко используется как в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики.

Данный подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предприятий гостиничного бизнеса он является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что гостиничные предприятия при определении цены на свою продукцию и услуга ориентируются на издержки, т.е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. В этом случае расчет цены продукции описывается в виде следующей формулы:

Ц = С + Ппр,

где Ц - цена продукции, представленная по методу "средние издержки

плюс прибыль";

С - полная себестоимость продукции;

Ппр - предполагаемая прибыль.

Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив (3 от себестоимости, т.е. вводится коэффициент (β (β х с/с). Тогда формулу расчета цены продукции (услуг) можно представить в следующем виде:

Цз.п= с/с + Ппр = С/С + β х с/с = с/сх (1+р)

Такой подход является для предприятия достаточно простым и понятным. Во-первых, предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены. Определяя цены по издержкам, предприятию не приходится слишком часто их корректировать в зависимости от изменения спроса. Во-вторых, если другие предприятия гостиничного комплекса применяют такой же подход в формировании цен, то они работают примерно на одинаковых ценах, т.е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму.

В социалистической экономике затратный подход в ценообразовании был в какой-то мере оправдан, т.к. управление экономикой осуществлялось централизованно. При этом норматив р, который законодательно устанавливался к себестоимости продукции (услуг) и определял величину прибыли, не должен был превышать 20% (β ≤20%). Но даже при полном централизованном управлении экономикой данный подход не мог сыграть положительной роли в развитии не только предприятия, но и государства в целом. Поскольку каждое предприятие для того, чтобы увеличить свою прибыль, стремилось, с одной стороны, устанавливать данный норматив на уровне двадцати процентов, а с другой, увеличивать свои совокупные затраты. Как видно из приведенной выше формулы такая стратегия приносила предприятиям больший объем прибыли, но не стимулировало их эффективно использовать ресурсы.

Метод "средние издержки плюс прибыль" при своей кажущейся логичности имеет ряд значительных недостатков, которые необходимо учитывать при функционировании гостиничных предприятий.

Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т.е. его отношение к данному товару или услуге. Во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный момент для предприятий гостиничной индустрии, поскольку спрос на данные виды товаров (услуг) зависит от множества факторов и подвержен значительным колебаниям. Одним из определяющих факторов, влияющих на спрос на гостиничные услуги, является сезонность. И, в-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов, т.е. уровень предложения подобных услуг на рынке.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Данный подход в ценообразовании также базируется на основе издержек. При его осуществлении предприятию гостиничного комплекса необходимо произвести разделение затрат на постоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построить график безубыточности и на его основе определить как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль предприятия. Такой подход в ценообразовании предприятия предполагает рассмотрение различных вариантов цен и определение из них

наилучшей цены, при которой достигается требуемый (целевой) уровень прибыли, поэтому его еще называют целевым ценообразованием. Данный подход подробно описан в параграфе и является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которым подвергается гостиничный рынок.

Оценка издержек.

Определение цены на основе затрат гостиницы – один из самых простых способов ценообразования. При этом необходимо определить себестоимость производимых услуг, к которой прибавляется нормативно-расчетная прибыль, определенная через нормативное значение рентабельности.

В российской практике за основу всех расчетов в гостиничном бизнесе принимают койко-день. Следует различать плановую и фактическую себестоимость койко-дня. Плановая себестоимость рассчитывается на основе плана затрат и плана продаж. На практике, как правило, рассчитывают среднегодовую плановую себестоимость одного койко-дня, среднюю квартальную себестоимость, среднемесячную себестоимость.

Для расчетов используется следующая формула:

ССср = ПЗк / ППп

ССср – средняя себестоимость за определенный период времени (год, квартал, месяц);

ПЗк – планируемые затраты на определенный период времени (год, квартал, месяц);

ППп – планируемый объем продаж, выраженный в койко-днях (либо путевках на определенное количество дней) на определенный период (год, квартал, год).

Фактическую себестоимость рассчитывают после оказания услуги, на основе предоставленных в бухгалтерию отчетных документов.

Себестоимость характеризует нижний предел цены в долгосрочном периоде времени. Ее верхний предел определяется при помощи показателя планируемой нормы рентабельности, которая, как правило, выше в период высокого сезона и ниже в межсезонье. Расчет цены при помощи этого метода производится по следующей формуле:

Р = СС + (НР•СС) / 100%

Р – планируемая цена, руб.;

СС – планируемая себестоимость, руб.;

НР – планируемая норма рентабельности, %.

Таким образом, для каждого определенного периода года при помощи различных нормативных значений рентабельности рассчитывается своя цена.

Этот метод ценообразования используется достаточно широко, т.к. продавцы имеют наиболее полную информацию об издержках в каждый момент времени, поэтому, с помощью «привязки» цены к затратам определение стоимости койко-дня упрощается, и т.к. этим методом пользуется большинство предприятий, ценовая конкуренция между ними сводится к минимуму.

В краткосрочном периоде нижний предел цены определяется величиной переменных издержек. Для данного анализа необходимо провести деление издержек на постоянные и переменные. Такое деление крайне важно для экономического анализа в ситуациях, когда деятельность гостиниц убыточна, и необходимо дать оценку целесообразности работы. Такая оценка дается на основе сопоставления цены путевки (места в номере) и величины средне переменных издержек или на основе сопоставления выручки и величины валовых переменных затрат. Соответственно выручка должна покрывать не только переменные, но и часть постоянных издержек. Точка, в которой выручка будет равна переменным издержкам, будет критической с позиции приостановки деятельности и низким пределом цены в краткосрочном периоде.

 

Расчет ВНП по доходам

ВНП, рассчитанный по доходам, представляет собой общую сумму доходов, получаемых владельцами факторов производства, создавшими весь национальный продукт

 

ВНП(Y) = W + R + i + P,

 

Где Y - валовой национальный доход;

W - заработная плата;

R - рента;

i - банковский процент;

P - прибыль.

Кроме перечисленных доходов, в ВНП обычно включают косвенные налоги и амортизацию, хотя они не являются доходами.

Туризм оказывает существенное влияние на величину ВНП, рассчитываемый по доходам. В процессе функционирования всех элементов туристской индустрии прямо или косвенно образуются практически все составляющие расчета ВНП по доходам.

Расчет ВНП по расходам

ВНП, рассчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов, понесенные при создании ВНП

ВНП(расх) = C + I + Y + X,

 

Где C - потребительские расходы населения на приобретение различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

I - валовые частные инвестиции в национальную экономику на увеличение основного и оборотного капитала;

Y - расходы правительства на закупку товаров и услуг;

X - чистый экспорт, т.е. стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени и проданных за рубеж за вычетом стоимости импортных товаров и услуг.

В потребительские расходы включается расходы на приобретение туристских товаров и услуг. В общей сумме потребительских расходов включаются расходы, которых турист несет при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения, все это о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.145 с.)