Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Креативность и эксклюзивность как специфические особенности туристского продукта, разрабатываемого в рамках культурного туризмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сегодня очень многие люди испытывают синдром дефицита удовлетворенности. Это вызывает у них потребность поиска экстремальных переживаний и ощущений. Одни ищут их дома –in situ, прибегая к наркотикам или просто глядя по «телеку» фильмы ужасов, другие занимаются экстремальными видами спорта и туризма, отправляясь путешествовать и подниматься на горные вершины или сплавляться по порожистым рекам, третьи ищут острых ощущений в темном туризме. Смерть, катастрофы, несчастья сегодня становятся активно потребляемым туристским продуктом. В результате в западной социологии появилось такое понятие как «dark tourism» - «темный туризм». Туристская практика показывает, что количество объектов «темного» туризма по всему миру увеличилось, а потребительский спрос вырос. Популярная присказка "то нары, то Канары", похоже, не раз вдохновляла специалистов турбизнеса по всему миру. Любители экзотического отдыха могут при желании селиться в тюрьме-отеле, питаться в тюрьме-ресторане и ходить на экскурсии в тюрьму-музей. Популярные сайты предлагают посещение девяти тюрем, в которых надо побывать на экскурсии. В таблице представлены типы объектов темного туризма.[5]
В работах, посвященных темному туризму, говорится о том, что источником сильных переживаний являются нестандартный угол зрения на предмет; неожиданные, нетривиальные, оригинальные, новые решения в подходе к понятию «туристский интерес».[7] Но особенностью менеджмента в современном культурном туризме является стремление создать такой креативный туристский продукт, который не уступал бы по глубине переживаний и ощущений продукту, создаваемому в рамках темного туризма. Как уже говорилось выше, креативностью называют способность порождения новых смыслов, источником которых является нестандартный угол зрения на предмет[8]; или способность к творчеству, к неожиданным, нетривиальным решениям, которые вызывают повышенный интерес у большого числа людей. Причины такого интереса не всегда осознаются, однако они всегда связаны с важными жизненными потребностями человека. Примером нового подхода к изучению города в рамках культурного туризма может быть индустриальный туризм — исследование территорий, зданий и инженерных сооружений производственного или специального назначения, а также любых заброшенных сооружений с целью получения психического и эстетического удовольствия или удовлетворения исследовательского интереса. Это явление обладает многими чертами молодежной субкультуры и на английском языке носит название «urban exploration» (городское исследование). Туристские услуги, предлагаемые в рамках культурного туризма, имеют ряд специфических отличий. Это, прежде всего - необходимость соответствовать высоким требованиям искушенных путешественников, а также креативность[9] и эксклюзивность[10] предлагаемого туристского продукта. Туроперейтинг в современном культурном туризме представляет собой деятельность, в процессе которой происходит созидание новых ценностей. Казалось бы, все очень просто: создание или обнаружение нового! Но здесь возникает три каверзных вопроса: во-первых, вопрос о новизне связан с вопросом о субъекте познания: для кого это новое является новым? Если человек открывает или узнает новое для себя, но оно не ново для других, то ценность новизны это имеет лишь для человека как познающего субъекта. Обнаруженные самостоятельно закономерные связи и отношения усваиваются лучше, чем готовые выводы и сведения. Человек обычно мало ценит то, что он получил в готовом виде, и гораздо выше то, что добыто своими трудами. Во-вторых, новое является новым в качественном смысле, отсюда возникает вопрос о том, какое качество возникает в новом? В-третьих, в чем ценность новизны? Видами новизны в менеджменте культурного туризма являются: • объективная новизна (признается всеми людьми и ценится достаточно высоко, поскольку отвечает на важные потребности общества); • субъективная (имеет значение лишь для субъекта и его личных потребностей); • бессмысленная (новизна ради новизны). Объективная ценность новизны связана с тем, что она предоставляет возможность: 1) освоить мир и создать гарантии защищенности и удовлетворения потребностей; 2) новые способы решения проблем могут дать экономический и энергетический выигрыш за счет экономии ресурсов и энергии; 3) творчество нового ведет к увеличению упорядоченности и сложности космоса; 4) позволяет осуществить самореализацию и самовыражение творческой личности; 5) помогает преодолеть скуку и однообразие. Субъективная имеет ценность для саморазвития и самосовершенствования познающего субъекта. Творчество в менеджменте культурного туризма является сложным процессом порождения нового, опирающимся на четыре сферы: — пространство (новизна пространства, осваиваемого туристами); — время (новое является новым в процессе времени; мы узнаем то, что не знали раньше; однако, мы можем нечто забыть, утратить, а потом вспомнить); — информация (новизна знаний, получаемых в процессе путешествия), новая топика как новая форма мыслей и суждений о предмете; — ощущения (новизна ощущений и переживаний, получаемых в процессе путешествия). Остановимся на сферах, связанных с новизной пространства, осваиваемого туристами и с новизной ощущений. Сегодня у молодежи проявляется интерес к таким объектам, как «заводское нутро». Проникновение на закрытые промышленные объекты требует серьёзной подготовки, экипировки и высокого уровня авантюризма, так как связан с серьёзными опасностями. Часто такая деятельность сопряжена с нарушением законов, что ещё больше привлекает искателей приключений. Таблички с надписями «посторонним вход запрещен», «стой, стреляю!» становятся прямыми указаниями к действию. Главная цель таких походов – это получение адреналина и особое психическое удовлетворение от посещения зон с ограниченным доступом. Другим направлением является исследование подземных сооружений, именуемое диггерством. Понятие «диггерство» происходит от слова «диггер» (англ. to dig — копать). Диггерами называют люди, занимающиеся исследованиями подземных сооружений, например, дренажных систем, канализационных коллекторов, подземных рек, промышленных туннелей. Предметом особого интереса многих диггеров является метро и поиск так называемых станций-призраков. Этот вид туризма также требует серьёзной физической подготовки и специальной экипировки. Российских исследователей заброшенных объектов от западных отличает большая скрытность — они стараются не афишировать местоположение обнаруженных объектов (на жаргоне — «палить объект»). Они полагают, что таким образом могут привлечь к объекту внимание со стороны властей или вызвать слишком большой наплыв туристов. Новизна информации. Примером такой новой формы передачи информации может стать экскурсия в стиле рэп. Обзорная экскурсия в стиле рэп появилась в Санкт-Петербурге. Вместо голоса экскурсовода в автобусе звучит рэп. Таким образом туристская компания "Балтик Трэвэл" рассчитывает привлечь на необычные экскурсии не только туристов, но и жителей города. Звук доносится из динамиков, расположенных на втором этаже автобуса. "Балтик Трэвэл" вышла с проектом "Сити Тур Санкт-Петербург" на рынок в 2008 году. Она закупила в Испании шесть красных двухэтажных автобусов, три из которых летние - полностью открытого типа, три - зимние. Идея перевести обычную экскурсию в жанр рэп пришла после того, как сотрудники компании увидели сюжет по телевизору. Речь шла об эксперименте в одной из немецких школ, где ученикам предложили освоить один и тот же материал: одной группе - традиционным способом, другой - с помощью профессиональных рэперов, в хип-хоп-формате. В итоге последние усвоили материал и сдали тест лучше. Перевести сотни страниц обычной экскурсии, сохранив все исторические факты и литературный язык, доверили петербургскому диджею Роману Петрову (DJ Row-man). Запись экскурсии заняла около года. Нужно было переработать свыше 100 страниц оригинальной экскурсии, создать ритмическую структуру из оригинального текста, чтобы в итоге получилось 2 часа непрерывной музыки. По словам рэпера, ритмически излагать легче то, к чему можно эмоционально отнестись: темы войны, революции. Традиционная экскурсия же содержит множество статистических данных, с ними было сложнее. В результате получилось 20 независимых музыкальных тем. Это энергичные треки, посвященные революции и войнам, более спокойные - садам, мостам, памятникам и т.д. "Роман остался верен тексту на 99%, добавив лишь несколько примечательных фактов и изящных шуток со своей стороны", - говорят в компании. Ещё одна сфера новизны – это время. Сегодняшних туристов интересуют новые, недавно созданные, и строящиеся объекты. Они помогают туристам уловить новые тенденции в культуре. Их также необходимо вводить в число объектов экскурсионного показа. Целью туроперейтинга, создающего креативный продукт, являются игровое начало предлагаемого продукта, при котором избыток сил туристов выплескивается в творческой игре, и эвристичность[11], следствием которой являетсянепредсказуемость действий туристов, обусловленная эксклюзивностью продукта, его новизной. Креативности туристского продукта способствуют: · его нешаблонность. Её может породить нешаблонное мышление менеджеров. В обычной жизни человек мыслит по шаблонам, которые задаются: 1) опытом и привычками; 2) словами-терминами; 3) условиями задачи. Нешаблонное мышление предлагает изменить до неузнаваемости условия задачи, пользоваться не словами, а другими знаками, отказаться от привычных подходов, что позволить найти новое. рэп. · образное мышление. Опирается на зрительное восприятие и мышление, на вживание в ситуацию и особенно в ее ключевую точку, не теряя связи с целым. Методами работы по созданию креативного туристского продукта должны стать мозговой штурм, использование интеллект-карт, гирлянды ассоциаций, метод синектики. Для более полного понимания феномена культурного туризма и разработки туристского продукта в сфере культурного туризма важно выделять несколько его уровней. Это: · профессиональный культурный тур, обеспечивающий налаживание профессиональных контактов; · специализированный культурный тур (основной целью туриста является удовлетворение культурных потребностей); · неспециализированный культурный тур (потребление культурных благ является неотъемлемой и существенной, но не основной целью тура); · сопутствующая культурная программа (туристы, путешествующие в рамках других видов туризма – рекреационного, спортивного, могут дополнять программу пребывания потреблением культурных благ). Этапы создания креативного туристского продукта можно рассматривать в качестве этапов творчества. В 1926 г. Уоллес в книге «Искусство мысли» вычленял четыре фазы мыслительного творчества: подготовка, созревание, озарение, проверка. Но чаще в творческом процессе специалисты по эвристике выделяют следующие четыре этапа: Первый этап: сбор информации. Для творчества информация очень нужна, и чем ее больше, тем лучше. Психолог Б. М. Теплов в книге «Ум полководца» исследовал закономерности творческого процесса Суворова и Наполеона, и обнаружил сходную черту — безграничную любознательность. Они хотели знать все — кулинарию, садоводство, географию, астрономию, историю. Когда нужно решить какую-либо проблему, то аналоги для нового решения можно брать из любой смежной сферы знания. Второй этап: формулирование проблемы, или постановка задачи. При этом надо искать не только новую формулировку, но и ставить вопрос проблемно, для чего требуется, чтобы в названии было две центральные категории и чтобы между ними было проблемное отношение. Проблемность задается разными способами: союзами «и» («экономика и культура»), «как» («налоговая политика как инструмент стимулирования малого бизнеса») и т. п. Неправильно или нечетко сформулированная задача не позволяет найти хорошее решение. Третий этап: решение проблемы путем озарения. Это самый главный этап. Когда вы загружаете свою голову информацией по какой-то теме, затем ставите перед собой задачу, задаете себе вопрос, и в «ночном сознании» начинается работа по перевариванию этой информации и решению проблемы. В конце концов, рано или поздно в голову приходит готовое решение. И тогда самое главное — зафиксировать, записать результат, а то ученые иногда шутят: «Идея постучалась в голову, но никого не застала дома!» Четвертый этап: проверка и обработка результата. Последний этап является второстепенным, техническим, но достаточно важным, поскольку грош цена результату, если он не объяснен, не обоснован, не доказан, не аргументирован. В это время происходит своеобразное реконструирование творческого процесса решения проблемы. На этом этапе очень полезна критика, хотя лучше, если она является доброжелательной, а не злопыхательской. Ведь автор смотрит на результат с одной стороны, и ему все понятно, но критики помогут посмотреть на него с другой и привлечь дополнительные аргументы для более основательного и всестороннего объяснения найденного вывода. При этом производится оценка значимости результата, в какой мере он позволяет: — Экономить силы и время; — Совершенствовать методы; — Изменить традиции; — Пересмотреть основные принципы; — Выстроить новую картину мира. Центральным является этап решения проблемы на основе озарения, во время которого происходит интуитивное постижение, схватывание нового представления, «в и дение» проблемной ситуации и ее решения. Виды творчества. В рамках социальной философии выделяют социальное творчество. Деятельность по созданию креативного продукта является таковым. В туроперейтинге применяются различные типы инноваций (новизны): — материализация, реализация из имеющегося материала разработанного кем-то проекта; — внедрение чьей-то готовой идеи, или разработка проекта реализации готовой идеи с ее доработкой, усовершенствованием; — перенос известно принципа из одной сферы в другую, где он не использовался и является новым, не знакомым (техническое творчество); — обнаружение неизвестного доселе в туризме явления, факта, предмета (научное творчество); — фантастическое воображение в художественном творчестве, «кентавристика» соединения несоединимого, комбинирования (виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности); — божественное творчество из «ничего», или «из свободы» (Н. А. Бердяев). Отсюда несложно понять ценность опыта и знания, которые позволяют менеджеру успешно решать свои проблемы. По степени новизны, получаемой в процессе творчества, можно выделить четыре наиболее важных типа творчества: 1) Техническое творчество заключается в решении сложной технической задачи путем переноса известного в одной сфере принципа в другую сферу, где он не известен и не используется, при этом новизна имеет минимальный характер. 2) В процессе научного творчества человек изучает мир и обнаруживает в нем нечто, реально существующее, но людям не известное. При этом потенциал новизны существенно выше. В мире это нечто реально существует, но люди об этом ничего не знали. Менеджер вводит в социальный обиход знание об этом, и технолог может пользоваться этой информацией для своих технических решений. 3) Художественное творчество, при котором художник выдумывает и описывает такую жизнь, какой в реальности не существовало. При этом он руководствуется тремя ограничениями: · надо выдумывать нечто жизнеподобное, правдоподобное (когда В. Кандинский создал свои абстрактные картины, публика поначалу не могла их понять, полагая, что он просто не умеет нормально рисовать, но когда он объяснил, некоторые поняли и оценили по достоинству его идеи, но другие по-прежнему считают, что лучше изображать что-то, похожее на реальную жизнь); · надо давать концентрированное изображение жизни (ибо, когда Д. Джойс в романе «Улисс» на 650 страницах описал один день из жизни своих героев, то читать такой роман утомительно, хотя все понимают, что это своеобразная «революция» в изображении многомерности сознания литературных персонажей); · надо показывать новое видение жизни (если в романе изображается то, что уже известно, то читать такое скучно). 4) Божественное творчество «из ничего, или из свободы (Н. А. Бердяев), обладающее абсолютной, метафизической новизной. Можно указать на такие варианты качественной новизны, открываемой в процессе творчества: 1) Обнаружение новых качеств известных предметов; 2) Изменение качеств известных предметов; 3) Обнаружение новых предметов с уже известными полезными качествами; 4) Переосмысление, наделение известных предметов новыми качествами, использовать их по новому назначению; 5) Обнаружение новых предметов с неизвестными качествами, которые могут раскрыть или сформировать в человеке новые потребности. В туроперейтинге культурного туризма, как и в иной человеческой деятельности, огромное значение имеет принцип целесообразности, подчинения цели, который определяется вопросом «зачем?» Ибо то, что не отвечает на данный вопрос, не имеет смысла. В культурном туризме это необходимость соответствовать высоким требованиям путешественников, а также потребность в креативности и эксклюзивности туристского продукта, предлагаемого путешественникам.
Вопросы для самоконтроля. 1. Перечислите различные типы инноваций (новизны), которые применяются туроперейтинге. 2. Изучите по материалам интернет особенности культурного индустриального туризма. 3. Посмотрите один или несколько доступных вам фильмов, действие которых происходит на фоне городских пейзажей. 4. Какие эмоции вызывает городской пейзаж, изображенный в фильме? 5. Может ли этот пейзаж вдохновить на создание экскурсионного или событийного тура? 6. Каким образом можно добиться эксклюзивности туристского продукта, создаваемого в рамках культурного туризма?
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.013 с.) |