Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание условий для рекреационного использования территорииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во всем мире посещение участков и объектов так называемой дикой природы является одним из самых популярных и массовых видов деятельности человека в свободное время. В последние годы оно даже получило собственное название - экологический туризм. От обычного туризма он отличается рядом характерных особенностей (Дежкин, Снакин, 2003): • обращенность к природе (природное наследие в форме природных ландшафтов и их компонентов – главное в экологическом путешествии); • экологическая безопасность (экологические путешествия не должны наносить ущерба природной среде); • образовательный компонент (туристы не только наблюдают природные феномены, но и приобретают современные научные знания о них); • культурный аспект (постигается взаимосвязь между природными особенностями районов путешествий и культурой их населения); • социализация (обеспечение привлекательности экологических путешествий для местного населения, учет его экономических интересов). В последние десятилетия экотуризм развивается очень интенсивно. В зависимости от различных методик оценки, его годовой рост оценивается от 10 до 30%. И потому, несмотря на все указанные выше экологические преимущества этого вида туризма, он может оказывать довольно существенное влияние на природную среду охраняемых территорий. Вначале рассмотрим общие закономерности данного процесса. Воздействие рекреации на природную среду. Человек, посещающий природные территории, слабо затронутые хозяйственной деятельностью или полностью нетронутые, вольно или невольно оказывает на них определенное влияние. В том случае, когда количество посетителей значительно, а устойчивость ПТК сравнительно невысока, влияние человека становится не только заметным, но может оказать и разрушающее действие по отношению к отдельным природным компонентам, а то и ко всему комплексу в целом. Воздействие посетителей на природу вызывает ответную реакцию природной среды (рис. 1). Несмотря на большую степень генерализации данной схемы, видно, насколько сложна и многофакторна проблема сохранения естественной природы при посещении ее большим числом людей. Среди основных типов воздействия посетителей на среду главным по силе и характеру воздействия обычно является вытаптывание. Процесс вытаптывания территории заключается прежде всего в уплотнении и иссушении почвы, нарушении ее структуры, снижении воздухо- и влагопроницаемости, воздухо- и влагоемкости; на наклонных участках происходит смыв почв и линейная эрозия, а на песчаных грунтах - развевание. Заметно изменяется растительный покров. В лесных ландшафтах (а именно они представляют большую часть всех ООПТ России) лесные виды травостоя постепенно исчезают, уступая место лесо-луговым, луговым и, наконец, сорным. Последние оказываются сильнее всех в конкурентной борьбе за влагу и питательные вещества почвы. В результате вымывания почвы и мелкозема обнажаются корни деревьев, а сами они теряют силы: снижается годовой прирост, отдельные ветви и вершина усыхают. Болезни и насекомые-вредители довершают начатый процесс, и деревья погибают. Обычно в первую очередь гибнут коренные хвойные породы: ель с ее поверхностной корневой системой и сосна на песчаных грунтах, быстро теряющая почву под корнями. При благоприятных условиях их место занимают береза, осина, ольха, ива. С болезнью деревьев ослабляется и их самовозобновительная способность. Они начинают плодоносить не каждый год и в гораздо меньшем объеме. К тому же семена отдельных видов деревьев бывают не в состоянии укорениться в плотной почве или прорасти, а уже имеющийся подрост в результате ухудшения условий питания также погибает. Такой лес теряет не только самовосстановительную способность - основной показатель жизненности лесного ландшафта, но и характеризуется гораздо меньшим по количеству и иным по составу набором видов растительного и животного мира. Потенциальная устойчивость природных комплексов. Процесс изменения природной территории под влиянием вытаптывания ее посетителями происходит постепенно. Однако для того, чтобы определить допустимую нагрузку, в этом процессе выделяют ряд стадий, отчетливо различимых на местности. Можно выделить пять стадий изменения залесенного природного комплекса: от стадии, когда лесная подстилка не нарушена и пружинит под ногами, налицо полный набор характерных для данного типа леса травянистых видов, до практически полного отсутствия лесной подстилки, подроста и подлеска с отдельными экземплярами на плотной и утрамбованной почве сорных и однолетних трав. Изучая изменение различных ПТК под влиянием вытаптывания, можно заметить одну общую закономерность. В процессе дигрессии происходит сближение, или конвергенция природных комплексов, различных по составу флоры и фауны. Если на исходных стадиях они имеют больше отличий, чем сходств, то на последних стадиях - наоборот: больше сходства, чем отличий. Это происходит из-за осветления леса и уплотнения почвы, в связи с чем не только уменьшается общее число видов, но и на смену разнообразным лесным видам, четко приуроченным к определенным условиям обитания, приходят синантропные виды - спутники человека. Растения-иммигранты часто отличаются агрессивностью по отношению к исходным фитоценозам и активно внедряются в них, вытесняя коренные виды. При благоприятных условиях растения-иммигранты создают монодоминантные ассоциации на больших площадях. Это также ускоряет процесс снижения биоразнообразия в фитоценозах последней стадии дигрессии ландшафта. При одних и тех же нагрузках скорость процесса дигрессии природы различна: ПТК одного типа могут деградировать за 1-2 года, а другие и через 10 лет сохранят близкое к первоначальному биоразнообразие. Все дело в их потенциальной устойчивости к внешнему воздействию. В масштабах России наивысшей устойчивостью к рекреационному воздействию характеризуются ландшафты так называемой средней полосы - лесная зона (точнее, подзона хвойно-широколиственных лесов), а также отдельные участки причерноморского побережья и юг Дальнего Востока. Север и юг лесной зоны, а также лесостепь - территории со средней и низкой устойчивостью. Крайний Север (тундра и лесотундра) и юг России (степи и полупустыни) отличаются крайне низкой устойчивостью. Внутри границ этих зон устойчивость ПТК может сильно варьировать, что зависит от так называемых экологических факторов. Каждый из них действует по-своему: - механический состав почв (устойчивы легкосуглинистые почвы, с утяжелением или облегчением механического состава устойчивость падает); - влажность почвы (устойчивы свежие почвы, с иссушением или увлажнением устойчивость падает); - мощность гумусового горизонта почвы (чем он мощнее, тем устойчивость выше); - мощность рыхлых грунтовых отложений (если скалистое основание подходит близко к поверхности, устойчивость заметно снижается); - уклон поверхности (чем он больше, тем устойчивость ниже); - состав древостоя и строение корневой системы основных пород деревьев (в каждом регионе существуют свои более и менее устойчивые породы; так, для средней полосы России более устойчивы мелколиственные породы, а менее - хвойные, а из них самой неустойчивой является ель). Поэтому при определении степени устойчивости ПТК регионов следует проводить корректировку общих принципов применительно к местным условиям. На природную потенциальную устойчивость ландшафтов значительное влияние оказывают антропогенные факторы. Так, устойчивость ландшафтов снижается при загрязнении воздушного бассейна. Иногда потенциальная устойчивость ландшафтов может и повышаться. Это происходит при разумном благоустройстве территорий, предназначенных для посещения, и при хорошем уходе за лесом. В таком случае говорят уже не о потенциальной (или исходной), а о реальной устойчивости, которая может быть в десятки раз выше первоначальной. Допустимые нагрузки и методы их расчета. В качестве теоретической основы установления допустимых нагрузок принимается компромисс между "дикой" и антропогенно измененной природой. Аналогичным примером может служить установление предельно допустимых концентраций каких-либо веществ в воздухе или в воде: компромисс между абсолютно чистым состоянием, с одной стороны, и недопустимо грязным, - с другой. Существуют различные методики расчета допустимых нагрузок на различные ПТК при их массовом посещении. Одна из них, отличающаяся сравнительной простотой и связанная с изучением описанного выше процесса дигрессии, основана на определении порога, или границы, устойчивости ПТК. Исходя из пятистадийного деления процесса рекреационной дигрессии, практически полная гибель молодого подроста и, соответственно, потеря фитоценозом способности к самовосстановлению при сохранении неизменных нагрузок происходит между третьей и четвертой стадиями. Эта граница считается порогом устойчивости ПТК. Отсюда следует, что установить допустимую нагрузку можно путем определения фактической нагрузки на те ПТК, что находятся на третьей стадии. При этом под фактической нагрузкой понимается то количество людей, которое посещает данный участок и тем самым приводит его в состояние третьей стадии дигрессии. Фактическую нагрузку обычно определяют путем непосредственного подсчета количества посетителей на единицу площади в единицу времени (в течение часа, дня или в течение сезона). Схема фактических нагрузок при сопоставлении со схемой нарушенности ПТК по стадиям дигрессии позволяет определить допустимые нагрузки, соответствующие третьей стадии дигрессии. Установленные путем полевых исследований нормы нагрузок служат опорными величинами, которые затем экстраполируются на все ПТК исследуемой территории с учетом вышеперечисленных экологических факторов. Особенности определения допустимых нагрузок на туристско-экскурсионных маршрутах. Описанная выше методика определения допустимых нагрузок основывается, прежде всего, на внутреннем свойстве ПТК - их устойчивости к внешним воздействиям. Однако само внешнее воздействие - весьма переменчивая характеристика. Различными могут быть виды занятий во время посещения, транспортные средства, сезоны года, а также формы посещения. Для ООПТ характерна линейная форма посещения - передвижение в основном по тропам. В общих чертах линейное воздействие, особенно на первых этапах, существенно не отличается от площадного. На начальной стадии воздействию обычно подвергаются самые хрупкие представители растительного покрова тропы, а также верхняя часть лесной подстилки. На прилегающей территории заметных изменений в исходном биоценозе практически не наблюдается. При увеличении количества посетителей ускоряется ход всех процессов, которые обладают тесной причинно-следственной зависимостью: рост количества посетителей — уплотнение верхнего горизонта почвы - снижение ее порозности - уменьшение влагоемкости и влагопроницаемости - исчезновение травяного покрова и лесной подстилки - увеличение поверхностного стока - развитие плоскостной эрозии - образование линейных эрозионных форм - разрушение участка тропы - расширение ее за счет соседних участков - расширение всей зоны влияния тропы. На последней стадии тропа, как правило, имеет вид широкой дороги с плотно утоптанной и обнаженной центральной осевой частью и с редким травяным покровом из сорных, устойчивых к вытаптыванию, трав по обочинам. На окружающей территории, по обеим сторонам тропы можно выделить ряд вытянутых в том же направлении, что и тропа, полос, каждая из которых отличается своим соотношением видов травянистых растений, относящихся к различным экологическим группам (лесные, лесо-луговые и сорные), разным проективным покрытием, набором видов микро- и мезофауны. Подобные полосы формируются не только под воздействием посетителей, но и под влиянием "ядра" всей геосистемы - самой тропы, а также внутренних свойств всего природного комплекса. Ширина зоны влияния тропы может колебаться в значительных пределах: от нескольких десятков сантиметров (если, например, тропа проходит по краю скального выступа) до нескольких сотен метров (па открытой местности в горных условиях, где велико действие фактора беспокойства на особо чувствительных к нему животных). Определение допустимых нагрузок на туристский маршрут производится на основе сочетания экологических и психокомфортных критериев. В целом весь маршрут можно представить в виде чередования участков собственно тропы и стоянок. На самой тро-' пе при постоянном ее использовании природные компоненты (почва с ее структурой и живыми организмами, а также напочвенный растительный покров) могут необратимо деградировать очень быстро, практически уже за один летний сезон. И эту деградацию принято относить к разряду так называемых "нормальных потерь", не требующих применения специальных мероприятий по восстановлению на полотне тропы почвенно-растительного покрова. Такая тропа, если на ней не развивается эрозия, может выдержать практически без ущерба для себя довольно большое число туристов. И потому предельно допустимая нагрузка на нее определяется не столько по экологическим, сколько по так называемым психокомфортным критериям, и в первую очередь, по допустимому уровню контактов между отдельными группами туристов или экскурсантов. Иными словами, при планировании маршрутов необходимо заранее рассчитать расстояние между группами посетителей таким образом, чтобы ни одна из них по возможности не видела и не слышала другой ни на тропе, ни на стоянке. Основными факторами при этом являются длина и извилистость тропы, сложность и безопасность передвижения, ширина зоны шумового влияния, залесен-ность окружающей местности, вместимость точек обзора и др. Для стоянок необходимо учитывать их благоустроенность, вместимость, наличие воды и т. д. При этом важно оценить также ряд экологических факторов: встречаемость редких и особо ценных видов растений и животных, присутствие опасных для человека хищников или особо чувствительных к фактору беспокойства животных, наличие природно-очаговых заболеваний. Основой такой оценки является минимизация ущерба особо охраняемым объектам и видам животного и растительного мира. Прежде чем выбрать основной лимитирующий показатель емкости (или ряд таких показателей), следует изучить все возможные виды прямого и косвенного влияния посетителей на компоненты природы и только затем делать выводы по допустимой нагрузке и возможному режиму посещения. Таким образом, даже перечисленные факторы требуют учета огромного количества показателей, набор которых сильно изменяется в зависимости от условии природной среды и характера туристско-экскурсионной программы. В связи с этим предлагаются три взаимозависимых универсальных решения: • начинать с малой нагрузки и, постепенно повышая ее, постоянно следить за состоянием маршрута; • при появлении существенных признаков деградации полотна тропы или стоянки снизить нагрузку, либо применить ряд мероприятий по благоустройству, направленных на повышение устойчивости территории к внешнему воздействию; • проводить контроль за поведением посетителей. Величины допустимых нагрузок, рассчитанные для определенных маршрутов и отдельных участков в границах ООПТ, служат опорными данными для определения емкости всей охраняемой территории. В пределах национального и природного парков она рассчитывается отдельно для каждой функциональной зоны в зависимости от утвержденного режима их посещения. Основной функциональной зоной, емкость которой в значительной степени обусловливает общую емкость всего парка, служит зона познавательного туризма. Различают два типа показателей рекреационной емкости: максимальную емкость (вместимость экспозиционных участков) и маршрутную емкость (вместимость туристского или экскурсионного маршрута). Методика их расчета включает изучение большого числа показателей физико-географического, экологического и социального характера. Следует учесть, что в различных по типу ООПТ факторы определения допустимых нагрузок имеют неодинаковый "вес". К примеру, устойчивость природных комплексов к вытаптыванию играет одну из главных ролей при определении допустимой нагрузки в рекреационных зонах природных парков (здесь режим посещения приближается к режиму пригородной зоны отдыха). В то же время для национальных парков и особенно заповедников, где разрешается ходьба лишь по тропам к дорогам, значение данного фактора заметно снижается (табл. 3). В заключение необходимо отметить, что вопросы, рассматриваемые в настоящем разделе, актуальны для тех ООПТ, в которых развитие экотуризма обусловлено их природными и историческими условиями. Они безусловно важны для национальных и природных парков, а также для отдельных заповедников.
Таблица 3 Основные факторы определения допустимых рекреационных нагрузок в различных типах ООПТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Эколого-просветительская работа ведется на ООПТ для достижения следующих целей: - обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения ООПТ их природоохранных функций; - участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения страны. Эта деятельность ведется ООПТ (наряду с другими государственными и общественными организациями) в рамках дополнительного экологического образования, занимая особую социальную нишу и используя имеющийся интеллектуальный и природный потенциал. ООПТ осуществляют эколого-просветительскую деятельность силами собственных штатных работников, а также специалистов, привлекаемых из учебных, общественных и детских организаций, добровольцев и т. д. Основные задачи, решаемые в процессе эколого-просветительской деятельности: 1. Целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения в каждом конкретном регионе. 2. Работа с посетителями ООПТ. 3. Тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями, в том числе общественными, оказание всем заинтересованным лицам методической помощи. 4. Профессиональная подготовка специалистов соответствующего профиля. 5. Участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией, опытом работы с населением внутри системы ООПТ, а также между всеми заинтересованными лицами как на национальном, так и на международном уровнях. 6. Формирование организационно-материальной базы эколого-просветительской деятельности: создание специализированных структурных подразделений, организация визит-центров, создание и обновление соответствующих экспозиций музеев природы, разработка и оснащение экологических троп, издание буклетов и иной информационно-рекламной продукции и т. д. 7. Постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов. Принципы эколого-просветительской работы на базе ООПТ: 1. Обеспечение сохранности природного комплекса охраняемой территории. Эколого-просветительская работа ведется без причинения ущерба природным комплексам охраняемой территории, в строгом соответствии с режимом охраны, установленным законами и нормативами. 2. Профессиональное обеспечение эколого-просветительской работы. Ее организация должна обеспечиваться профессионально подготовленными штатными специалистами ООПТ, а также прошедшими специальную подготовку и переподготовку учителями и специалистами в области охраны окружающей среды. При этом в заповедниках, национальных и природных парках к работе с населением целесообразно в той или иной форме привлекать практически всех штатных работников, которым следует овладевать необходимыми навыками работы с людьми. 3. Широкая социальная направленность эколого-просветительской работы, которая должна быть ориентирована на самые широкие слои населения: местных жителей и посетителей ООПТ; сельское население и городское; детей и взрослых; ответственных работников органов власти, управления и сферы бизнеса. Одной из приоритетных категорий являются учащиеся, в первую очередь школьники. 4. Использование эколого-просветительского потенциала ООПТ, который включает в себя: - природное и культурное наследие территории (природные ландшафты, объекты флоры и фауны, памятники истории и культуры и т. д.); - штатных специалистов в области охраны и изучения природного и культурного наследия; - соответствующую базу (музеи, экспозиции, фондовые и архивные материалы, учебные помещения, экологические тропы, фото- и видеотеки, библиотеки и т. д.). 5. Ориентация на методологию дополнительного экологического образования. Эколого-просветительская работа в национальных парках и заповедниках, а также на иных ООПТ не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы школьного и вузовского экологического образования. Эта работа ориентируется прежде всего на формирование имиджа особо охраняемых природных территорий в глазах населения, углубление экологических и природоохранных знаний людей, ознакомление их с местным биологическим и ландшафтным разнообразием, формирование экологической культуры. 6. Социально-психологическое обеспечение эколого-просветительской работы с населением, которая должна строиться с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. Наиболее эффективными формами и методами эколого-просветительской работы для ООПТ, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, признаны следующие: 1. Работа со средствами массовой информации. 2. Рекламно-издательская деятельность. 3. Создание кино- и видеопродукции. 4. Формирование общественных объединений и иных некоммерческих организаций. 5. Музейное дело и развитие визит-центров. 6. Экологические экскурсии и познавательный туризм. 7. Экологические праздники и акции. 8. Школьные экологические лагеря и экспедиции. 9. Школьные лесничества, отряды юных рейнджеров, детское экологическое движение, клубы юных друзей заповедников и иные формы работы со школьниками. 10. Тесное взаимодействие с органами образования и учителями. В российском образовании прослеживается тенденция его экологизации по всем направлениям. Одна из основных целей экологизации образования - снижение ущерба природной среде и поддержание ее качества в соответствии с концепцией устойчивого развития. Заметную роль в разработке и реализации этой концепции играют ООПТ. Вместе они представляют довольно серьезную базу не только для сохранения нашего природного наследия, проведения научно-исследовательских работ в природной лаборатории, но и для экологического образования широких масс населения. Последнее обстоятельство дает право называть их "открытыми классными комнатами", а всю систему ООПТ страны - "школой природы". Экологическое образование в ООПТ обладает рядом особенностей по сравнению с традиционным образованием. По сравнению с традиционными учреждениями образовательного профиля здесь в наибольшей степени проявляется синтез двух начал: интеллектуального и духовного — обучения и воспитания, которые по сути и составляют образование как таковое. Налицо синтез двух подходов, первый из которых более характерен для школы отечественной - приоритет естественно-научных знаний, а второй - в целом для зарубежной - приоритет чувственного восприятия природы. Вторая особенность: какие бы серьезные проблемы ни поднимались в образовательных программах заповедников и национальных парков, сколь глобальны ни были бы их масштабы, прежде всего, они решаются на местном материале. Под ним понимается характеристика и состояние природной среды не только данной ООПТ, а всего региона, для которого этот заповедник или национальный парк является репрезентативным учреждением. И решение таких проблем обязательно должно способствовать улучшению местной экологической обстановки. В качестве третьей особенности можно назвать широкие возможности любой ООПТ для проведения практических работ по охране природы силами посетителей-волонтеров. Такие работы, проводимые регулярно и сугубо добровольно, являются обязательной составляющей процесса экологического образования. Четвертая особенность связана с необходимостью переориентации представления людей о целях и задачах ООПТ в целом. Во всем мире, в том числе и в России, большинство населения считает их в основном свободными территориями с большими потенциальными возможностями эксплуатации природных ресурсов. Изменить эту точку зрения на противоположную, показать истинную, непреходящую ценность нетронутой природы, возможно только путем эколого-просветительской деятельности, проводимой прежде всего самими ООПТ. Экологический туризм как средство экологического образования. Экологическое образование в национальных парках и заповедниках осуществляется в основном посредством развития так называемого экологического туризма. Его организация направлена на решение системы взаимосвязанных задач: • экологическое образование, повышение культуры взаимоотношения с природой, выработка экологических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности каждого за судьбу природы; • восстановление духовных и физических сил человека, обеспечение полноценного отдыха; • охрана природы, минимизация ущерба природной среде; • содействие социально-экономическому развитию отдельных Несмотря на отдельные трудности как организационного, так и методического плана, российские заповедники и национальные парки уже накопили значительный опыт в деле экологического образования. Анализ этой деятельности показывает, что для эффективного развития экообразования в ООПТ необходимо создание системы экологических маршрутов. Экологические тропы. Одной из основных форм организации территории для реализации программ экологического образования являются экологические маршруты, иначе называемые экологическими тропами или учебными тропами природы. В отличие от обычных туристских маршрутов, экотропы призваны решать триединую задачу: расширение у посетителей элементарных знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы; обучение их навыкам выявления и оценки результатов воздействия человека на окружающую среду; воспитание экологической культуры поведения человека. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не дидактически-назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, экологические тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока посетителей. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил. Отдельные экологические тропы в ООПТ объединяют в системы, главная задача которых состоит в регулировании потока посетителей в пространстве и времени, распределении их по охраняемой территории во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. Типы экологических троп. Экологические тропы классифицируются по разным критериям, прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Так, некоторые тропы в национальном парке "Лосиный Остров" имеют длину всего около 1 км, а знаменитая Аппалачская тропа в США тянется на 3300 км. Как и туристские маршруты, экологические тропы бывают линейными, кольцевыми и радиальными и различаются по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Чаще всего экологические тропы предназначены только для пешеходов. При наличии соответствующих природных условий бывают "тропы" водные, лыжные, велосипедные, конные. Различные способы передвижения могут сменять друг друга на пути следования. Основным критерием классификации троп считается их назначение: познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику. Познавательно-прогулочные тропы имеют протяженность в среднем 4-8 км. По возможности одиночных посетителей объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3-4 часа они проходят прогулочным шагом весь маршрут, знакомясь с его достопримечательностями. Познавательно-туристские тропы. Их протяженность колеблется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Как и тропы первого типа, познавательно-туристские тропы можно проходить с экскурсоводом (проводником) или самостоятельно. Учебные экологические тропы - наиболее специализированные маршруты для целей обучения. Их протяженность редко превышает 1-2 км из расчета проведения учебных экскурсий в течение не более двух часов. Они рассчитаны в основном на учащихся и студентов, оставаясь доступными (интересными и понятными) также для любого посетителя. Движение по маршруту производится, как правило, под руководством экскурсовода. Для самостоятельного посещения тропа оборудуется указательными знаками, информационными стендами, посетителям предлагаются буклеты. Принято считать, что экотропы создаются там, где природа практически не изменена хозяйственной деятельностью человека. Однако нередки случаи, когда в маршрут включаются элементы и значительно преобразованной природы. Требования к выбору маршрута. Прежде чем создавать системы экологических троп на любой ООПТ, необходимо изучить не только природные условия и достопримечательные объекты, но также величину и характер современной рекреационной нагрузки, а также инфраструктуру ООПТ. Затем составляется предварительная схема всей системы троп с учетом основных критериев выбора их маршрутов. В зависимости от местных условий меняется набор критериев и их ранжирование. Но в любых условиях неизменно важными остаются три главных критерия: привлекательность, доступность и информативность. 1. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех Глубина проникновения человека в тайны окружающего его мира во многом зависит не только от суммы приобретенных им знаний и таланта исследователя, но и от его эстетического развития. Многие философы, педагоги и художники считают, что в эстетическом воспитании ландшафтная среда играет даже более важную роль, чем искусство. Поэтому живописность пейзажа и отдельных объектов тропы должна непременно учитываться при составлении проекта, наряду с другими достоинствами тропы. Тропа не должна быть монотонной. В процессе выбора трассы и благоустройства территории необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, характерные ландшафты должны сменяться экотонами - переходными полосами типа лес-поляна, озеро-берег, терраса-обрыв и т. д. Все компоненты, из которых складывается привлекательность троп, должны, как в фокусе, сходиться при организации так называемых обзорных точек - возвышенных площадок, откуда наилучшим образом открывается панорама местности. Выбирая трассу тропы, привлекательную для посетителей, следует помнить о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут планируется таким образом, чтобы обходить стороной те места, где встречаются редкие виды растений и животных. Существует немало способов познакомить посетителей с редкими растениями и животными не в природной, а в приближенной к ней обстановке. 2. Доступность тропы для посетителей - одно из главных требований при ее проектировании. Она учитывается, прежде всего, Трасса тропы должна быть не очень сложной для прохождения: слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов и т. п. могут заметно снизить, а то и вовсе сделать невозможным восприятие информации и окружающего пейзажа, восприимчивость к обучению. 3. Информативность троп, т.е. способность удовлетворять В южных горах особенно ярко проявляется такое свойство, как контрастность: здесь на коротком расстоянии (иногда менее одного дня пути) наблюдается быстрая смена ландшафтов, от предгорных степей до нивального пояса. Практически для всех компонентов природы характерна ритмичность: например, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу - открытых и закрытых пространств. И контрастность, и ритмичность существуют в природе объективно, восприятие их может быть значительно усилено умелым проложением трассы экотропы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.018 с.) |