Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачей менеджмента и маркетинга в сфере культурного туризма является изучение потребностей человека по отношению к городской среде и участие в формировании его ценностных ориентаций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Город как искусственная среда обитания, созданная человеком, людьми, жившими и творившими в разные эпохи, соответствует потребностям и ценностям людей, живших в эти эпохи. Какие потребности современного человека должны быть учтены в историческом городе? Рассмотрим потребности человека в среде в рамках структуры потребностей, разработанной А. Маслоу. Физиологические потребности. Это определенные требования к температуре, свету, воздуху, влажности, шуму и т. д., которые должны соответствовать сенсорной организации человека. Среда должна также удовлетворять потребность человека в движении. Потребность безопасности. В пространственной организации среды должны быть учтены условия территориального поведения людей, транспортное движение должно соответствовать возможностям людей, человеку должна быть представлена возможность в уединении, среда должна быть предсказуема. Социальные потребности. В среде должна быть возможность видеть людей: выражение их эмоций, чем они заняты. Должны быть предусмотрены условия для общения и обмена мыслями. Потребность эго. Среда должна создавать ощущение наличия контроля. 5. Потребность в самореализации. Она может быть выражена в идентификации с окружением и в ощущении возможности саморазвития. Эта потребность наилучшим образом удовлетворяется в креативном квартале с его возможностями активного участия в творческом процессе. Ценности определяют отношение человека к тем или иным явлениям, но в отличие от эмоций, в которых содержание отношений определяется личным опытом, в ценностях подчеркиваются исторические, социальные и культурные особенности отношений. Ценности меняются во времени. Основные ценности человека в городе стали предметом размышлений К. Линча в книге «Совершенная форма в градостроительстве» совсем не случайно [48]. Индустриальная технология строительства так сильно повлияла на город, упростив его форму, что возникло ощущение утраты чего-то, что можно было назвать традициями. Ключевая ценность города по К. Линчу - это способность к накоплению, передаче и развитию культурного и социального опыта, потреблением которого и занимается турист либо самостоятельно, либо с помощью гида-интерпретатора. Роль города по К. Линчу можно сопоставить по значимости с ролью появления письменности. Это история, запечатленная в материи, следы прошлых эпох в соседстве и контрастном сопоставлении с современностью. Автор утверждает, что город создает ощущение преемственности, прошлое объединено с будущим, возникает чувство связности во времени и пространстве. Открытость как ценность, которая делает город жизнеспособным, включает такие свойства, как доступность, децентрализация, неоднородность, гибкость, терпимость к эксперименту. Названным ценностям соответствуют следующие показатели качества города: жизнепригодность, осмысленность, соответствие, доступность. Жизнепригодность - это качество, связанное с сохранением здоровья человека и обеспечением определенного уровня комфорта проживания. В начале XXI века особенно остро встали экологические проблемы города: чистый воздух, вода, энергия, переработка отходов. Жизнепригодность также обеспечивается созвучностью биологическим потребностям человека - температурные условия, естественные ритмы, нагрузка на органы чувств, эргономические качества должны соответствовать запросам человека. Например, в ряде стран при любом новом строительстве жилые дома возводятся по «безбарьерному» принципу, для того чтобы инвалиды в колясках могли передвигаться беспрепятственно и без посторонней помощи. Осмысленность - психологическое качество, связанное с потребностью человека в ориентации - понимании «кто я» и «где я». Ощущение «где я» называется еще чувством места и идентификацией себя с каким-либо местом. Место пробуждает в нас способность ощущать наши воспоминания, наши чувства всегда привязаны к месту. Любой город, посещаемый туристом в ходе тура, воспринимается на двух уровнях: первый - уровень сравнения со своим родным городом, второй - уровень сравнения с тем образом, который сформировался у туриста до поездки. Узнаваемость места теснейшим образом связана с самотождественностью. Место и событие усиливают друг друга. В современной социальной психологии эта особенность нашей психики - не просто помнить, а как бы все время опираться на некие устойчивые паттерны памяти, называется виртуальной реальностью. Созданию такой реальности способствуют современные СМИ и компьютерные технологии. Их не может не учитывать современный менеджер при создании тура в ту или иную дестинацию. От посещаемого города турист ждет тождественности виртуальному образу. Ориентация на месте улучшается благодаря системе знаков, смысл которых задан культурной системой и делает среду читаемой. Оживляет место такое свойство как прозрачность, когда можно увидеть функционирование поселения - торговлю, общение, работу, уборку, быть зрителем-соучастником процесса развлечения, отдыха, ссоры, свидания и т. д. Открытость места с точки зрения К. Линча надо по возможности увеличивать - это позволяет понимать мир, в котором мы живем. Осмысленное место обладает также значением, понимаемым как культурно-историческая ценность. О любом историческом городе человек говорит с гордостью «Я был там», и у собеседника сразу же появляется цепь ассоциаций - исторических, художественных, культурных. И образ этого места тут же объединяет беседующих, как некое прикосновение к чему-то вечному. Соответствие связано с удобством использования. В городе, как правило, для разных форм поведения отводятся специальные территории с четко заданными границами. Следующее качество - доступность, К. Линч представил доступность в виде списка убывающих по значению доступов: · доступ к близким людям; · доступ к обслуживанию, медицине, финансам, отдыху; · доступ к ресурсам - пище; · доступ к информации [48] Качество доступности должно дополняться разнообразием доступных объектов, при этом разнообразие не должно создавать проблему выбора. Цена доступности - время, которое человек затрачивает на то, чтобы дойти до цели. Психологически комфортным считается время около 20 минут. Час и более уже вызывают раздражение. Дорога в полтора часа до очередного объекта туристского интереса - уже на грани допустимого, так как в этом случае человек вынужден отказываться от каких-то возможностей. Для оценки доступности строятся специальные карты получасовой и часовой доступности. Ценность территории во многом зависит от этого качества [47]. Каждый опытный менеджер обладает знаниями в сфере аудита городского пространства, они лежат в основе формирования туристского продукта. Так, выбирая отель для проживания туристов, менеджер опирается на свои представления о расстояниях от отеля до памятников культурного наследия и затратах на доставку туриста к ним. Потребление городского пространства. Пространство - это не просто некий объект трехмерного мира, измеряемый длиной, шириной и высотой. Пространство - помимо визуальных объектов, воздействующих на наши органы зрения и осязания через форму, цвет, и прикосновение, наполнено звуками, запахами, вкусом. Все эти сигналы одновременно воспринимаются туристом, даже если не осознаются и не интерпретируются [54]. Архитектура, психика и поведение человека связаны между собой множеством нитей. Архитектура, форма и образ ее эмоционально воспринимаются человеком и влияют на его психическую сферу, порождая определенные поведенческие стереотипы. Крупные города нередко ассоциируются у людей с ущельями, заполненными потоками людей и машин. Находясь в таком "ущелье", под нависающими фасадами зданий, человек не всегда осознанно стремится выйти на более открытый участок. Как видно из этого примера, в человеке срабатывают пространственные архетипы, при этом, определяя характер пространственной организации, пешеход, прежде всего, смотрит на то, насколько оно открыто или закрыто. И на основе общепринятой теории, городская среда тоже имеет два основных типа пространства: открытые и закрытые. Тип пространства оказывает влияние на формы поведения, в особенности, если эти пространства не похожи на ранее освоенные туристом как потребителем. Они даже могут вызвать культурный шок или в - случае гиператтрактивных пространств - синдром Стендаля, описанный Г.Магерини [79]. Подведем итоги. В ХХ веке широкомасштабное освоение земного пространства виртуальными средствами IT-технологий, реальными передвижениями по миру средствами туризма, расширение горизонтов, в том числе за счет знакомства с иными социокультурными средами, сформировали новый тип личности - туриста как человека эпохи потребления. «Охота к перемене мест» изначально присуща человеку, однако лишь в ХХ веке эта потребность была преобразована в коммерческий продукт. Д.Белл писал, что если «индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряющимся услугами и различными удобствами, в том числе отдыхом и культурой, которые стали доступными для каждого»[5]. Находясь в инокультурной среде, турист, отдыхая и развлекаясь, «приватизируя» различные предметно-пространственные среды, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социокультурных систем. Механизм расширенного воспроизводства туристских услуг приводит к постоянно расширяющейся сфере потребления, представляя вариативный и непрерывно обновляемый набор турпродуктов, являющихся, по сути, набором различных городов. Путешествия помогают туристам получить максимум образов различных социокультурных сред за минимальный отрезок времени, что становится определенной моделью восприятия окружающей среды в современном обществе. Современные туристы испытывают готовность проникновения в иную социокультурную среду, ее смысловую систему. Социокультурная среда туристского центра стала товаром, выраженным в услуге. От этого нового миропорядка получают огромный экономический эффект как сама туристская отрасль, производящая доставку и обеспечивающая пребывание в иной социокультурной среде человека-туриста, так и сама среда, потребляемая туристом. Сам турист как потребитель иной среды получил тройной эффект: экономический, социальный и культурный. Ценностно-культурные стереотипы туристов как потребителей разнообразных сред, формирующиеся в процессе такого расширенного потребления ведут к расширению и росту потребительского спроса на еще большее разнообразие этих сред, спроса на новизну впечатлений. Это в свою очередь является «двигателем прогресса», требующим от менеджеров культурного туризма такого же расширенного воспроизводства этих сред за счет включения в орбиту туристских интересов новых дестинаций и создания новизны в культурную среду дестинаций, уже существующих на рынке культурного туризма. Эта деятельность носит инновационный творческий и одновременно - креативный - характер. Менеджмент в сфере культурного туризма сегодня необходимо понимать как творческую деятельность, в процессе которой происходит созидание, или возникновение, новых ценностей. В книге «Творческая эволюция» А. Бергсон писал: «Всякий творческий труд, заключающий какую-либо долю изобретательности, всякий производственный акт, заключающий долю свободы, всякое движение организма, проявляющее его самопроизвольность, - вносит в мир нечто новое» [6]. Исходя из представления о том, что современный турист видит главную ценность в своих эмоциях, переживаемых при встрече с «другой» культурой, обозначим как «Homo Sensitive». Как было показано выше, полноценное впечатление современный турист может получить от среды, эмоционально насыщенной, дающей возможности для получения всех существующих эмоций. Эти эмоции описаны в работе известного советского психолога Б. И. Додонова [22]. Его книга «В мире эмоций» содержит исчерпывающую характеристику эмоциональной сферы человека. Особое внимание Б.И. Додонов уделяет функциям эмоций как оценок, отражающих ценности реального мира, и эмоций как самодовлеющих ценностей. Эмоции обслуживают потребности, побуждая человека к действиям, необходимым для их удовлетворения. Однажды возникнув в связи с какой-либо потребностью, эмоции затем могут своеобразно эмансипироваться от нее, зафиксировавшись в эмоциональной памяти и возникая по ассоциации. В качестве устойчивых (закрепившихся, по терминологии Б.И. Додонова) эмоциональных образований рассматриваются эмоциональные отношения личности. Каждый индивид по-своему видит, чувствует и оценивает предлагаемую ему среду, в эмоциональном облике человека зафиксированы социально-типичные и индивидуально-своеобразные признаки, что необходимо учитывать при разработке индивидуальных и групповых туров. Взятые в совокупности, эмоциональные индивидуальные свойства человека нуждаются в изучении, в особенности применительно к среде его временного пребывания. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите эмоции, которые приводит в своей книге Б. И. Додонов. 2. Что такое альтруистические эмоции и как они возникают у туристов при взаимодействии с социокультурной средой посещаемой туристской дестинации? 3. Как в культурном туризме проявляются коммуникативные эмоции? На примере отдельных туристских программ рассмотрите проявление этих эмоций. 4. Как надо понимать слова Д. Камерона: «…музейная коммуникация представляет собой процесс общения посетителя с «реальными вещами» в реальном пространстве»? 5. Приведите примеры визуальных пространственных «высказываний» музейных экспонатов в известных вам музеях. 6. Посредством каких туристских услуг могут быть удовлетворены глористические эмоции? 7. С чем обычно связаны в туризме праксические эмоции? 8. На какие туристские объекты приводит туристов жажда пугнических эмоций? 9. Какие виды туров предпочитают туристы, желающие испытать романтические эмоции? 10. Приведите примеры создания проблемной ситуации в рассказе экскурсовода о посещаемом городе. 11. Приведите примеры того, как в путешествии человек проявляет эстетические эмоции по поводу новой для него природной и культурной среды. 12. Какие туристские услуги направлены на удовлетворение гедонистических эмоций? 13. Что такое «акизитивные» эмоции и как они удовлетворяются в процессе тура?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.47 (0.008 с.) |