Важно выделить несколько значимых аспектов анализа турпродукта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важно выделить несколько значимых аспектов анализа турпродукта.



1. Выявление тех направлений деятельности, которые характеризуются чертами уникальности, формируют ключевые компетенции, которые являются залогом наличия устойчивого конкурентного преимущества в привлечении туристов.

2. Выявление «внешних» культурных ресурсов, вытекающих из местоположения во времени и пространстве: культурных и иных туристских ресурсов, не относящихся к данному объекту, но расположенных в пределах территориальной доступности; культурных событий, имеющих «пересечения» с культурными ресурсами данного объекта.

3. Анализ текущего предложения турпродукта (т.е. используемых культурных ресурсов) по схеме «выгоды-впечатления».

Важной составляющей анализа продукта является получение информации о существующих потоках туристов, их количественных характеристиках и уровне удовлетворенности (степени соответствия искомых выгод и полученных впечатлений).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие три уровня выделяются в менеджменте культурного туризма?

2. В чем заключается миссия менеджмента культурного туризма?

3. Какие функции выполняет менеджмент культурного туризма?

 


3.3. Культурная политика региона и ее влияние на развитие культурного туризма (на примере Республики Карелия)

Состояние культуры в регионе, интерес к ней со стороны туристов, их культурные потребности обусловлены не только существующим имиджем региона, но и той политикой, которую проводит государство в отношении культуры. Формированию культурной политики в современной России придается большое значение. В настоящее время культурная политика реализуется через деятельность государственных структур, ведется неправительственными, общественными, политическими организациями и осуществляется как за счет бюджетных средств, так и частного (внебюджетного) финансирования, в том числе путем внедрения форм партнерства государственного, некоммерческого и частных секторов. Изменилась система взаимодействия всех субъектов культурной политики [83].

Основными тенденциями развития культуры России и новыми подходами к управлению ею являются:

1. децентрализация как формирование иерархии органов управления культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; увеличение самостоятельности субъектов в сфере культуры;

2. развитие организаций культуры, альтернативных государственным органам;

3. формирование в культуре частного сектора;

4. расширение корпуса общественных движений и объединений;

5. разделение организаций культуры на коммерческие и некоммерческие, развитие коммерческого сектора;

6. появление внебюджетных источников финансирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, спонсорских средств, грантов благотворительных фондов и т. п.;

7. развитие элементов рыночной инфраструктуры в культурной деятельности - театральных агентств, ивент агентств, продюсерских фирм, фондов и др.;

8. развитие инновационных методов и технологий управленческой деятельности в сфере культуры: проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью, интернет-технологии, менеджмент, маркетинг и т. д.

Зарубежный опыт показывает, что развитие ряда сегментов культуры может стать стратегически важным элементом социального и экономического развития регионов, позволит сократить безработицу, сделать актуальными исторические памятники и т.д. В период экономических кризисов двигателем развития регионов может стать культурная составляющая.

В России особое значение для социокультурного развития регионов имеют проекты по сохранению и использованию культурного наследия. Благодаря подобным проектам решаются многие социальные задачи, развивается внутренний и въездной культурный туризм.

Управление проектами сегодня дополняет развитую прежде форму управления организациями и дает возможность субъектам культурной политики осуществлять разнообразные творческие идеи. За рубежом существует обширный опыт управления в сфере культуры посредством внедрения проектов. В России интерес к подобным проектам как своеобразной форме организации культурной деятельности наметился с середины 90-х гг. XX века. В это время смена политической и экономической парадигмы существенно повлияла на социокультурную ситуацию в стране. Проект как особая форма организации культурной деятельности позволяет привлекать альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. С помощью проектного подхода можно добиться необходимого сочетания традиционных и инновационных начал в отечественной культуре, роста культурного многообразия.

В развитии культурной политики в Российской Федерации особую роль играет государство. Культурная политика государства – это специфическая деятельность, направленная на реализацию права каждого свободного гражданина свободно участвовать в культурной жизни общества, выявление и учет культурного аспекта во всех социально-экономических и технических проектах, сохранение и обогащение культурной самобытности народов при развитии культурных обменов. Культурная политика является сознательным регулированием в области культуры при принятии необходимых решений по всем вопросам, относящимся к культурному развитию общества в целом.

Культурная политика может осуществляться в рамках объединения, партии, образовательного движения, организации, предприятия, города, правительства. Но независимо от субъекта политики, она предполагает существование долгосрочных целей, среднесрочных и измеряемых задач и средств, объединенных в чрезвычайно сложную систему».

Важнейшими направлениями культурной политики региональных органов власти являются:

· модернизация услуг и обеспечение инновационного развития сферы культуры в интересах всех групп и слоев населения территории, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий, создание на их основе новых форм предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа и др.;

· повышение образовательной роли культуры, совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества;

· обеспечение равномерного распределения культурного предложения по территории;

· поддержка процессов, способствующих росту престижа культуры территории в РФ и за рубежом;

· содействие росту многообразия и богатства творческих процессов;

· поддержка устойчивого развития сферы культуры;

· совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности организаций культуры.

Имеющийся в Республике Карелия – одном из субъектов Российской Федерации (Северо-западный федеральный округ) – опыт деятельности общественно-государственных и общественных структур, созданных и действующих при органах государственного управления с участием граждан, позволяет говорить о формировании архитектуры диалога власти и граждан в сфере управления культурой на территории Республики Карелия.

Структурирование опыта, имеющегося в Карелии в сфере развития культуры и туризма, позволяет выделить следующие направления совместной деятельности представителей органов власти, НПО и научного сообщества в различных сферах жизни, в т.ч. в сфере реализации культурной политики:

1. Разработка нормативной правовой базы.

Применительно к управлению сферой культуры существуют и действуют универсальные документы, имеющие стратегический характер для республики и специальные документы, регламентирующие деятельность, а также отношения между властью и гражданами непосредственно в сфере культуры. К первой группе документов можно отнести Концепцию социально – экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (Распоряжение Правительства РК от 30 октября 2012 года № 658р-П), Программу социально – экономического развития Республики Карелия до 2015 года (№ 1532-ЗРК), Стратегию социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. Ключевые позиции в подготовке таких документов занимают учреждения науки (Карельский научный центр Российской Академии Наук). Документы, относящиеся ко второй группе, как правило, разрабатывают специалисты регионального (республиканского) органа управления культурой – Министерства культуры Республики Карелия в партнерстве с негосударственными некоммерческими организациями. Примером второго типа документов является Концепция социального партнерства органов государственной и муниципальной власти, неправительственных организаций по развитию гражданского общества в РК.

2. Развитие институциональной базы диалога власти, неправительственных организаций и граждан: создание и деятельность общественных организаций, советов, действующих при органах исполнительной и законодательной власти.

Таких советов в Карелии по состоянию на 1.01.2009 г. было сорок две единицы, в том числе это Координационный совет по вопросам развития туризма в Республике Карелия, Общественный совет при Министерстве культуры РК, Совет НПО при Председателе Законодательного Собрания РК.

3. Экспертное обслуживание взаимодействия власти и НПО, управления различными сферами жизни РК.

К настоящему времени представляется возможным говорить о наличии определенного опыта взаимодействия представителей власти, НПО и научного сообщества Республики Карелия в таких сферах, как, например, бюджетная - экспертиза республиканского бюджета Республики Карелия в части наличия и эффективности республиканских целевых программ и представление результатов проведенной экспертизы на общественных слушаниях, заседаниях Совета неправительственных организаций при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия, и затем – депутатам ЗС РК.

4. Создание специальных научно-образовательных подразделений в структуре действующих учреждений образования и науки (примеры: Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета) и за их пределами (АНО «Центр публичной политики, гражданского образования и прав человека»).

Сферами, привлекающими внимание органов власти, организаций гражданского общества, экспертного сообщества являются сфера культуры, а также сфера культурного туризма, в том числе событийного.

Под событийным туризмом понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми событиями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы туристов. Событийный туризм включает в себя ряд мероприятий культурного, спортивного, исторического, этнографического и делового характера.

На протяжении всего периода развития туризма в Карелии самыми посещаемыми объектами были и остаются Кижи, Валаам и Соловки, составляющие духовную и культурную опору нынешнего Русского Севера. Для сохранения и приумножения православных и культурных традиций на основе духовного богатства трех великих островов разработан мега-проект «Духовное преображение Русского Севера», в котором предусматривается реализация следующих мероприятий:

- создание 10 визит-центров, включающих православную часовню, выставочный зал, информационный туристский центр;

- создание этнокультурно-туристского центра в районе Кижского архипелага к предстоящему в 2014 году 300-летию Кижского ансамбля, включающего в себя Православный Храм, современный культурно-деловой центр, гостиничный комплекс и этнодеревню;

- популяризация истории России на основе духовного и культурного наследия Кижей, Валаама и Соловков с созданием в Республике Карелия Центра духовного возрождения Русского Севера;

- развитие инфраструктуры туристской индустрии и решение задач социально-экономического развития регионов Северо-Запада России в окружении трех великих островов;

- поддержка и развитие духовного паломничества, православного просвещения, культурного и экологического туризма.

В результате реализации проекта предполагается увеличение годового туристского потока на 700 тысяч человек, рост поступлений в бюджеты всех уровней на 203 млн. руб. в год, создание в СЗФО более 1000 новых рабочих мест.

Весьма важную роль для специфики развития культурного туризма в регионе играет географическое положение Карелии, её природа, характер береговой линии, рельеф территории. В этом плане Карелия просто создана для развития практически всех видов активного отдыха.

Одной из разновидностей культурного туризма в Карелии является сельский туризм, в рамках которого туристы знакомятся с этнокультурными особенностями региона.

В условиях диверсификации экономики Республики Карелия сельский туризм играет все более возрастающую роль в социально-экономическом развитии тех сельских территорий, которые, обладая значительным неиспользуемым туристско-рекреационным потенциалом, испытывают снижение высокой занятости населения в отраслях, традиционно доминировавших в структуре экономической базы муниципальных образований: лесном, горнодобывающем, агропромышленном комплексах. В подобных условиях только многопрофильность сельской экономики может обеспечить комплексное развитие сельских территорий[28].

Карелия одной из первых в России стала развивать сельский туризм. Первые карельские сельские «бизнесмены» были участниками международного проекта ТАСИС «Развитие сельского туризма, основанного на рациональном использовании природных и культурных ресурсов», в рамках которого Евросоюз выделил 250 тыс. евро в 2005 году, в нем приняли участие 59 фермеров Карелии. На эти деньги с помощью специалистов из Финляндии и Ирландии были разработаны рекомендации по обустройству дома, обслуживанию гостей, определению стоимости услуг. Часть денег пошла на обустройство четырех образцовых «сельских усадеб» – обычных деревенских домов, переоборудованных для приема туристов. Их хозяева получили по 3,5 тыс. евро, чтобы превратить свои избушки в современные жилища с отдельными комнатами для гостей, водопроводом, биотуалетом и бытовой техникой не хуже, чем в домашних гостиницах Финляндии и Ирландии, куда карельские домовладельцы ездили на стажировку.

Знакомство с культурой страны пребывания является важнейшим фактором практически всех видов туризма, но сельский туризм, в первую очередь, вызывает необходимость позаботиться о культуре быта. Правда модель сельского туризма, которая установилась в европейских странах, имеет мало общего с сельским туризмом в Карелии. Специфические условия жизни сельских территорий, связанные с малочисленным населением, удаленностью мест проживания, приближенность к натуральному хозяйству, отсутствием бытовых удобств, являются достаточно привлекательными для современного европейского туриста. Эти особенности активно использует местное население карельской глубинки.

Результаты исследований[29] показали, что у половины семей этих территорий налажены долговременные прочные контакты с финскими и шведскими семьями, которые на протяжении 20 лет периодически приезжают в Карелию. Этот долговременный контакт перешел в тесное дружеское сотрудничество. Гости и жители Карелии организуют совместные праздники, сопровождающиеся старинными игрищами. Финны любят приезжать на Иванов день, Петров день и др. Некоторые предприниматели включились в этот процесс, вкладывая при этом определенные средства. На сельских приграничных территориях Карелии отмечается достаточно высокая активность местного населения, которое включено в сферу предоставления услуг для приезжающих иностранных туристов (жилье, питание, баня, досуг). Причем, приём гостей для некоторых семей является одним из важных источников доходов, а для некоторых – вообще единственным. Местное население приграничных сельских территорий РК активно участвует в неформальном секторе услуг сельского туризма. Причем, около 30 % респондентов готовы включиться в эту деятельность на формальном основании. Среди них присутствуют достаточно активные, которые могли бы при возможности открыть свое дело.

Сельский туризм является подходящим инструментом и для возвращения к жизни приходящих в упадок сельских районов, и для обеспечения их самодостаточного будущего путем сохранения или даже создания новых рабочих мест, увеличения разнообразия видов работ, сохранения услуг, поддержки фермерства, расширения культурного обеспечения, сохранения пейзажа и природы или поддержания сельских искусств и ремесел с целью привлечения туристов. Возможны следующие виды организации сельского туризма: сдача комнат или небольших домиков в сельской местности; размещение туристов в семье в сельском доме; организация комбинированных туров с проживанием в сельском доме; рыбалка и охота с проживанием в сельской местности.

Основная причина возникновения и развития сельского туризма – потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом крестьянской семьи. Причем не только попробовать свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, но и, порой, принять непосредственное участие в сельскохозяйственных работах.

Сельский туризм, в отличие от массового, не оказывает разрушающего воздействия на окружающую среду, вносит существенный вклад в развитие регионов, преследует главную цель – сформировать новый туристский продукт с учетом природной, историко-культурной специфики регионов.

С целью дальнейшего развития сельского туризма в Карелии в последнее время были реализованы важные международные проекты: «Неаграрное развитие сельской местности в Республике Карелия» (финансируемый Обществом сельского развития губернии Вестерботтен (Швеция), проект «Развитие сельских территорий на юге Карелии», финансируемый шведским отделением Фонда дикой природы, Тасис проект «Четыре сезона в Калевале», благодаря которому создан Информационный туристский центр в поселке Калевала[30]. Реализация проектов привлекает все больше жителей края к туризму, дает возможность пройти обучение на примере международного опыта.

Все чаще туристов привлекает самобытная культура народов Севера. В этническом портрете того или иного народа они находят отражение национального характера, национальный темперамент, национальные чувства, настроения и устремления, национальные традиции. Своеобразие национального темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий этноса, специфической этнической культурой.

В условиях глобализации этнокультурные проблемы становятся центральными. Это связано с миграционными потоками, с интенсификацией информационно-коммуникативного пространства, динамичным развитием межкультурных контактов обществ, социальных групп и индивидов, созданием новых социокультурных образований. Этнокультурное многообразие, совокупность разных типов восприятия чужой культуры требуют преодоления культурной замкнутости.

Одним из путей решения возникающих этнокультурных противоречий является развитие этнографического туризма в регионах, так как оно:

· способствует укреплению толерантного отношения к представителям разных этносов, укреплению чувства идентичности, дальнейшему сохранению культуры региона;

· помогает сохранению культурного, социального разнообразия, многообразия и многоликости современного мира;

· возрождает местные сообщества в целом и обеспечивает альтернативу постепенному экономическому спаду и депопуляции, которые грозят многим населённым пунктам;

· подразумевает участие коренного населения, чья этническая особенность и является основной туристского интереса;

· подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомства с местной национальной культурой.[31]

Важную составную часть народной, художественной культуры составляет этнокультурное наследие. Основными его элементами являются: жилища, храмы, одежда, утварь, народные музыкальные инструменты, говоры и диалекты, традиционные уклады и типы хозяйствования, обряды, праздники, результаты творческой деятельности определенного народа, пришедшие к нам из прошлого и сохраняемые как важные составные части этнической культуры. Они представлены в основном экспозициями музеев и редко существующими поселениями, сохранившими особенности этнографической, традиционной культуры.[32]

Сегодня многие туристы желают окунуться в национальную атмосферу, непосредственно почувствовать быт и культуру народа через участие в жизни семьи или деревни. Развитие этнического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма интересен сегодня и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью. Коренные малочисленные народы вепсы, карелы, саамы и др. являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно на территориях их традиционного проживания.

На территории республики проживают три коренных народа – карелы, финны, вепсы, создавшие уникальную и самобытную культуру. Уникальные исторические, природно-ландшафтные, историко-архитектурные территории и объекты Республики Карелия должны стать базой для фольклорного и этнографического туризма.

Фольклорно-этнографический туризм – это интерес к культуре этноса, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюмам, языку, устному народному творчеству, традициям и обычаям, этническом творчеству. Этот вид туризма интересен сегодня и будет востребован в будущем в связи с его неповторимостью.

Сохранились старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитектурой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес для любителей этнографического туризма.

На современном этапе фольклорный и этнографический туризм в республике Карелия развивается в нескольких направлениях.

1.Экскурсионные программы в местности, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов. Например, большой популярностью пользуются р унопевческие деревни «Беломорская Карелия».

Калевала – территория, связанная с созданием эпоса карельского и финского народов «Калевала». Эпос написан финским врачом и фольклористом Элиасом Леннротом на основе рун (песен), собранных им во время путешествий по Финляндии и Карелии в 1828-1837 годах. В нее входит семь деревень, сохранивших традиционную архитектурно-планировочную структуру. Это Вокнаволок, Суднозеро, Поньгома, Пирттигуба, Хайколя, Ювалакша, поселок Калевала. Выявлено около 60 памятников архитектуры (культовые сооружения, жилые и бытовые строения, намогильные домики), характеризующих уклад жизни, обычаи и традиции этнической группы «северные карелы» и 16 памятников истории, связанных с созданием эпоса «Калевала», в том числе сосна, под которой Э. Леннрот записывал песни рунопевцев. Разработан туристский маршрут «Тропа Леннрота», повторяющий путешествия фольклориста. В поселке Калевала находится музей «Рунопевцы Калевалы». Местный карельский х ор сохраняет традиции народного творчества.

18 сентября 1995 года в деревне Войница был открыт «Камень Ваассилы» — памятник рунопевцам, установленный Карельским Просветительским обществом в сотрудничестве с обществом «Калевалы».

Выделяются историко-культурные территории: Поморье, Выгореция, Заонежье, Сямозерье, Водлозерье и другие.

2.Фольклорные праздники и фестивали.

В Карелии проводятся праздник народного юмора (Пряжинский район, д. Киндасово), фольклорный праздник «Древо жизни» (Прионежский район, с. Шелтозеро), фольклорный праздник и День мастера (Медвежьегорский район, о. Кижи), «Молочный фестиваль» (Олонецкий район), праздник эпической народной поэзии (Костомукшский район, д. Вокнаволок), фестиваль национального костюма «Олонецкий хоровод» и «Олонецкие игры Дедов Морозов» (Олонецкий район), фольклорный праздник «Древо жизни» (Прионежский район, п. Шелтозеро), Национальный праздник северных карел (п. Калевала).

С 1990-х годов возродилисьлокальные фольклорные праздники в Олонецком районе: праздники в честь св. Петра и Павла в с. Коткозеро, Троицы в г. Олонце, св. Михаила в с. Михайловское и др.

С 1992 года в Республике Карелия раз в два года проводится Международный «Кантеле-фестиваль». Одним из наиболее устоявшихся в Республике Карелия является праздник «Сказочный корабль Коргуева» в Лоухском районе, «Родичи» в д. Хайколя Калевальского национального района. В д. Кинерма Пряжинского района проходит «Праздник топора». В д. Юшкозеро Калевальского национального района организуется фольклорный фестиваль «Четыре сезона в Калевале».

Наиболее заметными в палитре местных праздников в Карелии стали праздники Ильина дня в д. Вокнаволок г. Костомукша, д. Панозеро Кемского района, в на острове Малый Колгостров в Водлозерском национальном парке Пудожского района.

В 2008 году в Петрозаводске проходил международный фестиваль эпической культуры «Эпосы народов мира в гостях у «Калевалы». В 2010 году реализовывался этнокультурный проект «Калевальская мозаика», посвящённый 175-летию выхода в свет первого издания национального эпоса «Калевала» (г. Олонец). В 2009 и 2011 гг. в Петрозаводске состоялся Всероссийский фестиваль современного ручного ткачества «Пестрые нити» (Kirjavat langat).

3.Культурно-этнографические центры.

В Карелии функции этнокультурных центров выполняют: ГУ «Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия», (г. Петрозаводск), МУ «Этнокультурный центр «KALEVALATALO» (п. Калевала, Калевальский национальный район), МУ «Национальный центр сямозерских карелов «Сямозерье» (п. Эссойла, Пряжинский национальный муниципальный район) краеведческое направление, МУ «Центр поморской культуры» (г. Беломорск, Беломорский муниципальный район), МУ «Культурно-досуговый центр с. Вешкелица «Суарна кюля» (с. Вешкелица Суоярвский муниципальный район), «Дом д. Вокнаволок» филиал МУ Культурно-музейный центр г. Костомукши» (Костомукшский городской округ), Центр карельского языка и культуры «Ливвин кескус» на базе МУ «Сельский культурно-спортивный комплекс» (п. Эссойла, Пряжинский национальный муниципальный район), МУ «Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина» с филиалом в д. Большая Сельга (г. Олонец, Олонецкий национальный муниципальный район), МУ «Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П.Лонина» (с. Шелтозеро, Прионежский муниципальный район), этнокультурный центр «Туоми» на базе МУ «Чалнинский сельский Дом культуры» (п. Чална, Пряжинский национальный муниципальный район), гостевой дом общества карелов-людиков (с. Михайловское, Олонецкий национальный район), гостевой дом в д. Кинерма (д. Кинерма, Пряжинский муниципальный район) на базе исторического комплексного памятника деревянного зодчества.

Сеть этнокультурных центров выступает как один из ресурсов развития территории через сохранение, развитие, продвижение культурных традиций, языка коренных народов: карелов, вепсов, финнов, а также русских Заонежья и поморов. Основная задача этнокультурных центров, которые войдут в сеть – сохранить собственную местную культуру в живом виде: организовать языковые гнезда, вести просветительскую и исследовательскую работу по сбору вещественных памятников и фольклора, возрождать ремесла и народные праздники, представлять уникальную традиционную культуру Карелии на международном уровне с помощью современных технологий. Сеть этнокультурных центров Карелии должна стать эффективным ресурсом для повышения инвестиционной и туристической привлекательности территории.

4.Музейные дестинации.

Музеи хранят и изучают культурное наследие (традиции, обычаи, ремесла), являются инициаторами культурных событий (праздники, фестивали, обряды и т.д.). Восприятие музейных дестинаций создает «эффект присутствия, сопричастности, «очевидства», «включенности» в иной социокультурный контекст»[33].

Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края.

Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т. д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным.

В Карелии работают Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина, Шелтозерский вепсский этнографический музей, этнографический музей в д. Рубчойла располагается этнографический музей, «Музей рунопевцев» в п. Калевала.

На территории Карелии находятся «Кижи» - один из старейших в России историко-архитектурных и этнографических музеев под открытым небом и наиболее посещаемый объект международного туризма в республике.

5.Развитие творчества народных мастеров и декоративно-прикладного искусства

С конца 1990-х годов активизировалось возрождение традиционных ремесел и промыслов. В настоящее время актуальной формой распространения продукции являются ярмарки. Организаторы в целях привлечения покупателей совмещают их с фольклорными фестивалями или народными праздниками. Такова, например, Вешкельская ярмарка в Суорвском районе, Шуньгская ярмарка в Медвежьегорском районе, Святозерская ярмарка в Пряжинском районе, I Международный фестиваль ремесленного труда в Петрозаводске.

В 2002 г. проходила работа по реализации этнокультурного проекта «Национальная палитра Карелии». В Петрозаводске работает частная художественная галерея «Дом куклы» Татьяны Калининой и Гильдия мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Карелия.

Положительными факторами для развития фольклорного и этнографического туризма являются: богатое фольклорно-этнографическое наследие; наличие этнического разнообразия народов; многочисленность объектов туристского показа; близость к Санкт-Петербургу – крупному промышленному, транспортному и культурному центру; традиции северного гостеприимства.

Отрицательными факторами, тормозящими развитие фольклорного и этнографического туризма можно считать:

1. Естественное физическое старение и разрушение материальных объектов культурного наследия, уход поколений людей – исконных носителей материальной и нематериальной культуры.

2. Слабое развитие социально-бытовой инфраструктуры, включая инфраструктуру туризма. Низкий уровень развития региона, с точки зрения отсутствия в нем в достаточном количестве предприятий питания, предприятий размещения туристов и служб сервиса, является одним из главных факторов, препятствующих развитию любого направления туризма, в том числе фольклорного и этнографического.

3. Недоступность объектов фольклорного и этнографического туризма. Плохое состояние транспорта, транспортной инфраструктуры и дорожных коммуникаций не способствует формированию туристских потоков в регион.

4. Кризисное состояние объектов показа этнографического туризма, требующее реконструкции и проведения реставрационных работ.

5. Отсутствие экономических и культурных программ местных властей по сохранению национальных и культурных традиций, формированию чувства национальной гордости, сохранению самобытности малых народов.

Фольклорный и этнографический туризм как основополагающая стратегия развития дестинаций может стать основой для развития событийного туризма в Карелии.

Посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни в рамках региона или всего мира основа событийного туризма. Существует огромное множество поводов для организации событийного туризма. В мире культуры популярны различные музыкальные фестивали, фестивали народных праздников, национальных культур, ярмарок. В деловой жизни важную роль играют профильные бизнес - выставки и экономические форумы. Можно выбрать крупные спортивные мероприятия, такие как «джип-туры», хоккейные турниры и др.

Событийный туризм - это возможность узнать всю правду и все самое новое о том, что интересно туристу. Существует огромное множество поводов для организации событийного туризма. Событийный туризм не исчерпаем по содержанию, ежегодно появляются новые событийные мероприятия, которые из случайных переходят в разряд регулярных.

Культурный туризм оказывает значительное экономическое и социально-культурное воздействие на регион:

· увеличение потоков инвестиций;

· развитие местной инфраструктуры;

· создание дополнительных рабочих мест.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные тенденции развития культуры России на современном этапе.

2. Выделите важные направления культурной политики, осуществляемой региональными органами власти.

3. Как реализуется культурная политика в Республике Карелия.

4. Какие проекты разработаны в республике по сохранению и использованию культурного наследия.

5. Охарактеризуйте развитие событийного туризма в Карелии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.06 с.)