Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система оценки туристского потенциала территории

Поиск

 

Таксоны Репрезентативность
Рекреация Курорты Экскурсии Туризм
Уникальный рекреационный центр Уникальный курорт Уникальный экскурсионный центр Уникальный центр туризма Объект глобального значения
Рекреационный район Курортная агломерация Экскурсионный район Туристский район Агломерация объектов
Центр рекреации Курорт Экскурсионный центр Центр туризма Группа объектов
Рекреационный узел Курортный центр Экскурсионный узел Туристский центр Сочетание объектов
Рекреационный объект Курортная местность Экскурсионный объект Туристская местность Единичный объект

 

А. И. Зорин выявил четыре генерализованных типа туристских центров[75].

Аксиологический тип объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связано с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору эти турцентры называются аксиологическими.

Следующую группу туристских центров формируют природные ценности,включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Данный фактор определяется как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, названы туристскими центрами рекреационного типа. Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.

Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор,формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром».Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50-100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

В научном обиходе часто можно встретить понятие «туристская дестинация». Одним из основных взглядов на туризм как на систему является концепция Н. Лейпера. Так, Лейпер считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географический компонент; туристы и туристская индустрия. Географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации.

Американский исследователь Д. Пирс рассматривает дестинацию как место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции. Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: а) определенным набором услуг; б) достопримечательностями; в) информационными системами.

Важно развести понятия «туристский регион (район)», «туристский центр» и «туристская дестинация». Туристский район по своему иерархическому уровню крупнее туристской дестинации. Туристский регион (район) включает в себя несколько туристских дестинаций, различающихся по размеру и специализации. Вместе с тем, туристская дестинация может как совпадать с туристским центром, будучи при этом точечной структурой, так и занимать более высокий иерархический уровень – уровень туристского микрорайона.

Например, восточно-европейская туристская зона включает в себя Прибалтийский туристский район. В свою очередь Прибалтийский туристский район может включать Литву как туристскую дестинацию и Ригу как туристский центр. Рига одновременно может определяться и как туристская дестинация. В этом случае понятия «туристский центр» и «туристская дестинация» синонимизируются. Из этого можно сделать вывод, что понятие «туристская дестинация» весьма абстрактно и возможность использования его в научном обиходе многими учеными отрицается.

Как считает А. М. Сазыкин, многие заимствования из английского языка просто лишние. Модное слово «дестинация» переводится просто как «направление» и другой смысловой нагрузки не несет. Попытки толковать дестинацию как направление, привлекающее туристов туристскими ресурсами и обеспеченное условиями для размещения, транспортировки, питания и развлечения туристов не убедительны. Это любое туристское направление: Франция с 70 млн. туристов в год и микрогосударства Океании, Париж и деревня в Сибири, Адриатика и Северный полюс.

Отражая туристскую специфику понятия, можно было бы переводить слово «дестинация» как «туристское (рекреационное) направление», что и отмечается в ряде публикаций. В то же время в большинстве научных работ, в периодической печати, в учебной и методической литературе данное понятие прочно занимает свое место и отказаться от него вряд ли возможно. Однако в ряде случаев имеется возможность оперирования более конкретными понятиями.

Для всех туристских дестинаций характерны следующие черты:

§ ценность для туристов – туристы должны считать дестинацию аттрактивной и адекватной понесенным на путешествие в нее затратам; ценности дестинации должны удовлетворять основные потребности туристов;

§ неразделимость с туристским продуктом – туристский продукт возможно употребить только непосредственно в дестинации, а все входящие в его состав услуги невозможно накопить, поэтому турист должен присутствовать в дестинации;

§ использование объектов туристских дестинаций не только туристами, но и местным населением;

§ взаимодополнение различных элементов дестинации друг другом, чтобы качество каждого из элементов дестинации и представляемых в нем услуг были достаточно равноценными.

Туристская дестинация должна отвечать следующим требованиям:

§ обладание природными, культурно-историческими и событийными достопримечательностями, что в комплексе резко повышает аттрактивность дестинации и «гасит» влияние фактора сезонности;

§ доступность – существует множество вариантов доступности, основными из которых являются: транспортная, финансовая, формальная, инфраструктурная; отсутствие развитой инфраструктуры, подъездных путей, высокий уровень цен, сложности при прохождении государственных границ приведут к полному отсутствию туристов в дестинации, даже если таковая обладает уникальными туристскими ресурсами мирового значения;

§ наличие удобств, инфраструктурная обеспеченность – дестинация, обладающая основным набором инфраструктурных объектов – предприятий размещения, питания, развлечений, торговли, бытового обслуживания – несомненно, будет пользоваться высоким спросом у туристов.

Дестинация имеет определенный цикл развития: а) активное развитие: увеличение количества туристов, рост инвестиций и доходов от туризма; б) насыщение и стабилизация: увеличение количества рабочих мест, изменение в архитектурном облике, экологической ситуации, социокультурной среде, появление новых жителей; в) упадок: сокращение количества туристов; рост безработицы, перепрофилирование основных турцентров; снижение доходности туризма. На рисунке 7.4. представлены основные стадии циклического развития туристской дестинации.

 

 

Рис. 7.4. Цикл развития туристской дестинации

 

С. А. Быстров и М. Г. Воронцова выделяют семь основных этапов развития туристской дестинации и приводят развернутое описание каждого из них. Они указывают, что становление местности как туристской дестинации с предъявляемыми к ней требованиями и со свойственными ей особенностями занимают, как правило, не менее 20-25 лет. Далее представлены основные этапы жизненного цикла туристской дестинации[76].

Первый этап. Красота нетронутой природы или культура дестинации привлекают небольшое число предприимчивых туристов. Их количество невелико из-за трудного доступа и недостатка удобств. На этой стадии привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма, и уровень контакта с местным населением довольно высок.

Второй этап. Местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестинации, что приводит к устойчивому росту числа туристов. Формируется туристский сезон и рынок, а перед государственным сектором ставится задача по обеспечению инфраструктурой.

Третий этап. Наблюдается высокий рост туристских прибытий в дестинацию, и в период высокого сезона число туристов достигает или даже часто превосходит число местных жителей. При этом могут появляться определенные проблемы, такие как перегрузка и износ средств обслуживания. Появляется необходимость более тщательного планирования и управления развитием дестинации для решения текущих и преодоления будущих проблем.

Четвертый этап. Темп роста туристов начинает снижаться, хотя общее их число пока растет и часто все еще превышает количество местных жителей. Туристская дестинация уже полностью оснащена всем необходимым для туристов.

Пятый этап. Количество туристских прибытий в дестинацию начинает снижаться. Дестинация перестает быть модной и существует только за счет постоянных туристов. Появляются социальные, экономические, экологические и иные проблемы.

Шестой этап. Происходит спад туристской активности. Дестинация уже не составляет конкуренцию иным туристским дестинациям, и для туристов она становится неинтересной. Инфраструктура дестинации меняет владельцев и переоборудуется для других целей. При этом администрация туристской дестинации на этой стадии может принять решение о ее возрождении.

Седьмой этап. Принимается решение о переориентировании дестинации на новое использование, новые рынки и каналы сбыта, изменяются средства привлечения туристов. Дестинации могут извлекать выгоду из ранее не использовавшихся ресурсов, для того чтобы продлить сезон и привлечь новых туристов.

Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому типу туристских дестинаций относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом – располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип туристских дестинаций образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом. Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города и т. д.). Мы считаем необходимым выделение и четвертого типа, к которому следует относить курорты и курортные местности, специализирующиеся на предоставлении медицинских и оздоровительных услуг.

 

Туристские зоны и районы

 

Туристское районирование – процесс членения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых признаков и выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков. ВТО выделяет пять крупных туристских регионов мира: Европа, Америка, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Океания, Африка, Ближний и Средний Восток.

Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как ее решение позволяет с наибольшей эффективностью, а также при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые туристские ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще неосвоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка; правильно определять их туристскую специализацию; переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.

Ю. А. Худеньких выделяет семь принципов туристского районирования[77]:

1. Целостность – туристский район представляет собой единое и неделимое природно-общественное пространство.

2. Доминирование определенных видов туристской деятельности.

3. Тяготение к ядрам – выделение организующих центров района.

4. Замкнутость туристских маршрутов, которые должны пролегать в границах района.

5. Иерархичность туристских территорий.

6. Уровень развития туристской инфраструктуры.

7. Историческая общность хозяйственного и туристского освоения.

В отечественной практике туристского членения территории применяется следующая система таксономических единиц районирования: зона, район, местность, микрорайон, центр, объект (предприятие). Под туристской зоной понимается: часть национальной территории, на которой имеется два или более центров по приему туристов не менее чем на 5000 мест проживания или территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, а также другие туристские объекты (гостиницы, санатории, пансионаты и др.). В географической науке понятие «туристская зона» имеет более широкий охват и представляет наиболее крупную территориальную учетную единицу в сфере туризма.

На следующем этапе районирования внимание было обращено на преобладание или сочетание ведущих функций туристских предприятий: лечебной, оздоровительной, туристской, экскурсионной. Эти образования были названы районами. Под туристским районом понимается целостная территория, отличающаяся благоприятным для туризма сочетанием природных и историко-культурных ресурсов, имеющая объекты туристской инфраструктуры и специализацию.

В пределах районов выделяют туристские местности, характеризующиеся общими чертами географического положения, однородными туристскими ресурсами и более узкой возможностью для специализации туристских учреждений. Туристские местности могут служить необходимой базой, на основе которой сформируется курорт, зона отдыха и туризма. Под туристским микрорайоном понимается совокупность туристских учреждений и различных сопутствующих отраслей, расположенных на компактной территории и связанных между собой системой инженерного и бытового обеспечения с централизацией и кооперированием обслуживающих подразделений.

Отдельную группу таксономических единиц туристского районирования составляют туристские центры и объекты, а также их комплексы. В современной науке туристский центр определяется как местность, располагающая помимо туристских ресурсов соответствующей инфраструктурой (транспорт, предприятия размещения, питания, сервисного обслуживания, развлечения) для обслуживания значительных туристских контингентов, а также привлекающая туристов в силу наличия специфических туристских ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем. Туристским объектом следует считать особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ.

Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых туристскими ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, то есть большая часть территории интенсивно посещается туристами. Необходимо отметить, что, оказывая большое влияние на уровень и структуру хозяйства, как отдельных территорий, так и целых стран, а также на их ландшафт, быт населения, потребление и охрану рекреационных ресурсов и т. д., туризм серьезно влияет на облик этих территорий, нередко меняет их специализацию, изменяет их экономические связи, а значит, выступает в качестве важного районообразующего фактора.

Наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом влияющие на развитие этой отрасли в любом районе международного туризма следующие: 1) природно-климатическая привлекательность; 2) культурно-исторические ресурсы; 3) качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие культурно-развлекательных и экскурсионных программ; 4) оперативная транспортная и информационная доступность; 5) политическая стабильность в регионе и гарантия личной безопасности; 6) международная известность и престиж места (имидж территории).

Туристский регион: понятие, признаки и цикл развития. Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.

Как полагает Ю. П. Ковалев, среди основных пространственных черт туризма, проецируемых на специфику туристских регионов, необходимо в первую очередь выделить следующие[78]:

Ø Туристское пространство охватывает три основных элемента: территорию формирования спроса и рекрутации туристов, территорию предложения услуг («туристская дестинация», «туристский регион», «туристская местность») и связующую территорию между ними, так как отдаленность территорий спроса и предложения приводит к необходимости использования средств транспорта.

Ø Туризм является сектором экономики, который производит в основном услуги, осуществляющиеся только в отношениях «клиент – продавец услуг» и только в момент реализации соглашения. Это имеет огромное пространственное значение, так как турист должен оказаться в месте, где туристские ценности предлагаются в форме туристско-рекреационных услуг.

Ø Отмечается сильное изменение пространственно-временных и структурных потоков путешествующих. Наличие одновременно значительного общего, культурного, развлекательного, оздоровительного, релаксационного потенциала может привести к разнообразным позитивным и негативным изменениям экономических условий, хозяйственной и социальной структуры, технического оснащения привлекательных дестинаций.

Ø Роль туризма как фактора перемен является наиважнейшим для привлекательных с точки зрения развития туризма территорий, которые определяются как туристские регионы. Генезис территорий спроса и связующих территорий заметно отличается от генезиса туристских регионов, несмотря на то, что они являются необходимой составной частью пространственной туристской системы. Важно выявление различий между внешней средой и содержанием туристского региона, а также особенностей туристского пространства в целом, в котором туристский регион является только слагающим элементом.

Ø Туристские ценностиявляются гетерогенными. Часть исходных туристских ценностей имеет природный характер, другая часть создана человеком. Они имеют разную «географию». В первом случае она определяется малоизмененной природной средой, во втором – средой искусственной. Граница между этими двумя группами объектов не является резкой, так как имеется группа объектов аттракции, которая создана в результате изменения природной среды деятельностью человека. Локализация исходных туристских ценностей определяет становление территорий с туристской специализацией.

Ø Характерной чертой функционирования туристского региона является сильная сезонность. Объясняется это неравномерными в течение года возможностями использования природных ценностей и сильными колебаниями в использовании свободного времени под влиянием природных факторов и социальной организации.

Ø Регион туристский является регионом отраслевым и функциональным. Наличие условий, которые, возможно, могут стать туристскими продуктами (если появится спрос на них), не означает автоматического превращения территории в туристский регион. В этом случае можно говорить о зонах потенциального развития туризма.

Ø Туристский регион является осязаемым, так как некоторые его параметры и черты можно измерить. Создание образа региона невозможно, если нельзя показать его отличия от других. Чем меньше используемая единица, тем более важным будет ее использование в пространственном планировании, в маркетинге и др. И наоборот, большие по размерности единицы имеют меньшее практическое значение, зато возрастает их информационная роль.

Ø Одной из черт туризма является существование специализированных туристских регионов, которые имеют малое значение в пространственном планировании, но являются важным полигоном деятельности туристских субъектов. Туристский регион как форма упорядочивания рядов и пространственной классификации туризма имеет огромное информационное и дидактическое значение. В этом его главная ценность для потребителей туристских услуг.

Проведем обзор основных точек зрения на понятие «туристский регион» и определим его концептуально. ВТО определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. Туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, то есть туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг. Таким образом, туристский регион есть цель путешествия и туристский продукт одновременно.

Л. В. Ковынева определяет туристский регион как отдельную территориальную единицу, находящуюся в единстве с природой и обладающую физико-географическими, эколого-экономическими, этническо-историческими, политико-административными и правовыми свойствами, которые обеспечивают ее функционирование. Туристский регион есть внутринациональная категория, которая может соответствовать административно-территориальному делению (например, Саратовская область, Приморский край), занимать часть административно-территориального деления (например, г. Киров, г. Пермь) или представлять собой территорию, расположенную в пределах нескольких административно-территориальных единиц (Кубань, Русский Север)[79].

Под туристским регионом часто понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта. Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.

Ю. Д. Дмитревский, увязывая распространенные трактовки туристской территории, предложил понятие «потенциально-туристский район», который, имея определенные ресурсы, становится действительно туристским районом только после создания необходимой инфраструктуры. Туристский район он определяет как территорию, обладающую определенными признаками аттрактивности и обеспеченную туристской инфраструктурой и системой организации туризма[80].

В свою очередь под туристско-рекреационным районом, понимается территория, сформированная туристским и рекреационным спросом, обладающая туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры и отличающаяся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации.

Е. А. Котляров, в развитие взглядов В. С. Преображенского, разработал концепцию рекреационно-туристских комплексов, которые определил как сочетание рекреационных сооружений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными функциональными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом[81]. В данной трактовке туристско-рекреационный комплекс рассматривается как основа формирования особого территориально-отраслевого образования – туристско-рекреационного района.

Туристские районы отличаются следующими признаками: а) время возникновения, исторические особенности формирования; б) природные, историко-культурные, социально-экономические и населенческие предпосылки формирования; в) уровень развития туристской инфраструктуры; г) туристская специализация.

Однако не любой регион способен стать туристским, а лишь тот, в котором имеются: а) необходимые для принятия туристов качественные услуги (трансфер, размещение и питание с соответствующим уровнем обслуживания); б) достопримечательности для привлечения туристов, порождающие интерес людей к данному региону и создающие конкуренцию с другими; в) информационные системы, являющиеся важным средством функционирования региона на туристском рынке.

Любой туристский регион в процессе становления проходит определенный цикл развития (рис. 7.5.). Изначально основными мотивами приезда в регион людей является посещение родственников и друзей, а также деловые поездки. Затем возникает интерес к природным и культурным достопримечательностям посещаемого региона. Данные потребности легко удовлетворяются существующей сферой обслуживания, и посетители уезжают с хорошими впечатлениями.

 

Рис. 7.5. Цикл развития туристского региона

 

На этой стадии развития туризма лишь небольшая часть имеющейся инфраструктуры зависит от количества прибывающих и сроков их пребывания. Но постепенно информация о качественном обслуживании и достопримечательностях распространяется, способствуя увеличению потока туристов. На это незамедлительно реагируют туристские предприятия, развивая специализированные сервисные услуги для приезжих.

Регион начинает приобретать характерные черты туристского: появляются новые средства размещения, предприятия питания, развлечений и др. Инвестиции приносят большую прибыль и, естественно, возникают новые дополнительные возможности для привлечения туристов и их обслуживания. Приезжие изменяют уклад жизни местных жителей, привнося свои традиции и культуру. Появляется необходимость управления, основные цели которого состоят в продвижении региона на рынке для привлечения необходимого количества туристов, чтобы поддержать на высоком уровне туристский бизнес, а также в выборе инструментов, обеспечивающих развитие выгодных с финансовой точки зрения форм и видов туризма. На данном этапе органом управления туризмом принимаются решения о том, какие виды услуг развивать, как удовлетворять постоянно меняющиеся вкусы приезжих.

В регион идет постоянный приток новой рабочей силы, в результате чего происходит постепенная ассимиляция местных жителей в их среде, что нередко приводит к утрате местной культуры и формированию новой, но уже не свойственной и не характерной для данного региона. Далее следуют необратимые экологические изменения, из-за чего регион теряет свою привлекательность, количество туристов снижается, пустуют средства размещения, прибыль сокращается. Важно незамедлительно отреагировать на эти изменения путем усовершенствования политики развития туризма через разработку новой программы.

Е. В. Логинова делит цикл развития туристского региона на четыре этапа[82]:

Первый этап – открытие и первоначальное освоение. Эта стадия характеризуется медленным ростом числа посетителей, слабым контактом с местным населением, отсутствием средств обслуживания и очень слабой нагрузкой на среду и ресурсы. Здесь эффективно может развиваться так называемый «дикий» и спортивный туризм, но для этого необходимо наличие красивых ландшафтов, без значительных изменений человеческой деятельностью и минимальное присутствие социально-экономических туристских ресурсов.

Второй этап – развитие. Отличается быстрым ростом числа посетителей, возникновением специальных организаций и средств обслуживания туризма и отдыха (отели, бары, стоянки и т. д.), усилением контактов с местным населением, для которого обслуживание туристов становится важным источником дохода. Воздействие на среду резко возрастает и может приобрести отрицательный характер.

Третий этап – зрелость или застой. Здесь достигается предел емкости территории, состояние окружающей среды становится неудовлетворительным, местное население начинает относиться к туристам отрицательно, рост числа туристов замедляется, а затем и прекращается.

Четвертый этап – упадок или обновление. Эта стадия возникает в зависимости от того, будут ли обнаружены новые ресурсы для развлечения и туризма или нет.

 

Контрольные вопросы

 

s Какие вы знаете разновидности пространства?

s К какой группе пространств относится туристское пространство?

s Какие существуют подходы к определению понятия «туристское пространство»?

s Перечислите важнейшие особенности и элементы туристского пространства.

s Понятие и типы туристских территорий.

s Охарактеризуйте модель эволюции туристских территорий Ю. А. Веденина.

s В чем заключается сущность учения о территориальных рекреационных системах?

s Изобразите схематически модель рекреационной системы.

s Почему в последнее время учение о ТРС критикуется многими учеными?

s Перечислите и охарактеризуйте основные подсистемы ТРС.

s Дайте определение понятию «туристский маршрут».

s Какие разновидности туристских маршрутов вы знаете? Приведите примеры.

s Перечислите основные факторы формирования туристских центров.

s Какие типы туристских центров вы знаете? Охарактеризуйте один из них.

s Приведите примеры туристских центров разных типов.

s Что такое «туристская дестинация» и каковы ее характерные черты?

s Какие разновидности туристских дестинаций вы знаете?

s Выделите и охарактеризуйте основные стадии жизненного цикла дестинации.

s Перечислите особенности и принципы туристского районирования.

s Сущность и признаки туристского региона.

s Определите и охарактеризуйте основные этапы развития туристского региона.

 

Задания для практических занятий

 

1. Выберите один из туристских регионов мира или России и составьте его краткую характеристику (нарисуйте образ региона) по следующему плану: а) географическое положение и политико-административный состав; б) природно-рекреационные ресурсы; в) культурно-исторические ресурсы; г) социально-экономические ресурсы туризма (в том числе туристская инфраструктура); д) пространственная организация туристской деятельности (туристские микрорайоны, туристские центры и дестинации, туристские объекты и их комплексы, туристские маршруты); е) проблемы и перспективы развития.

2. Проследите особенности эволюции туристского региона, выбранного вами при выполнении первого задания, пользуясь при этом моделью развития туристских территорий Ю. А. Веденина. Определите стадию развития, на которой находится выбранный вами регион.

3. Пользуясь материалом учебника и результатами, полученными при выполнении заданий № 1 и 2, ответьте на следующие вопросы:

· Можно ли считать выбранный вами регион территориальной системой рекреации и туризма? Ответ обоснуйте и поясните на конкретных примерах.

· Какие принципы и закономерности организации туристской деятельности наиболее активно проявляются в рамках территории туристского района?

· Туристские центры каких типов представлены в границах туристского района? Приведите примеры центров каждого типа.

· Назовите наиболее популярные туристские маршруты, проходящие по территории района. К каким типам они относятся?

· Туристские дестинации каких типов можно выделить в границах туристского района? На какой стадии жизненного цикла они находятся?

4. Сделайте вывод об эффективности пространственной организации туристской деятельности в рамках своего района и постарайтесь выработать основные направления ее оптимизации.


Г Л А В А 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.014 с.)