Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы культурного туризма

Поиск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (Лескова Г. А.) …………………………………………………  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА....  
1.1 Менеджмент культурного туризма как творческая деятельность (Лескова Г. А., Дофельд О. А.) ……………………………………………….  
1.2. Креативность как необходимое качество менеджера культурного туризма (Лескова Г. А., Гимазетдинова О. В.) …………………………….  
1.3. Формирование мотивации к творческой деятельности в сфере культурного туризма (Лескова Г.А., Семенова С. В.) ……………………..  
1.4. Менеджмент среды культурного туризма с позиций её эмоционализации (Лескова Г. А.)……………………………………………………………...  
…1.5. Креативность и эксклюзивность как специфические особенности туристского продукта, разрабатываемого в рамках культурного туризма (Лескова А.С., Пивоев В.М.)  
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА …..  
2.1. Культура как туристский ресурс (Лескова Г. А.) …………………...  
2.2. Культурно-историческая эпоха как объект туристского интереса (Лескова Г. А.) ………………………………………………………………..  
2.3. Праздничная культура как туристский ресурс (Ведомская Я. В., Агнаева К. В.) …………………………………………………………………  
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ……………………………………………………………  
3.1. Менеджмент в сфере культурного туризма как механизм реализации культурной политики (Клейман А. А., Лесков А. С.) …………………  
3.2.Содержание и направления менеджмента культурного туризма (Клейман А. А., Лесков А. С.)  
3.3. Культурная политика региона и ее влияние на развитие культурного туризма (на примере республики Карелия) (Павлова Э.Н., Прохорова Л.В., Урванцева Н.Г.)  
3.4. Экскурсионный менеджмент как составляющая менеджмента культурного туризма (Лескова Г. А.) ……………………………………….  
3.5. Особенности событийного менеджмента в сфере культурного туризма (Ведомская Я. В.) ……………………………………………………...  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...  
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ …………………………………………………  

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее учебное пособие «Менеджмент культурного туризма », предназначенное для подготовки бакалавров направления «туризм», издано в рамках грантовой программы Европейского Союза для неправительственных организаций и местных органов власти региона Балтийского моря (Non-State Actors and Local Authorities Program for the Baltic Sea Region). Проект, в котором принимает участие Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, предусматривает создание и продвижение программы подготовки специалистов по организации массовых мероприятий как инструмента развития культурных инициатив и туризма на Северо-Западе России («Promoting Event Manаgement Training Program as a Resource for Development of Cultural Industries and Tourism in the North-West Russia»).

Генеральным координатором проекта выступает Карельский региональный институт управления, экономики и права Петрозаводского Государственного Университета.

Целью проекта является создание условий для разработки и пилотирования международной образовательной программы подготовки и повышения квалификации специалистов-менеджеров по организации массовых мероприятий, а также внедрение модели студенческого кампус - фестиваля в Санкт-Петербурге и Петрозаводске. Настоящее пособие рассматривается авторами как методическая и информационная основа для образовательного модуля, создаваемого в рамках указанного проекта и посвященного менеджменту в сфере культурного туризма. Помимо пособия, преследующего цель ввести в научный и практический оборот туристики (как области междисциплинарных научных исследований) и туризма (как сферы практической деятельности) различные концепции культуры как объекта туристской привлекательности, в рамках проекта издается Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельной работы.

Актуальность образовательной программы подготовки и повышения квалификации специалистов-менеджеров по организации массовых мероприятий и её дидактического обеспечения связана с тем, что культурный туризм является одним из самых быстро развивающихся социальных явлений современного мира, влияющих на национальную и региональную экономику и культуру. Организационно-правовой основой развития культурного туризма являются международные документы, касающиеся взаимоотношений, складывающихся между туризмом, наследием, культурой и экономикой устойчивого развития: Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия (1972г.), «Цели развития тысячелетия» ООН (2000г.), «Глобальный этический кодекс туризма» ЮНВТО (2001г.), «Конвенция об охране нематериального культурного наследия» (2003г.) «Конвенция о культурном разнообразии» (2005г.).

Авторы пособия хотят помочь решить профессиональные задачи и ответить на интеллектуальные запросы работников культуры, менеджеров туризма, планировщиков, кураторов музеев, интегрированных в систему культурного туризма, ученых, занимающихся проблемами туристики как науки, имеющей междисциплинарный характер.

В результате освоения данной образовательной программы студенты смогут расширить диапазон возможностей для карьерного роста в сфере культурного туризма, приобрести знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере культурной политики, международного развития и исследований в социокультурной сфере. Курс также предназначен для удовлетворения потребностей в профессиональных знаниях специалистов из коммерческих организаций и государственных учреждений, занимающихся вопросами устойчивого развития экономики, культуры, туризма. Современная практика туризма в нашей стране демонстрирует динамичное развитие таких видов культурного туризма, как выездной –outgoing, въездной – incoming и внутренний – domestic tourism. Она формирует устойчивый спрос на специалистов среднего и высшего звена – как бакалавров, так и магистров направления «туризм». В последние годы многочисленные учебные заведения организовали подготовку квалифицированных кадров для сферы туризма. Однако в учебных дисциплинах превалирует обобщенный подход к туризму как однородному целому, тогда как туризм имеет сложную видовую структуру, которая проецируется на своеобразие управления производством услуг в рамках отдельных видов и разновидностей туризма. С другой стороны, учебные заведения соответствующего профиля запаздывают с формированием учебных курсов, которые отражают новейшие тенденции развития туризма, в частности, событийного туризма, востребованного на рынках детского, молодежного, семейного туризма. Вместе с тем, организации досуга детей и молодежи на современном этапе в нашей стране уделяется пристальное внимание со стороны правительства Российской Федерации.

Исследователи туристского поведения обнаружили в последние годы явную тенденцию к интерактивным формам отдыха, связанным с познанием культуры, что делает наиболее актуальным событийный вид культурного туризма. Он становится своего рода альтернативой маршрутному культурно-познавательному, или экскурсионному туризму. Экскурсионный туризм как мобильная форма туризма, связанного с перемещением по маршруту, который в случае международных туров может иметь протяженность, доходящую до десяти тысяч километров, позволяет осмотреть максимальное количество культурных достопримечательностей. Однако здесь возникает проблема, которую можно было бы определить как конфликт массового культурного производства и индивидуального восприятия. Насыщенные культурные программы очень часто оставляют чувство неудовлетворенности даже при посещении самых выдающихся памятников истории и культуры – из-за недостатка времени и огромного количества других туристов, которые хотят именно в это время ознакомиться с этими культурными достопримечательностями. Это противоречие может быть разрешено только в рамках самой туристской индустрии, задачами которой являются: управление туристскими потоками, сегментация рынка, изучение возрастных особенностей туристов, их культурных интересов и рекреационных возможностей (время отпуска, его продолжительность, сезонность и т.д.). Учебное пособие реализует многоуровневый подход к культурному туризму как самому наукоемкому виду международного туризма, требующему от менеджеров знаний, умений, навыков в сфере культуры и её разнообразных проявлений, являющихся объектами туристского интереса.

Учебное пособие «Менеджмент культурного туризма», подготовленное профессорско-преподавательским составом кафедры туризма и социально-культурного сервиса (далее – «туризма и СКС») Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, представляет собой результат индивидуальных научных исследований. В его написании пособия принимали участие:

Лескова Г.А., участник проекта №2011/263-420, к.э.н., зав. каф. туризма и СКС СПбГУКИ, действ. член Национальной и Международной академий туризма, (параграфы 1.1. «Менеджмент культурного туризма как творческая деятельность» в соавторстве с преп. каф. туризма и СКС Дофельд О.А.; параграф 1.2. «Креативность как необходимое качество менеджера культурного туризма» в соавторстве с Гимазетдиновой О.В., к.п.н., доц. каф. психологии семьи и детства СПбГУКИ; 1.4. «Менеджмент среды культурного туризма с позиций её эмоционализации»; 1.5. «Креативность и эксклюзивность как специфические особенности туристского продукта, разрабатываемого в рамках культурного туризма» в соавторстве с Пивоевым В.М., д. ф. н., профессором, зав. каф. культурологии Петрозаводского государственного университета, заслуженным деятелем науки Республики Карелия, почётным работником высшего профессионального образования РФ, членом коллегии Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, руководителем Карельского отделения Российского философского общества; 2.1. «Культура как туристский ресурс»; 2.2. «Культурно-историческая эпоха как объект туристского интереса», 3.2. «Экскурсионный менеджмент как составляющая менеджмента культурного туризма», Введение и Заключение).

Клейман А.А., доктор экон наук, проф. каф. туризма и СКС СПбГУКИ, почетный работник высшего проф. образования РФ, член Президиума Национальной академии туризма, действ. член Академии гуманитарных наук и Международной туристской академии, соавтор – доц. кафедры туризма и СКС, к.э.н. Лесков А.С. (параграфы 3.1. «Менеджмент в сфере культурного туризма как механизм реализации культурной политики» и 3.2. «Содержание и направления менеджмента культурного туризма»);

Ведомская Я.В., к.п.н., доц. каф. туризма и СКС, (параграф 2.3. «Праздничная культура как туристский ресурс» - в соавторстве с преп. каф. туризма и СКС Агнаевой К.В., параграф 3.3. «Особенности событийного менеджмента в сфере культурного туризма»;

Семенова С.В., к.п.н., доц. каф. психологии семьи и детства СПбГУКИ в соавторстве с Г.А.Лесковой (параграф 1.3. «Формирование мотивации к творческой деятельности в сфере культурного туризма»);

Павлова Э.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой туризма Петрозаводского государственного университета в соавторстве с Прохоровой Л.В., к. полит. н., доцентом кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Урванцевой Н.Г., к.фил. наук, доцентом каф. культурологии Петрозаводского государственного университета (параграф 3.3. «Культурная политика региона и ее влияние на развитие культурного туризма (на примере республики Карелия)».

Принципиальное отличие данного учебного пособия состоит в междисциплинарном подходе, использующем данные менеджмента в сфере туризма и культуры, культурологии, социологии, педагогики, психологии. Авторы отстаивают ключевую коллективную идею о функциональной роли, значении, специфики управления культурным туризмом как мощного фактора управления культурно-экономическим развитием городов и стран. Содействие повышению экономического эффекта от привлечения туристов к культурному наследию и культурно-массовым мероприятиям должно способствовать экономическому развитию Северо-Запада России, а также установлению международных контактов, развитию сетевого сотрудничества и созданию совместных проектов в сфере культурного туризма.

Авторы учебного пособия выражают благодарность руководству университета в лице ректора СПбГУКИ д. и. н., проф. Тургаева А.С., коллегам из Карелии, Финляндии, Дании и Норвегии - партнерам по совместному проекту, а также сотрудникам кафедры туризма и СКС СПбГУКИ, оказавшим большую помощь в подборке и обработке материалов для данного пособия.

Авторы выражают признательность Европейскому Союзу за финансовую поддержку данной публикации.


Вопросы для самоконтроля

1. В чем вы видите отличия понятий «познавательный туризм», «культурно-познавательный туризм», «культурный туризм»?

2. Приведите примеры многообразия туристских предпочтений в сфере культуры.

3. Чем вы можете объяснить многообразие туристских предпочтений на современном этапе развития культурного туризма?

4. Как вы понимаете выражение «дестинация-оркестр»?

5. Какие туристские продукты в сфере культурного туризма предлагает норвежский город Лиллехаммер?

 


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое креативность?

2. Приведите пример использования топ-менеджером туристской фирмы творческого потенциала своих сотрудников.

3. Как вы понимаете слово «самоактуализация»?

4. В каких видах и формах учебной деятельности развивается личность студента – будущего менеджера культурного туризма?

5. Как вы понимаете слова «переживание», «эмпатия»?

6. Приведите примеры испытанных вами эмоций – радости, удивления, умиротворения, возвышенного духовного состояния при знакомстве с произведениями художественной культуры.

7. Приведите примеры испытанных вами переживаний, инициированных какой-нибудь вещью – памятником, архитектурной деталью, увиденной в городской среде, музейным экспонатом.

8. Приведите примеры испытанных вами переживаний, инициированных культурно-массовыми событиями.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите, при решении, каких практических задач в сфере туризма необходимы знания о мотивах потребителей туристских услуг?

2. Назовите основные свойства потребностей.

3. Какие виды мотивов выделяют ученые?

4. Что такое полимотивация?

5. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на формирование туристских мотивов.

6. Проанализируйте, как возраст потенциальных клиентов может повлиять на туристскую мотивацию.

 


Потребность безопасности.

В пространственной организации среды должны быть учтены условия территориального поведения людей, транспортное движение должно соответствовать возможностям людей, человеку должна быть представлена возможность в уединении, среда должна быть предсказуема.

Социальные потребности.

В среде должна быть возможность видеть людей: выражение их эмоций, чем они заняты. Должны быть предусмотрены условия для общения и обмена мыслями.

Потребность эго.

Среда должна создавать ощущение наличия контроля.

5. Потребность в самореализации.

Она может быть выражена в идентификации с окружением и в ощущении возможности саморазвития. Эта потребность наилучшим образом удовлетворяется в креативном квартале с его возможностями активного участия в творческом процессе.

Ценности определяют отношение человека к тем или иным явлениям, но в отличие от эмоций, в которых содержание отношений определяется личным опытом, в ценностях подчеркиваются исторические, социальные и культурные особенности отношений. Ценности меняются во времени.

Основные ценности человека в городе стали предметом размышлений К. Линча в книге «Совершенная форма в градостроительстве» совсем не случайно [48]. Индустриальная технология строительства так сильно повлияла на город, упростив его форму, что возникло ощущение утраты чего-то, что можно было назвать традициями. Ключевая ценность города по К. Линчу - это способность к накоплению, передаче и развитию культурного и социального опыта, потреблением которого и занимается турист либо самостоятельно, либо с помощью гида-интерпретатора. Роль города по К. Линчу можно сопоставить по значимости с ролью появления письменности. Это история, запечатленная в материи, следы прошлых эпох в соседстве и контрастном сопоставлении с современностью. Автор утверждает, что город создает ощущение преемственности, прошлое объединено с будущим, возникает чувство связности во времени и пространстве. Открытость как ценность, которая делает город жизнеспособным, включает такие свойства, как доступность, децентрализация, неоднородность, гибкость, терпимость к эксперименту.

Названным ценностям соответствуют следующие показатели качества города: жизнепригодность, осмысленность, соответствие, доступность. Жизнепригодность - это качество, связанное с сохранением здоровья человека и обеспечением определенного уровня комфорта проживания. В начале XXI века особенно остро встали экологические проблемы города: чистый воздух, вода, энергия, переработка отходов. Жизнепригодность также обеспечивается созвучностью биологическим потребностям человека - температурные условия, естественные ритмы, нагрузка на органы чувств, эргономические качества должны соответствовать запросам человека. Например, в ряде стран при любом новом строительстве жилые дома возводятся по «безбарьерному» принципу, для того чтобы инвалиды в колясках могли передвигаться беспрепятственно и без посторонней помощи.

Осмысленность - психологическое качество, связанное с потребностью человека в ориентации - понимании «кто я» и «где я». Ощущение «где я» называется еще чувством места и идентификацией себя с каким-либо местом. Место пробуждает в нас способность ощущать наши воспоминания, наши чувства всегда привязаны к месту. Любой город, посещаемый туристом в ходе тура, воспринимается на двух уровнях: первый - уровень сравнения со своим родным городом, второй - уровень сравнения с тем образом, который сформировался у туриста до поездки.

Узнаваемость места теснейшим образом связана с самотождественностью. Место и событие усиливают друг друга. В современной социальной психологии эта особенность нашей психики - не просто помнить, а как бы все время опираться на некие устойчивые паттерны памяти, называется виртуальной реальностью. Созданию такой реальности способствуют современные СМИ и компьютерные технологии. Их не может не учитывать современный менеджер при создании тура в ту или иную дестинацию. От посещаемого города турист ждет тождественности виртуальному образу.

Ориентация на месте улучшается благодаря системе знаков, смысл которых задан культурной системой и делает среду читаемой. Оживляет место такое свойство как прозрачность, когда можно увидеть функционирование поселения - торговлю, общение, работу, уборку, быть зрителем-соучастником процесса развлечения, отдыха, ссоры, свидания и т. д. Открытость места с точки зрения К. Линча надо по возможности увеличивать - это позволяет понимать мир, в котором мы живем.

Осмысленное место обладает также значением, понимаемым как культурно-историческая ценность. О любом историческом городе человек говорит с гордостью «Я был там», и у собеседника сразу же появляется цепь ассоциаций - исторических, художественных, культурных. И образ этого места тут же объединяет беседующих, как некое прикосновение к чему-то вечному.

Соответствие связано с удобством использования. В городе, как правило, для разных форм поведения отводятся специальные территории с четко заданными границами.

Следующее качество - доступность, К. Линч представил доступность в виде списка убывающих по значению доступов:

· доступ к близким людям;

· доступ к обслуживанию, медицине, финансам, отдыху;

· доступ к ресурсам - пище;

· доступ к информации [48]

Качество доступности должно дополняться разнообразием доступных объектов, при этом разнообразие не должно создавать проблему выбора. Цена доступности - время, которое человек затрачивает на то, чтобы дойти до цели. Психологически комфортным считается время около 20 минут. Час и более уже вызывают раздражение. Дорога в полтора часа до очередного объекта туристского интереса - уже на грани допустимого, так как в этом случае человек вынужден отказываться от каких-то возможностей. Для оценки доступности строятся специальные карты получасовой и часовой доступности. Ценность территории во многом зависит от этого качества [47]. Каждый опытный менеджер обладает знаниями в сфере аудита городского пространства, они лежат в основе формирования туристского продукта. Так, выбирая отель для проживания туристов, менеджер опирается на свои представления о расстояниях от отеля до памятников культурного наследия и затратах на доставку туриста к ним.

Потребление городского пространства.

Пространство - это не просто некий объект трехмерного мира, измеряемый длиной, шириной и высотой. Пространство - помимо визуальных объектов, воздействующих на наши органы зрения и осязания через форму, цвет, и прикосновение, наполнено звуками, запахами, вкусом. Все эти сигналы одновременно воспринимаются туристом, даже если не осознаются и не интерпретируются [54].

Архитектура, психика и поведение человека связаны между собой множеством нитей. Архитектура, форма и образ ее эмоционально воспринимаются человеком и влияют на его психическую сферу, порождая определенные поведенческие стереотипы.

Крупные города нередко ассоциируются у людей с ущельями, заполненными потоками людей и машин. Находясь в таком "ущелье", под нависающими фасадами зданий, человек не всегда осознанно стремится выйти на более открытый участок. Как видно из этого примера, в человеке срабатывают пространственные архетипы, при этом, определяя характер пространственной организации, пешеход, прежде всего, смотрит на то, насколько оно открыто или закрыто. И на основе общепринятой теории, городская среда тоже имеет два основных типа пространства: открытые и закрытые.

Тип пространства оказывает влияние на формы поведения, в особенности, если эти пространства не похожи на ранее освоенные туристом как потребителем. Они даже могут вызвать культурный шок или в - случае гиператтрактивных пространств - синдром Стендаля, описанный Г.Магерини [79].

Подведем итоги. В ХХ веке широкомасштабное освоение земного пространства виртуальными средствами IT-технологий, реальными передвижениями по миру средствами туризма, расширение горизонтов, в том числе за счет знакомства с иными социокультурными средами, сформировали новый тип личности - туриста как человека эпохи потребления. «Охота к перемене мест» изначально присуща человеку, однако лишь в ХХ веке эта потребность была преобразована в коммерческий продукт. Д.Белл писал, что если «индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряющимся услугами и различными удобствами, в том числе отдыхом и культурой, которые стали доступными для каждого»[5]. Находясь в инокультурной среде, турист, отдыхая и развлекаясь, «приватизируя» различные предметно-пространственные среды, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социокультурных систем. Механизм расширенного воспроизводства туристских услуг приводит к постоянно расширяющейся сфере потребления, представляя вариативный и непрерывно обновляемый набор турпродуктов, являющихся, по сути, набором различных городов. Путешествия помогают туристам получить максимум образов различных социокультурных сред за минимальный отрезок времени, что становится определенной моделью восприятия окружающей среды в современном обществе.

Современные туристы испытывают готовность проникновения в иную социокультурную среду, ее смысловую систему. Социокультурная среда туристского центра стала товаром, выраженным в услуге. От этого нового миропорядка получают огромный экономический эффект как сама туристская отрасль, производящая доставку и обеспечивающая пребывание в иной социокультурной среде человека-туриста, так и сама среда, потребляемая туристом. Сам турист как потребитель иной среды получил тройной эффект: экономический, социальный и культурный.

Ценностно-культурные стереотипы туристов как потребителей разнообразных сред, формирующиеся в процессе такого расширенного потребления ведут к расширению и росту потребительского спроса на еще большее разнообразие этих сред, спроса на новизну впечатлений. Это в свою очередь является «двигателем прогресса», требующим от менеджеров культурного туризма такого же расширенного воспроизводства этих сред за счет включения в орбиту туристских интересов новых дестинаций и создания новизны в культурную среду дестинаций, уже существующих на рынке культурного туризма. Эта деятельность носит инновационный творческий и одновременно - креативный - характер.

Менеджмент в сфере культурного туризма сегодня необходимо понимать как творческую деятельность, в процессе которой происходит созидание, или возникновение, новых ценностей. В книге «Творческая эволюция» А. Бергсон писал: «Всякий творческий труд, заключающий какую-либо долю изобретательности, всякий производственный акт, заключающий долю свободы, всякое движение организма, проявляющее его самопроизвольность, - вносит в мир нечто новое» [6].

Исходя из представления о том, что современный турист видит главную ценность в своих эмоциях, переживаемых при встрече с «другой» культурой, обозначим как «Homo Sensitive». Как было показано выше, полноценное впечатление современный турист может получить от среды, эмоционально насыщенной, дающей возможности для получения всех существующих эмоций.

Эти эмоции описаны в работе известного советского психолога Б. И. Додонова [22]. Его книга «В мире эмоций» содержит исчерпывающую характеристику эмоциональной сферы человека. Особое внимание Б.И. Додонов уделяет функциям эмоций как оценок, отражающих ценности реального мира, и эмоций как самодовлеющих ценностей. Эмоции обслуживают потребности, побуждая человека к действиям, необходимым для их удовлетворения. Однажды возникнув в связи с какой-либо потребностью, эмоции затем могут своеобразно эмансипироваться от нее, зафиксировавшись в эмоциональной памяти и возникая по ассоциации. В качестве устойчивых (закрепившихся, по терминологии Б.И. Додонова) эмоциональных образований рассматриваются эмоциональные отношения личности. Каждый индивид по-своему видит, чувствует и оценивает предлагаемую ему среду, в эмоциональном облике человека зафиксированы социально-типичные и индивидуально-своеобразные признаки, что необходимо учитывать при разработке индивидуальных и групповых туров. Взятые в совокупности, эмоциональные индивидуальные свойства человека нуждаются в изучении, в особенности применительно к среде его временного пребывания.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите эмоции, которые приводит в своей книге Б. И. Додонов.

2. Что такое альтруистические эмоции и как они возникают у туристов при взаимодействии с социокультурной средой посещаемой туристской дестинации?

3. Как в культурном туризме проявляются коммуникативные эмоции? На примере отдельных туристских программ рассмотрите проявление этих эмоций.

4. Как надо понимать слова Д. Камерона: «…музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами» в реальном пространстве»?

5. Приведите примеры визуальных пространственных «высказываний» музейных экспонатов в известных вам музеях.

6. Посредством каких туристских услуг могут быть удовлетворены глористические эмоции?

7. С чем обычно связаны в туризме праксические эмоции?

8. На какие туристские объекты приводит туристов жажда пугнических эмоций?

9. Какие виды туров предпочитают туристы, желающие испытать романтические эмоции?

10. Приведите примеры создания проблемной ситуации в рассказе экскурсовода о посещаемом городе.

11. Приведите примеры того, как в путешествии человек проявляет эстетические эмоции по поводу новой для него природной и культурной среды.

12. Какие туристские услуги направлены на удовлетворение гедонистических эмоций?

13. Что такое «акизитивные» эмоции и как они удовлетворяются в процессе тура?

 


Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите различные типы инноваций (новизны), которые применяются туроперейтинге.

2. Изучите по материалам интернет особенности культурного индустриального туризма.

3. Посмотрите один или несколько доступных вам фильмов, действие которых происходит на фоне городских пейзажей.

4. Какие эмоции вызывает городской пейзаж, изображенный в фильме?

5. Может ли этот пейзаж вдохновить на создание экскурсионного или событийного тура?

6. Каким образом можно добиться эксклюзивности туристского продукта, создаваемого в рамках культурного туризма?

 


Вопросы для самоконтроля

1. Какие составляющие художественной культуры могут быть использованы в культурном туре в качестве объектов показа?

2. Какие функции выполняет культурное наследие по отношению к туризму и туристам?

3. Приведите пример «распредмечивания» - извлечения экскурсоводом знаний, ценностей, идеалов, воплощенных в памятнике культуры.

4. Приведите примеры субкультур, которые служат объектами туристской привлекательности региона.

5. Дайте определение нематериальному культурному наследию в соответствии со статьей 2 Конвенции ЮНЕСКО.

6. Какими видами наследия представлена на сегодняшний день Россия в Списке мирового нематериального культурного наследия человечества, признанного ЮНЕСКО?

 


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое культурно-историческая эпоха?

2. В чем заключается туристская привлекательность памятников культуры античной эпохи?

3. В чем заключаются туристская привлекательность памятников культуры средних веков?

4. В чем заключаются туристская привлекательность памятников культуры Возрождения?

5. Где, по преданию, находится могила вещего Олега? Каким образом она способствует туристской привлекательности района?

6. В каком музее находится живописное полотно, изображающее былинных героев Илью Муромца, Микулу Селяниновича, Алешу Поповича, с образами которых ассоциируется сила, мощь, доброта русского человека?

Задания по теме

1. На контурной карте Европы отметить страны, в которых сохранились памятники первобытной эпохи in situ.

2. На контурной карте Европы отметить страны, в которых сохранились памятники античной эпохи in situ.

3. На контурную карту Европы нанести самые известные города, сохраняющие свой средневековый облик.

4. На карте Рима отметить музеи, в которых содержатся памятники культуры эпохи Античности.

5. На карте Парижа отметить средневековые храмы и музеи, в которых содержатся памятники средневековой культуры.

6. На карте Петербурга отметить музеи, в которых содержатся памятники русского искусства и культуры.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите наиболее распространенные виды праздничных событий.

2. Какова основная цель проведения массового праздника?

3. Перечислите основные принципы, на которых строится праздник.

4. Приведите примеры официально-торжественных, массово-развлекательных и домашне-бытовых мероприятий, используемых в культурно-событийном туризме.

5. Перечислите новые формы культурно-массовых мероприятий, появившиеся в связи с активизацией процесса информатизации общества.

 


Вопросы для самоконтроля

1. С чем связано содержание менеджмента культурного туризма?

2. Что является особенно важной функцией менеджмента культурного туризма?

3. Какие особенности культуры нашей Родины можно использовать в культурном туризме?

4. На какие группы можно разделить регионы России в зависимости от степени наличия и развитости культурного потенциала и его использования в культурном туризме?

5. Какие регионы относятся к первой группе?

6. Какие регионы относятся ко второй группе?

7. Какие направления можно выделить в деятельности Комитета по культуре?

8. Что такое государственно-частное партнёрство (ГЧП)?

9. Что является важным условием развития государственно-частного партнерства в сфере культурного туризма?

10. Какие меры, направленные на привлечение региональных предприятий к развитию культурного туризма на основе государственно-частного партнерства, можно предложить?

 

 


Содержание и направления менеджмента культурного туризма

 

Менеджмент культурного туризма условно можно разделить на три уровня:

· менеджмент высшего звена;

· менеджмент среднего звена;

· менеджмент низшего звена (см. диаграмму 2).

 

Диаграмма 2.Пирамида управления культурным туризмом

Если рекреационный туризм задействует в качестве главного института собственную инфраструктуру, то менеджмент культурного туризма в общесистемном понимании охватывает все институты культуры - государственные и общественные (некоммерческие), бизнес, осуществляя функцию модератора между сферой культуры и туристами как её потребителями. Реализация системных функций менеджмента культурного туризма охватывает не только подсистемы производства туристских услуг, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социокультурной и экономической систем.

В сфере менеджмента общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом, являются три уровня целей: задачи - результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода; цели - результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода; миссия (идеалы) - результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

Если цели и задачи менеджмента культурного туризма совпадают с таковыми в менеджменте других видов туризма, то миссия менеджмента культурного туризма по своему идейному, идеологическому значению должна стоять гораздо выше.

Функции менеджмента в сфере культурного туризма - это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность самих организаций турбизнеса, на культуротворческую деятельность потребителей культурного туристского продукта. На сегодняшний день к функциям менеджмента относят четыре основных функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация как дополнительная функция, необходимая в менеджменте культурного туризма.

Функция планирования является номером один в менеджменте.

Планирование в культурном туризме осуществляется на институциональном и управленческом уровне. Наибольший интерес представляет собой планирование, как вов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.02 с.)