Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная стратегия развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте В апреле 2003 года приказом Министра Министерства природных ресурсов Российской Федерации была утверждена стратегия развития заповедников и национальных парков в России до 2015 года. Ниже приводится краткое изложение этой стратегии. Организация службы охраны природных комплексов и объектов. Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов остается самой приоритетной и основополагающей задачей, стоящей перед государственными природными заповедниками и национальными парками. В сфере организации охраны природных комплексов и объектов представляется необходимым: 1. Решить вопрос о коренном пересмотре системы оплаты труда государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков, с выводом их из Единой тарифной сетки. 2. Принять исчерпывающие меры по усилению материального стимулирования инспекторского состава. 3. Обеспечить широкое внедрение современных эффективных форм и методов оперативной работы инспекторского состава. 4. Совершенствовать методическое обеспечение производства в государственных природных заповедниках и национальных парках по делам об административных правонарушениях, а также практики привлечения виновных лиц к уголовной и гражданско-имущественной ответственности. 5. Приступить к систематическому проведению централизованных курсов повышения квалификации по специально разработанной программе. 6. Разработать и реализовать типовую программу ежегодной технической учебы инспекторского состава, обязательную для всех государственных природных заповедников и национальных парков. 7. Обеспечить ежегодную техническую учебу рядового инспекторского состава в каждом государственном природном заповеднике и национальном парке. 8. Расширить практику проведения методических семинаров для инспекторского состава, проводимых под эгидой региональных ассоциаций заповедников и национальных парков. 9. Развивать систему обмена опытом среди инспекторского состава различных государственных природных заповедников и национальных парков России, а также изучение позитивного зарубежного опыта в данной сфере. 10. Создать один или несколько центров профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков. 11. Периодически готовить и издавать методические пособия по вопросам организации и обеспечения охраны территорий заповедников и национальных парков. 12. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами обеспечить практическое решение вопроса об оснащении служб охраны всех заповедников и национальных парков специальными средствами и оптимальными моделями служебного и боевого (в необходимых случаях – автоматического) оружия. 13. Усилить взаимодействие государственных инспекций по охране территорий заповедников и национальных парков с подразделениями органов внутренних дел, включая привлечение работников милиции к участию в оперативных рейдах по борьбе с браконьерством. 14. Обеспечить взаимодействие соответствующих государственных инспекций по охране территорий заповедников и национальных парков с подразделениями пограничной службы, в том числе по вопросам охраны морских биологических ресурсов. 15. Усилить внимание к методам морального стимулирования инспекторского состава, в том числе: · Ежегодно проводить конкурсы на «лучшего по профессии», как в масштабах России, так и на уровне каждого отдельного заповедника и национального парка; · Шире практиковать представление работников охраны заповедников и национальных парков к государственным наградам. 16. Продолжить практику подготовки реализации инвестиционных проектов, направленных на материально-техническое оснащение служб охраны заповедников и национальных парков. 17. Уделять приоритетное внимание вопросам оснащения служб охраны заповедников и национальных парков современным оборудованием и снаряжением. 18. Полностью обеспечить службы охраны заповедников и национальных парков современными средствами связи. 19. Оснастить морскими патрульными судами (либо обеспечить возможность их аренды) службы охраны заповедников и национальных парков, имеющих морские акватории. 20. Развивать использование в заповедниках и национальных парках «малой» авиации. 21. Решить вопрос об обязательном страховании инспекторского состава. 22. Совершенствовать систему оценки эффективности деятельности службы охраны государственных природных заповедников и национальных парков. Сохранение природных комплексов и регулирование использования природных ресурсов. Задача сохранения природных комплексов и объектов в государственных природных заповедниках и национальных парках реализуется исходя из: · Важности сохранения полноценного природного биологического и ландшафтного разнообразия; · Обеспечения демонстрации богатства биологического и ландшафтного разнообразия посетителями особо охраняемых природных территорий; · Сохранения целостности особо охраняемых природных комплексов и избежания фрагментации ландшафтов; · Необходимости достижения разумного компромисса между интересами охраны природы и социально-экономическими аспектами развития регионов; · Поощрения моделей щадящего природопользования, не разрушающего окружающую среду и не истощающего биологические ресурсы. В сфере сохранения природных комплексов и регулирования использования природных ресурсов в государственных природных заповедниках и национальных парков необходимо: 1. Проводить целенаправленную политику по снижению объемов рубок промежуточного пользования в национальных парках. 2. Разработать и внедрить в практику методические рекомендации по проведению рубок ухода, санитарных и прочих рубок в лесах национальных парков, учитывающие приоритетные интересы сохранения и, в необходимых случаях, восстановления природного биологического и ландшафтного разнообразия на этих территориях. 3. Совершенствовать нормативное и методическое обеспечение проведения лесоустройства для территорий государственных природных заповедников и национальных парков. 4. Разработать стратегию охраны лесов государственных природных заповедников и национальных парков от пожаров, учитывающие экологические, ландшафтные и экономические аспекты, а также международный опыт в данной сфере. 5. Совершенствовать систему и результативность охраны лесов государственных природных заповедников и национальных парков от пожаров, включая укрепление соответствующей материально-технической базы, усиление взаимодействия с соответствующими государственными службами, повышение эффективности противопожарной профилактики. 6. Обеспечить получение заповедниками и национальными парками высококвалифицированной консультативной помощи при разработке проектов положений об охранных зонах, биосферных полигонах и режиме использования земель, включенных в состав территорий национальных парков без изъятия из хозяйственного использования. 7. Осуществлять активную политику по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений в заповедниках и национальных парках, в том числе путем проведения специальных мероприятий, включая биотехнические и реинтродукционные. 8. Разрабатывать и реализовывать специальные планы, программы и проекты, направленные на: · обеспечение демонстрации посетителям в природных условиях на территориях национальных парков диких зверей и птиц, в том числе путем увеличения их численности до естественной емкости угодий; · поддержание в естественном состоянии уникальных экосистем, включая степные, луговые и водно-болотные; · восстановление нарушенных природных комплексов ООПТ и их охранных зон; · контроль и оценку состояния природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков. 9. Обеспечить широкое внедрение практики создания геоинформационных систем и связанных с ними тематических баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для использования этих систем без данных при принятии решений в сфере управления государственными природными заповедниками и национальными парками. 10. Уделять особое внимание повышению уровня ведения учета и мониторинга особо ценных видов в заповедниках и национальных парках. 11. Минимизировать добывание зверей и птиц на территориях заповедников и национальных парков в регуляционных и научных целях. 12. Повысить роль научных подразделений заповедников и национальных парков в принятии управленческих решений, связанных с охраной и использованием природных ресурсов на этих территориях. 13. Предпринять практические шаги по созданию биосферных полигонов для всех государственных природных заповедников, имеющих статус биосферных резерватов ЮНЕСКО. 14. Добиться создания охранных зон вокруг территорий всех государственных природных заповедников и национальных парков. 15. Развивать практику оптимизации границ государственных природных заповедников и национальных парков путем расширения их территорий. 16. Всемерно расширять практику передачи в непосредственное управление заповедникам и национальным паркам близлежащих государственных природных заповедников и памятников природы федерального и регионального значения, обобщать и распространять имеющийся опыт функционирования таких территорий, включая правовые и финансовые аспекты. 17. Не допускать легализации отторжения участков особо охраняемых природных территорий федерального значения. 18. Совершенствовать эффективность контроля за загрязнением природных комплексов в границах особо охраняемых природных территорий. 19. Обеспечивать неукоснительное соблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, мелиоративных систем, транспортных средств, обращения с отходами производства и потребления на территориях природных парков, их охранных зон и охранных зон заповедников. 20. Разработать и внедрить систему показателей предельно допустимых нагрузок, норм посещения (с учетом сезонных различий) и компесационных мер для каждого заповедника и национального парка при осуществлении экскурсионно-туристической деятельности на их территориях. 21. Уделять особое внимание вопросам выделения в натуре и обозначения аншлагами и информационными знаками границ территорий заповедников, национальных парков, их функциональных и охранных зон. 22. Осуществлять комплекс мер, направленных на оптимизацию ведения охотничьего хозяйства и любительского рыболовства на территориях национальных парков, биосферных полигонов и охранных зон заповедников и национальных парков. Организация научно-исследовательской деятельности. Основой для организации научно-исследовательской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках России должна служить система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики и реальных потребностей заповедника (национального парка), а также потенциальных потребностей органов государственной власти и управления на региональном и федеральном уровнях. Эта система приоритетов должна быть определена для каждого из трех основных составляющих научно-исследовательской деятельности заповедников и национальных парков – инвентаризации, мониторинга, проблемно-ориентированных исследований. К приоритетным инвентаризационным работам следует отнести: · составление аннотированных списков видов сосудистых растений, позвоночных животных, фоновых семейств доминирующих отрядов беспозвоночных животных; · составление аннотированных списков видов групп животных и растений, имеющих особую значимость и (или) особенно высокое разнообразие в тех природных условиях, где расположен заповедник (национальный парк); · составление кадастров редких, уникальных и требующих особого внимания объектов живой и неживой природы, мест обитания редких видов животных и растений; · геоботаническое и почвенное картографирование. К числу приоритетных направлений мониторинга природных процессов и явлений следует отнести: · наблюдения за изменением уровня биоразнообразия и качественного состава биоты (флоры и фауны), в первую очередь позвоночных животных и сосудистых растений; · наблюдения за состоянием популяций: - редких видов растений и животных; - ценных охотничье-промысловых видов животных, животных имеющих значение с эпидемиологической точки зрения, особо ценных лекарственных растений, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость; - видов, особо уязвимых ввиду образования ими массовых скоплений (колониальных птиц, морских млекопитающих и т. д.); - видов-эдификаторов природных сообществ и экосистем и видов-индикаторов их состояния; · наблюдения за состоянием и динамикой экосистем: - являющихся эталонами для конкретного физико-географического региона; - особо редких и уникальных, в том числе реликтовых; - играющих особую роль для сохранения редких видов животных и растений; · наблюдения за параметрами, характеризующими «здоровье среды»; · продолжение многолетних наблюдений за природными объектами и явлениями, проводящимися более 10 лет, при обеспечении соблюдения единства места, времени и методики сбора данных. Приоритетными в заповедниках и национальных парках следует считать исследования, направленные на: · разработку или совершенствование методов экологического мониторинга; · выявление норм состояний природной среды и уровней допустимых воздействий на природные комплексы; · выяснение причин неблагоприятных тенденций в динамике природных комплексов, прогноз их последствий, а также последствий потенциально неблагоприятных внешних воздействий на природные комплексы особо охраняемой природной территории; · разработку и совершенствование мер охраны природных комплексов и объектов, разработку способов восстановления нарушенных природных комплексов, восстановление или стабилизацию численности редких видов растений и животных; · изучение экологии исчезающих и редких видов, популяций, сообществ и экосистем; · научное обеспечение организации экологического просвещения и познавательного туризма; · увеличение способности охраняемых экосистем и ландшафтов к саморегуляции и самовосстановлению. Для дальнейшего совершенствования организации научно-исследовательской деятельности заповедников и национальных парков представляется необходимым: 1. Выявить объекты и виды мониторинга, общие для значительного числа или большинства заповедников и национальных парков, провести анализ и стандартизацию применяемых методов. 2. Разработать централизованную программу мониторинга объектов и явлений, имеющих федеральную и международную значимость. 3. Осуществить «инвентаризацию инвентаризации», установив в каких заповедниках и национальных парках какие компоненты нуждаются в инвентаризации (или реинвентаризации) и картографировании; разработать централизованную программу инвентаризации биоты и тематического картографирования; 4. Организовать экспертизу ведущихся и планирующихся в заповедниках и национальных парках проблемных исследований на предмет их значимости, методологической и методической обоснованности. 5. Подготовить и утвердить фронтальные научно-исследовательские темы по наиболее актуальным для системы заповедников и национальных парков направлениям. 6. Сформировать рабочие группы и приступить к постепенной детальной разработке, экспертизе и утверждению перечней приоритетных направлений и долгосрочных планов НИР для каждого заповедника и национального парка. 7. Разработать структуру и приступить (по мере поступления данных из заповедников и национальных парков) к заполнению метабазы, содержащей информацию о всех имеющихся данных, собранных на территории заповедников и национальных парков, включая опубликованные работы, отчеты и т. д., с указанием формы, места их хранения и собственника. 8. Разработать порядок использования информации, поступающей из заповедников и национальных парков, обеспечить условия для хранения и оперативного использования собираемой информации. 9. Разработать стандартные формы представления заповедниками и национальными парками данных, предназначенных для использования на федеральном уровне (показатели биоразнообразия, редкие виды, состояние эталонных экосистем, «здоровье среды»). 10. Организовать представление в сети Интернет имеющейся в российских заповедниках, национальных парках и федеральном Центре информации, в первую очередь о многолетних рядах наблюдений. 11. Обеспечить максимально широкое освещение положительного опыта использования научных материалов заповедников и национальных парков. 12. Обеспечить функционирование специализированного научного отдела в каждом заповеднике и национальном парке. 13. Разработать и утвердить на уровне соответствующего федерального природоохранного органа положение, устанавливающее порядок эколого-экспертного анализа и оценки (проводимых в обязательном порядке силами заповедника или национального парка с привлечением, при необходимости, сторонних специалистов) всех хозяйственных и иных мероприятий, планов и программ, реализующихся на охраняемой территории, с целью минимизации их отрицательного воздействия на природные комплексы и объекты. 14. Проработать вопрос о возможности использования научной информации заповедников и национальных парков при проведении ОВОС и издания соответствующего нормативно-методического документа. 15. Шире привлекать научных сотрудников государственных природных заповедников и национальных парков в качестве экспертов при проведении государственной экологической экспертизе. 16. Регулярно представлять в заповедники и национальные парки информацию о международных и российских программах и проектах, в которых может быть задействован научный потенциал заповедников и национальных парков, оказывать организационное содействие заповедникам и национальным паркам в их реализации. 17. Разработать программу внедрения геоинформационных технологий и создания ГИС в заповедниках и национальных парках, приступить к созданию общей ГИС федеральных особо охраняемых природных территорий. 18. Создать центральную аттестационную комиссию для организации и проведения аттестации заместителей директоров по научной работе, главных, ведущих и старших научных сотрудников заповедников и национальных парков. 19. Уделять особое внимание поддержке и стимулированию деятельности молодых ученых, работающих в заповедниках и национальных парках. 20. Подготовить программу повышения квалификации научных сотрудников, предусмотрев в ней систематическое проведение курсов и семинаров по вопросам организации и методики экологического мониторинга, включая мониторинг биоты, методам анализа, организации и ведения баз данных, геоинформационным технологиям и приступить к ее реализации. 21. Подготовить и издать серию методических пособий для научного и научно-технического персонала заповедников и национальных парков. 22. Сформировать сеть волонтеров, в том числе зарубежных, для проведения полевых научных исследований в заповедниках и национальных парках (с направлением полученных при этом финансовых средств на поддержку данных исследований). Экологическое просвещение и работа с населением. Эколого-просветительская деятельность государственных природных заповедников и национальных парков даст ощутимый результат, если будет носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать влияние как на интеллектуальную так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умения и навыки людей, а также строиться на хорошей методической и материальной базе. Эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных парков призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку заповедников и национальных парков как объектов национального достояния. Системная организация эколого-просветительской работы заповедников и национальных парков возможна при решении следующих задач: · формирование научно-обоснованной базы для ведения эколого-просветительской работы на основе имеющихся научных, исторических и других архивных материалов, а также опыта и потенциала научных отделов заповедников и национальных парков; · организация целенаправленной систематической работы со всеми основными группами населения в каждом конкретном регионе; · организация работы с посетителями особо охраняемых природных территорий; · обеспечение тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями; · содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля; · участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне; · совершенствование и повышение роли текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы в каждом заповеднике и национальном парке; · формирование в заповедниках необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности; · постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов. В сфере эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков представляется необходимым: 1. Продолжить реализацию основных идей, изложенных в Концепции работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения. 2. Внедрить практику проведения в каждом заповеднике и национальном парке до начала планирования эколого-просветительской деятельности оценки ее эффективности за предыдущий период, в том числе с привлечением независимых (внешних) экспертов. 3. Осуществлять в каждом заповеднике и национальном парке сбор и обобщение информации об истории, хозяйственных, культурных и духовных традициях местного населения для использования этой информации при планировании эколого-просветительской работы. 4. Обеспечить создание и функционирование самостоятельных отделов экологического просвещения во всех заповедниках и национальных парках. 5. Увеличить фактическую численность специалистов отделов экологического просвещения с учетом специфики каждого заповедника и национального парка. 6. Внести дополнение в действующее положение о порядке выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет работникам заповедников и национальных парков, предусмотрев включение в исчисляемый стаж сотрудников отделов экологического просвещения время работы в образовательных, культурно-просветительских учреждениях и средствах массовой информации. 7. Повысить эффективность использования наработок и потенциала научных отделов в осуществлении эколого-просветительской деятельности и повышении профессиональной квалификации специалистов отделов экологического просвещения. 8. Расширить участие в эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков работников службы охраны их территорий. 9. Продолжить практику проведения методических семинаров и курсов повышения квалификации для работников отделов экологического просвещения заповедников, в том числе под эгидой региональных ассоциаций заповедников и национальных парков. 10. Расширить практику зарубежных семинаров и стажировок для изучения работниками российских заповедников опыта экологического просвещения и работы с населением в зарубежных природных резерватах, а также стажировок в российских заповедниках и национальных парках, имеющих значительный опыт в различных направлениях эколого-просветительской деятельности. 11. Усилить взаимодействие в сфере эколого-просветительской деятельности между заповедниками, национальными парками и территориальными природоохранными органами. 12. Систематически информировать о результатах, возможностях и перспективах эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. 13. Уделить особое внимание работе с электронными средствами массовой информации, в том числе с телевидением, приступить к координации этой деятельности на уровне федерального Центра. 14. Систематически проводить федеральные и региональные конкурсы для журналистов на лучшие статьи, передачи и фильмы о заповедниках и национальных парках. 15. Расширить практику самостоятельного издания заповедниками и национальными парками информационных бюллетеней, газет, приложений к региональным и местным периодическим изданиям, рассчитанных на различные слои населения, а также обеспечивать систематическое ведение заповедниками и национальными парками собственной рубрики в местной печати. 16. Расширять издание заповедниками и национальными парками рекламно-информационной продукции (буклеты, брошюры, плакаты, календари и др.) для распространения среди населения. 17. Ввести в практику оформление заповедниками и национальными парками своих информационных стендов в местах, посещаемых большим количеством людей (вокзалы, аэропорты, административные здания и др.). 18. Стремиться к формированию групп поддержки каждого заповедника и национального парка среди местного населения, в том числе с приданием этим группам определенного статуса (клубы и общества друзей заповедника и т. д.), всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп. 19. Шире привлекать местных жителей к участию в организуемых и проводимых заповедниками и национальными парками экологических акциях и иных мероприятиях природоохранной направленности. 20. Практиковать включение представителей региональных органов власти и местного самоуправления, иных региональных и муниципальных структур в состав научно-технических советов заповедников и национальных парков. 21. Выявлять отношение разных групп населения к каждому конкретному заповеднику или национальному парку, уровень понимания его роли в деле охраны природы и значимости для региона в целом, проводя соответствующие социологические исследования. 22. Расширять сотрудничество заповедников и национальных парков с неправительственными организациями, в том числе региональными, по вопросам развития эколого-просветительской деятельности и работы с населением. 23. Развивать институт волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках. Развитие познавательного туризма. Данная сфера является традиционной и высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях. При этом выделение ее в самостоятельный отдел обусловлено необходимостью более детальной концептуальной проработки этой достаточно сложной тематики. В то же время это направление, обязательное для каждого национального парка, вовсе не является обязательным для всех заповедников и должно осуществляться с учетом их размеров, традиций, ландшафтной, природоохранной и иной специфики. Для достижения целей и преодоления основных проблем развития познавательного туризма необходимо реализовать программу действий по следующим направлениям: Экспертный анализ и планирование. 1. Проанализировать потенциал для развития познавательного туризма на территориях заповедников, национальных парков, их охранных зон и на находящихся в их ведении иных особо охраняемых природных территориях: · Определить участки, где рекомендуется развитие туризма, и участки, где следует его исключить; · Изучить вопрос о возможности и целесообразности приоритетного размещения троп и маршрутов в охранных зонах и на биосферных полигонах заповедников и находящихся в их ведение иных особо охраняемых природных территориях; · Выявить целевые категории посетителей для каждой территории и определить степени приоритетности каждой из них. 2. Обеспечить планирование экскурсионно-туристической деятельности в каждом соответствующем заповеднике и национальном парке. 3. Разработать систему взимания платы за посещение особо охраняемых природных территорий, учитывающие специфику каждого региона и дифференцированную для местных жителей, российских и иностранных посетителей. Создание условий и развитие материальной базы познавательного туризма. 1. Организация маршрутов и троп: · разработка комплекса специализированных маршрутов и экскурсионных программ для различных категорий посетителей; · подготовка силами сотрудников заповедников, национальных парков и (или) привлеченных специалистов базовой информации для проведения лекций и экскурсий; · организация и обустройство модельных экологических троп и маршрутов; · оборудование территорий заповедников и национальных парков аншлагами и информационными стендами; · оценка предельно допустимых нагрузок на тропы и маршруты, разработка рекомендаций по оптимальным режимам проведения туров и экскурсий, определение путей минимизации негативных воздействий; · разработка правил, регулирующих поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью предотвращения ущерба природным комплексам и объектам. 2. Подготовка инфраструктуры: · осуществление ремонта и обустройства остановочных пунктов и стоянок; · строительство наблюдательных вышек и скрадков для наблюдения за дикими животными; · снабжение объектов инфраструктуры техническими средствами для эффективной утилизации бытовых отходов и очистки воды, внедрение альтернативных источников энергии; · модернизация существующих музеев и «визит-центров» заповедников и национальных парков, призванных играть ключевую роль в развитии познавательного туризма; · создание системы предоставления заповедникам и национальным паркам профессиональных консультаций сторонними, в том числе неправительственными, организациями по вопросам организации, проектирования, дизайна, оснащения музеев и «визит-центров», формирования, содержания и размещения выставок и экспозиций; · увеличение числа заповедников и национальных парков, имеющих собственные музеи; · создание «визит-центров» в каждом национальном парке и заповеднике. Работа с местным населением. 1. Проведение социологических опросов, интервью и обсуждений с жителями населенных пунктов, окружающих охраняемые территории, с целью выявления желания и возможностей местного населения участвовать в экотуристической деятельности. 2. Составление списков потенциальных участников процесса развития экотуризма, готовых предоставить жилье, транспорт, услуги гидов, сувенирную продукцию, продукты питания и т. д. 3. Проведение обучающих семинаров для местных жителей, желающих принять участие в обеспечении экотуристической деятельности, по вопросам стандартизации размещения и обслуживания туристов, работы гидов-проводников, развитию сопутствующего туризму малого бизнеса. 4. Поддержка развития сети частных гостиниц и системы гостевого обслуживания туристов в частных домах, внедрение экономических механизмов стимулирования местного бизнеса в сфере туристского сервиса. 5. Содействие развитию сувенирных промыслов и продвижению сувенирной продукции на соответствующем секторе рынка. Рекламно-информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. 1. Издание рекламно-информационной продукции для посетителей (буклеты, путеводители, картографические материалы и др.). 2. Тиражирование сувенирной продукции с символикой заповедников и национальных парков. 3. Подготовка (на федеральном уровне) единого базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях познавательного туризма в заповедниках и национальных парках. 4. Распространение информации и рекламы через сеть Интернет. 5. Организация публикаций, теле- и радиопередач о природе заповедников и национальных парков, возможностях организации познавательного туризма и проведения экологических экскурсий для жителей и гостей региона. 6. Формирование единого туристического продукта заповедников и национальных парков для продвижения на российский и международный туристический рынок. 7. Создание справочно-информационной системы по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению сферы туризма, рекламной туристической продукции. 8. Выявление и оказание содействия российским туристическим компаниям, деятельность которых наиболее соответствует интересам особо охраняемых природных территорий. 9. Содействие налаживанию партнерских связей заповедников и национальных парков с крупными зарубежными туристическими компаниями, университетами и другими учреждениями, заинтересованных в развитии познавательного туризма. 10. Обеспечение участия заповедников и национальных парков в международных и российских выставках-ярмарках, посвященных экологическому туризму. 11. Создание системы, стимулирующей ориентированных на познавательный туризм людей к посещению максимально возможного числа заповедников и национальных парков. Кадровое обеспечение. 1. Разработка программы обучения и повышения квалификации специалистов заповедников и национальных парков, занятых в сфере познавательного туризма, а также работников предприятий и организаций, работающих в данной сфере на договорной основе с заповедниками и национальными парками. 2. Подготовка и издание методических материалов для обучения вышеуказанных специалистов. 3. Проведение серии обучающих семинаров для основных категорий персонала, связанного с организацией познавательного туризма. 4. Создание центра профессиональной подготовки специалистов в сфере познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях. 5. Привлечение для работы в заповедниках и национальных парках выпускников вузов соответствующей специализации. Организация туристической деятельности. 1. Разработка и внедрение на федеральном уровне системы сертификации экотуристических маршрутов и услуг. 2. Принятие единой федеральной политики формирования цен на оказание услуг в сфере экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. 3. Выработка рекомендаций по единым федеральным стандартам оформления аншлагов, оборудования и оформлен
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.012 с.) |